ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Обучающие программы для школьников
Школьный возраст расширяет возможности форм обучения. М. Липман, ди­
ректор Института по развитию философии для детей (США), участник созда­
ния программ преподавания философии в школе, предлагает интеллектуаль­
ный подход, основанный на когнитивной работе и формировании ненасильст­
венных ценностей. Эта работа включает в себя несколько этапов: обсуждение
на конкретных примерах содержания понятий «мир» и «насилие»; описание
через обсуждение и дискуссию с детьми соответствующей феноменологии —
каковы они, «мир» и «насилие»; обсуждение возможных средств достижения
позитивных ценностей и избегания негативных; обсуждение потенциальных
причин процветания тех или иных ценностей и др. (Липман, 1995).
Считается важным развитие как навыков понимания конфликтов, так
и эффективных средств разрешения или управления конфликтами. Дж. Леви
считает необходимым отражать в учебной программе обучения разрешению
конфликтов вопросы, связанные, с одной стороны, с возникновением и при­
чинной обусловленностью конфликтов, с другой — с предупреждением, раз­
решением конфликтов и управлением ими. Начинается учебный курс обычно
с определения понятий конфликта и обсуждения несовместимости интересов
людей и их поведения. Далее вводятся основные представления об источни­
ках конфликтов и их типах — внутриличностном и интерперсональном (меж­
ду двумя и более людьми, группами, представителями разных культур и т. д.).
К изложению основного материала могут привлекаться сведения из области
теории игр, коммуникации, ценностного анализа, группового взаимодейст­
вия, коллективных переговоров и кросс-культурного взаимодействия, а также
анализ конфликтных теорий из биологии, истории, психологии, социологии,
политических наук, экономики, образования и других областей. Теоретиче­
ская и практическая части обучения строго не разделяются, теоретические
рассуждения снабжаются примерами, на которых часто строится обучение
навыкам разрешения конфликтов. Практическое обучение включает ролевые Глава 12. Обучение эффективному поведению в конфликтах и их разрешению 4 9 1
игры, анализ конкретных случаев, моделирование ситуаций и т. д. Наряду
с этим считается важной практика в слушании, решении проблем, совершен­
ствовании речи и критическом мышлении. Вводятся правила, типичные для
группового обучения (кооперативная атмосфера, уважение к мнениям и чув­
ствам другого, сохранение конфиденциальности происходящего в группе, под­
держка учеников со стороны друг друга и преподавателя и т. д.).
В качестве примера Леви приводит следующие варианты занятий.
Для начального образования (дети от 5 до 12 лет)
A. Кооперативные навыки: групповая кооперация в процессе коллективного
рисования.
Б. Кооперативные навыки: групповые кооперативные игры, например группо­
вая пантомима, изображающая различные ситуации, такие как катание на
коньках, остановка трамвая в час пик и т. д., предполагающие совместные
действия, движения, смех.
B. Коммуникация: формирование навыков слушания. Большинство из предла­
гаемых упражнений или игр направлены на понимание того, что такое ком­
муникация или каковы причины неэффективной коммуникации, например
игры «Испорченный телефон», «Телеграф» (по тому же принципу, но на не­
вербальной коммуникации), совместное рассказывание историй (один на­
чинает, другой продолжает и т. д., пока круг не закончен), описательные иг­
ры, предполагающие сравнение различных описаний одного и того же объ­
екта, и т. д.
Г. Творческое разрешение конфликтов.
• Сценки. Разыгрывается конфликт, соответствующий возрасту детей,
например, младшая сестра берет книжку старшей, между ними начина­
ется борьба. В комнату входит мать. Что она должна сделать? Сценки
представляются без решения, чтобы дети могли предлагать свои вари­
анты.
• Кукольный театр. Хорошо использовать для маленьких или застенчивых
детей. После просмотра конфликта, разыгранного куклами, класс разби­
вается на маленькие группы для его обсуждения.
• Ролевые игры. Используются сюжеты, хорошо знакомые детям, напри­
мер, школьные конфликты, связанные с исключением из группы, обида­
ми, проказами и т. д.
• Другие техники, такие как брейнсторминг, быстрое принятие решений,
личные истории конфликтов, чтение историй, написание сказок, рисова­
ние комиксов.
Д. Разделение чувств.
• Общий круг, в котором каждый может высказаться, если он этого хочет,
и каждый может быть услышан.
• Социальный барометр, когда дети с помощью специальной оценочной
шкалы от +5 до -5 оценивают свои чувства в связи с определенной темой.
• Игры на доверие, включающие «Прогулку с завязанными глазами», «Утра­
ту доверия», «Усиление доверия» и др. 4 9 2 Часть IV. Обучение навыкам поведения в конфликтах и их разрешения
Для среднего образования (возраст от 12 до 18 лет)
A. Дневник конфликтов. И преподаватели, и учащиеся в течение одной неде­
ли заполняют Дневник Конфликтов. Каждый раз, когда они сталкиваются с
конфликтом или разногласиями с кем-то, они заносят это в дневник, отве­
чая на вопросы: Кто был вовлечен в конфликт? О чем был этот конфликт? Как
он закончился? В последний вечер отвечают на следующие вопросы: В ка­
ком проценте конфликтов вы говорили о своем несогласии? В скольких кон­
фликтах вы чувствовали гнев? Как вы обычно справляетесь с конфликтами?
Наблюдая за конфликтами других людей, видели ли вы примеры способов
разрешения конфликтов, которые вы хотели бы использовать? Каковы они?
Почему вы хотели бы их использовать? Наблюдали ли вы конфликты, кото­
рые вы хотели бы разрешить иначе? Почему?
Б. Стили разрешения конфликтов. Учащиеся читают короткие ситуации и за­
писывают или говорят о своих реакциях, при этом обсуждаются их возмож­
ные стратегии поведения (такие, как уход, конфронтация, решение проблем,
медиация) и принимаемые ими роли.
B. Навыки коммуникации. Используются упражнения в слушании, невербаль­
ном поведении, передаче сообщений, передаче эмоций и т. д.
Приведенный перечень указывает на широкие возможности использова­
ния обучающих программ в школьном возрасте. Нетрудно предположить, что
выстроенные с учетом особенностей нашей культуры и нашей системы обра­
зования, они нашли бы своих приверженцев и среди педагогов, и среди уче­
ников и в нашей школе.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Обучающие программы для школьников» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Визначення потреби в інвестиціях та вартості капіталу
Збір за право використання місцевої символіки
Аудит визначення і використання фонду оплати праці
ВАЛЮТНІ СИСТЕМИ ТА ВАЛЮТНА ПОЛІТИКА. ОСОБЛИВОСТІ ФОРМУВАННЯ ВАЛЮТ...
ПОЗИЧКОВИЙ ПРОЦЕНТ


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1192 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП