ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Основи психології здоров'я

«Потрясение» как кризис
«Потрясение» представляет собой поворотные
моменты биографии, жизни человека, его мировосприятия, когда формирует-
ся новый взгляд на действительность. «Потрясение» по своим последствиям
обязательно связано с переоценкой сторон жизни, переосмысливанием ее.
«прозрением», видением нового пути, своего места в ней.
Однако «потрясение» — это часто изменение только фрагмента со-
знания, которое ведет к изменению всего мировоззрения, это переход
на новый уровень самоосуществления человека, новый уровень сущест-
вования.
Иными словами, критические ситуации и кризисы у человека возни-
кают на разных уровнях — социальном, психологическом, духовном — и
затрагивают разнообразные сферы организации человека. Но практически
любая трудная жизненная ситуация может быть использована человеком
как возможность для личностного роста, перехода на более высокий
уровень своего развития.
Эрик Эриксон, выдающийся психолог-теоретик, полагал, что в разви-
тии личности человека можно выделить восемь стадий, каждая из которых
ставит перед нами определенную задачу (табл. 10). Решая ее, мы обогашаем
свою личность и переходим на следующий уровень развития.
Влияние жизненных кризисов на развитие личности 287
Таблица 10
Этапы развития личности по Э. Эриксону
Возраст
Раннее младен-
чество (первый
год жизни)
Позднее младен-
чество (второй
год жизни)
Младший детский
возраст (3-5 лет)
Старший детский
возраст (6-13
лет)
Подростковый
возраст
Молодость
Средний возраст
Пожилой возраст
Выбор
Доверие или недо-
верие
Самостоятельность
или зависимость
Инициативность
или пассивность
Трудолюбие или
неусидчивость
Самоидентифика-
ция или ее отсутс-
твие
Эмоииональная
открытость или
замкнутость
Великодушие или
эгоцентризм
Ощущение пол-
ноты жизни или
безысходности
Благоприятные
последствия выбора
Вера в будущее
Уверенность в себе
Способность само-
стоятельно действо-
вать
Успех в профессио-
нальной деятель-
ности
Хорошо развитое
ощущение своей
индивидуальности
Способность фор-
мировать близкие
отношения
Забота о семье и
обществе в целом
Ощущение не зря
прожитой жизни
Неблагоприятные
последствия выбора
Подозрительность,
страх перед будущим
Комплекс вины, не-
уверенность в себе
Ощущение социаль-
ной неадекватности
Чувство неполноцен-
ности
Непонимание того,
что ты собой пред-
ставляешь
Неспособность фор-
мировать близкие
отношения
Забота только о себе
Неудовлетворенность
жизнью, отчаяние
перед мыслью
о смерти
Эриксон сформулировал задачи каждой ступени развития и пока-
зал, к чему может привести успех или неуспех в их решении. Реальный
результат развития находится всегда где-то между двумя крайностями.
Успешное преодоление предыдущего этапа служит основой для ре-
шения следующей психологической возрастной задачи. Таким образом,
неудачи на ранних этапах развития могут сказаться впоследствии. Не у
каждого человека детский период протекает идеально. Многим людям
уже в зрелом возрасте приходится справляться с психологическими
трудностями, которые в идеале должны были быть преодолены в раннем
детстве. Конечно, задачи, которые ставит перед нами жизнь на каждом
этапе развития, сохраняют свою актуальность и дальше. Развитие лич-
ности — процесс, длящийся всю жизнь.
Один из критических периодов становления зрелой личности — пу-
бертатный кризис, связанный, по мнению Э. Эриксона, с формированием
чувства идентичности подростка. Основным вопросом в этот период
является: «Кто я есть на самом деле?» Ответ на этот вопрос связан с288 ГЛАВА 8. Позитивная кризисная теория развития личности
осознанием своего подлинного Я, пониманием отличия своего Я от
других, разотождествлением себя с различными ролевыми масками. По
мнению Эриксона, к завершению периода юности человек, как правило,
прочно осознает свою личную идентичность. Если этого не происходит,
то развивается либо расплывчатость собственного Я, либо даже рас-
щепление его. Неспособность самоидентифицироваться проявляется в
социально-психологической дезадаптации: тревожности, неуверенности,
растерянности, проблемах, связанных с выбором. Эриксон выделяет
четыре основных пути развития неадекватной идентичности.
1. Уход от близких взаимоотношений: стремление избежать тесных
доверительных контактов, боязнь утратить в них собственную
идентичность. Человек либо входит с людьми в формальные,
стереотипные контакты, либо стремится самоизолироваться.
2. Размывание времени: неспособность к планированию будущего, утра-
та ощущения времени, боязнь взросления и возможных перемен.
3. Размывание способности к продуктивной работе: невозможность
эффективного использования своего потенциала в какой-либо
деятельности (неспособность сосредоточиться на работе или
учебе либо уход в какую-то одну работу и пренебрежение всем
остальным).
4. Негативная идентичность: презрение, враждебность по отношению
к роли, которая поощряется семьей или значимым окружением
подростка, принятие прямо противоположной роли.
К наиболее важным, но еще малоизученным переходным кризисам
относится 27—35-летний возраст. Это такой период, когда «так, как жил,
уже не хочется, а как жить дальше, еще не знаю». Один из периодов
подведения итогов прожитого. Средний возраст матери при заболевании
ребенка неврозом равен 35, а отца— 37 годам (Захаров, 1982); возраст
первой невротической декомпенсации в большинстве случаев прихо-
дится на период 21—40 лет (Карвасарский, 1980); по нашим данным,
некоторые психосоматические расстройства, например язвенная болезнь
желудочно-кишечного тракта, дебютируют чаще всего в 30-летнем воз-
расте, в период наибольшей нагрузки и максимального включения в
жизнь (Ананьев, 1988). На период 27—34 лет приходится наибольшее
количество суицидальных поступков.
Кризис 30-летнего возраста сопряжен с рядом тех же проблем, ко-
торые возникают в подростковом возрасте, но на ином уровне. В этот
период личность максимально включается в жизнедеятельность, испыты-
вая при этом напряженность, обусловленную проблемами окончательного
самоопределения, решением или нерешением проблемы материальной и
социальной неопределенности будущего («прошлое уже не устраивает, а
будущее еще не определилось»).
Влияние жизненных кризисов на развитие личности 289
Таким образом, психология здоровья имеет на каждом возрастном
уровне вполне конкретные задачи, связанные с оказанием человеку
помощи в преодолении кризисных периодов. Программа мероприятий
психологии здоровья может быть нацелена на специфические проблемные
«мишени», возникающие при переходе из одних, более определенных
условий, в другие, менее определенные.
«Личностная судьба и все события, которые происходят с личностью,
не случайны, а детерминируются той же личностью, ее отношением к
окружающему миру, мировосприятием, мировоззрением, личностной
философией. Как говорят, кирпич никому просто так на голову не
падает» (Калмыков, 1999).
Жизнь человека представляет собой последовательность событий.
одни из которых не являются существенными для развития, а другие
становятся поворотными пунктами в его судьбе. Именно эти последние
и называются критическими жизненными событиями, или, в нашей
терминологии, «условиями потрясения». Динамика роста личности может
опираться на аналоговые изменения, связанные с медленным, посте-
пенным, плавным или быстрым переходом с одного уровня на другой
(«принцип реостата» — изменения вдоль континуума). Второй вариант
развития личности основан на цифровой модели, это так называемый
дискретный путь: рост личности напоминает скачок кенгуру, и чаще
всего этот скачок вызывается кризисными условиями. «Кризисы — это
не временное состояние, а путь внутренней жизни». Эти слова Л. С. Вы-
готского попадают в резонанс с сегодняшним синергетическим видением
онто- и филогенетического процесса. Сам факт существования кризисов
никогда не вызывал сомнения, однако предметом психологического
исследования, направленного на поиск закономерностей, связей этих
событий и личностного роста, он стал сравнительно недавно (Каран-
дашев, 1997).
Выделяются нормативные и ненормативные критические жизненные
события. К нормативным относятся события, происходящие обычно в
определенном возрасте и имеющие определенное содержание, скажем
рассмотренные выше возрастные кризисы. Примерами нормативных
кризисов могут быть также семейные кризисы, как-то: добрачный пери-
од, вступление в брак, беременность, рождение ребенка, уход взрослого
ребенка из семьи, уход одного из супругов из семьи (развод или смерть
одного из супругов). К такого рода кризисам относится и бессознатель-
ный стресс, вызванный приближением к «пограничной черте», например
выход на пенсию.
К ненормативным относятся особые события, нетипичные, индиви-
дуальные, правильнее сказать — непредсказуемые. Мы же рассматриваем
эти события не столько с точки зрения предсказуемости (как в первом290 ГЛАВА 8. Позитивная кризисная теория развития личности
случае) или непредсказуемости (как во втором), а с точки зрения по-
следствий, которые имели место во время переживания и после него.
Отсюда не имеет значения само событие с точки зрения внешней ха-
рактеристики, его эмоционального накала, а важны способ переработки,
преодоления и его влияние на дальнейшую жизнь человека.
Ниже будут приведены конкретные примеры переживаний, связан-
ных с опытом «потрясения». Дадим несколько положений, определяющих
это явление.

Ви переглядаєте статтю (реферат): ««Потрясение» как кризис» з дисципліни «Основи психології здоров'я»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит звітності з податку на прибуток
Графіка
Аудиторський висновок та його види
Ризики, властиві банківським інвестиціям
МЕХАНІЗМ ЗМІНИ МАСИ ГРОШЕЙ В ОБОРОТІ. ГРОШОВО-КРЕДИТНИЙ МУЛЬТИПЛІ...


Категорія: Основи психології здоров'я | Додав: koljan (18.02.2012)
Переглядів: 844 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП