ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сфера дополнительного профессионального образования (далее по тексту - ДПО) ориентирована на тесную связь с изменениями в реальном секторе экономики, с производством, непроизводственной сферой и на удовлетворение потребностей личности, общества и государства в непрерывном образовании.
ДПО принадлежит важная роль в развитии современного российского общества, поскольку реформы, проводимые в стране, требуют гибкой профессиональной переориентации граждан, овладения новыми профессиональными знаниями и специальностями.
Основными задачами данной системы являются получение новых и укрепление имеющихся профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств обучающихся и подготовка их к выполнению новых трудовых функций. ДПО призвано помочь личности адекватно ориентироваться в новой социально-экономической обстановке, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей.
Существенными особенностями ДПО являются:
направленность на удовлетворение социальной потребности в непрерывном развитии кадрового потенциала;
взаимосвязь курсового обучения, самообразования, жизненного и профессионального опыта обучающихся;
• междисциплинарный характер содержания обучения;
• построение обучения на основе изучения и учета профессиональных потребностей и познавательных интересов специалистов, их должностных функций, служебного статуса и профессионально значимых качеств личности.
ДПО выполняет следующие функции:
акмеологическую,
сервисную,
диагностическую,
компенсаторную,
инновационную,
прогностическую,
специализирующую,
консалтинговую,
250
- консультативную .
В акмеологическом понятии ступень зрелости, а тем более вершина зрелости -асте - рассматривается как многомерная характеристика состояния взрослого человека, охватывающая период его прогрессивного развития, связана с большими профессиональными, личностными и социальными достижениями251.
ДПО может рассматриваться, с одной стороны, как новая ступень профессионально-личностного развития, а с другой - как особый процесс и результат саморазвития личности, обогащения профессиональной культуры личности новыми качествами, возвышающими ее до уровня высокого профессионализма, как мощный способ творческой самореализации личности.
Основное воздействие при реализации акмеологической функции направлено на развитие:
250 Педагогика профессионального образования / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 2006.
251 Деркач А., Зазыкин В. Акмеология. - СПБ., 2003.
• человеческого потенциала специалистов,
их духовно-нравственных качеств,
субъектности,
креативности,
индивидуальности.
В связи с этим, внутренним содержанием является целенаправленное исследование собственных личностных ресурсов и способов их оптимального использования.
Сервисная функция обусловлена тем, что система ДПО призвана сочетать потребности реального сектора экономики в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов и в обучении безработных граждан. В связи с этим данная система должна быть открытой, гибкой, мобильной, способной к естественной самоорганизации, структурно-функциональному упорядочиванию.
Эти обстоятельства и приводят к возникновению профессиональных ассоциаций, новых альтернативных форм, всевозможных сочетаний механизмов, обеспечивающих обратную связь названной системы с заказчиком и потребителем, а также учет их меняющихся потребностей.
Диагностическая функция заключается в диагностике уровня профессиональной компетентности, личностных потребностей обучающихся, которая осуществляется на каждом этапе курсового обучения, и во многом обеспечивает успешность обучения в системе ДПО. Кроме того, человеку оказывается помощь в профессионально-личностной рефлексии.
Компенсаторная функция реализуется на основе диагностической функции и нацелена на устранение пробелов в базовой профессиональной подготовке специалистов, на внесение корректив в их теоретические знания, умения и практический опыт, сложившиеся к началу обучения и на его различных этапах, т.е. эта функция ДПО позволяет человеку компенсировать неудовлетворенность уровнем своих знаний.
Инновационная функция обусловлена тем, что важнейшее назначение ДПО связано с:
разрушением сложившихся негативных стереотипов профессиональной деятельности специалистов,
перестройкой мышления и деятельности,
формированием аналитических умений, позволяющих глубоко проникать в сущность процессов, явлений.
Чрезвычайно важно, чтобы каждый специалист в ходе обучения изучил сущность инновационных процессов в профессиональной деятельности, научился управлять ими. В связи с этим задачи ДПО следует связывать с формированием концептуального мышления специалистов, с их готовностью к инновационной деятельности. Степень готовности определяется следующими условиями:
уровнем сформированности системы мотивов и целей;
наличием знаний, необходимых для творческого осуществления деятельности;
включением человека в деятельность, в процессе которой формируются профессиональные умения и способности.
Прогностическая функция связана с развитием способности обучающихся предвидеть будущие проблемы профессиональной деятельности, разрабатывать опережающие конструктивные модели их разрешения, предусматривать последствия принимаемых профессиональных решений.
Специализирующая функция обусловлена тем, что абсолютное большинство образовательных задач ДПО продиктовано, прежде всего, профессиональными потребностями специалистов, их социальным статусом, профессиональными и должностными функциями, ориентацией на социальные нужды, учет социальных требований к профессиональной деятельности, ее развитию.
ДПО, как часть системы образования взрослых, характеризуют многофункциональность, динамизм, опережающий характер развития по отношению к объектам профессиональной деятельности обучающихся.
Важно подчеркнуть открытость системы ДПО, ее ориентацию на конечный результат, связанный с решением актуальных профессиональных проблем, гибкость, определяемую возможностью учета объективных потребностей специалистов в их профессиональном личностном развитии. Особенностью сферы ДПО является участие в ней специфической категории взрослых обучающихся, имеющих базовое профессиональное образование и опыт профессиональной деятельности.
Если рассматривать непрерывность образования по отношению к личности, то это означает, что человек учится постоянно, без относительно длительных перерывов. Причем учится либо в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием. Возможны три вектора движения человека в образовательном пространстве:
во-первых, человек, оставаясь на одном и том же образовательном уровне, совершенствует свою профессиональную квалификацию, профессиональное мастерство -«вектор движения вперед»;
во-вторых, поднимается по ступеням и уровням образования - «вектор движения вверх»;
в-третьих, непрерывность образования подразумевает возможность не только продолжения, но и смены профиля образования, т. е. возможность образовательного маневра на разных этапах жизненного пути, исходя из потребностей и возможностей личности и социально-экономических условий в обществе.
По нашему мнению, процесс профессиональной переподготовки современных специалистов должен строиться с учетом следующих принципов:
индивидуализация и дифференциация процесса обучения, оптимальное сочетание индивидуальных форм обучения;
опережающий характер обучения, учет требований образовательных стандартов;
оптимальное сочетание базового и дополнительного образования;
модульный принцип конструирования содержания обучения, гибкость и вариативность учебно-программной документации, форм и методов обучения.
На наш взгляд, при организации обучения любой категории граждан необходимо учитывать возрастные и психофизиологические особенности личности, специфику их предыдущей деятельности.
Использование модульного принципа обучения позволяет формировать программы, обладающие определенной гибкостью (мобильностью), отражающие вариативность содержания учебного комплекса, составленного из различных учебных модулей, вариативность методов обучения, системы контроля и оценки.
Таким образом, основными тенденциями, определяющими место профессиональной переподготовки в системе последипломного образования, являются следующие:
профессиональная переподготовка может рассматриваться как одно из звеньев в единой системе непрерывного образования;
профессиональная переподготовка, являясь одним из видов ДПО, может выступать как самостоятельный вид обучения и приобретения профессиональных знаний на этапе послевузовского образования.
Отличительными характеристиками данного направления являются мобильность, гибкость, оперативность. Преимуществом этого вида обучения является и способность к инновациям. Дополнительные знания, приобретенные в процессе профессиональной переподготовки, могут стать для современного специалиста средством самообеспечения и самореализации в новых условиях жизни и деятельности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Диференціація кредитних операцій за ступенями ризику
Еталонна модель взаємодії відкритих систем (ЕМВВС, OSI — Open Sys...
Форми безготівкових розрахунків
Програмне забезпечення та основні стандарти АРІ для комп’ютерної ...
Аудит операцій за рахунками в банках


Категорія: Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології | Додав: koljan (29.01.2012)
Переглядів: 1943 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП