ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Маркетинг: основи і маркетинг інформації

Система маркетинговой информации
Маркетинговое управление немыслимо без соответству­ ющей информации, базирующейся на анализе и прогнозиро­ вании рыночной конъюнктуры и других исследованиях рын­ ка. Регулирование рыночных процессов требует определения количественных пропорций и зависимостей между рыночны­ ми явлениями и факторами, которые на них влияют. На осно­ вании выводов и рекомендаций, вытекающих из анализа ры­ ночной ситуации и прогноза развития рынка, разрабатывает­

ся

ся стратегия маркетинга, строится план маркетинга, осуществ­ ляется сегментация рынка, принимаются управленческие ре­ шения, изменяется качество товаров, происходит процесс ди­ версификации, устанавливаются цены и т.д., и т.п. В соответствии с ведущей идеей традиционного маркетин­ га основная задача предпринимателя состоит в том, чтобы наи­ лучшим образом удовлетворять возникающие у потребителя потребности (с минимальным риском и максимальной полезно­ стью как для потребителя, так и для себя). При этом задача мар­ кетинговой службы заключается в том, чтобы обеспечить все задействованные в управлении маркетингом иерархические инстанции фирмы качественной маркетинговой информацией. Маркетинговой называется информация, получаемая в ходе познания, исследования процесса обмена результатами общественно полезной деятельности и взаимодействия по по­ воду такого обмена всех субъектов рыночной системы и ис­ пользуемая во всех сферах (уровнях) предпринимательства, включая маркетинговую деятельность. Отсутствие необходимой маркетинговой информации, ис­ пользование неточных или неактуальных данных могут стать причиной серьезных экономических просчетов. Цель использо­ вания маркетинговой информации состоит в уменьшении нео­ пределенности в процессе принятия управленческого решения. Это требует сбора, передачи, хранения, обработки и выдачи в необходимый момент времени значительных объемов разнооб­ разной информации. Практически любое маркетинговое дей­ ствие имеет свое информационное отражение в виде каких-либо цифровых сочетаний и соотношений. Можно сказать, что реаль­ ный маркетинг имеет свое цифровое отражение, информацион­ ное поле. Поэтому маркетинговую деятельность следует рассмат­ ривать как часть объективно существующего и постоянно функ­ ционирующего информационного процесса. Основываясь на информации и порождая новые информационные потребности, современный маркетинг не может эффективно работать без ис­ пользования информационных технологий, создания развитой информационной базы данных и системы коммуникаций. Необходимость получения более обширной и более доб­ рокачественной маркетинговой информации определяется следующими тенденциями:

То!

1. Переход от маркетинга на местном уровне к маркетингу в общенациональном и даже международном масштабе за счет постоянного расширения фирмами территории сво­ его рынка. Это требует в свою очередь поиска новых пу­ тей сбора маркетинговой информации. 2. Переход от покупательских нужд к покупательским по­ требностям, от «рынка продавца» к «рынку покупателя», что вызывается все возрастающей покупательской раз­ борчивостью при выборе товара. Продавцам все труд­ нее предсказать реакцию покупателей на различные ха­ рактеристики товара, и они обращаются к маркетинго­ вым исследованиям. 3. Переход от конкуренции в ценах к неценовой конкурен­ ции (присвоение товарам марочных названий, реклама и стимулирование сбыта), что требует информации о ре­ акции рынка на использование этих методов. 4. В условиях развитых рыночных отношений резко возрас­ тает роль коммуникаций с потребителем, со всеми заин­ тересованными в сделках субъектами, следовательно, возрастает роль информационных технологий в разра­ ботке и ускорении принятия решений. Теперь уже недостаточно иметь информацию только о внутреннем состоянии фирмы. Требуется постоянное пла­ нирование производственной, маркетинговой и коммерчес­ кой деятельности фирмы, основанное на достоверной, реп­ резентативной маркетинговой информации. Маркетинговые исследования и их надлежащая органи­ зация становятся инструментом, с помощью которого суще­ ственно снижается риск предпринимательства и возрастает качество решения задач потребителя . Сбор информации занимает значительное место среди всех маркетинговых операций, так как связан с различными по характеру источниками информации. Информационная система маркетингового исследова­ ния отличается сложностью и многообразием форм. Она тес­ но связана с системой коммуникативных связей фирмы. Происходит взаимовыгодный обмен информацией с постав­ щиками, торговыми посредниками и с потребителями (по­ требитель получает исчерпывающую информацию о това1 1

pax, условиях их продажи, а сам предоставляет, в различных формах, информацию о собственных потребностях и пред­ почтениях). Коммерческие связи с банковско-кредитными учреждениями немыслимы без взаимного информирования. Не является односторонней коммуникативная связь с учреж­ дениями государственной статистики: представляя обяза­ тельную отчетность, фирма может на коммерческой основе приобретать информацию. Возникает вопрос, какие проблемы должна охватывать маркетинговая информация? Прежде всего, это данные о си­ туации на рынке и о положении фирмы, ее позиции на рын­ ке, о клиентах, поставщиках и конкурентах. Источниками таких сведений могут быть материалы опросных листов, вы­ ставок, семинаров, рекламных проспектов, периодических или специальных изданий международного, общегосудар­ ственного или отраслевого масштабов, статистических сбор­ ников, коммерческих обзоров, тематических справочников, специализированных баз и банков данных. Другой составляющей маркетинговых исследований яв­ ляется оценка возможностей предприятия с целью установ­ ления соответствия его рыночных запросов внутренним про­ изводственно-ресурсным возможностям. Источниками дан­ ных служат бухгалтерский баланс, ф и н а н с о в ы е отчеты, производственные планы, технологические карты, техничес­ кие спецификации, штатные формуляры, планы НИОКР и др. Очень сложной является проблема получения сведений о конкурентах. Определенная часть информации может быть по­ лучена из открытых публикаций, в том числе рекламного харак­ тера. Следует устанавливать постоянное наблюдение открыто­ го типа за деятельностью конкурента, включающее отслежива­ ние процессов розничной продажи, экспертные оценки мощ­ ности предприятий, наблюдение за перевозками, опросы поку­ пателей и т. п. Как известно, в зарубежной практике широко рас­ пространены методы экономического шпионажа. Не отказыва­ ясь, в принципе, от некоторых из них, не следует переходить ту грань, за которой начинается нарушение законов. Наиболее эф­ фективные методы оценки возможностей конкурента — это специальные экспертные исследования, косвенные расчеты на основе известных данных.

Организация маркетингового исследования обязательно требует создания цепи опорных пунктов, точек мониторинговых замеров тех или иных параметров, необходимых для маркетин­ га, наличия сети корреспондентов, то есть лиц, работающих в фирме, которые за особую плату обязуются представлять инте­ ресующие фирму сведения. Кроме того, создаются так называе­ мые панели потребителей, например, товаров потребительского спроса, то есть выборочные совокупности потребителей, кото­ рые за соответствующую плату систематически отвечают на воп­ росы, как правило, связанные с изучением спроса. В последнее время широкое распространение получили новые подходы к сбору данных: CATI (устройство для компью­ теризированных телефонных опросов), CAPI (устройство для к о м п ь ю т е р и з и р о в а н н ы х л и ч н ы х интервью), с к а н е р ы , Peoplemeters (устройства для оценки популярности различных телевизионных программ), EPOS (electronic point of sale) — ус­ тройства, основанные на технологии сканирования штрих-ко­ дов, позволяющие получать полную информацию о продажах и ценах из каждой торговой точки, и другие электронные уст­ ройства. Применение этих нововведений в значительной мере способствовало повышению эффективности систем маркетин­ говой информации и позволило увеличить скорость реагиро­ вания на изменения, происходящие во внешней среде. Кроме того, с помощью подобных инструментов существенно повы­ силась объективность собираемой информации . Необходимость использования в маркетинговой деятель­ ности предприятия разнообразной и достаточно большой по объему информации требует системного подхода к организа­ ции ее получения, обработки и анализа в процессе выработки управленческих решений. Система маркетинговой информа­ ции (СМИ) строится на основе комплексности и увязки всех компонентов ее предметной области, что достигается приме­ нением современных средств вычислительной и информаци­ онной техники. Предметная область СМИ включает в себя си­ стемы внутренней и внешней информации, системы маркетин­ говых исследований и анализа информации (см. рис.3.13) . Система внутренней информации включает совокупность данных, возникающих на предприятии в форме бухгалтерской и статистической отчетности, оперативной и текущей произ­ водственной и научно-технической информации.
Данные, которые относятся к категории закрытой информации, могут быть приобретены (за исключением секретных) на ком­ мерческих условиях. Так принято во всем мире, подобная прак­ тика начинает распространяться и в нашей стране. Система маркетинговых исследований базируется на ин­ формации, получаемой в результате проведения исследований конкретных направлений маркетинговой деятельности. К ним обычно относятся такие виды исследований, как анализ пара­ метров рынка и его освоения конкурентами, изучение тенден­ ций деловой активности партнеров, политики цен и способов продвижения товаров, реакции на новые товары, а также про­ гнозирование объемов реализации товаров. Маркетинговые исследования могут проводиться собственной специализиро­ ванной службой предприятия или соответствующими консал­ тинговыми фирмами, оказывающими услуги в области марке­ тинговых исследований. Система анализа управления маркетингом включает ана­ лиз общеэкономических показателей, а также дает возмож­ ность определить: влияние основных факторов на сбыт про­ дукции и значимость каждого из них, возможность сбыта при росте цен или расходов на рекламу; конкурентоспособность продукции и конкурентоспособные основные параметры и т. д. Проведение маркетинговых исследований и анализа бази­ руется на применении различных экономико-математических методов, среди которых следует выделить: многомерные мето­ ды, используемые для обоснования маркетинговых решений, в основе которых лежат многочисленные взаимосвязанные пере­ менные (экономические показатели); регрессионные и корреля­ ционные методы, позволяющие устанавливать взаимосвязи между группами показателей, описывающих маркетинговую деятельность; имитационные методы, применяемые в случае, если переменные, влияющие на маркетинговую ситуацию, не поддаются аналитическим решениям; методы статистической теории принятия решений, используемые для стохастического описания реакции потребителей на изменение рыночной ситу­ ации; экспертные оценки (метод Делфи, парных сравнений и т. д.), используемые при анализе качественных (не поддающих­ ся аналитическому измерению) параметров маркетинга.

На основе данных анализа в процессе сопоставления пла­ новых параметров и фактического состояния объектов марке­ тинговой среды формируется сигнальная информация. После установления причин возникших отклонений, с целью их уст­ ранения, выполняются соответствующие мероприятия, отра­ жаемые в регулирующей информации. При этом все управля­ ющие данные передаются руководству предприятия, которое принимает необходимые меры. Внутренняя, внешняя и исследовательская маркетинговая информация классифицируется по различным принципам. По периодичности или стабильности возникновения мар­ кетинговую информацию подразделяют на постоянную, пере­ менную и эпизодическую. Постоянная информация отражает постоянные, то есть длительное время неизменные, величины маркетинговой среды. Переменная информация показывает фак­ тические количественные и качественные характеристики функционирования объектов маркетинга. Эпизодическая инфор­ мация формируется по мере необходимости, например, когда нужно получить дополнительные данные о новом конкуренте для оценки возможного изменения цены продаваемого товара. , По назначению информацию делят на справочную, реко­ мендательную, нормативную, сигнальную и регулирующую. Справочная информация носит ознакомительный, вспомо­ гательный характер, отражает относительно стабильные при­ знаки объектов маркетинга и представляется в виде системы справочников по фирмам, технико-эксплуатационным харак­ теристикам продукции, ценам, тарифам и т. п. Рекомендательная информация формируется в результа­ те специальных маркетинговых исследований или на основе анализа данных, приводимых в печатных изданиях и коммер­ ческих базах данных. Она содержит прогнозы продажи про­ дукции, приоритеты выбора целевых рынков, агентов-пос­ редников, фирм-поставщиков сырья и т. п. Нормативная информация формируется в основном в производственной сфере и включает нормы и нормативы раз­ личных элементов производства, а также нормативные зако­ нодательные акты. Сигнальная информация возникает обычно в ходе появ­ ления отклонений фактического поведения объектов марке­ тинговой среды от запланированного.

После установления причин отклонений с целью их уст­ ранения выполняются соответствующие мероприятия, отража­ емые в регулирующей информации. По отношению к обработке маркетинговая информация подразделяется на первичную, вторичную и производную. Первичная информация, то есть та, которая получена не­ посредственно в результате «полевых» исследований (непос­ редственно в местах возникновения информации в определен­ ные сроки) и базируется на личных контактах исследователей с источниками информации: потребителями, поставщиками, конкурентами и т. д. Первичная информация позволяет дать качественную оценку явлений экономической жизни. Вторичной информацией обычно называют обработанную и систематизированную для определенных целей информацию, помещенную на различного рода носителях. Это прежде всего статистические сборники, статьи в специальной литературе, эко­ номические обзоры, проспекты, каталоги и т. п. Как правило, вто­ ричная информация более доступна исследователям, но облада­ ет рядом недостатков; обычно требует существенной переработ­ ки данных в интересах конкретного исследования; характеризу­ ется определенным временным лагом, то есть отставанием от реального времени. Существенный недостаток информации — то, что с ее помощью главным образом можно оценить явление реальной экономической жизни в количественных показателях. Качественная оценка сегодняшних реалий экономической жиз­ ни с помощью вторичной информации порой бывает затрудне­ на. Однако, несмотря на все эти недостатки, вторичная инфор­ мация является основой при проведении «кабинетных» исследо­ ваний (на основе анализа только вторичных данных) . Производная информация является результатом первич­ ной, вторичной либо другой производной информации с целью формирования информации, ориентированной на решение по­ ставленной задачи. Она может формироваться в виде логичес­ ких выводов и заключений. Существуют следующие источники маркетинговой ин­ формации: 1. Источники общей маркетинговой информации (по ка­ налам неизбирательного воздействия): • официальная государственная статистика, которая содер­ жит экономические, социальные, демографические, эт1 4

нические и другие материалы, отражающие динамику этих процессов на уровне региона, республики, страны; • периодические печатные издания общей экономической ориентации (газеты «Экономика и жизнь», «Финансовая газета», «Коммерсант», «Финансовые известия», журна­ лы «Бизнес», «ЭКО» и др.); • рекламная деятельность массового характера. К каналам событийного воздействия относятся: • выставки, совещания, конференции, презентации, дни от­ крытых дверей; • издаваемые законы, акты, указы; • выступления государственных, политических и обществен­ ных деятелей. 2. Источники узкопрофильной маркетинговой информации (по каналам избирательного воздействия): • отраслевая и ведомственная статистика, сведения; • публикуемые бухгалтерские и финансовые отчеты пред­ приятий; • отчеты руководителей предприятий и фирм на собраниях акционеров; • узкоспециализированные производственные печатные из­ дания (журналы «Маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом», «Маркетинг и маркетинговые исследова­ ния в России», «Практический маркетинг», «Маркетин­ говые коммуникации», «Интернет-маркетинг», «Марке­ толог» и т. д.); • фирменные продажи с демонстрацией возможностей то­ варов; • сведения экономического характера, распространяемые специализированными фирмами в форме печатной про­ дукции или на машиночитаемых носителях информации; • сканированные данные о движении товара, которые по­ зволяют фиксировать повседневное движение товаров, тем­ пы их потребления и вести учет. Количественный учет реа­ лизации товаров в режиме реального времени отражает оперативный спрос по каждой товарной позиции. Автома­ тизированная технология товародвижения все больше при­ меняется в фирменной торговле и складском хозяйстве; • коммерческие базы и банки данных.

К этой же группе источников относятся каналы личной коммуникации, предполагающие непосредственное общение друг с другом группы лиц в аудитории, через телефонную или факсимильную связь, при помощи телевидения. Этот вид ком­ муникации эффективен благодаря тому, что оставляет место для выражения личного мнения и установления обратной свя­ зи. Каналы личной коммуникации в зависимости от категорий участвующих субъектов можно разделить: • на разъяснительно-пропагандистские, в которых участву­ ют руководители, специалисты, маркетологи предприя­ тия-изготовителя, вступающие в контакт с целевой груп­ пой потребителей; • экспертно-оценочные, в которых основная роль отводится независимым экспертам, высококвалифицированным специалистам по существу изучаемых явлений, дающим аргументированную и непредвзятую оценку производи­ мой продукции, процессов и т. п. Личное влияние имеет большой вес в среде потребителей технически сложных товаров высокой стоимости, приобрете­ ние которых связано с повышенным риском. Часто решающее значение при покупке товара имеет мнение авторитетного лица. 3. Источники, формируемые в результате проведения спе­ циальных маркетинговых исследований, целью которых явля­ ется сбор дополнительной информации, связанной с решени­ ем конкретных маркетинговых задач. В качестве методов проведения исследований использу­ ются наблюдения, эксперимент и опрос. При наблюдении в журналах или картах регистрации фиксируются все факты, от­ носящиеся к исследуемому объекту или явлению. По оконча­ нии процесса наблюдения данные обобщаются, систематизи­ руются и используются как дополнительные сведения при ре­ шении задачи. При эксперименте для отдельных сопоставимых групп объектов создаются различные условия в соответствии с проверяемыми факторами влияния. Путем анализа и отбора оставляют только значимые факторы, устанавливая таким об­ разом причинно-следственные зависимости. Например, опрос покупателей до и после проведения рекламы товара. Метод опроса позволяет выявить мотивы и намерения потребителей, систему предпочтений, на которые ориентируется целевой рынок потребителей при выборе определенных товаров, оцен­ ке различных форм обслуживания, покупке продукции конк-

ретных фирм. Чаще всего метод опроса реализуется способа­ ми анкетирования или интервью. Одной из разновидностей опросов являются панельные обследования — систематически повторяющиеся опросы одной и той ж е группы потребителей. Среди форм представления маркетинговых данных выде­ ляют: текстовую, табличную, матричную, графическую, а так­ же числовую в виде статистических динамических рядов . При внедрении в практику предприятия системы маркетин­ говой информации высшее управленческое звено должно учи­ тывать возможность возникновения определенных трудностей: 1) объем поступающей информации может оказаться больше того, который в состоянии обработать управляющие по функ­ циям маркетинга; 2) обобщение и распространение большого объема информации оперативного характера, например, о реа­ лизации продукции, может отнимать слишком много времени у управляющих и отвлекать их от выполнения основных марке­ тинговых функций; 3) затраты на создание чрезмерно развитой СМИ могут превысить ее разумную эффективность. Вопрос об источниках информации, о стоимости сбора ин­ формации, ее организации представляет собой сложную про­ блему для любой фирмы. Каждая серьезная фирма сама устанавливает систему уче­ та и отчетности исходя из специфики своей деятельности и це­ лей маркетинга. Определенный круг показателей учета и от­ четности устанавливается в соответствии с требованиями го­ сударственных статистических, финансовых и налоговых ор­ ганов. Такое условие выдвигается при лицензировании фирм. Учитывая изложенное, рекомендуется определить мини­ мально достаточный объем информации для каждой категории своих служащих с тем, чтобы они могли принимать необходи­ мые решения в рамках своей компетенции. Резюмируя вышеизложенное, приведем определение СМИ по Ф. Котлеру. Система маркетинговой информации (СМИ) — постоян­ но действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классифи­ кации, хранения, анализа, оценки и распространения актуаль­ ной, своевременной и точной информации для использования ее распорядителями сферы маркетинга с целью совершенство­ вания планирования, претворения в жизнь и контроля над ис­ полнением маркетинговых мероприятий.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Система маркетинговой информации» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Форми безготівкових розрахунків
ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ІНФЛЯЦІЇ
Інвестиційний клімат держави
Аудит малоцінних і швидкозношуваних предметів
Процес кредитування клієнтів банку


Категорія: Маркетинг: основи і маркетинг інформації | Додав: koljan (03.09.2011)
Переглядів: 1466 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП