ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Міжнародні відносини » Китай: Наростаюча загроза

Никсон в Китае
В феврале 1972 года по пути в Китай Никсон сделал короткую остановку на Гавайях, где собственноручно записал свое видение предстоящих дискуссий:
Чего хотят они: 1. Укрепить свой авторитет в мире. 2. Тайвань. 3. Убрать США из Азии. Чего хотим мы: 1. Индокитай (?). 2. Сдержать экспансию китайских коммунистов в страны Азии. 3. Снизить угрозу конфронтации с этой сверхдержавой в будущем. Что нужно и им и нам: 1. Снизить опасность конфронтации и конфликта. 2. Более стабильная ситуация в Азии. 3. Сдерживание СССР (з9)-

Президент Никсон прибыл в Китай 21 февраля 1972 года. Приветствие премьера Чжоу Эньлая в аэропорту нельзя было назвать «ни теплым, ни холодным» (40). Через несколько часов после прилета Никсон и Киссинджер встретились с Мао и Чжоу Эньлаем в кабинете Мао. Это была незапланированная встреча, она продолжалась около часа. Сам факт состоявшейся беседы означал, что Мао поддерживает нормализацию отношений с США, и с этого момента «достаточно жесткое отношение китайцев немедленно переменилось, стало теплым и граничило с энтузиазмом» (41). В следующие дни состоялись интенсивные беседы между Никсоном и Чжоу Эньлаем, долгие переговоры по тексту совместного коммюнике, банкеты, посещения исторических и культурных достопримечательностей. 124 Беседы включали изложение геополитических подходов обеих сторон, обсуждение возможностей по координации политики в отношении главных соседей Китая— Советского Союза, Японии и Индии (42). Из-за серьезных разногласий сторон относительно Тайваня взаимоприемлемый текст заключительного коммюнике был согласован буквально в последние часы визита и оглашен в Шанхае. С тех пор оно известно как Шанхайское коммюнике. По мнению китайцев, они достигли практически всех своих целей, сделав лишь малозначительные уступки США. В соответствии с Шанхайским коммюнике
США признают, что все китайцы по обе стороны Тайваньского пролива придерживаются мнения, что существует один Китай и Тайвань является его частью. Правительство США не оспаривает эту позицию. Оно подтверждает свою заинтересованность в мирном решении Тайваньской проблемы самими китайцами. Исходя из этого, правительство США подтверждает, что конечной целью является вывод с Тайваня вооруженных сил и баз США. До этого оно будет сокращать свое военное присутствие на Тайване по мере ослабления напряженности в регионе (43)-

Публичное заявление вместе с «Тремя нет», которые Никсон подтвердил в частной беседе во время визита, могло привести китайцев к мысли, что в скором времени Тайвань будет изолирован и попадет под власть Пекина. Стоит заметить, что Китай категорически отказался включить в текст коммюнике какое-либо упоминание относительно договора между США и Тайванем о совместной обороне. Что же касается тезиса о стремлении Китая «укрепить свой авторитет в мире», то визит Никсона позволил режиму Пекина существенно усилить свои позиции. Во-первых, Китай получил

заверения, что в скором времени США признают его официально. Сам визит показал, что США больше не оспаривают власть пекинского режима на материке. Во-вторых, США согласились, что Китай займет место Тайваня в ООН. Это произошло в конце 1971 года. Формально США проводили в ООН политику двух Китаев, однако это не помешало исключить Тайвань из Совета Безопасности и ООН. В-третьих, как только США объявили о визите Никсона в Китай, другие демократические страны приступили к нормализации отношений с Пекином. Япония, Западная Германия и многие другие страны в ближайшие годы перевели свои дипломатические представительства из Тайваня в коммунистический Китай. Китай стремился использовать свои отношения с США как средство снижения военной угрозы со стороны Советского Союза. Записи, сделанные Никсоном в ходе беседы с Чжоу Эньлаем, свидетельствуют, что он заверил китайского премьера относительно политики сдерживания Советского Союза, заявив: «США будут стремиться поддерживать баланс сил, сдерживать экспансию СССР (если это затронет наши интересы) ... не провоцировать Советы против Китая, не заключать с ними каких-либо соглашений, которые бы мы не могли предложить Китаю, информировать Пекин о всех договоренностях» (44). Эти заверения сопровождались обещанием передавать Китаю разведывательную и другую полезную информацию о СССР. Китай был озабочен перевооружением Японии, в особенности возможностью получения ею ядерного оружия. Никсон объяснил Чжоу Эньлаю: «Наша дружба с Японией отвечает вашим интересам, а не противоречит им»; закрывая Японию своим ядерным щитом, США тем самым «препятствуют Японии в создании собственного оружия» (45)- США заверили Китай, что будут противодействовать любым попыткам Японии разработать собственное ядерное оружие. Китайская сторона в 1972 году не поднимала вопроса об «уходе США из Азии», что являлось ее долгосрочной целью. Однако с распадом Советского Союза это стало главной целью китайской внешней политики. В ходе встречи на высшем уровне в 1972 году США добились решения целого ряда задач в налаживании новых отношений с Китаем. Эти отношения продолжились и, по мнению США, подтолкнули Советский Союз к договоренностям о со-

126
кращении вооружений и разрядке во взаимоотношениях с США. Договоренности по этим вопросам были закреплены в ходе американо-советских переговоров в мае 1972 года. Цель сдерживания СССР и предотвращения нападения на Китай была достигнута. Цель Никсона обеспечить «стабильность в Азии» достигнута не была, так как Китай и СССР продолжили оказание помощи коммунистическим движениям, захватившим власть в 1975 году в Южном Вьетнаме, Камбодже и Лаосе. За этим последовал длительный советско-китайский конфликт в Камбодже, в том числе карательное вторжение Китая в пограничные районы коммунистического Вьетнама в 1979 году. США не добились от Китая какого-либо содействия в прекращении войны во Вьетнаме. Во время визита в Китай Никсон написал: «сделка—Тайвань в обмен на Вьетнам» (46). Администрация Никсона просила Китай пригласить в Пекин в 1972 году вьетнамских лидеров для достижения политического урегулирования во Вьетнаме. Однако китайцы отказались сделать это, как, впрочем, и от какой-либо посреднической роли в урегулировании конфликта. Китай также отказался вывести из Северного Вьетнама, хотя бы частично, десятки тысяч размещенных там военнослужащих. Китайские руководители заявляли, что Вьетнам «отличается от Кореи». Это было воспринято Америкой как обещание не направлять открыто боевые силы во Вьетнам для оказания помощи северовьетнамскому режиму в войне против Южного Вьетнама и США (47). В то время казалось, что США практически отдали китайцам Тайвань, не получив взамен помощи Пекина в разрешении вьетнамского конфликта. Однако Китайская Республика существует до сих пор, являясь экономически процветающим государством с развитой политической демократией. Что касается идеи Никсона сдержать экспансию «китайских коммунистов в Азии», то она провалилась. Коммунистические режимы в 1975 году захватили власть в Южном Вьетнаме, Камбодже и Лаосе. Однако внутренние проблемы Китая, его страх перед Советским Союзом, новые взаимоотношения с США, а также, что особенно важно, изменения во внутрен127 ней политике после смерти Мао, привели в последующие годы к снижению подрывной деятельности Пекина против соседних Малайзии, Таиланда и Индонезии (48).

Способствовал ли визит 1972 года в Китай его реальному союзу с США и обеспечению геополитического баланса против Советского Союза? Ответ отрицательный. Даже после вторжения СССР в Афганистан в 1979 году сотрудничество было ограничено узкими, хотя и важными сферами. В 1970-6 годы Советский Союз продолжал наращивать свою военную мощь и помог созданию десяти просоветских режимов на трех континентах без какого-либо сопротивления со стороны Китая. Первые американо-китайские переговоры создали модель, которая работала десятилетиями. В 1972 году США, по объективным оценкам, обладали гораздо более сильными переговорными позициями. Угроза советской военной мощи была направлена против Китая, и именно США помогли противостоять ей, предоставив разведывательную информацию, а затем и некоторую военную помощь. Китай получил заверения, что США не будут участвовать или попустительствовать советскому ядерному удару по Китаю и его ядерным центрам. Результатом переговоров стали уступки по самому важному для Китая вопросу—Тайваню. США практически ничего не добились в разрешении проблемы, которую Никсон изначально считал самой важной. Китайцы отказались содействовать политическому урегулированию во Вьетнаме, что позволило бы США вывести свои войска, не сдавая страну коммунистам. Примечательно, что переговоры 1972 года установили операционный стиль на будущее. Как пишет Джеймс Манн, «переговоры высокого уровня проходили в обстановке повышенной секретности и практически всегда на территории Китая». В исследовании китайской переговорной тактики отмечается: «Проведение переговоров в Пекине позволяло китайцам контролировать их атмосферу с тем, чтобы вызвать у гостей как можно более сильное чувство благодарности, зависимости, благоговения и беспомощности» (49)- Манн называет это «удачным описанием психического состояния американских официальных лиц, посещавших Пекин» (50). Эта тен-

128
денция односторонних переговоров сохранялась долгие годы и имела важные последствия для развития американо-китайских отношений.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Никсон в Китае» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: МІЖНАРОДНІ РИНКИ ГРОШЕЙ ТА КАПІТАЛІВ
На наклонной плоскости
МІЖНАРОДНИЙ ВАЛЮТНИЙ ФОНД І ЙОГО ДІЯЛЬНІСТЬ В УКРАЇНІ
Планування аудиторської перевірки підприємства
Комп’ютерна телефонія — поняття і застосування


Категорія: Китай: Наростаюча загроза | Додав: koljan (01.06.2013)
Переглядів: 629 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП