ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Загальна психологія

Общение и его функции
Общение является одним из основных условий существования человеческого общества и личности. Общение представляет собой процесс взаимодействия между людьми, который возникает с целью установления контактов при осуществлении совместной деятельности и поведения. Общаясь люди занимаются общественно полезной деятельностью, объединяются в общности, обучают и воспитывают подрастающее поколение. В процессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и культурных потребностей. Общение – это сложная коммуникативная деятельность человека, субъектом и объектом которой является личность, включенная в общественные отношения.
Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом, обмениваются информацией, добиваются взаимного пони-ма ния, в озд ейс тву ют дру г н а д ру га, по буж дат ь с ове рша ть дей ств ия и поступки. Таким образом, общение как социально-психологическое явление выполняет три основных функции: 1) коммуникативную, посредством которой устанавливаются контакты между субъектами, 2) перцептивную, обеспечивающую восприятие и осмысление полученной информации, 3) интерактивную – направленную на осуществление взаимодействия между субъектами при выполнени и совместной деят ельности.
Общение как сложное многостороннее явление может рассматриваться, с психологической точки зрения, как процесс полисубъектного взаимодействия с целью установления контактов, обмена информацией и осуществления взаимного влияния субъектов при выполнении деятельности и поведения в едином социокультурном пространстве. Как и всякое сложное явление общение имеет свои мотивы, средства, способы и виды.
Мотивы обучения могут быть личные и социальные. Личные мотивы связаны с субъективными психологическими состояниями людей, с их поведением и деятельностью, а также с теми событиями и явлениями, которые имеют место в их жизни. Социальные мотивы обусловлены статусом личности в обществе, ее социальными функциями, предписывающими устанавливать контакты и взаимодействовать с людьми определенной категории в соответствии с должностными обязанностями.
Средства общения бывают вербальные и невербальные. Основным средством общения является язык, который представляет собой, как уже указывалось, систему словесных знаков, которыми люди обозначают предметы и явления окружающего мира и свои собственные состояния. Невербальные средства общения являются вспомогательными и используются как дополнительные к языковым средствам. Это мимика, пантомимика, жесты, прикосновен ия и т.д.
Способы общения могут быть непосредственными и опосредствованными. Непосредственное общение осуществляется при помощи различного рода движений головой , туловищем, конечностями, р ечевых ор ганов и предполаг ает непос редствен ное воспр иятие идущей от субъекта информации. Опосредствованное общение предполагает применение специальных средств для установления контакта и обмена информацией посредством знаков, символов, радио, телевидения, светофоров и т.д.
Виды общения бывают: материальные, символические, речевые и ролевые. Материальное общение является самым древним
ется самым древним способом обмена информацией, которая может быть сообщена как при помощи естественных природных объектов, так и предметов, созданных человеком.
Естественные объекты и живые существа несут определенную информацию в связи с их способом существования и свойствами им присущими. Так, камни - твердые, вода - жидкая, рыбы живут в во де, птиц ы л етаю т в возд ухе, бе лки жив ут н а де ревь ях, мыш и - на земл е в нор ках и т.д. Эта инфор мация и меет ср авнител ьно огр ани-ченный характер. Более обширную информацию люди получают создавая и используя предметы, предназначенные для удовлетворения нужд человека и для осуществления различных видов деятельности.
Предметнее общение было характерно для народов, не имевших письменности. Так, в 5 веке до н.э. персидский царь Дарий решил покорить скифов Причерноморья. С большим войском он вторгся на территории скифов, думая разбить их в сражении и победоносно окончить войну. Но скифы избегали больших сражений, а предпочитали внезапно нападать на отдельные отряды персов. Убедившись в невозможности покорить скифов Дарий решил получить с них дань и возвратиться в Перию. Отправив послов к скифам за данью он стал ждать известий от них. Вскоре послы прибыли и вручили Дарию вместо дани пучок стрел, птицу и мышь в клетке. Дарий открыл клетку, птица улетела, мышь убежала и спряталась в норку. Он спросил у мудрецов, что хотели передать ему скифы, прислав эти вещи? Один из мудрецов ответил: “Если ты не улетишь к себе как птица и не спрячешься как мышь, мы поразим тебя этими стрелами”.
Кро ме м атер иаль ных пред мето в люд и ст али испо льзо вать в п ро-цессе общения символы, обозначившие реальные предметы. В качеств е символо в исполь зовались рисунки, схемы, у словные з наки, ритуальные принадлежности и т.д. Воспринимая символы люди получали информацию о предметах и явлениях, с которыми они
получали информацию о предметах и явлениях, с которыми они непосредственно не вталкивались, но в будущем могли иметь с ними дело.
Речевое общение дает возможность получать разностороннюю и обобщенную информацию о внешнем мире и о субъективных сос тоян иях инди вида, о его мысл ях, ч увст вах, жел ания х , м ечта х и идеалах . Речевое общение осуществляется посредством слов. Оно может быть устным и письменным.
Устное речевое общение может осуществляться как при непосредственном контакте двух или нескольких индивидов, так и при помощи специальных аппаратов, воспроизводящих звуковую речь человека ( радио, телефон, магнитофон, телевидение и т.п.).
Письменное речевое общение основано на использовании графических знаков и образов слов, которые являются продуктом трансформации звуковых и моторных образов слов. Благодаря письменной речи человек может получить безграничную во времени и в пространстве конкретную и отвлеченную информацию о внешнем мире.
Ролевое общение имеет место при выполнении людьми своих социальных функций. В официальных группах ролевое общение имеет должностной характер, в неофициальных - межличностный. Субъект, являясь должностным лицом, обязан общаться как с вышестоящими руководителями, так и со своими подчиненными. Причем, форма общения определена теми должностными функциями, которые выполняет партнеры по общению. В неформальных группах ролевое общение имеет неофициальный характер и его форма зависит от психических свойств общающихся и от межличностных отношений, которые существуют между ними.
Помимо этих видов общения существует особый вид – педагогическое общение. Оно является одним из важнейших условий организации и осуществления педагогического процесса. Педагогическое общение представляет собой процесс полисубъектного взаимодействия педагога с учащимися с целью наиболее эффективной организации образовательного процесса, обеспечивающего непрерывное развитие личности в современном обществе. Поэто-
са, обеспечивающего непрерывное развитие личности в современном обществе. Поэтому проблема совершенствования педагогического общения является чрезвычайно актуальной в наши дни. Исследование С.П. Ивановой показывает, что принцип полисубъектного диалога является основным условием гуманизации образования, обеспечивающего формирование общечеловеческих свойств личности.
С.П. Ивановой описаны основные принципы полисубъектного взаимодействия в педагогическом общении. Во-первых, в полисубъектном диалоге должна иметь место открытость, т.е. желание обнаружить и предъявить участникам диалога свои намерения, желания и свое видение мира. Во-вторых , участники диалога должны уметь услышать партнера и войти с ним в контакт . В-третьих , учи -тель должен, как участник диалога, проявить внимание, интерес, благ одарнос ть за в озможно сть во йти в к онтакт с миром партне ра и расширить свой духовный и деловой опыт. В-четвертых, полисубъектный диалог возможен, если между участниками его будет найден общий язык, понятный как учителю, так и учащимся. В противном случае достижение коммуникативного эффекта будет проблематичным. Только при этих условиях возможно полноценное педагогическое общение, обеспечивающее слияние в учебно-воспитательном процессе обучающей и обучаемой стороны в едином социокультурном пространстве.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общение и его функции» з дисципліни «Загальна психологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Баланс
Способи передачі повідомлення
Аудит витрат на виробництво продукції тваринництва
Еталонна модель взаємодії відкритих систем (ЕМВВС, OSI — Open Sys...
Цифрові стільникові мережі


Категорія: Загальна психологія | Додав: koljan (18.04.2011)
Переглядів: 1958 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП