ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини

Психосемиотическая организация сознания в реальной и виртуальной коммуникации
В проекте «Реал-Виртуал» (2007) совместно с Ю.П. Гензе была исследована личностная опосредованность психосемиотической организации сознания современного человека информационного общества, проявляющаяся как в реальной, так и в виртуальной коммуникации (Носов, 2000). Описаны психологические характеристики компьютерной виртуальной реальности как психосемиотической модели жизненного мира личности, в котором интенсивное одномоментное совмещение макро- и микроуровней коммуникации характеризует транскоммуникативный потенциал личности, дает возможности бесконечной трансформации социальных ролей и личностных смыслов. Было проведено исследование тематической коммуникации (представления о музыке мужчин и женщин) в живом, реальном мире и через Интернет. В результате исследования были сделаны следующие выводы.
Важная научная парадигма социокультурных трансформаций в эпоху постмодерна получила название виртуализации общества, а новая форма бытия - виртуальной реальности. Основная проблема, возникающая в рамках рефлексии относительно указанного вида бытия, представляет собой вопрос об ее онтологическом статусе. Идея этого подхода заключается в анализе реальности как состоящей из феноменов, замещающих или симулирующих реальные вещи и формы. Общество начинает все больше и больше ориентироваться не на реальную реальность, а на реальность замещающих образов - виртуальность. Гиперреальность проникает в повседневную жизнь людей. Новые практики виртуальной реальности предполагают взаимодействие человека не с реальными объектами, а с их симуляциями. Перспектива того, что отношения между людьми примут форму отношений между образами, и есть перспектива виртуализации общества (Иванов, 2000).
Современное общество отличают крайняя сложность и напряжённость культурных отношений. На наших глазах происходят изменения, обусловленные, в том числе, возрастанием роли знаковых структур в коммуникативных взаимодействиях. По сути, скорость коммуникации, зависимость знака от темпа передачи информации делают семиотическое пространство плоским. Спецификой социокультурной ситуации становится присвоение новым коммуникационным технологиям семиотической функции конструирования реальности. Речь идет о том, что мобильная связь, Интернет, телевидение и пр. назначаются «ответственными» за создание множества новых семиотических образований, существующих в виде знаков и знаковых систем.
В такой постановке проблемы коммуникация приобретает иной статус. Из обыкновенного средства связи она трансформировалась в способ и цель существования человека в культуре, что задает новую направленность социокультурных изменений.
Реальная коммуникация характеризуется конкретностью, четкостью ответов, отсутствием информации, не касающейся поставленного вопроса; осознанным отношением к музыке как к смысловому началу; трепетным отношением к процессу прослушивания музыкальных композиций; обладает высоким уровнем сензитивности, способностью опредмечивать, сравнивать свои чувства, ощущения с предметами физического мира; способностью видеть реальность такой, какая она есть; способностью использовать музыку как стимулирующий материал для когнитивного процесса; замкнутостью, сосредоточенностью; погруженностью в процесс прослушивания музыки; рефлективностью; самокритичностью.
Виртуальная коммуникация характеризуется эмоциональной окрашенностью, а также присутствием эффекта живой беседы с анкетирующим; отрицанием какого-либо влияния со стороны на формирование музыкального вкуса; связыванием понятий отдыха и работы, себя и музыки в одно целое; переносом своих чувств в сравнении с физическими ощущениями; фантазийностью, мечтательностью, уходом от реальности; сообразительностью, креативностью; склонностью к постоянному удивлению от жизни, событий вокруг; сосредоточением на физических ощущениях; подавлением «Я-позиции», прослеживается позиция «мы»: я и музыка; гибкостью мышления, коммуникативностью; односторонним развитием интересов; приписыванием музыке неограниченных способностей; зависимостью от музыки в эмоциональном и физическом плане.
Женские и мужские представления о музыке в реальной коммуникации: респонденты мужского пола склонны считать музыку в роли смыслового начала, в формировании которого они признают влияние семьи, друзей. Мужчины трепетно относятся не только к музыке, которую они слушают, но, обладая высоким уровнем сензитивности также и к условиям, в которых происходит процесс прослушивания, склонны больше к планированию своих действий, обдумыванию планов на жизнь, нежели к фантазиям. Они более склонны к пребыванию в виртуале. Для респондентов женского пола в реальной коммуникации музыка оказывает влияние как на их эмоциональное и физическое состояние, перенося чувства девушек в сравнении с физическими ощущениями, так и на когнитивную деятельность. Ригидны, закрыты, отличаются конкретизацией своих слов, независимостью мышления и неравнодушным отношением к окружающей атмосфере, в которой происходит процесс прослушивания музыки. Музыка для них является скорее предметом развлечения, для поднятия настроения, чем как способ анализа своих поступков, жизни.
Женские и мужские представления о музыке в виртуальном пространстве: для девушек характерна эмоциональная зависимость от музыки, т.е. музыка для них является спутником жизни почти во всех сферах деятельности. В формировании музыкальных предпочтений отрицают влияние на них окружающих людей. С помощью музыкальных композиций они способны уйти в полет фантазий и иллюзий, тем самым отгородиться от проблем их настоящей жизни. Для них музыка как способ взбодриться, набраться сил, уверенности, успокоиться, подумать о чем-либо приятном. Мужчины видят в музыке «экскурсовода по фантазиям», для них музыка является способом отвлечься от реальных проблем их личной жизни, также склонны фантазировать, мечтать и думать о хорошем при помощи музыки. Для них музыка «осознаваемый предмет», с которым можно работать: есть музыка, есть личное «Я». То есть в их восприятии не происходит слияния личностного и внешнего. Тем не менее при прослушивании любимых композиций происходит искажение реальности: притупление сознания, «одурманивание». Музыка способна изменить их взгляды на жизнь, установки и запреты.
Конструирование образа Я, игра с идентичностями занимает все более важное место в повседневной жизни человека и имеет место не только в пространстве Интернет. Поэтому более точной представляется метафора не «отражения» реального в виртуальном, не полной «оторванности» этих двух миров друг от друга, а постепенной трансформации реального в виртуальное, замещения «реальной» реальности - связанной с материальными объектами, относительно стабильной в своих пространственно-временных характеристиках - реальностью виртуальной с характерными для нее эфемерностью и условностью параметров, нематериальным воздействием, симуляцией реальных вещей и поступков.
Итак, виртуальность как вид бытия синтезирует в себе свойства многих других. Наряду со свойствами идеального бытия в виртуальной реальности воспроизводятся и свойства материального бытия: воздействие виртуального бытия на органы чувств человека практически полностью идентично воздействию реальных материальных объектов. Можно сказать с уверенностью, что виртуальная реальность не имеет своей собственной сущности, даже хотя бы относительно не зависящей от других форм бытия. Ее существование является результатом взаимодополняемости и взаимодействия материальных и идеальных форм бытия.
Виртуальное общение стоит рассматривать не как частный феномен, обусловленный распространением сети Интернет, а как часть общего процесса виртуализации, развеществления общества. Если в эпоху модерна объективная реальность общества, доминирующая над социальной реальностью индивида, представлялась очевидной, то во второй половине XX в. модерн сменяется эпохой постмодерна, в котором отсутствуют упорядоченность, однозначность, определенность, придаваемые институциональным строем всем видам деятельности, для которого характерны дестабилизация социального порядка, объективной реальности социальных институтов и замена ее на реальность виртуальную. Человек эпохи постмодерна, сознавая условность, управляемость параметров социальной реальности институтов и возможность выхода из нее, не воспринимает ее как естественную данность, в которой приходится жить (Иванов, 2000). По мнению Ж. Бодрийяра (2000), современный мир в эпоху постмодерна предстает как мир знаков и подобий, образов и симулякров.
5.6. Взаимосвязь мифологической идентификации личности (персональный миф) и ольфакторного компонента самопрезентации
В проекте «Психосемиотика ольфакторной коммуникации» (2008) совместно с В.А. Пахомовой изучались одно из личностных измерений коммуникативного пространства, взаимосвязь мифологической идентификации личности (персональный миф) и ольфакторный компонент самопрезентации. Внимание исследователя было направлено на малоизученный аспект общения людей - коммуникации посредством ароматов. Генетически (эволюционно) запахи и обоняние - самый древний канал дистантной связи.
В мифологии и фольклоре запах выступает как первый признак всего «чужого». В современном мире люди почти не используют запахи в сознательной и целенаправленной коммуникации. Однако для подсознания человека, неосознанного воздействия и интуитивного знания запахи очень важны. Основой такого измерения явилось «...свободное пространство самостоятельного выбора самореализации и саморазвития», т.е. осуществление себя в качестве автора, хозяина, творца своей перспективы, своего проекта (Кабрин, 2005. С. 96). Это обосновывает легитимность включения ольфакторной коммуникации в исследования коммуникабельности человека. Поэтому роль обонятельного восприятия, обеспечивающего непосредственно-чувственную ориентировку человека в окружающем мире и конструирование мифологического пространства личности, можно рассматривать как «личностное определение ситуации», по В.И. Кабрину (2005. С. 96). В результате контент-анализа текстов подтверждена гипотеза о том, что персональный миф как психосемиотический феномен может проявляться в том числе в системе аро-модизайна личности. Ольфакторная (обонятельная) детерминанта невербальной коммуникации играет огромную роль во взаимодействии людей. Человек посредством ароматов проявляет свое внутреннее Я. Я-образ всегда мифологичен, содержит субъективный компонент: каждый человек имеет свою собственную «мифологию» и возвышает определенные вещи, людей, события до уровня символа и в своих текстах в процессе коммуникации пытается донести их до других. Поэтому плоскость символического приходится суживать до общезначимых символов (культурных архетипов). Миф иллюстрирует степень семиотичности личности как на внутреннем уровне, так и на уровне имиджа, самопрезентации.
Глобальность мифологизации личности охватывает и сферу ольфак-торной (обонятельной) коммуникации людей, которая в свою очередь базируется на особенностях воспитания и культуры. По мнению К. Леви-Строса (2000), «запахи принадлежат к природному и социальному мирам одновременно», поэтому знаки, связанные с запахами, играют определенную роль в структурировании образа мира. Запахи почти не используются в сознательной и целенаправленной коммуникации, однако для подсознания человека, неосознанного воздействия и интуитивного знания запахи очень важны. Естественные человеческие запахи в настоящее время в развитых культурных сообществах являются социально нежелательными, поэтому существует целая индустрия по производству искусственных ароматов - парфюмерия. Контролируемая невербальная коммуникативная активность субъекта общения в сфере запахов возможна только в сфере искусственных запахов, поэтому использование определенной парфюмерии является показателем общей культуры человека и информативным компонентом невербального общения. В запахах скрыто значительное количество информации, поскольку именно запахи интимно связаны с человеческим телом, с работой интуиции, памяти и воображения. Наслаждение ароматом - метафора владения материальным миром в его самой эфемерной, летучей субстанции, на грани перехода в небытие. Запах - испаряющаяся аура тела и вещи, ее вибрирующий контур, первый подвижный пограничный слой между оболочкой и внешней средой.
Наши предположения состояли в том, что персональный миф может проявляться в том числе в системе аромадизайна личности, так как ольфакторный компонент играет важную роль в самопрезентации личности в процессе взаимодействии людей, а психосемиотика выбора аромата и текст персонального мифа позволяют обнаружить основные особенности предъявляемой идентичности (самопрезентации) личности. Теоретико-методологической базой исследования стал психосемиотический подход в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна; социально-перцептивный подход А.А. Бодалева и В.А. Лабунской; концепция персонального мифа в аналитической психологии К. Юнга, операционализированная в исследованиях Э.И. Мещеряковой. Общую выборку в эмпирическом исследовании составили 14 мужчин и 18 женщин в возрасте от 17 до 23 лет, студенты гуманитарных факультетов томских высших учебных заведений.
«Обонятельная система скорее может быть названа системой, предназначенной для того, чтобы не забывать, чем системой, предназначенной для того, чтобы помнить. Запахи могут ассоциироваться с событиями и способствовать их запоминанию. Уникальность этого явления заключается в том, что подобные ассоциации легче распознаются в присутствии этого запаха. Связь запаха с запоминаниями облегчает выполнение когнитивных заданий, не связанных с визуальными стимулами. Кстати, интересно то, что развитие олигофрении у человека часто сопровождается нарушением обоняния. Точнее, нарушение обоняния у маленького ребенка почти закономерно ведет к развитию умственной отсталости. Чувство реальности может нарушаться при расстройствах обонятельного анализатора. Способность запахов вызывать эмоции широко известна, в том числе и социальные эмоции. Запахи пробуждают более эмоциональные воспоминания, нежели иные сенсорные впечатления (например, звуки или фотографии). Доказано, что сильные, эмоционально значимые ассоциации являются причиной, не вызывающей сомнений в способности многих пробуждаемых запахами воспоминаний сохраняться долгое время. При этом эти способности никак не связаны с особенностями запаха как такового.
Независимо от причины нашей «памяти на запахи» мы должны признать, что они наряду с эмоциями занимают особое место в памяти. Их способность проникать в наше сознание, даже ошеломлять нас не вызывает сомнения.
Что касается философии и психологии запаха, то ароматы - это конструкция вечности. Вещественная часть прошлого, настоящего и будущего - незримый компонент понятий «Все» и «Всегда». Запахи постоянно сопровождают жизненное пространство людей: рождение и смерть, любовь и ненависть, войны и путешествия, молитвы и жертвоприношения. Запахи - это история с ее великими и ужасными временами. Потребность в предъявлении себя другим и особенности ее удовлетворения обсуждаются на протяжении всей истории социальной психологии. Современная постмодернистская концепция картины мира отражает изначально присущее человеку мировоспитание и миропонимание, ассоциирующееся с представлением о многомерности человеческого Я. Проблема Я - важнейшая тема антропологии, рассматриваемая как диалог Я и Ты (проблема другого), Я и Мы (человек и общество) предусматривает учет процессуальности, «вечного становления», постоянного движения, «мерцания», «маргинальности», «пульсации».
Таким образом, ольфакторный компонент входит в систему самопрезентации. Самопрезентация относится к стремлению человека представить желаемый образ, представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое из него вытекает. С понятием имиджа, самопрезентации пересекаются различные уровни представленности психологических свойств личности, которые могут обнаруживаться в структуре персонального мифа. Миф является символическим познанием мира. Миф выступает как маркер семиотического поведения, различные степени (коды) семиотичности являются основой создания фиксированного образа своего Я как во внутреннем диалоге, так и на уровне имиджа, самопрезентации. Мифологическая идентификация присутствует как реально и постоянно действующий процесс, участвующий в формировании Я-образа.
Если говорить о самопрезентации, имидже в контексте мифологического сознания, то можно, ссылаясь на Юнга, полагать, что в той степени, в какой эго сознания отождествлено с персоной, внутренняя жизнь отвергнута. Для многих людей индивидуация необходима как высший идеал, как идея чего-то наилучшего, что только можно сделать.
Функцией персонального мифа является моделирование личного сценария; собственного варианта Бытия личности, адекватного времени, а также психологическая защита, обусловливающая метафорический, символический копинг личности. Э.И. Мещерякова (2001) выделяет основной способ трансляции персонального мифа - семиотический, осуществляющий передачу социокультурной информации через психологический код, своеобразную систему координат освоения внутреннего и внешнего мира. В своем содержании персональный миф обнаруживает элементы значимых фрагментов истории самосознания личности, ее неповторимого индивидуального опыта. Функцией персонального мифа являются моделирование личного сценария, собственного варианта Бытия личности, адекватного времени, а также психологическая защита, обусловливающая метафорический, символический копинг личности. Текст персонального мифа является лингвистическим гештальтом, отражающим триаду Личность-Текст-Язык, социокультурно-обусловленную вербальную матрицу восприятия личностью внутреннего и внешнего мира.
Контент-анализ методики «Персональный миф» позволил объединить темы персонального мифа в тематические разделы: темы персонального мифа, фатальность препятствий на пути цели, фатализм в личной жизни, верующий, рай, реинкарнация - можно объединить понятием фаталистичный, т.е. верящий в судьбу, в высшие силы. Рассматривая тематические разделы персонального мифа и результаты контент-анализа опросника «Я и ароматы», возникла возможность составления типологии мифологической идентификации на основе ольфакторного компонента самопрезентации. Соответственно, тип мифологической идентификации (по ведущей тематике персонального мифа) назван «фаталистичный», «успешный», «уникальный», «ретроактивный», «манипулятивный».
Анализ позволил выявить следующие значения парфюма для каждого типа мифологической идентификации: 1. У «фаталистичного» - судьбоносность парфюма - убежденность в том, что аромат имеет судьбоносную роль в тех или иных событиях жизни. 2. У «успешного» - комфортность парфюма - наделение аромата свойством репрезентации успешности, уверенности в себе. 3. У «уникального» - символичность парфюма - наделение себя способностью получать при помощи интуиции точную информацию об его носителе, а также наделение аромата символической функцией выражения Я-образа. 4. У «ретроактивного» - ассоциативность парфюма -способность обоняния эмоционально окрашивать зрительные образы и при соответствующем стимуле вызывать ассоциацию. 5. У «манипулятив-ного» - влиятельность парфюма - аромат как средство влияния на других.
Полученные результаты позволяют конкретизировать некоторые аспекты понимания ольфакторного компонента самопрезентации личности в мифологическом пространстве личности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психосемиотическая организация сознания в реальной и виртуальной коммуникации» з дисципліни «Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Етапи процесу кредитування
ОСНОВНІ НАПРЯМИ ДІЯЛЬНОСТІ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ
Затвердження
Аудит запасів. мета і завдання аудиту
РЕГУЛЮВАННЯ ВЗАЄМОДІЇ УЧАСНИКІВ ІНВЕСТУВАННЯ


Категорія: Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 796 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП