ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Менеджмент » Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями

ТЕОРИЯ ИГР (ТИ)
Основоположниками ТИ являются Дж. фон Нейман и О. Мор-
генштерн [14]. Они попытались математически описать характер­
ные для экономики явления как некоторую игру. Например, они
ставили задачу оптимизации поведения субъектов рынка.
В последующем ТИ стала рассматриваться как теория приня­
тия решений, реализующих поставленные цели в условиях
неопределенности информационной ситуации. Однако в ТИ рас­
сматриваются и игры с полной информацией (т.е. в условиях оп­
ределенной ситуации). Разумеется, ТИ, как и любая другая мате­
матическая теория, не охватывает все разнообразные задачи в
конфликтных ситуациях. Она рассматривает ситуации, характе­
ризующиеся определенной системой правил-ограничений и име­
ющих некоторую формальную структуру.
Суть игры в том, что каждый из участников принимает такие
решения (выбирает стратегию действий), которые, как он полага­
ет, обеспечивают ему наибольший выигрыш или наименьший про­
игрыш, причем этому участнику игры ясно, что результат зависит
не только от него, но и от действий партнера (или партнеров).
Особое место среди условий, в которых приходится прини­
мать решения, занимают условия конфликта. Конфликтом есте­
ственно называть всякое явление, применительно к которому
имеет смысл говорить, кто и как в этом явлении участвует, како­
вы его возможные исходы, кто в этих исходах заинтересован и,
наконец, в чем состоит эта заинтересованность.
В рамках ТИ принимаемые решения выступают как достаточ­
но упрощенные и идеализированные схемы реальных явлений. ТИ
есть теория математических моделей. Для формального описания игры необходимо, чтобы были
определены:
• множество возможных ходов М. для каждого игрока и.;
• платежная функция (функция полезности) F, определенная
для заключительной ситуации b или для каждой точки Z?. из мно­
жества заключительных ситуаций;
• правила выделения множеств Mf из множества М.дяя каж­
дой ситуации Ь. и игрока и. (правила выбора ходов).
Наиболее развита теория матричных позиционных игр двух лиц,
основные положения которой изложены, например, в [2-7, 10-17].
Геометрически такую игру можно представить на рисунке в виде «де­
рева» игры. Узлы этого «дерева» соответствуют возможным ситуацргям
в игре, а заключительным ситуациям - «закрашенные» узлы. Номер иг­
рока, делающего ход, при данной ситуации указан внутри каждого из
узлов. Множества Л/, изображаются множеством ветвей, выходящих из
данного узла. Около заключительных ситуаций написано распределе­
ние выигрышей и проигрышей между игроками после окончания игры.
+10 -10 +2 -8 -10
Любая последовательность ходов, сделанных игроками в процессе
игры, определяет партию игры. Число различных партий равно числу
заключительных ситуаций и является важным признаком при исследо­
вании игр.
Выбор игроком и^ того или иного хода на данном шаге игры называ­
ется ходовой альтернативной стратегией игрока, а набор указаний, ко­
торый позволяет игроку в любой ситуации игры (точнее, при любой
информации об игре) выбирать ход - полной стратегией игры, или про­
сто стратегией игрока и..
При обозначении ходовых стратегий на рисунке верхний индекс ука­
зывает номер игрока, которому принадлежит эта стратегия, нижний -
723 порядковый номер ходовой стратегии в множестве стратегии данного
игрока.
Пунктирной линией на рисунке обведены вершины «дерева», кото­
рые игрок по правилам игры не может различать на данном шаге. На­
пример, на третьем шаге игрок /, если он выбрал на первом шаге ход /,',
знает, что игрок 2 может выбрать либо /,^, либо i-^, но не может знать,
какой именно из ходов выбрал игрок 2, т.е. игрок 1 не знает, в какой из
этих двух возможных ситуаций, ограниченных пунктиром, находится в
данный момент игра. Совокупность ситуаций, попавших внутрь пунк­
тирной линии, называется информационным множеством. В играх с пол­
ной информацией такие множества состоят из одной ситуации.
Стратегия выбирается игроком на основе некоторой решающей фун­
кции, определенной на множестве стратегий. Эта функция может быть
представлена, например, в виде платежной матрицы, которая называет­
ся матрицей игры. Для игры, «дерево» которой приведено на рисунке,
матрица имеет вид таблицы, где S.' =/, \ /. *; S 1 = / I
~ '2 ' ^2 ~ последовательности ходов игрока u^\S^^ = /j^; 5*2^ = /'2 ~ после­
довательности ходов игрока «2.
s\
s\
s\
s\
sf
"+10
-10
+6
+2
s!
+2
-2
-6
-10
Положительные элементы матрицы соответствуют выигры­
шам игрока Wp отрицательные - выигрышам игрока Uy
Действия игрока направлены на поиск стратегии, при кото­
рой его выигрыш максимален. Для игрока и^ полная стратегия
оптимальна при
max{mina..},
где а.. - элементы матрицы игры; / = \,2,..., I'J = 1, 2,... w;
/ - число полных стратегий игрока иг,
т - число полных стратегий игрока Uj.
(1)
Оптимальная стратегия для игрока «2 будет достигнута при
min{maxa..},
J i
где i = \, 2,... J-J-
724
1,2,...ш. +10 -5
-10 +5
Эти оптимальные стратегии называются максиминной и ми­
нимаксной соответственно.
Если выполняется равенство (теорема о минимаксе)
max {min aij} = min {max a у}, (2)
/ j j i
TO говорят, что игра имеет седловую точку, и элемент матрицы,
определяемый на основании (2), называется ценой игры.
Игры с седловой точкой называются играми с чистыми стра­
тегиями.
Такие игры заканчиваются, как только игроки, произведя
полный анализ матрицы игры, выберут свои оптимальные стра­
тегии.
Однако в матрице игры может не быть седловой точки.
Например, для игры с матрицей
max {min а-.} = -5; min {max ал} = 5. (3)
i j ^ j i
В этих случаях игрокам при выборе стратегии следует избе­
гать какой-либо закономерности, так как на основе анализа его
игры противник может разгадать принятую закономерность и
пользоваться случайным набором полных стратегий (выбор мо­
жет определяться законом распределения полных стратегий).
Иными словами, игры, в матрице которых нет седловой точки,
не могут быть описаны в рамках аналитических представлений,
для их описания требуется привлекать вероятностные оценки.
Стратегия, определяемая последовательным выбором полных
стратегий на основе закона распределения этих стратегий, назы­
вается смешанной. В отличие от нее стратегии, рассмотренные ра­
нее, называют чистыми стратегиями.
Цена игры в играх со смешанными стратегиями определяется
в виде математического ожидания, которое характеризует мак-
симинную смешанную стратегию игрока и^ и минимаксную сме­
шанную стратегию игрока «2-
Возможность минимаксных и максиминных стратегий (чис­
тых и смешанных) определяется фундаментальной теоремой ТИ,
доказанной Дж. фон Нейманом в 1928 г., - теоремой о мини­
максе [14]:
«Для антагонистических игр двух лиц всегда существуют оп­
тимальные смешанные стратегии для игроков и^ и «2» и оптималь-
725 пая смешанная стратегия для и^ является его смешанной мини­
максной стратегией».
Смысл принципа минимакса можно выразить следующим
образом: стремление «противника» максимизировать наши ми­
нимальные потери равнозначно нашему стремлению минимизи­
ровать наши максимальные потери.
В наиболее простом случае речь идет о противоборстве толь­
ко двух противников (например, двух конкурентов, борющихся
за рынок сбыта). В более сложных случаях в игре участвуют мно­
гие, причем они могут вступать между собой в постоянные или
временные коалиции, союзы.
Игра двух лиц называется парной. Когда в игре участвуют Л^
игроков - это игра Л^ лиц, а в случае образования коалиций игра
называется коалиционной.
Имеются исследования, распространяющие основные поло­
жения классической матричной ТИ двух лиц на игры с числом
участников больше двух.
В частности, в 1951 г. Дж. Кэш доказал аналогичную теореме
Дж. фон Неймана для матричных игр теорему о существовании
ситуаций равновесия в смешанных стратегиях для безкоалицион-
них игр.
Однако общей теории для игр с произвольным числом участ­
ников N, большим, чем 2, не существует.
Наиболее развиты для игр с большим числом игроков мето­
ды коалиционных игр, в которых участники в процессе игры мо­
гут образовывать временные или постоянные коалиции с дого­
ворным распределением выигрыша.
Здесь принимающему решения субъекту приходится считать­
ся не только со своими собственными целями, но также с теми
целями, которые ставят перед собой его партнеры. Помимо это­
го он должен учитывать, кроме известных ему обстоятельств кон­
фликта, еще и те решения, которые принимают его противники и
которые ему самому неизвестны.
Формальную модель для этого класса игр можно представить
следующим образом.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТЕОРИЯ ИГР (ТИ)» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Оцінка
Якість управління матеріально-технічними ресурсами
Загальна характеристика витрат на організацію телекомунікацій
Справочная таблица по механике
Загальновживані слова та слова вузького стилістичного призначення


Категорія: Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями | Додав: koljan (27.10.2011)
Переглядів: 919 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП