ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія України » Історія Української ССР у 10-ти томах

Движение демократической учащейся молодежи
Рост революционной
борьбы пролетариата влиял «...кос-
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 9,
с. 251.
48 /. Украина в период назревания революционного кризиса начала XX в.
Портрет курсистки.
Художник Е. И. Буковецкий. 1905 г.
венно и на оживление
демократического духа в студенчестве и в других
слоях населения» 1. Характерной
чертой студенческого движения в начале
XX в. стало объединение его с
политической борьбой рабочего класса.
В этот период происходили
определенные сдвиги в социальном составе
студенчества, хотя его большинство,
как и в предыдущие годы,
составляли представители дворянства и
зажиточных слоев населения. На 1
января 1904 г. дети дворян, чиновников
и купцов первой гильдии составляли
в Киевском университете 59%,
Харьковском—53, Новороссийском—43%
общего количества студентов.
Выходцев из мещан, разночинцев и купцов
второй гильдии в Киевском
университете насчитывалось 29%,
Харьковском — 34, Новороссийском — 45%.
Несколько больше стало детей зажи-
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 6.
с. 181.
точных крестьян и казаков в
учебных заведениях: в Киевском
университете на 5%, Харьковском — на 7,
Новороссийском — на 3 %.
Более демократичным был
социальный состав студенчества в
высших технических учебных
заведениях. Так, в Екатеринославском
высшем горном училище на 1 января
1904 г. обучалось 22% студентов из
дворян и чиновников, 9 — из купцов,
30 — из мещан, 14 % — из крестьян.
Увеличение в конце XIX — начале
XX в. платы за обучение с 50 до
100 руб. в год, запрещение приема в
университеты выпускников
учительских семинарий и другие проявления
социальной политики царизма,
касающейся высших учебных
заведений,— все это закрывало двери
университетов для детей трудящихся.
Только сыновья помещиков, крупной
и средней буржуазии, высших
кругов чиновничества и интеллигенции
могли свободно поступать в высшую
школу и не испытывали
материальных затруднений во время учебы.
Выступления демократического
студенчества, его участие вместе с
рабочими в открытых политических
демонстрациях возрастали в новых
условиях огромными темпами,
неслыханными не только в царской России,
но и в других европейских странах.
Начало этим выступлениям
положило участие студентов в Харьковской
маевке 1900 г. В прокламации,
выпущенной Харьковским союзным
советом объединенных землячеств,
указывалось, что маевка призвана
пробудить революционные настроения
студенчества в отношении
существующего политического строя. Более
четко формулировались задачи
студенчества в прокламации Киевского
союзного совета, выражавшей
уверенность в том, что «из рядов
студенчества будут выходить борцы за
рабочее дело».
В условиях революционного
подъема демократическое студенчество
2. Подъем революционного движения
49
стремилось к сплочению своих рядов
для дальнейшего расширения
движения академического и политического
характера. С целью усиления
консолидации и создания центральной
студенческой организации по
инициативе студентов Московского
университета была предпринята попытка
созвать нелегально всероссийский
студенческий съезд. В его программу
входила организация всего
студенчества «...для выражения всякого рода
протестов по поводу явлений
академической, общественной и
политической жизни» *. Съезд открылся в
Одессе 16 июня 1900 г. На него
прибыли делегаты от высших учебных
заведений Москвы, Петербурга,
Киева и Харькова. Работа съезда
продолжалась только один день. 17 июня
полиция арестовала всех делегатов и
выслала их из Одессы.
Но это не остановило развития
студенческого движения. События,
происшедшие в конце 1900 г. в
Киевском университете, дали новый
толчок массовым выступлениям
студентов, поддержанным рабочими Киева
и других городов. В ноябре в
Киевском университете начались
многолюдные сходки, на которых студенты
требовали удаления
невежественного в науке профессора и
расследования слухов об изнасиловании
девушки двумя «белоподкладочниками».
Организаторов этих сходок ректор
распорядился отправить в карцер, но
за неподчинение они были
исключены из университета.
На новой массовой сходке 7
декабря, проходившей в актовом зале
университета с утра до позднего вечера,
студенты требовали возвращения з
университет исключенных
товарищей, отмены в высших учебных
заведениях наказания карцером,
осуждали реакционную политику
самодержавия по отношению к высшей
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 4,
с. 391.
школе. В ответ на это по приказу
властей солдаты окружили
университет и переписали присутствующих.
И января 1901 г. газеты
опубликовали правительственное распоряжение
об отдаче 183 студентов университета
в солдаты. Этим правительство
рассчитывало запугать студенческую
молодежь и заставить ее отказаться от
участия в революционном движении.
В. И. Ленин откликнулся на
события в Киевском университете статьей
«Отдача в солдаты 183-х студентов»,
которая была напечатана в «Искре».
В этой программной статье В. И.
Ленин четко определил задачи и
средства борьбы демократического
студенчества совместно с пролетариатом.
Он писал, обращаясь к передовому
студенчеству России, что достойным
ответом на растущие репрессии было
бы «...исполнение угрозы киевлян,
устройство выдержанной и стойкой
забастовки всех учащихся во всех
высших учебных заведениях с
требованием отмены временных правил
29-го июля 1899 года» 1. Но ответить
на этот наглый вызов
общественному мнению, указывал В. И. Ленин,
обязано не только студенчество: это
долг всех слоев народа во главе с
передовыми рабочими и
социал-демократическими организациями. В. И.
Ленин призвал социал-демократов
организовать открытые политические
демонстрации с участием рабочих,
студентов и других демократических
слоев общества.
Как пример совместных действий
студентов и рабочих, поднимавших
массы на политическую борьбу, В. И.
Ленин приводил в своей статье
события, происшедшие 1 декабря 1900 г.
в Харькове. В этот день рабочие п
студенты, собравшись перед
помещением редакции газеты «Южный
Край», которая травила любые
выступления прогрессивной демократии
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 4,
с. 395.
4 История Украинской ССР, т. 5
50 /. Украина в период назревания революционного кризиса начала XX в.
ческой мысли и восхваляла
репрессии правительства, выразили
открытый протест против позиции
продажной реакционной прессы '.
Посеяв ветер, царизм пожал бурю.
В стране началась всеобщая
студенческая забастовка, охватившая к
марту 1901 г. 30 тыс. студентов 35
высших учебных заведений. Первыми
выступили в январе 1901 г. студенты
университета и цолитехнического
института в Киеве. Их поддержали
студенты Петербурга, Москвы,
Харькова и других городов.
Ряд искровских партийных
организаций обратились с воззваниями к
рабочим о поддержке студентов.
Харьковский комитет РСДРП писал
в своей листовке: «Дело студентов,
которые протестуют против отдачи их
в солдаты,— дело всего русского
рабочего люда. Студенты и все честные
русские люди борются против нашего
общего врага — царского
самодержавия,— и нам надо их поддержать».
Рабочие откликнулись на эти
призывы. В начале 1901 г. начались
массовые политические демонстрации в
поддержку студентов, рабочие
выступали и совместно с ними. Однако
большинство
социал-демократических организаций в силу
раздробленности, кустарничества и
сопротивления «экономистов» не сумели
организовать и возглавить выступления
пролетариата, который, по определению
«Искры» (апрель 1901 г.), ринулся
в бой «помимо своих руководителей».
Наиболее крупные политические
демонстрации рабочих, поднявшихся
на помощь студентам, состоялись
в Москве. По призыву комитета
РСДРП совместная политическая
демонстрация студентов и рабочих,
посвященная 40-летию падения
крепостного права, произошла 19
февраля 1901 г. в Харькове.
Корреспондент «Искры» писал, что, когда ка-
1 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч.,
т. 4; с. 396.
заки напали на демонстрантов,
участвовавшие в ней рабочие,
вооружившись дубинками, дали им отпор.
Грандиозное выступление рабочих '
и студентов состоялось 11 марта
1901 г. в Киеве. Ленинская «Искра»
высоко оценила его. «Демонстрация,
в которой участвовали и студенты, г—
сообщала газета,— прошла
блестяще. Огромная толпа, рабочих
(говорят до 15 тыс.) стройно двигалась
по Крещатику с красным здаменем
и пением «Марсельезы». Передовое
студенчество Киевского университета
сделало политические выводы из
выступления 11. марта. Как
впоследствии указывалось в
прокламации-Киевского союзного совета студенческих
организаций, демонстрация еще раз
доказала, что естественным союзди:
ком студенчества является рабочий
класс, что только в союзе с ним
протест учащейся молодежи станет
грозной силой, с которой самодержавие
вынуждено будет считаться.
Для 1901/902 учебного года
характерен рост политической
направленности студенческих выступлений.
Студенты Петербурга, Москвы,*
Киева, Риги, Одессы и других городов,
как видно из листовок и
прокламаций, начинали понимать неофходи-.
мость борьбы совместно с рабочдми
за политическую свободу. «Только
выведенное из узких рамок борьбы за
академическую свободу и
поставленное на широкую арену политической
борьбы студенческое движение может
рассчитывать на энергичную
поддержку со стороны прогрессивного
слоя населения» *,— говорилось в
прокламации Харьковского союзного
совета студенческих организаций от
16 октября 1901 г. Подобного
характера заявления содержались в
постановлении сходок студентов
Киевского политехнического института от
24 октября, Петербургского уцивер-
ситета от 13 ноября.
1 Искра, 1901, дек.
2. Подъем революционного движения
51
На студенческих сходках
принимались решения о демонстрациях
совместно с рабочими. Пролетарии и
студенты все чаще выходили на
открытые уличные демонстрации. Они
несли лозунги «Долой самодержавие!»,
«Да здравствует политическая
свобода!», «Да здравствует пролетариат!».
Рабочие являлись главной и
решающей силой этих политических
выступлений. При их участии
демонстрации носили более массовый и
организованный характер, а полиции
часто не удавалось безнаказанно
избивать демонстрантов.
В Харькове 9 ноября 1901 г.
состоялась демонстрация студентов,
поводом к которой послужило известие
о проезде через Харьков
пролетарского писателя А. М. Горького,
высланного царскими властями из родного
города. Своим выступлением
студенчество выразило протест против
произвола царизма.
В,конце ноября — начале декабря
(28 ноября — 2 декабря) на улицах
Харькова произошли новые крупные
антиправительственные
демонстрации студентов и рабочих. Поводом
послужило исключение из
ветеринарного института студентов первого
курса, требовавших увольнения
профессора, известного своим
невежеством и грубым отношением к
студентам. Учащиеся других учебных
заведений Харькова поддержали
выступление студентов ветеринарного
института. Студенческая молодежь
города вышла на улицы. К ней
присоединились рабочие. В течение
нескольких дней происходили уличные
шествия студентов и рабочих, которые
пели революционные песни и несли
красные знамена с политическими
лозунгами. Во время одной из
демонстраций произошли кровавые
столкновения с казаками и полицией.
С ними вступали в бой рабочие,
оборонявшиеся камнями и палками. Как
писал В. И. Ленин, Харьков
превратился в поле боя полиции и казаков
с народом, протестовавшим против
самодержавного произвола *. По
распоряжению правительства 250
студентов выслали из Харькова по
этапу, а университет ,б&л временно
закрыт. .; , i
Однако . студенческое движение
продолжало нарастать; 5 декабря
1901 г. 700 студентов Киевского
политехнического института
выдвинули требования о > возвращеции из
ссылки харьковских товарищей и
демократизации условий. поступления в
высшие учебные заведения. 15—16
декабря в Екатеринославе прощла
организованная местным' комитетом
РСДРП большая политическая
демонстрация солидарности рабочих и
студентов высшего горного училища
с харьковскими и киевскими
студентами.
Пытаясь успокоить студенчество
мелкими частичными уступками,
царизм наряду с усилением репрессий
против участников политических
выступлений встал на путь заигрывания
с либеральной общественностью.
22 декабря 1901 г. были
опубликованы новые «Временные правила о
студенческих учреждениях». Студентам
разрешалось под надзором «учебного
начальства» создавать кружки
просветительского типа, столовые, кассы,
библиотеки, выдвигать кандидатов в
курсовые старосты, в
исключительных случаях созывать студенческие
собрания. < Подобная регламентация
деятельности студенческих
организаций не могла, естественно,
удовлетворить демократическую студенческую
массу. Поэтому попытка введения в
действие новых правил встретила со
стороны. студенчества решительное
сопротивление.
Студенческие выступления в знак
протеста против новых правил
охватили в январе — феврале 1902 г. Киев,
Петербург, Москву, Харьков, Томск,
1 См.: Ленин В, И, 'Поли. собр. соч.,
т. 5, с. 371.
4*
52 /• Украина в период назревания революционного кризиса начала XX в.
Одессу, Ригу и другие города. 2—
3 февраля в Киеве состоялась
крупнейшая на Украине студенческая
демонстрация, организованная
комитетом РСДРП и Киевским союзным
советом студентов. Она прошла под
лозунгами «Долой самодержавие!»,
«Да здравствует свобода!».
Ленинская «Искра», высоко оценивая эти
выступления, писала 15 февраля
1902 г., что важнейшим его
результатом было «падение престижа
самодержавия в широких слоях народа».
В конце февраля — марте
выступления студентов переросли в новую
всероссийскую забастовку, которая
охватила свыше 30 тыс. человек и
сопровождалась совместными с
рабочими крупными демонстрациями.
Политика заигрывания царизма со
студенчеством закончилась провалом.
Введение новых «Временных
правил» было сорвано.
В январе 1902 г. в Риге нелегально
состоялся второй Всероссийский
студенческий съезд. На нем
присутствовали 40 делегатов, представлявшие
почти все высшие учебные заведения
страны. Съезд обсудил политическое
положение в России, задачи
студенческого движения и принял
«Манифест», который прямо заявлял о
политическом характере студенческого
движения, призывая бороться вместе
с пролетариатом и работать под
руководством местных комитетов РСДРП.
Содержание «Манифеста»
свидетельствовало о том, что большинство
участников съезда находилось под
влиянием революционной
социал-демократии. Он получил высокую
оценку В. И. Ленина и был напечатан в
«Искре» (10 марта 1902 г.).
Однако, приобретая постепенно
политический характер, студенческое
движение, вследствие пестроты
своего социального состава,
по-прежнему не имело единой политической
программы. В работе «Задачи
революционной молодежи» (1903 г.)
В. И. Ленин различал в студенчестве
шесть политических групп:
«...реакционеры, равнодушные, академисты,
либералы,
социалисты-революционеры и социал-демократы»1. Эти
группы отражали различные
политические направления в классовой борьбе
эпохи. Среди студентов кроме
организаций РСДРП действовали группы
и организации мелкобуржуазной
партии эсеров, различные
националистические партии: так называемая
революционная украинская партия
(РУП), Бунд, Польская партия
социалистов, прилагавшие большие, но
безуспешные усилия, чтобы не
допустить участия демократического
студенчества в политической борьбе под
руководством передовой части
рабочего класса.
Приобретенный студентами в
первые годы XX в. опыт политической
борьбы с самодержавием не прошел
даром. «Они увидели,— указывал
В. И. Ленин,— что только поддержка
народа и главным образом
поддержка рабочих может обеспечить им
успех, а для приобретения такой
поддержки они должны выступать на
борьбу не за академическую
(студенческую) только свободу, а за свободу
всего народа, за политическую
свободу» 2.
Революционные социал-демократы
продолжали вести среди
демократического студенчества настойчивую и
кропотливую работу, упорно
разъясняя политические задачи
студенческого движения в предстоящей
революции.
Обострение политического
положения и рост революционного движения
в стране повлияли и на настроение
учащейся молодежи средних школ.
Все чаще воспитанники старших
классов гимназий, семинарий,
реальных училищ, технических школ
посещали рабочие и студенческие сход-
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 7,
с. 343.
2 Там же, т. 5, с. 370.
2. Прдъем революционного движения
53
ки и митинги, читали и
распространяли революционную литературу,
организовывали нелегальные кружки.
В Харькове, Киеве, Одессе, Екатери-
нославе, Чернигове, Полтаве,
Житомире, Лубнах, Умани, Херсоне и
других городах Украины возникали
подпольные ученические организации.
Особым влиянием пользовался
Харьковский союз учащихся, имевший
социал-демократическое направление и
разделявший программу ленинской
«Искры». Он поддерживал связи с
ученическими организациями ряда
южных городов страны, в частности
с «Южнорусской группой учащихся
средних школ» в Ростове-на-Дону.
Эта организация находилась под
влиянием социал-демократов-ленинцев и
объединяла свыше сорока
ученических кружков в 11 городах юга
России.
Революционные социал-демократы
настойчиво боролись за привлечение
учащейся молодежи к борьбе против
самодержавия. Они разоблачали
программы мелкобуржуазных партий,
которые стремились подчинить
учащихся своему влиянию и своей
демагогией отвлекали молодежь от
политической борьбы. Ленинская
«Искра» в 1903 г. опубликовала письмо-
ответ ЦК «Южнорусской группы
учащихся средних школ» эсеровской
газете «Революционная Россия», в
котором вскрывались аполитичные
призывы эсеров бороться лишь за
академические свободы. «Наша группа и
Харьковский союз — это зародыши
будущей молодой гвардии социальной
революции. Мы готовимся и готовим
своих товарищей к борьбе в рядах
рабочего класса»,— говорилось в
этом документе.
Молодежь тянулась к старшим
товарищам-революционерам, с их
помощью создавала кружки
самообразования, нелегальные библиотечки,
серьезно и настойчиво изучала
революционную литературу, труды
К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И.
Ленина. Большое влияние на юношество
оказывали произведения Г. В.
Плеханова, революционеров-демократов
В. Г. Белинского, Н. Г.
Чернышевского, А. И. Герцена, Д. И. Писарева,
Т. Г. Шевченко, П. А. Грабовского,
И. Я. Франко, Леси Украинки, М. М.
Коцюбинского.
Марксистская пропаганда социал-
демократов-ленинцев была
важнейшей формой пролетарского
воздействия на учащуюся молодежь, го*
товила .

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Движение демократической учащейся молодежи» з дисципліни «Історія Української ССР у 10-ти томах»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ШВИДКІСТЬ ОБІГУ ГРОШЕЙ
ІНВЕСТИЦІЙНІ РИЗИКИ. Концепція і вимірювання ризиків
Повседневный опыт и научное знание
Інтелектуальні інвестиції
Способи залучення капіталу


Категорія: Історія Української ССР у 10-ти томах | Додав: koljan (01.04.2013)
Переглядів: 747 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП