ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
Деятельность представителей социономических профессий отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективных и субъективных переменных, повышенных требований к технологической и коммуникативной компетентности. Их коммуникативная деятельность характеризуется высокой интенсивностью и напряжённостью общения, широкой сетью контактов разного уровня.
Разработка данной проблематики представляется весьма актуальной в связи с прямым отношением эмоционального выгорания к сохранению здоровья, психической устойчивости, надёжности и профессиональному долголетию специалистов, включённых в длительные межличностные коммуникации162.
Термин «эмоциональное выгорание» введён американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году, для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи163 .
На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза и стоимость решения проблем с психическим здоровьем в связи с этим составляет в среднем 3-4% валового национального дохода.
В этом контексте исследование проблемы «эмоционального выгорания» представляет для нас не только научный интерес, она имеет большую практическую значимость. Данные полученные в исследовании могут быть использованы в системе психогигиенических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий и направлены на сохранение и укрепление здоровья профессионалов.
Трудности исследования эмоционального выгорания до 1980-х годов были связаны с неопределённостью и многокомпонентностью его описательных характеристик, а также с отсутствием соответствующего измерительного инструментария. На тот период в англоязычной литературе были опубликованы свыше одной тысячи статей по «эмоциональному выгоранию». Однако исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер.
В настоящее время в научной литературе представлено достаточно материала различных авторов по исследованию такого феномена как «эмоциональное выгорание», существует множество различных подходов и мнений, но единой концепции так и не существует.
Тем не менее, теоретический анализ источников по исследованию проблемы «эмоционального выгорания» позволил выделить три фактора, играющие существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный.
162 Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] /Э.Ф.Зеер. - М., 2003.
163 Сергеева, А. Синдром эмоционального сгорания [Текст] / А. Сергеева // Интернет:
http: www. tsale.ru/index . htm
В нашем исследовании акцент был поставлен на рассмотрении влияния личностных свойств на формирование эмоционального выгорания.
Среди отечественных психологов исследованиями, направленными на установление взаимосвязи между личностными свойствами и эмоциональным выгоранием, занимались В. И. Ковальчук, В. В. Бойко, зарубежных Х. Дж. Фрейденберг, Роджерс, Добсон.
По мнению американских психологов К. Маслач, С. Е. Джексона, возможность эмоционального выгорания ограничивается представителями коммуникативных профессий.
Одно из первых мест по риску возникновения эмоционального выгорания у представителей социономических профессий (по результатам нашего исследования) занимает профессия медицинской сестры. Ее рабочий день - это теснейшее общение с людьми, в основном с больными, требующими неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медсестра невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение.
К категории работников, подверженных риску развития профессиональной деформации, также относятся и сотрудники правоохранительных органов. Этому способствует множество физиологических, психологических, экономических и социальных факторов.
Также в значительной степени подвержены развитию эмоционального выгорания и педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока.
В процессе нашего исследования проверялась гипотеза: обусловлено ли эмоциональное выгорание у представителей социономических профессий, в нашем случае учителей, медицинских сестер и сотрудников правоохранительных органов, их личностными свойствами.
Для этой цели было сформировано три группы: группа работников правоохранительных органов (судебные приставы и прокуроры), группа из медицинских сёстер и группа учителей. Все респонденты имели стаж работы более пяти лет. В исследовании приняли участие 93 человека, с одинаковым количеством респондентов в каждой группе.
Исследование состояло из нескольких этапов.
На первом этапе исследования с помощью методики «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко был выявлен уровень сформированности фаз эмоционального выгорания и ведущие симптомы в фазах эмоционального выгорания у представителей данных групп.
Анализ полученных результатов позволил разделить всех респондентов (93чел) на группы по уровню сфомированности эмоционального выгорания и говорить о том, что в группе со сформировавшимися фазами эмоционального выгорания, в фазе «напряжение», наиболее выражен симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств», демонстрирующий собой ответную реакцию на факторы, способствующие формированию эмоционального выгорания. В фазе «резистенция», доминирующими симптомами являются «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», которое наблюдается в случаях, когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. То есть, профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет вы-

Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях [Текст] / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. -С. 443-463.
борочного реагирования в ходе общения с учащимися и коллегами. Эмоциональный контакт устанавливается не со всеми, действует принцип «хочу - не хочу», в фазе «истощение» ведущими симптомами являются «эмоциональный дефицит», «личностная отстранённость», отражающие состояние нервной системы.
В группе с формирующимися фазами эмоционального выгорания доминирующими симптомами эмоционального выгорания являются «переживание психотравми-рующих обстоятельств», «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «редукция профессиональных обязанностей». Обнаруживается попытка облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.
На втором этапе исследования с помощью методики цветовых выборов М. Люше-ра было определено психоэмоциональное состояние испытуемых. При сравнении результатов исследования полученных с помощью методики цветовых выборов М. Люшера можно выделить «направленность личности» как одну из ярко выраженных отличительных характеристик. У респондентов с отсутствием сформированных фаз эмоционального выгорания преобладает деловая направленность (15 из 23), что составляет 65,21%: их отличает увлечённость, оптимизм, деловая активность, стремление к контактам, расширению сфер деятельности, высокая мотивация достижения, высокий уровень притязаний, потребность в самореализации и самоуважении, самостоятельность в деятельности. Выражена потребность в обладании жизненными благами.
Респондентов с формирующимися фазами эмоционального выгорания (21 из 34), что составляет 55,88%, отличает стремление к покою, всплески активности сменяются фазой пассивности, у них выражено стремление к взаимопониманию, откровенному выражению мыслей, стремление к сотрудничеству для выхода из стресса.
Для респондентов со сформировавшимися фазами эмоционального выгорания (19 из 36), что составляет 52,77%, характерна направленность на интересы референтной группы, выраженное стремление к завоеванию признания и уважения со стороны значимых других, стремление к избеганию конфликта за счёт повышения самоконтроля.
Отличительной особенностью респондентов с отсутствием сформированных фаз эмоционального выгорания (18 из 23), что составляет 78,2%, является выраженная экстравертированность - общительность, широкий спектр увлечений, обращённость в мир окружающих явлений жизни.
На следующем этапе исследования, были выявлены личностные свойства испытуемых с помощью «16РБ-опросника личности» Р. Б. Кеттелла, характерные для каждой группы и доказаны статистически значимые различия при помощи параметрического критерия для независимых выборок Стьюдента.
Таким образом, данные, полученные по факторам теста Р.Б.Кеттелла, показывают, что представители социономических профессий со сформировавшимися фазами эмоционального выгорания отличаются от респондентов с отсутствием сформированных фаз эмоционального выгорания по следующим личностным свойствам:
низкой самооценкой (фактор O) при ^р=3,92 и 1^=5,9, обнаруженные различия между группами более чем на 0,1% уровне значимости.
чувством высокой ответственности (фактор G) при ^р=2,88 и 1^мп=4,03 обнаруженные различия между группами на 1% уровне значимости.
низким уровнем стрессоустойчивости (фактор I), при ^=3,92 и 1^=6,9 обнаруженные различия между группами более чем на 0,1% уровне значимости.
зависимостью от мнения других (конформизм/ нонконформизм) (фактор Q2), при ^=3,92 и t>Mir=5,01, обнаруженные различия между группами более чем на 0,1% уровне значимости.
уровень самоконтроля (фактор Q3), при ^р=2,88 и ^,мп=3,1, обнаруженные различия между группами на 1% уровне значимости.
склонностью к подчинению (фактор Q4) при т.кр=3,92 и 1;эмп=6,13, обнаруженные различия между группами более чем на 0,1% уровне значимости.
по уровню подозрительности (фактор L) при т.кр=3,11 и 1;эмп=7,76, обнаруженные различия между группами на 1% уровне значимости.
Респонденты с отсутствием сформированных фаз эмоционального выгорания отличаются от респондентов с формирующимися фазами эмоционального выгорания по следующим личностным качествам:
высоким уровнем общительности (фактор А) при т.кр=2,77 и 1;эмп=2,91, обнаруженные различия между группами на 1% уровне значимости.
экстравертированностью (фактор Q1) при .кр.=3,69 и .эмп=5,06, обнаруженные различия между группами более чем на 0,1% уровне значимости.
высоким уровнем самоконтроля (фактор Q3), при 1кр=2,88 и 1;эмп=3,1, обнаруженные различия между группами на 1% уровне значимости.
Результаты проведённого исследования по тесту Кеттелла позволяют сделать следующие выводы:
1.Для представителей социономических профессий с отсутствием сформированных фаз эмоционального выгорания в большей степени характерно наличие интеллектуальных интересов, приверженность новому, склонность к экспериментированию. Они отличатся адекватной самооценкой, низкой тревожностью, открытостью и непринужденностью. Готовы к сотрудничеству, легко приспосабливаются к новым условиям, жизнерадостны. В деловых отношениях демонстрируют средний уровень ответственности и следования нормам, социальную расслабленность. В отношении к людям проявляют дипломатичность, эмоциональную сдержанность.
2. Представители социономических профессий с формирующимися фазами
эмоционального выгорания характеризуются склонностью к беспокойству, низкой
самооценкой, склонностью к чувству вины, чувствительностью к замечаниям, высоким
уровнем тревожности, повышенным самоконтролем. В отношении к людям проявляют
настойчивость, недоверчивость, раздражительность, высокомерие, прямолинейность. В
отношении к групповым нормам демонстрируют зависимость от мнения других.
3. Представители социономических профессий со сформировавшимися фазами
эмоционального выгорания характеризуются, эмоциональной неустойчивостью, оза-
боченностью, низким уровнем стрессоустойчивости. Многие из них имеют низкую са-
мооценку, склонны к переживанию чувства вины. Они отличаются чувствительностью
к замечаниям, повышенным самоконтролем, высоким уровнем тревожности. В отно-
шении к делу и социальным нормам, демонстрируют строгое следование этим нормам,
обязательность, ответственность, дисциплинированность.
Больше всего респондентов со сформировавшимися фазами эмоционального выгорания среди учителей (58,06%), на втором месте медицинские сёстры (32,2% человек) и меньше всего со сформировавшимися фазами эмоционального выгорания среди работников силовых структур (25,8% человек).
К сожалению рамки данного исследования, не позволили провести анализ личностных свойств, влияющих на эмоциональное выгорание каждой из исследуемых групп профессий и выявить их специфику. Требуется также более углубленное исследование и математическое подтверждение взаимосвязи личностных свойств и эмоционального выгорания. Представленные результаты могут являться основанием для дальнейших исследований в этой области.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ІНСТИТУЦІЙНА МОДЕЛЬ ГРОШОВОГО РИНКУ
Аудит господарських операцій з надходження тварин
Період окупності
Відмінність між балансовим прибутком і грошовим потоком
Вибір конфігурації систем комп’ютерної телефонії


Категорія: Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології | Додав: koljan (29.01.2012)
Переглядів: 1575 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП