ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти

СУГГЕСТОЛОГИЯ И СУГГЕСТОПЕДИЯ
Основоположником этого направления в психологии и педагогике
является болгарский психогигиенист ГЛозанов.

В переводе на русский язык суггестия означает внушение. Под
внушением следует понимать не обыденный синоним с приказанием
угрозы и строгого взыскания в случае невыполнения.

51

Психологическая наука определяет внушение как форму межлич-
ностного общения, при которой суггеренд пассивно и непроизволь-
но, без обдумывания, усваивает идеи, высказанные суггестором, и
выполняет без борьбы мотивов его задания. Суггестором называет-
ся личность, осуществляющая внушение, суггерендом же личность,
являющаяся объектом суггестии. В случае выше разбиравшейся
методики аутогенной тренировки, как и при всех вариантах и при-
емах практического самовнушения, суггеренд и суггестор объедине-
ны в одном лице. Широко известен врачебный вид суггестии, назы-
ваемый гипнозом (в переводе с греческого "гипноз" означает "сон").

Гипноз редко применяется для психорегуляции творческой дея-
тельности, ибо творящий в этом случае лишен основной цели твор-
чества самоактуализации. Но как вспомогательный способ регуляции
психического состояния, особенно показан лицам с функциональны-
ми расстройствами нервной системы (бессонница, повышенный не-
вротизм и т.п.). Гипноз проводится только лицами, имеющими ме-
дицинское образование, лучше специалистами: врачами психиатра-
ми или психотерапевтами.

В отличие от врачебной суггестии (а), существует и понятие пе-
дагогического внушения (б). (См. в этой же главе далее раздел
суггестопедия).

а) Гипносуггестия. Цель применения гипноза с помощью внуше-
ний в тормозном статусе мозга, в котором снимается критичность
психики, достигнуть состояния "особой открытости" и податливости
к внушающему действию слова и провести регуляцию психического
состояния.

Задача гипносуггестии облегчить внушающее действие слов пси-
холога для мобилизации творческого состояния. Методы гипносугге-
стпи разнообразны, существует, например, метод воздействия пре-
имущественно на зрительный анализатор, но как правило, методы
комбинируются, а начинать рекомендуется с воздействия на зри-
тельный анализатор, чтобы вызвать блестящими предметами (шари-
ком, молоточком) утомление зрительного анализатора и привести к
некоему сомнолентному сновидному состоянию, которое затем усили-
вается словесными внушениями, адресованными в основном к слухо-
вому и кинестетическому аппарату. Важна последовательность вну-
шений, адресуемых затем к различным органам и системам. Нару-
шение этой последовательности ведет к расстройству психологичес-
кого комфорта, обязательного для последующих мотивированных
внушений, направленных на содержательную сторону деятельности
суггеренда. Кроме того, соблюдение этой последовательности спо-
собствует беспрепятственному наступлению гипнотического состоя-
ний. Система проведения усыпляющих внушений может быть пред-
ставлена следующим образом.*

* После массовых сеансов психотерапии по телевидению (Аи.Кашпировс-
кий) вряд ли следует бояться публикации формул гипноза,

1, Установка на принятие позы: "Итак, устроились удобно, легли хорошо
и как только вы закрыли глаза, так сразу же приятное чувство расслаб-
ленности и дремоты охватило целиком и полностью, оно вызвал)
желание заснуть".

2. Отключение от личных переживаний: "в голове появляется туман, мыс-
ли приятно спутались в голове, они постепенно исчезают".

3. Отключение от окружающего: "окружающие шумы, звуки и разговоры
становятся безразличными для вас, они постепенно перестают доно-
ситься до вас, не беспокоят и не интересуют".

4. Адресовка внушений к кинестетическому анализатору: "мышцы тулови-
ща, рук и ног расслабляются; в них больше нет ни малейшего напря-
жения, веки совсем отяжелели, слиплись".

5. Внушения, адресуемые к дыхательному аппарату: "дыхание стало ров-
ным, спокойным, еще болев глубоким..."

6. Адресация внушений к сердечно-сосудистой системе: "сердце работает
ровно, спокойно, приятно, теплота разливается по всему телу".

7. Словесные сигналы усыпления: "ничто не мешает наступающей дремо-
те, наступающему сну. Сон необходим, это сон лечебный, и все глуб-
же, все крепче вы засыпаете",

8. Внушения, адресуемые к общему тонусу: "состояние покоя и отдыха
нарастает... приятное чувство истомы, оцепенения и сонливости все
усиливается".

9. Внушения, адресуемые непосредственно ко второй сигнальной систе-
ме: "мысли приятно спутались в голове... забыты все тревоги, все
волнения дня, они улетели прочь... все окружающее безразлично для
вас",

10, Формирование зоны рапорта: "слышен только мой голос... каждое
мое слово глубоко западает в ваше сознание...".

Для углубления гипнотического состояния можно использовать
ритмический счет. С целью большей очерченности и контурирования
ритма мы предпочитаем мотивированное опосредование счета сло-
весной формулировкой. Например, "раз... дремота и сонливость еще
глубже охватывает вас...", два... приятным туманом охвачена голова"
(рифмование слов также способствует гипнотизации), все хорошо,
приятно спокойно отдыхает внутри, три..." и т.д.

Углублению гипнотического сна способствуют также ритмические
паузы длительностью в три, пять, десять минут. Более длительная
пауза может способствовать утрате гипнотического рапорта и пере-
ходу гипноза в естественный сон. Поэтому после углубления гипно-
тического сна перед формулой лечебных внушений, следует мотиви-
ровать сохранение рапорта, чтобы не утратить его: "вы хорошо и
внимательно воспринимаете мои слова, нервная система подготов-
лена для восприятия лечебных внушений..." Для целей активации в
формулу педагогических внушений следует вводить элементы моти-
вированной суггестии. Это возможно и в коллективе, несмотря на
разнообразие стимулирующих мотивов у каждого из участников ле-
чебной группы. Технически это осуществляется тактильным установ-
лением индивидуального рапорта (прикосновение ко лбу, к руке
испытуемого с применением словесного опосредования: "сейчас я

подойду к каждому из вас, положу руку на лоб и проведу индивиду-
альное внушение, относящееся к тому, кому я положу руку на лоб".
После того, как сформирован рапорт, психолог (врач) шепотом про-
водит индивидуальное внушение (или по радионаушникам в полный
голос) . Перед окончанием гипносуггестии дается установка на более
глубокую стадию сна в последующие сеансы: "с каждым последую-
щим сеансом лечебного сна вы будете засыпать все быстрее и глуб-
же". Перед пробуждением надо дать обязательную установку на
бодрствование, чтобы после сеанса гипноза испытуемые не ощущали
сонливости и каких-либо неприятных ощущений. "Теперь сеанс при-
ближается к окончанию. Я буду считать от пяти до одного и по счету
один легко и просто как бы сами откроются глаза и голова будет
ясной, светлой, бодрой и работоспособной, весь организм отдохнул,
набрался сил, энергии, здоровья, никаких неприятных ощущений
испытывать не будете, настроение будет ровное, спокойное, хорошее
самочувствие сохранится надолго... Итак, считаю, пять, туман из
головы начинает исчезать... - четыре - веки становятся легкими, три...
в руках и ногах появляется сила, упругость в мышцах, напряжение,
энергия, два... туман из головы исчез совершенно, веки совсем легкие,
один... легко и просто открылись глаза, вы бодры, энергичны, рабо-
тоспособны, голова ясная, готовы к действию".
б) Педагогическое внушение
Оно осуществляется тремя способами.
' 1. Внушение наяву, прямое . .

Цель - мобилизовать психологическую сферу личности человека
внушением без применения гипнотических воздействий.

Задача - показать психорегулирующий эффект очно, наяву, не
прибегая к косвенным или тормозным методам внушений.

Методика - вначале нужно особыми приемами (как правило мето-
дами проверки внушаемости) вызвать состояние сосредоточенного
внимания испытуемого и повышения его внушаемости посредством
безапелляционного директивного внушения тут же реализуемых воз-
действий.

Практика - педагог-психолог ставит испытуемого около стены,
пристально смотрит ему в глаза, безапелляционно заявляя, что сей-
час же он взглядом заставит его упасть назад, туда, к стенке*. Так
как это заявление сделано в авторитетной форме, оно, как правило,
туг же реализуется. Это повышает сразу же внушаемость испытуемо-
го и авторитет педагога. После чего и может реализовать практичес-
ки любую программу психорегуляции в зависимости от предложен-
ной педагогом, например, упразднить "лихорадку" перед завтраш-
ним экзаменом.
2. Внушение наяву, косвенное
Цель - мобилизовать психическое состояние с помощью косвен-

* Иногда педагогами применяются менее рискованные приемы авторитар-
ного внушения от 1 лица. Например: "Мои руки расходятся как крылья
птицы" или "Раскачиваюсь, ибо я огромный космический маятник".

ных внушений наяву.

Задачи аналогичные предыдущему методу психорегуляции кос-
венными приемами внушения. Методика аналогична предыдущей, но
внушения отличаются тем, что они не безапелляционны, а основыва-
ются на каком-то базисе, например, стоящему у стены по стойке
"смирно" учащемуся внушается, кроме прямого убеждения - "Завтра
ответишь хорошо!" тут же удается косвенное опосредование этого:
"Вы готовились к этой встрече. Вы предельно мобилизованы. Кроме
того, Вы очень внушаемы, а это очень хорошо, потому что я могу
внушить Вам нужное психологическое состояние. Вы мне доверяете,
ибо мои внушения нисколько не противоречат тем, которые Вам нужны
и которые предъявляет к Вам". Такие внушения могут проводиться,
как прямые, так и косвенные, и самими педагогами.

Л.П.Гримак приводит данные о возможностях моделирования в
гипнозе творческих состояний. Так известный американский психо-
лог Стенд и Криппнер (1968) справедливо рассматривает гипнотичес-
кое состояние как продуктивное, стимулирующее и мобилизующее
творческие процессы. По мнению этого автора гипноз способен ин-
тенсивно фокусировать сознание, в результате чего начинают само-
восприниматься подпороговые стимулы. Другой зарубежный ученый
Бауэре (1967) экспериментально на нескольких группах испытуемых
достоверно доказал, что гипнотическое состояние способствует по-
вышению творческих возможностей человека как за счет снятия
штампов мышления, выражающихся в привязанности к общеприня-
тым канонам, так и в результате повышения уверенности ("не боги
горшки обжигают", "все по плечу").

Гипнолог В-Л.Райков (1969, 1972) показал возможность активиза-
ции творческого процесса не только от непосредственной стимуля-
ции творчества словесными (вербальными) формулировками, но и
от "предлагаемых обстоятельств", и от образа значимой личности, в
которую "перевоплощается" испытуемый.

В экспериментах Н.А.Березанской (1975) получено повышение
уровня творческой работоспособности у актеров при вживании их в
образ "великого человека".

Например, актер К. направлен по совету психолога, обнаруживше-
го "зажимы" и снижение работоспособности перед киносъемкой. В
детстве отличался впечатлительностью, "примерял" к себе различ-
ные людские заботы и печали, иногда "западал" на самовнушенных
болезненных проявлениях и ощущал их со стороны различных внут-
ренних органов. Начал "прислушиваться" к себе, несколько раз ис-
пытывал "почти реальный до ужаса и до появления мурашек страх
умереть".

Цикличность самочувствия с годами определялась все четче, что
стало нарушать трудоспособность. Обратился за психотерапевтичес-
кой помощью.

По данным психологических исследований обладает высокой са-
мооценкой, спонтанностью, творческой активностью, но не всегда

воспринимает себя благоприятно. Цикличен, эмоционально лабилен,
сентиментален, иногда может растрогаться до слез. Наряду с демон-
стративностью и оптимизмом может давать преходящие депрессив-
ные реакции и полиморфные фобии (например, страх заболеть ра-
ком и т.п.). Тонкость восприятия сочетается с мягкостью, мечтатель-
ностью, конформностью. Адаптация к людям, которые раздражают,
дается ценой значительного нервно-психического напряжения. Обла-
дает повышенной впечатлительностью, внушаемостью, тревожностью,
ранимостью, выраженной интуицией. Все неудачи переживает весь-
ма болезненно. После спектакля долго пребывает в образе, не может
уснуть. Пришел за психологической консультацией в период после
спада настроения в связи с напряженной работой в кино. Учитывая
повышенную внушаемость артиста, "гуттаперчивость" и "мимозность"
его психики, было решено сразу же начать психогигиеническую ра-
боту по оптимизации его работоспособности с гипносуггестии. С
первого же сеанса, минуя сомноленцию, погрузился во вторую ката-
лептическую стадию гипнотического сна. И в последующем засыпал
в любом положении в стадии с выраженной восковидной ригиднос-
тью мышц, переходящий в сомнамбулическую фазу. Делались обще-
укрепляющие внушения, направленные на снятие страхов, на повы-
шение работоспособности, на оптимальную мобилизованность и
эмоциональную активность в период съемок. Отметив высокую эф-
фективность гипнотических воздействий на творческую работоспо-
собность, неоднократно на протяжении мескопьких лет по мере на-
добности прибегает к этим средствам.

Проявляет, однако, нежелание переходить на путь собственной
психической саморегуляции, не воспринимает других методов пси-
хогигиены (аутогенной тренировки, психофизической гимнастики),
несколько пассивен в выборе путей самореализации. Сейчас в хоро-
шей форме, активно работает в театре w кино.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СУГГЕСТОЛОГИЯ И СУГГЕСТОПЕДИЯ» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Кредитоспроможність позичальника та основні джерела інформації дл...
Повседневный опыт и научное знание
GSM
ЄВРОПЕЙСЬКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦІЇ ТА РОЗВИТКУ
Аудит розрахунку фіксованого сільськогос-подарського податку і за...


Категорія: Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти | Додав: koljan (27.01.2012)
Переглядів: 1634 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП