ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія переговорів

ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
В литературе разработаны два направления в теории принятия решений - нормативный и описательный. В рамках нормативной концепции широко известна теория ожидаемой полезности (выгоды). Ее сформулировали американские специалисты по принятию решений Джон фон Ньюман и Оскар Моргенштерн в 1947 г. С их точки зрения теория полезности (выгоды) объясняет не то, как люди ведут себя в действительности, а то, как они должны себя вести, если следуют требованиям рационального принятия решений. Нормативная модель - это модель того, как люди, способные принимать рациональные решения, должны вести себя в предполагаемых обстоятельствах.
Теория ожидаемой выгоды исходит из того, что обычно люди, принимающие решения, накапливают огромное количество информации о возможностях и последствиях любого вида действий. Принимая эту информацию, они способны так или иначе выявить все плюсы и минусы любой альтернативы, сравнивать это и выбирать решение, увеличивающее ожидаемую выгоду (пользу).
Одна из основных целей этой теории - сформулировать определенный набор предположений или аксиом, определяющих рациональное принятие решений. Среди них известны следующие.
- Порядок альтернативы. Он означает, прежде всего, что партнеры, рационально принимающие решения, должны иметь
возможность сравнивать любые две возможности. Нужно либо предпочесть одну другой, либо остаться безразличным к обеим.
- Доминантность. Считается, что партнеры, поступающие рационально, не должны принимать решение, над которым доминирует другое.
Решение является сильно доминантным, если при сравнении с другим оно оказывается способным приносить лучшие во всех отношениях результаты (большую выгоду). Решение является слабо доминантным, если при сравнении с другим оно приносит лучшие результаты (наибольшую выгоду) как минимум в одном отношении и такие же или худшие результаты в другом отношении. Согласно теории полезности (выгоды), тот, кто принимает рациональное решение, не выберет такое, над которым доминирует другое решение.
- Погашение. Это означает, что если два, связанные с риском, варианта включают одинаковые и равновероятные последствия, их выгода не должна учитываться при выборе. То есть выбор между двумя возможностями должен осуществляться только на основе их разницы, а не на основе общего между ними.
- Транзитивность. Означает,- что если принимающий рациональное решение предпочитает альтернативу А альтернативе Б, а альтернативу Б - альтернативе В, то он должен предпочесть альтернативу А альтернативе В.
- Непрерывность. Означает, что есть две группы возможностей (лучшие и худшие). Партнер, рационально принимающий решение, всегда предпочтет уверенность в среднем результате риску между наилучшей и наихудшей возможностями, если шанс получения наилучшего результата достаточно высок.
- Инвариантность. Принцип означает, что принимающий решение не должен попадать под влияние способа предложения альтернативы. Фон Ньюман и Моргенштерн математически обосновали, что получаемая выгода (польза) является максимальной, когда принимающий решение следует этим принципам.
Были попытки выдвинуть и другие теории ожидаемой полезности. Например, американский специалист по принятию решений Леонард Сэвидж сформулировал "субъективную теорию ожидаемой выгоды", в которой он допускал значимость личных возможностей. Этот подход оказался важным в тех случаях, когда объективная возможность не может быть выбрана в будущем, то есть может быть реализована только однажды, в неповторимой ситуации.
Несмотря на то что теория ожидаемой выгоды все еще обсуждается как единственная и универсальная, ее общепринятой концепции пока не существует, а есть целое семейство таких теорий.
Специалисты в области принятия решений отмечают известные ограничения теории ожидаемой полезности. По их мнению, эта теория вообще неадекватно описывает процесс принятия решения. В ряде экспериментальных исследованиях Мориса Аллайса, Дэниела Эллсберга и Джея Руссо было обнаружено, что в реальном поведении, связанном с принятием решения, человек опровергает принципы погашения, транзитивности и инвариантности и принимает те решения, которые в соответствии с указанными принципами принимать не должен.
Было доказано, что теория ожидаемой выгоды создает ряд упрощающих приближений именно из-за математической трактовки и чисто аналитических решений. На самом деле, принимая решение, человек поступает зачастую совсем не так, как это видится авторам теории ожидаемой выгоды. Это происходит из-за того, что информация о возможностях нередко отсутствует или слишком расплывчата, а восприятие человека очень избирательно, память искажает информацию, а последствия каждого варианта большей частью непонятны, так как беспомощный человек порой не знает даже о своих возможностях.
Установлено, что теория ожидаемой выгоды очень полезна в качестве нормативной модели принятия решений, но она совсем неэффективна в качестве описательной модели, характеризующей, как человек внутренне принимает решения. Чтобы описать то, как человек поступает в ситуациях, связанных с выбором, оказывается, необходимы другие описательные теоретические модели принятия решений. Таковыми стали следующие.
- Теория удовлетворенности Герберта Саймона. Предложена им в 1957 г. Он установил, что человек хочет чувствовать себя удовлетворенным, а не добиваться оптимального варианта при принятии решения. Он принимает такое решение, которое его устраивает, а не то, которое оптимально.
- Теория перспективы Дэниела Канемана и Амоса Тверски. Выдвинута авторами в 1979 г. В ней понятие "выгоды" ("полезности") заменено понятием "ценности". В нем особую роль играют понятия "приобретения" и "потери". Авторы обнаружили следующие интересные психологические эффекты.
- Эффект преобладания потерь. Установлено, что чисто психологически потери человеку кажутся значительно большими, чем приобретения. Например, потеря 500 долларов будет волновать
обыкновенного человека гораздо сильнее, чем приобретение 500 долларов. Преобладание потерь может осложнять переговоры, так как каждая из сторон представляет сделку как потери, которые кажутся ей больше, чем прибыли, которые при заключении ее можно получить-
* Эффект собственности. Заключается в неодинаковой оценке величины стоимости товара, в зависимости от смены собственника. Это означает, что будучи собственником какого-то товара, человек готов расстаться с ним за более высокую цену, по сравнению с той, которую он сам согласился бы заплатить при покупке его.
* Эффект убежденности. Означает, что пересмотр вероятности потери при том или ином исходе в зависимости от постоянного фактора сильнее, когда существует изначальная убежденность в таком исходе, чем когда такой убежденности нет. С точки зрения теории перспективы маленькая вероятность преувеличивается человеком и, таким образом, возрастает значение маловероятного события.
* Эффект псевдоуверенности. Суть его сводится к тому, что бесплатное обслуживание оказывается более привлекательным, чем обслуживание со скидкой, даже если это не сказывается на истинной стоимости.
Итак, теория перспективы основана на том, что предпочтение, которое партнер отдает при выборе альтернативы, зависит от способа постановки проблемы и от того, как эти варианты были преподнесены. Если предпочтительный вариант представлен так, что в итоге он создает иллюзию приобретения, тогда ценность его будет расти и, следовательно, принимающий решение не будет рисковать. Если же предпочтительный вариант сформулирован так, что в итоге он связан с потерей, тогда ценность его будет падать, и человек тем самым пойдет на риск. Иначе говоря, люди склонны уклоняться от риска, когда речь идет о приобретениях, и предпочитают рисковать, когда речь идет о потерях.
* Теория раскаяния Давида Белла, Грэхема Лумса и Роберта Сагдена. Основой ее является приведение контрфактов. Считается, что в ряде случаев человек оценивает качество принятых им решений с точки зрения того, что могло бы произойти, если бы он поступил по-другому. Эта теория основана на двух выводах: во-первых, на том, что многие люди испытывают чувства, которые называются раскаянием, вернее сожалением, а во-вторых, на том, что неуверенно принимая решения, они пытаются представить или предугадать эти чувства. Так, имея дело с выбором типа N долларов наверняка или 2N долларов в зависимости от чего-то, люди
выбирают уверенность, так как боятся разочарований, которые наверняка испытают при проигрыше. Это очень впечатляюще показывает известная ТВ-игра "О, счастливчик!" и ей подобные.
* Теория выбора со множеством атрибутов (теория компенсации). Во многих ситуациях, связанных с выбором вариантов, результат не может быть оценен по какому-то одному единственному критерию. Рассматривая несколько решений с точки зрения нескольких критериев, следует помнить, что не существует объективного оптимального решения в том смысле, как это бывает с точки зрения единственного критерия. Напротив, участники переговоров следуют своим целям и ценностям.
Человек использует различные стратегии поведения при принятии решений в условиях множества атрибутов. В свою очередь эти стратегии чаще всего зависят от типа проблемы. Когда человек сталкивается с простым выбором между двумя вариантами со множеством атрибутов, он обычно использует так называемую "стратегию компенсации". Она заменяет низкие показатели одного порядка высокими показателями другого.
Существует несколько способов совершения такой замены.
* "Линейная модель". Это тот случай, когда-учитываются как минимум два параметра. Например, и качество, и его значимость.
* "Модель дополнительного различия". Это другая разновидность компенсирующей стратегии. Она похожа на линейную модель. Но если в последней каждый вариант оценивается по всем параметрам и затем сравнивается с другими, то в модели дополнительного различия оценивается каждый параметр для всех вариантов и учитывается лишь различие между ними. Например, человек, выбирающий машину, скорее задумается над разницей между двумя автомобилями, чем станет оценивать все показатели каждой машины, а потом складывать оценки разных параметров (что делает линейная модель).
Сосредоточение на различии имеет как минимум два преимущества: значительно упрощает выбор между двумя вариантами, а в качестве модели принятия решения кажется ближе к тому, как человек принимает решение.
* Модель "идеального пункта". Суть ее: человек всегда имеет представление об идеальном варианте, а реальные варианты оцениваются с точки зрения близости к идеалу по каждому критерию.
* Принцип более важного параметра. Означает, что при выборе между двумя равноценными возможностями человек обычно выбирает ту, которая имеет преимущество в качестве, что считается наиболее важным.
* Теория некомпенсирующих стратегий. Когда человек сталкивается с комплексным выбором из нескольких вариантов, он обычно использует некомпенсирующие стратегии. Среди них следующие.
* Объединяющего правила стратегия. Предполагает исключение альтернативы, выходящей за определенные рамки по некоторым конкретным критериям. Объединяющее правило приводит к удовлетворяющим, а не к оптимальным результатам.
* Разъединяющего правила стратегия. Каждый из вариантов оценивается по своим лучшим качествам, независимо от того, насколько неблагоприятны могут быть остальные качества.
* Лексикографическая стратегия. Предполагает определение для начала наиболее важных качеств, которые будут влиять на выбор человека. Затем он выбирает несколько, которые в наибольшей степени его устраивают. Если вариантов больше, чем необходимо, выбирают следующее важное качество, затем следующее и так далее, пока количество подходящих вариантов не сократится до необходимого.
* Удаления по аспектам стратегия. Каждое качество (или аспект), учитывающееся при выборе, выбирается вероятностно, пропорционально своей значимости. Сначала варианты компонуются в соответствии с выбранным наиболее важным аспектом, после чего худшие отбрасываются. Затем выбирается новый аспект, а неподходящие отбрасываются и так далее.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ» з дисципліни «Психологія переговорів»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Торговля фиктивными товарами
Аудит оподаткування суб’єктів малого підприємства за спрощеною си...
Інноваційна форма інвестицій
Інструменти забезпечення повернення банківських кредитів
Аудит запасів. мета і завдання аудиту


Категорія: Психологія переговорів | Додав: koljan (11.02.2012)
Переглядів: 1384 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП