ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економіка праці » Економіка і соціологія праці

Рынок труда
"Рынок" - это институт или механизм, сводящий вместе Покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков)
51

отдельных товаров и услуг"21. Различают рынки сырья, материалов, топлива, готовой продукции, ценных бумаг, денег (кредитов) и др. Организация каждого из этих рынков имеет свои особенности. На их проявление влияет главным образом основа рынка - товар, выступающий объектом купли-продажи на данном рынке. В зависимости от этого рынки могут принимать различные формы: от закусочной и ларька до фондовой биржи и рынка международных кредитов.
Среди рынков особое место занимает рынок труда. Как свидетельствует мировой опыт, он является фундаментом рыночных отношений. Без него равновесную экономику построить невозможно, так как управление экономикой предполагает прежде всего управление трудовой деятельностью людей. Поэтому не случайно многие зарубежные экономисты вопросы экономики и социологии труда (взаимосвязь заработной платы и возможностей занятости, стимулирование и эффективность капиталовложении в образование и подготовку кадров, социальные вопросы труда) рассматривают через призму рынка труда. "Если рыночную экономику представить в виде здания, элементы которого представляют набор различных рынков... и если крыша протекает, а в стенах щели, то здание еще может стоять. Но без фундамента оно разрушится"22.
Рынок труда можно определить как механизм взаимодействия покупателей и продавцов, олицетворяющих спрос на труд и его предложение. В результате такого взаимодействия, для каждого вида труда устанавливается превалирующая цена. Специфика рынка труда заключается в том, что товар на данном рынке не имеет вещественной формы. Принципиальное отличие труда от всего множества товаров и видов производственных ресурсов состоит в том, что он является важнейшей сферой жизнедеятельности человека, формой самовыражения человеческой личности.
В связи с этим, экономисты спорят о том, что же продается на рынке труда, рабочая сила или труд, и какой термин следует применять - "рынок труда" или "рынок рабочей силы". В США бывший министр труда пытался даже изъять из публикации министерства само понятие "рынок труда"23. При ЭТОМ он yтвeрждал, что понятие "рынок труда" как бы умаляет авторитет работников, если считается, что труд продается и покупается также, как зерно, нефть или сталь.

21 Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономике. T.1. - М., 1992, с. 61.
22 Еловиков ЛА Экономика труда: Уч.пособие. - Омск, ОГУ, 2000, c.101.
23 См.: Эрен6ерг Р. Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда: теория и государственная политика, с. З.

52

Попробуем разобраться в этих двух понятиях. Одни экономисты считают, что на рынке продается рабочая сила - способность человека к труду, а не сам труд, и что нельзя продать то, чего еще нет, а следовательно, необходимо употреблять термин "рынок рабочей силы".
Это было бы действительно так, если не учитывать специфичность объекта купли-продажи и проводить полную аналогию механизмом функционирования вещевых рынков. Однако на последних купля-продажа происходит одномоментно в сфере обращения, а на рынке труда сначала осуществляется соглашение (договор) между продавцом и покупателем в сфере обращения, реализован же этот договор может быть только в сфере производства, т.е. после того, как труд состоится. Другими словами, продавец и покупатель договариваются о предстоящем труде, так как сама по себе рабочая сила как способность к труду без ее реализации вряд ли может быть интересна для покупателя. Рабочая сила неотделима от работника и поэтому не может быть собственностью покупателя рабочей силы. Более того, при найме рабочей силы отсутствует эквивалентный обмен, ибо, как отмечал еще К. Маркс, стоимость рабочей силы меньше того, что она создает. Следовательно, те авторы, которые утверждают, что существует рынок рабочей силы, должны признать, что на нем отсутствуют цивилизованные рыночные отношения.
Поэтому другие экономисты (К ним относится и авторы настоящего пособия) считают, что на рынке труда осуществляется процесс купли-продажи предстоящего труда. Работодатель становится собственником будущих результатов труда, а работник получает столько, сколько стоит его труд, следовательно, происходит эквивалентный обмен, так как заработная плата есть плата за труд.
Взаимодействие, когда работники предлагают свои труд, а работодатели его приобретают, осуществляется при помощи специальных организации, назначение которых состоит в том, чтобы способствовать развитию контактов между покупателями и продавцами: агентств по найму, отделов кадров, отделов управления персоналом и т.д. В результате между двумя сторонами сразу же происходит обмен информацией о цене и предстоящих результатах труда в качественном и количественном отношениях. По достижении договоренности между субъектами рынка труда оформляется трудовой договор (контракт), в котором отражаются условия труда и его оплаты, срок, на который предлагается работа, и т.д. Окончательным результатом сделок на рынке труда является распределение работников по рабочим местам, профессиям, фирмам, отраслям и регионам. Таким образом, это распределение, осуществляемое на

53

рынке труда, служит не только интересам отельных работников, но также интересам и потребностям общества в целом.
Рассмотрим субъекты, объект и основные составляющие рынка труда. Объектом рынка труда, как уже отмечал ось, является труд. Субъектами выступают работодатели, безработные, наемные работники, самостоятельно занятые работники. Главными составляющими рынка труда являются предложение труда и спрос на него.
Предложение на рынке труда представлено определенными группами трудоспособных людей: теми, кто не имеет работы, но хочет ее найти и ищет; теми, кто имеет работу, но неудовлетворен ею и подыскивает себе другое место работы; теми, кто имеет работу, но предполагает, что может в ближайшем будущем ее потерять, и поэтому на всякий случай ищет другое место работы.
Спрос на рынке труда представляют работодатели. Спрос характеризует потребность в труде, т.е. отражает, какое количество рабочих готовы нанять производители в определенный момент при заданном уровне заработной платы. Значит, спрос может отражать число вакансии.
Спрос на труд носит производный характер. Дело в том, что в отличие от обычных товаров, труд покупается не для удовлетворения потребителя, а для того, чтобы производить какую-то конкретную продукцию. Поэтому спрос на труд непосредственно определяется ситуацией на товарном рынке, он чутко реагирует на рост или падение покупательского спроса на товары, а также на изменение производственных технологий. Если в экономике растут потребности в развитии рыночной инфраструктуры, значит, возрастет спрос на банковских служащих, бухгалтеров, юристов. Если растет потребность в одежде или обуви, значит, увеличится спрос на обувщиков и портных.
Спрос и предложение в своем единстве определяют емкость рынка труда, Т.е. она обусловлена, с одной стороны, количеством вакансий, а с другой, - количеством лиц, занятых поиском работы.
Применительно к соотношению, складывающемуся между составляющими рынка труда, используют понятие "конъюнктура рынка труда". Возможны три типа конъюнктуры рынка труда.
1) дефицит работников, когда рынок испытывает недостаток предложения труда;
2) безработица, когда на рынке труда имеется избыток предложения труда,
3) равновесие, когда спрос на труд соответствует его предложению.
Рассмотрев основные понятия, характеризующие рынок труда, перейдем к изучению механизма его действия.

54

Чтобы понять, как работает рынок труда, следует изучить спрос и предложение на данном рынке. Р. Дж. Эренбергер и Р. С. Смит пишут о том, что исследование рынка труда начинается и заканчивается анализом спроса и предложения и любой результат функционирования рынка труда всегда зависит в той или иной степени от этих составляющих и их взаимодействия. Перефразируя слова А.Маршалла, можно сказать, что лишь с помощью двух лезвий ножниц можно разрезать кусок материи.
На изменение спроса на труд влияют различные факторы: цена на труд (заработная плата), спрос на продукт, объем производства, используемые технологии. При изучении спроса на труд важно выяснить, каким образом он зависит от влияния указанных выше факторов. Чтобы облегчить понимание, рассмотрим то или иное изменение, абстрагируясь от других факторов.
Рассмотрим зависимость спроса на труд от его цены. Допустим, что в некоторой отрасли промышленности выросла заработная плата. При этом остались неизменными технология, используемое оборудование и прочие факторы. В результате возрастут себестоимость продукции и, как следствие, цена на эту продукцию. Покупатель реагирует на более высокие цены тем, что покупает меньше, и производитель продукции вынужден сократить ее выпуск, а следовательно, спрос на работников. Таким образом, в результате повышения заработной платы (при всех прочих равных условиях) сокращается занятость. Такое сокращение занятости называется эффектом масштаба. 24
Возможен другой вариант: производители, повысив заработную плату, будут искать пути снижения себестоимость продукции через капиталоемкое производство, трудосберегающие технологии, в результате применения которых также уменьшится занятость работников. Подобное сокращение занятости называют эффектом замещения, так как в процессе производства капитал заменяет рабочую силу.
Взаимосвязь между заработной платой и занятостью может быть представлена кривой спроса (рис. 2.). Кривая спроса - снижающаяся, т.е. она показывает, что по мере роста заработной платы имеет место снижение спроса на труд. Данная кривая показывает, каким образом Численность работников меняется в связи с изменением стоимости рабочей силы при прочих неизменных факторах, влияющих на спрос. При этом, когда меняется заработная плата, спрос на труд движется вдоль кривой.

24 См.: Эрен6ергР. Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда: теория и государственная политика, с. 3.

55




До сих пор рассматривался механизм спроса без учета воздействия других факторов. Теперь проследим, как они влияют на изменение спроса. Предположим, что происходит увеличение спроса на продукт, при этом прочие факторы остаются неизменными. Тогда очевидно, что уровень производства будет расти и Эффект масштаба повысит спрос на труд при любой ставке заработной платы. Эффекта замены в данном случае не возникает, так как цены на труд, на капитал не меняются. Произошедшее изменение может быть проиллюстрировано кривой спроса на труд, которая в целом сдвигается вправо (рис.З.). Данный сдвиг указывает, что при любой возможной ставке заработной платы число тре6ующихся работников растет.



Если же происходит падение цены капитала, то возникают два противодействующих эффекта. С одной стороны, эффекта масштаба (цена капитала и себестоимость падают, стимулируется рост производства и повышается уровень занятости) смещает кривую спроса труда вправо. С другой стороны, эффект замещения

56

(используются капиталоемкие технологии, снижается потребность в рабочей силе) смещает кривую спроса влево. Повышение цены капитала ведет к такой же неопределенности в спросе на труд, но в этом случае эффект масштаба сдвигает кривую спроса на труд влево, а эффект замещения - вправо. Таким образом, экономическая теория не дает абсолютно точного ответа на вопрос о том, как модификация цены капитала изменяет спрос на труд.
Можно сделать следующие выводы: если меняется заработная мата, то спрос на труд движется вдоль кривой вверх или вниз, а если действуют другие факторы, такие как спрос на продукт, изменение объемов производства, цена капитал, то тогда сдвигается сама кривая спроса на труд.
Чтобы облегчить понимание механизма предложения на рынке труда, рассмотрим его на примере отдельной должности. При росте заработной маты по какой-либо должности (при этом заработная плата по другим должностям остается постоянной) следует ожидать, что появится больше людей, желающих работать на такой должности, и наоборот, при низкой заработной плате никто не захочет этого. Таким образом, предложение труда на каком-то определенном рынке должностей прямым образом связано со ставками заработной платы, доминирующими на этом рынке. 3ависимость предложения труда от его цены представлена на рис. 4. как и кривая спроса на труд, кривая предложения здесь построена без учета прочих факторов.



Допустим, что заработная плата по другой должности увеличится, при том, что прочие факторы будут постоянными. Тогда, скорее всею, часть работников изменят свое намерение работать на настоящей должности, а выберут для себя ту должность, по которой повысилась заработная плата. Это приведет к смещению кривой предложения влево, что показано на рис. 5.

57



Подводя промежуточный итог, заметим, что кривая спроса на рынке труда показывает, какое число работников хотели бы получить работодатели по каждой определенной ставке заработной платы (при постоянстве других факторов). Кривая же предложения указывает, сколько работников могут выйти на рынок труда соответственно каждому уровню ставки заработной платы.
Взаимодействие кривых спроса и предложения показано на рис.6.



Точка пересечения кривых (согласно классической теории, "крест Маршалла") отражает совпадение спроса и предложения, а заработная плата, которая соответствует этому пересечению, называется
заработной платой рыночного равновесия (ЗПрр ). Все стороны удовлетворены, рынок находится в равновесии.

58

Если же рыночная заработная плата устанавливается в точке ЗПНР (заработная плата ниже рыночного равновесия), то спрос будет высоким (точка Св), а предложение - низким (точка ПН) и спрос будет превышать предложение.
В таких условиях работодатели будут конкурировать за работников, что может привести в определенному увеличению заработной платы на рынке. При этом возможны два варианта:
1) большее число работников решает выйти на рынок и приступить к поиску работы (т.е. движение будет вдоль кривой предложения, о чем мы говорили выше);
2) возросшая заработная плата заставляет работодателей ограничить прием числа работников (т.е. движение будет вдоль кривой спроса).
Если заработная плата повысится до точки ЗПВР (заработная плата выше рыночного равновесия), то предложение превысит спрос (точка ПВ), образуется избыток работников и у работодателей появится возможность нанять квалифицированных людей за более низкую заработную плату, причем в большем количестве. Некоторые из получивших работу (например, безработные), будут рады, другие же станут искать работу в новых местах. Таким образом, когда заработная плата пойдет вниз с уровня точки, спрос и предложение будут приближаться к равновесию.
Заработная плата рыночного равновесия (ЗПРР) обычно превалирует на рынке труда и становится общепринятой заработной платой, что должны учитывать как работодатели, так и работники.25
Неотъемлемой частью механизма рынка труда является конкуренция. Конкуренция - это соперничество, борьба за достижение наивысших выгод, преимущества. Конкуренция на рынке труда есть соперничество между независимыми покупателями и между продавцами рабочей силы. Она может быть различных видов: за привлечение работников, за замещение вакантных должностей, за изменение условий оплаты труда и т.д.
Как уже отмечалось, на любом рынке действуют продавцы и покупатели, и в этом отношении рынок труда не является исключением, т.е. он состоит из продающих и покупающих труд. Если продавцы и покупатели ищут друг друга по всей стране, то такой рынок называется национальным рынком труда. Если же продавцы и покупатели ищут друг друга лишь на определенной территории, то такой рынок называется местным. Когда же отношения в сфере найма строятся внутри предприятия, фирмы, такой рынок принято считать внутренним рынком труда.
________________________

15 См.: Эрсн6ерР. Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда: теория и Государственная политика.

59

Рынок труда можно рассматривать широко – это совокупный рынок, охватывающий все совокупное предложение (все экономически активное население) и совокупный спрос (общую потребность экономики в труде). В узком смысле рынок труда – это текущий рынок, составляющий часть совокупного рынка и определяющийся количеством вакансий и лиц, занятых поиском работы.

Текущий рынок подразделяется на две части: 1) открытый, на котором предложение охватывает людей, ищущих работу, в том числе нуждающихся в переориентации, подготовке и переподготовке, а спрос характеризуется вакантными местами; 2) скрытый, включающий лиц, которые формально заняты в хозяйстве, но без ущерба для производства могут быть высвобождены оба этих рынка имеют официальную (зарегистрированную) и неофициальную (незарегистрированную) части.
Для изучения структуры и емкости рынка труда, его контингента применяют сегментацию. Сегментация рынка труда - это разделение его на устойчивые замкнутые сегменты (группы), лимитирующие движение работников своими границами. Обычно деление продавцов и покупателей на сегменты происходит по объединяющим их признакам, например, по географическому местоположению, социально-демографическим характеристикам (полу, возрасту), уровню образования, квалификации, стажу работы и т.д.
В связи с сегментированием возникла теория двойственности рынка труда, в которой предлагается деление его на первичный и вторичный рынки. При этом, разные экономисты по-разному трактуют эти понятия. Одни считают, что первичный рынок содержит стабильные, хорошо оплачиваемые работы, работы с возможностями служебного роста, работы, связанные с высококвалифицированным трудом и др. на вторичном рынке, нaпpoтив, представлены низкооплачиваемые и нестабильные работы, низок уровень заработной пяты, отсутствует возможность продвижения по службе и т.д.
Другими экономистами под первичным рынком понимается "ядро" трудового коллектива, для которого характерна стабильная занятость в течение всего рабочего времени. Тогда вторичный рынок - это периферийная часть/рабочей силы, включающая частично занятых, сезонных работников, работников по контракту, работников, которые при снижении объемов производства в первую очередь подлежат увольнению.
Кроме сегментированности, важной характеристикой рынка труда является его гибкость, которая, наоборот, учитывает мобильность на нем. Гибкость может быть разных видов:

60

количественной, выражающейся в изменении количества занятых, уровня заработной платы в ответ на изменение отдельных факторов. Этот вид гибкости всегда присущ рынку труда;
функциональной, предполагающей гибкие режимы труда и
занятости, изменение в системах оплаты труда.
Знание указанных характеристик рынка труда позволяет анализировать его изучение во всем многообразии и на этой основе проводить целенаправленную политику занятости.
Модели рынка труда могут быть различными, в зависимости от их назначения, в качестве схем описания этого явления. Нами использованы модели не для того, чтобы представить всю сложность рынка труда, а наоборот, для того, чтобы отвлечься от всего случайною и нехарактерною, чтобы сосредоточить главное внимание на механизме действия рынка труда. Здесь же использованы модели рынка труда, чтобы охарактеризовать различные рынки в зависимости от степени конкуренции, а также чтобы рассмотреть особенности национальных рынков труда в отдельных странах.
В зависимости от степени конкуренции на рынке труда выделяют модель чисто конкурентного рынка, модель монопсонии, модель с учетом действия профсоюзов, модель двусторонней монополии26.
Чисто конкурентный рынок характеризуется следующими чертами:
- большое число фирм конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда;
- многочисленные квалифицированные рабочие, имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга, предлагают данный вид услуг труда;
- ни фирмы, ни рабочие не осуществляют контроль над рыночной ставкой заработной платы, ни те, ни другие не диктуют, какой должна быть заработная плата.
Модель монопсонии (т. е. монополии одного покупателя) отражает ситуацию, когда наниматель обладает монополистической силой покупать (нанимать). для этой модели характерны следующие черты:
- количество занятых в данной фирме составляет основную часть занятых каким-то конкретным видом труда;
- данный вид труда является относительно немобильным либо в силу географических факторов, либо в том смысле, что если рабочие нашли альтернативу применения своею труда, то они вынуждены при06ретать новую квалификацию;
- фирма диктует, какой должна быть заработная плата, в том смысле, что ставка заработной платы, которую фирма должна
____________________

26 См.: Макконeлл К.Р., Брю С.Л. Экономикс, с. 159-167.

61

выплачивать, находится в прямой зависимости от количества нанимаемых рабочих.
В случае, когда фирма - единственный крупный наниматель на рынке труда, ее монопсоническая власть, по существу, является полной. Примером тому может служить экономика некоторых малых городов и отдаленных районов, где какое-либо одно предприятие иногда оказывается единственным источником занятости.
В тех случаях, когда небольшое количество фирм (три или четыре) держат монополию на рынке труда, т. е. могут нанимать большую часть предложенного труда, имеет место олигопсония. Причем у олигопсонистов прослеживается тенденция действовать совместно при найме работников в качестве некоего монопсониста.
На многих рынках профсоюзы представляют интересы работников и от их имени ведуn переговоры с нанимателями. В таком случае имеет место модель рынка труда с учетом действия профсоюзов. При этом главной экономической задачей профсоюзов является повышение заработной платы. Они могут добиваться этой цели разными путями:
1) через увеличение спроса на продукт и повышение производного спроса на трудовые услуги с помощью рекламы, посредством политического лобби для получения контрактов на различные виды работ или путем применения практики сохранения численности рабочей силы, независимо от потребности в ней. Некоторые профсоюзы стремятся расширить спрос на труд, оказывать давление на предпринимателей, заставляя их содержать излишнюю численность работников. Например, на железных дорогах США содержали кочегаров, хотя топок уже не было;
2) через рост производительности труда, для чего создаются рабочее - административные комитеты;
3) через изменение ставок заработной платы. Профсоюзы, объединив работников и контролируя предложение труда, навязывают фирме ставки заработной платы, выше конкурентной.
Модель двусторонней монополии характерна для условий монопсонического рынка, на котором действуют сильные отраслевые профсоюзы. Другими словами, при объединении монопсонической модели и модели с учетом действия профсоюзов имеет место двусторонняя монополия. Профсоюз является монополистическим продавцом труда в том смысле, что он контролирует предложение труда и может оказать влияние на ставки заработной платы. Он противостоит монопсоническому нанимателю труда, который тоже может воздействовать на заработную плату путем изменения занятости.
В разных странах модели занятости и рынка труда имеют свои специфические особенности. Так, в 2000 г. уровень безработицы во

62

Франции составлял 12,4%. для борьбы с безработицей используются как активные, так и пассивные меры, однако предпочтение отдается пассивной политике на рынке труда. Безработным длительное время выплачивают пособие. Максимальная продолжительность выплаты такого пособия составляет пять лет. При этом доля расходов в бюджете Франции на пассивную политику на рынке труда почти в два раза превышает долю расходов на проведение активной социальной политики27. В области управления трудовыми ресурсами на французских предприятиях в настоящее время осуществляется политика неполной занятости, рассматриваемая как глобальное средство борьбы с безработицей. Однако предполагается, что и в дальнейшем безработица во Франции будет оставаться на уровне 10-12%, Т.е. существенно более высоком, чем во многих других западных странах. Все это говорит о том, что пассивная политика на рынке труда гораздо менее эффективна, чем активная.
В Швеции считается, что политика на рынке труда не должна сводиться к тому, чтобы содействовать заполнению безработными вакантных рабочих мест и выплачивать пособия по безработице. Было признано, что традиционная стратегия создания полной занятости (поддержание высокого спроса на рабочую силу в комбинации с контролем за заработной платой и ценами) неизбежно должна была привести к высокому уровню инфляции и сдвигам в заработной плате. Поэтому в Швеции на рынке труда осуществляется активная политика, включающая четыре основных элемента:
1) ограничительную фискальную политику. Цель ее установление таких косвенных налогов на товары и услуги, которые не позволили бы спросу и инфляции расти столь быстрыми темпами, что это заставило бы менее прибыльные предприятия прекращать свою деятельность. Прибыль следует сдерживать, чтобы не допустить инфляционной конкуренции в повышении заработной платы между фирмами, получающими очень высокие прибыль;
2) политику солидарности в заработной плате. Это означает, что все рабочие и служащие должны получать равную оплату за равный труд независимо от финансового положения предпринимателя или отраслевой принадлежности фирмы;
3) стимулирование создания новых рабочих мест, а также центров по подготовке и переобучению кадров;
4) селективный (выборочный) экономический рост. Речь идет о государственной поддержке занятости в секторах, у которых низкие экономические показатели, но которые обеспечивают социально необходимые услуги.
____________________

27 См.: Чернов Ю.И. Производительность труда и экономика безработицы. - М., 1992, с. 24. .
63

В США, при изменении конъюнктуры и возникновении необходимости уменьшить объем применяемой рабочей силы, либо в том случае, когда предприятие оказывается нерентабельным, прибегают к увольнению работников, причем работники не получают информации об увольнении вплоть до наступления самих увольнений и закрытия предприятия. Крупные промышленные кампании обычно уделяют мало внимания профессиональной подготовке работников, за исключением подготовки к специфическим работам. Заработная плата зависит от классификации работ по сложности. Продвижение работника связано обычно с переходом на другую работу, а не с расширением профессионально-квалификационного профиля. Заработная плата определяется контрактами, устанавливаемыми на продолжительное время. Администрации предприятии и профсоюзы слабо связаны между собой и почти не обмениваются информацией. Для этой модели характерна высокая мобильность рабочей силы как в профессиональном, так и в географическом плане.
В США применяется довольно жесткий метод борьбы с безработицей. Пособие по безработице выплачивается всего Полгода, активные меры помощи безработным непопулярны. Так, расходы на проведение активной государственной политики на рынке труда составляют, как уже отмечалось, лишь 0,19% от ВВП. При таком подходе люди сами активно и целенаправленно ищут себе работу. Результатом подобной политики является относительно низкий уровень безработицы (5,4% в 2000 г.). В то же время, большое число американцев испытывают психологический дискомфорт из-за своей зависимости от работодателя и необходимости часто менять работу, приспосабливаться к новому коллективу, новым условиям труда и т.д.
Система трудовых отношении в Японии базируется на так называемом пожизненном найме, который предусматривает гарантии занятости вплоть до достижения работниками предельного возраста работы на предприятии (55- 60 лет). Система пожизненного найма гарантирует повышение размеров материального вознаграждения в виде заработной платы, премиальных, а также социальных выплат. Закрепление кадров на предприятиях путем пожизненного найма позволяет повышать квалификацию на внутрифирменном уровне, оперативно приводить в соответствие профессионально квалификационный состав со структурой рабочих мест, развитием техники и технологии, модификацией выпускаемой продукции.
Японские фирмы ориентируются на использование наемных работников в течение длительного периода. Это послужило основой политики, направленной на воспитание у работников творческого отношения к труду и стремления работать с высоким качеством. В

64

известной мере, это также определило стремление предпринимателей решать вопросы сокращения производства и применяемой рабочей силы не за счет увольнения работников, а за счет сокращения рабочего времени или перевода работников на дочерние предприятия либо предприятия другой фирмы по взаимному соглашению.
Существует четкое разграничение между постоянным персоналом и временными работниками, которые в периоды экономических спадов увольняются первыми и часто выходят из состава экономически активного населения навсегда. Причем, чем меньше размеры фирмы, тем больше в ней удельный вес временных работников, тем выше у них степень риска оказаться безработными.
Уровень безработицы в Японии в 2000 г. составлял всего 3,3%. Расходы на проведение государственной политики на рынке труда невысоки, они составляют 0,52% от ВВП, в том числе на проведение активной политики расходуется 0,13%, на проведение пассивной политики - 0,39%.
В целом японская модель рынка труда способствует формированию рациональной занятости при наиболее полном учете потребностей производства, интересов и работодатели, и наемных работников, что, в свою очередь, способствует экономическому развитию страны, а это обеспечивает социальную стабильность в обществе, так как практически каждый человек уверен в своем завтрашнем дне и в том, что у него есть Возможность реализовать свой творческий потенциал.
Как показывает опыт развитых западных стран, ни одна из моделей рынка труда не может быть раз и навсегда данной, она всегда будет зависеть от особенностей социально-экономического развития. Так, политика пожизненного найма пришла в определенные противоречия с интересами молодых и перспективных работников, и это может привести к сужению сферы ее применения. В Швеции политика высоких налогов для финансирования больших расходов на рынке труда повлекла за собой увеличение заграничных инвестиций. Эта тенденция подрывает политику выборочного экономического роста, ориентирующуюся на процветание шведских компаний в самой Швеции. Значительный размер "социальных пособий" обусловил уменьшение предложения рабочей силы и усилил необходимость повышения заработной платы. Чтобы обойти ограничения в заработной плате, предприятия стали больше выплачивать работникам по системам участия в прибылях.
Таким образом, эффективность модели рынка труда зависит от проводимой политики занятости, от ее гибкости и адаптированости к изменениям, происходящим в экономике в целом. К какой модели рынка труда придет наша страна, можно пока только предполагать.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Рынок труда» з дисципліни «Економіка і соціологія праці»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Поняття та види цінних паперів
ЕРГОНОМІЧНІ ВИМОГИ ДО ТОВАРУ
Оцінка умов розміщення об’єктів інвестування
Когда «горизонтальная» линия не горизонтальна
Стандарти пейджингового зв’язку


Категорія: Економіка і соціологія праці | Додав: koljan (07.08.2012)
Переглядів: 1433 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП