ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Нерухомість та іпотека » Управління земельними ресурсами

Ограничения на операции с землей в отношении иностранных лиц
Несмотря на происходящие в мировой экономике интенсивные процессы ин-
теграции, многие страны по-прежнему ограничивают права иностранных лиц по
операциям с землей, особенно в отношении земель сельскохозяйственного на-
значения. Ограничения касаются как непосредственно приобретения земли, так
и регулирования инвестиционного, налогового и валютного режима.
Законодательство в сфере правоотношений на землю повсеместно характери-
зуется достаточной стабильностью. Тем не менее, значительные изменения зе-
мельного права произошли во многих странах мира, особенно в Центральной и
Восточной Европе, Центральной Азии, Африке и Латинской Америке. Страны,
Глава 4.
желающие вступить в ЕС, должны соответствующим образом гармонизировать
свое законодательство, в том числе права иностранных лиц из стран ЕС на совер-
шение сделок с землей. Экономический кризис в Азии побудил ряд государств,
включая Корею, Таиланд и Филиппины пересмотреть ограничения в отношении
иностранных лиц с целью оживить депрессивные рынки недвижимости. Однако
в ряде стран Центральной и Восточной Европы иностранным гражданам и юри-
дическим лицам законодательно запрещены сделки по приобретению сельско-
хозяйственной земли. Это вызвано, во-первых, стремлением предотвратить при-
обретение в собственность земли лиц, не проживающих на ней, и стимулировать
хозяйствование на земле тех, кто ею владеет; во-вторых, опасением, что богатые
иностранные предприниматели скупят обширные участки сельскохозяйственных
земель по цене, значительно превышающей ту, которую могут заплатить гражда-
не данных стран.
При общем ограничении для иностранцев приобретать землю в собственность,
некоторые страны устанавливают ограничения в отношении видов землепользо-
вания. Некоторые государства ограничивают права иностранцев в отношении
долгосрочной аренды (например, Ливан), в то время как другие — целевого ис-
пользования земли. Более того, даже если государство непосредственно не регу-
лирует операции с землей, осуществляемые с участием иностранных лиц, оно
может оставить за собой право выдавать разрешения на сделки по аренде сельс-
кохозяйственных земель, тем самым сохраняя элементы контроля.
В частности, Латвия распространила право приобрести землю в собственность
на юридических лиц, которые зарегистрированы в стране и капитал которых бо-
лее чем наполовину принадлежит латвийским гражданам или совместным пред-
приятиям со странами, заключившими с Латвией инвестиционные соглашения.
Литва внесла в свою Конституцию поправку, предоставляющую право собствен-
ности на землю иностранным физическим и юридическим лицам в странах ЕС и
ОЭСР, но исключила из этого права сельскохозяйственные земли. В Хорватии
Закон о собственности разрешает приобретать землю в собственность для иност-
ранцев (включая хорватские компании с иностранным участием) при условии
получения разрешения от Министерства иностранных дел, за исключением ряда
зон, связанных с вопросами обороны.
Албания, Беларусь, Эстония и Румыния не допускают иностранную собствен-
ность на землю, но предоставляют права долгосрочной аренды. Чехия также зап-
рещает передачу земли в собственность лицам, не являющимся чешскими граж-
данами. Конституция Болгарии сходным образом устанавливает, что «никакое
иностранное физическое лицо или иностранное юридическое лицо не может
приобрести собственность на землю...».
В Эстонии, Латвии и Литве на ранних стадиях реформы только частные лица и
государство могли владеть сельскохозяйственными землями. Все юридические
лица (организации и предприятия) были лишены прав собственности на зем-
лю. Это ограничение все еще действует в Литве и Эстонии и рассматривается
496
497 Раздел VIII. Зарубежный опыт государственного регулирования земельно-имущественных отношений
как излишнее препятствие для земельного оборота, поскольку сельскохозяйствен-
ные предприятия, пользующиеся приблизительно 25% всей обрабатываемой зем-
ли, не могут участвовать в операциях по ее продаже. Кроме того, юридические
лица, не владеющие землей, не могут использовать ее в качестве обеспечения ипо-
течного кредита.
Венгерский земельный закон 1994 года признает частную собственность на зем-
лю, но не собственность корпораций или кооперативов. Это существенно сокра-
щает круг предприятий, имеющих право продавать или приобретать дополни-
тельные земельные фонды. Кроме того, это положение ограничивает как заинте-
ресованность корпораций в инвестициях в сельское хозяйство, так и доступность
кредита для этих организаций. Смысл этого установления состоял в том, чтобы
заблокировать собственность на землю для иностранных предприятий, но эта
политическая задача может быть решена более эффективно только путем четко-
го распространения запрета владения землей на иностранные предприятия. В
качестве альтернативного варианта может быть установлен максимальный пре-
дел собственности на землю предприятий.
В отношении регулирования сделок по приобретению в собственность земли
существуют значительные различия между странами, и даже сходными правовы-
ми системами. Например, в большинстве правовых систем, находящихся под
влиянием романо-германского права, собственность на землю предусматривает
также собственность на расположенные на ней здания и сооружения, в то время
как в ряде других стран при определенных обстоятельствах собственность на зем-
лю может быть отделена от собственности на расположенные на ней постройки.
Также необходимо отметить, что в федеративных государствах законодательство,
регулирующее сделки по приобретению земли в собственность, часто является
компетенцией региональных властей (штатов, провинций), которые имеют бо-
лее прямой контроль над землепользованием.
В Китае и Вьетнаме (а до недавнего времени и во многих странах Центральной
и Восточной Европы) иностранцам запрещено приобретать землю в собствен-
ность — хотя аренда разрешена (как для резидентов, так и для иностранных лиц).
В Израиле 92% земли находится в собственности государства и за редкими ис-
ключениями законодательно установлено, что она подлежит продаже. Поэтому,
кроме 8% территории Израиля, где земля может находиться в частной собственно-
сти, землепользование осуществляют в форме долгосрочной аренды у государства
и соответственно отсутствуют ограничения для иностранцев. Обычно аренда пре-
доставляется на срок до 49 лет с возможностью продления максимально до 98 лет.
Подходы к регулированию земельного оборота с участием иностранных лиц весь-
ма разнообразны. Учитывая, что данный вопрос международное право практичес-
ки не регулирует, каждая страна имеет право на формирование своего собственно-
го законодательства и требований. Международное право не ограничивает возмож-
ности государств по регулированию операций с землей, осуществляемых иност-
ранцами на их территории. Государства обладают суверенитетом в отношении
Глава 4
своих природных ресурсов, включая землю. Международное право лишь затраги-
вает вопрос экспроприации земли, которая уже на законных основаниях находит-
ся в собственности иностранных лиц. Экспроприация сама по себе не является
незаконной в соответствии с международным правом, но процедура ее проведения
подпадает под международные правила. Хотя решение иностранного лица о при-
обретении земли в конкретной стране зависит от отношения к экспроприации в
данной стране, это не следует рассматривать как юридическое ограничение.
В отношении земельного оборота отсутствуют глобальные многосторонние
соглашения. Документом, наиболее близко связанным с регулированием в дан-
ной сфере, является Кодекс либерализации движения капитала Организации
экономического сотрудничества и развития, который устанавливает общее обя-
зательство для каждой из подписавших его стран проводить либерализацию сво-
ей политики в отношении сделок и движения капитала, необходимых для пря-
мых инвестиций. Однако его влияние на регулирование земельного оборота ми-
нимально, и он не может препятствовать странам-участникам вводить новые ог-
раничительные меры в отношении иностранцев.
Региональные международные договоры могут иметь большее значение в дан-
ном вопросе. В частности, в течение определенного времени ряд стран (Колум-
бия, Венесуэла, Перу, Эквадор и Боливия) должны были на национальном уров-
не жестко ограничивать зарубежные инвестиции в свою экономику и, в частно-
сти, инвестиции в землю. С другой стороны, ЕС эффективно ограничивает право
стран-участниц регулировать собственности на землю для иностранцев, которые
являются гражданами стран ЕС.
Другими потенциальными ограничителями в международном праве в отноше-
нии возможности страны регулировать права иностранцев на совершение сделок
с землей являются двусторонние соглашения о сотрудничестве, торговле или ин-
вестициях. Как правило, данные соглашения затрагивают инвестиционное регу-
лирование в целом, например, предоставление национального режима зарубеж-
ным инвесторам или режима наибольшего благоприятствования. Некоторые по-
добные соглашения предоставляют зарубежным лицам право заключать сделки о
приобретении земли в принимающей стране. Хотя соглашения, как правило,
предусматривают, что обе страны обязуются признавать инвестиции из другой
страны, подписавшей двустороннее соглашение подобные обязательства часто
сопровождают указанием, что инвестиции будут допускаться в соответствии с
законодательством принимающей страны.
Римский договор, положивший начало Европейского экономического сооб-
щества, с поправками Единого европейского акта 1987 года, Договора о Евро-
пейском союзе 1992 года, и Амстердамского договора 1997 года, не конкретизи-
рует регулирование собственности на землю для иностранцев в зависимости от
того, являются ли иностранцы гражданами стран ЕС.
Однако положения Договора, запрещающие дискриминацию в зависимости
от национальной принадлежности, гарантируют свободное движение товаров,
484 424
Зак. 102 485 Раздел VIII. Зарубежный опыт государственного регулирования земельно-имущественных отношений Глава 4
людей, услуг и капитала, а также ограничивают полномочия стран ЕС по введе-
нию ограничений на приобретение земли лицами из других стран ЕС. Иностран-
ные лица из государств, не входящих в ЕС, по-прежнему подпадают под законо-
дательство отдельных стран ЕС.
Бельгия, Германия, Франция, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Вели-
кобритания не устанавливают ограничений на приобретение земли иностранны-
ми лицами. В Ирландии иностранные лица (за исключением тех, кто постоянно
проживали там в течение 7 лет) должны получить разрешение в Земельной ко-
миссии на приобретение, аренду, ипотеку или какие-либо другие операции с сель-
скохозяйственной землей. В США требуется уведомление в случае приобретения
иностранцами более 10 процентов акцией американских корпораций, владею-
щих земельными участками.
Италия и Испания зафиксировали ограничения на приобретение земли инос-
транцами в приграничных районах. В Испании эти ограничения не распростра-
няют на лиц из стран ЕС, хотя в Италии на приобретение в собственность или
использование земли в приграничных районах необходимо получить разреше-
ние местной префектуры. Греция также имеет особые ограничения на приобре-
тение земли в приграничной зоне. Лица из стран ЕС, как и собственные гражда-
не, должны получать одно и то же разрешение. В то же время для представителей
других государств существует особый ограничительный режим.
Большинство стран предпочитают вводить д и с к р и м и н а ц и о н н ы е меры в отно-
шении приобретения иностранцами земли, и не так часто — в отношении ис-
пользования земли иностранными лицами. Спектр применяемых ограничений
варьируется от полного запрета до простого требования уведомления соответству-
ющих органов о приобретении земли зарубежными лицами. Меры могут распро-
страняться на всю территорию страны или только на земли в определенных зо-
нах, определенного вида или целевого назначения, или комбинации вышеупо-
мянутых критериев.
Некоторые страны вводят особые меры регулирования приобретения или ис-
пользования земли для различных групп иностранцев.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Ограничения на операции с землей в отношении иностранных лиц» з дисципліни «Управління земельними ресурсами»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит вилученого капіталу
Постаудит
. Місце та роль комерційних банків на ринку цінних паперів. Профе...
ТОВАРНА ПОЛІТИКА ПІДПРИЄМСТВА
Способи передачі повідомлення


Категорія: Управління земельними ресурсами | Додав: koljan (29.06.2012)
Переглядів: 920 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП