ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Археологія » Археологія

Древнейшие государства в степях. Скифо-сибирский мир — особый тип цивилизации
Вопрос о возникновении государственности на основании
археологических и письменных источников рассматривался только
применительно к скифскому обществу. Другие же общества
скифо-сибирского мира, находившиеся на том же уровне развития, не
рассматривались.
Скифское общество, его социальную структуру по степени
изученности можно считать образцом для других обществ скифо-сибирского
мира, своего рода эталоном. Разработку этой темы начал в конце
XIX в. А.С. Лаппо-Данилевский, который полагал, что скифы были
народом варварским, но находившимся близко к цивилизации.
Исследователь начала века М.П. Ростовцев считал, что уже в ранний период
у скифов существовала мощная держава; он первым, основываясь на
сведениях Геродота, стал рассматривать Скифию как общество
классовое, со сложившейся государственностью.
Однако отдельные вопросы социальной истории скифского
общества изучены в разной степени, а некоторые до сих пор остаются
234
Поздняя Скифия:
/ — жилища (реконструкция), 2 — рельеф с изображением скифских царей Скилура и Палака,
3 — роспись склепа 9 некрополя Неаполя Скифского, 4 — костюм знатной скифянки
(реконструкция), 5 — погребение сарматского воина
дискуссионными. Так, основное внимание уделялось вопросу о вре-
мени*возникновения государства у скифов и его характере. В прошлом
в советской науке также обсуждался вопрос о том, имело ли место
государство у скифов. При этом ученые исходили из марксистской
концепции эволюционного взгляда на историю и постоянного
стремления сравнивать исследуемое общество с каким-нибудь хорошо
изученным, например с античной цивилизацией или переднеазиатскими
Древневосточными обществами. Определенную роль в этом
несомненно сыграла и неразвитость средневековых обществ, которые сложились
в I тысячелетии н. э., т. е. спустя несколько веков после крушения
Скифии. Это безусловно сдерживало развитие научного интереса к
общественным отношения у скифов. К тому же под влиянием
господствовавших в науке идеологических штампов во взглядах на цивили-
235
зацию и развитие общества не учитывались фактор застойности и
имевшая место прерывность развития общественных отношений.
Относительно времени возникновения государства у скифов суще·
ствует в основном две точки зрения. Историки античности В.Ф Гай-
дукевич, С.А. Жебелев полагали, что государство у скифов возникло
лишь в III—II вв. до н. э. Археологи Б.Н. Граков, А.И. Мелюкова,
М.И. Артамонов и их последователи считали, что скифское общество
до V в. до н. э. было военно-демократическим с преобладанием кочевых
форм быта; в V в. до н. э. сложилось царство с сильной деспотической
властью, с ведущей ролью кочевых племен, подчинивших себе
земледельцев. По мнению А.И. Тереножкина и А.П. Смирнова, государство
в Скифии возникло еще до V в. до н. э. Нет единства и во взглядах на
характер государства, его структуру. Достаточно широкое
распространение получила точка зрения о рабовладельческом характере скифского
государства. При этом исследователи понимали, что рабство у скифов
было развито слабо и носило совершенно иной характер, нежели в
Греции и Риме, что скифы-земледельцы и скифы-пахари были
свободными общинниками. Но в условиях господства марксистской
концепции, согласно которой феодальные отношения начинают
складываться только с середины I тысячелетия н. э., историкам трудно
было представить скифское общество и государство иным: если оно
не первобытно-общинное, то должно быть только рабовладельческим!
Хотя еще в 40-х годах Б.А. Рыбаков блестяще доказал, что на базе
первобытно-общинных отношений могут сложиться не только
рабовладельческие, но и феодальные отношения.
Ряд исследователей вслед за М.И. Ростовцевым полагали, что у
скифов существовало государство, похожее на Хазарский каганат, и
определяли их общественный строй как военно-феодальный. Этой
точки зрения придерживались Н.П. Толль, М. Эберт, ЦЖ. Дюмезиль,
которые считали, что скифское общество развивалось по пути
феодализма.
Заслуживает внимания положение об особом типе социальных
отношений и государственности у скифов, который не укладывается в
представление ни о рабовладельческой, ни о феодальной структуре
государства в их классических вариантах. Еще в 20-х годах Ю.В. Готье
подметил, что скифское государство было особым типом государства,
«образовавшимся именно здесь, в южнорусских степях», где
деспотичная власть сочеталась со сложной системой племенных и социальных
отношений, с данническими отношениями. Именно в этом
направлении, подчеркивающем отличие скифского общества от
рабовладельческого и феодального, развивается научная мысль в последние годы.
Очевидно, правы те, кто утверждает, что скифская
государственность основывалась на различных формах эксплуатации, а рабство было
всего лишь одной из таких форм. На основе изучения разнообразных
источников А.М. Хазанов убедительно показал, что скифское государ-
236
ство было «раннеклассовым с недостаточно развитыми структурами»,
с различными, еще не устоявшимися формами эксплуатации, без
преобладания какой-либо одной из них. Социальная структура скифов
рассматривается им как бы в двух срезах: с одной стороны, семья и ее
формы, род, линейность родства, порядок наследования, родоплемен-
ная структура скифов, с другой — различные стратовые и
раннеклассовые образования у скифов: категории зависимого населения, рабы,
свободное население, жречество, аристократия, царский род. Такой
подход характеризует особенности ранних государств, когда
сохраняются старые первобытно-общинные институты и возникают новые
социально-экономические и общественные образования,
характеризующие сложность структуры скифского общества.
Известно, что существует два основных взгляда на характер
скифской семьи: патриархальная большая семья или малая семья (муж,
жена, дети), которая вела свое хозяйство и владела частной
собственностью.
К высшим звеньям социальной организации относится
упоминаемое Геродотом деление Скифии на три царства. Внутри царств были
провинции (архэ) и округа, или номы. Кроме этого деления, как
известно, в отечественной историографии много внимания уделялось
сообщению Геродота о шести «этносах», населявших страну. По
вопросу об «этносах» и их размещении существует значительная
литература. За племенами сохранялись функции административно-
политические: территория проживания или кочевания, аппарат
управления, племенной вождь — монарх и фискальная. Племена осознавали
свое единство —территориальное, этническое, языковое (диалект
языка). Племя в эпоху ранней государственности можно рассматривать
как протогосударственную микроструктуру. Именно из племен или на
их основе сложились номы в Египте Древнего царства, басилеи
архаической Греции. В каждом номе-племени имелось племенное
святилище. Вероятно, сохранялось и представление о генеалогическом
родстве всех соплеменников. Области или провинции, очевидно,
можно рассматривать как союзы племен, территории, являвшиеся
составными частями государства. Племенными объединениями были,
видимо, и те шесть «этносов», о которых упоминает Геродот и которые
частично прослеживаются археологически.
Основу скифского общества составляли рядовые свободные
кочевники — скифы (по Лукиану, «восьминогие»), владеющие парой волов
и повозкой с кибиткой. Об этой категории населения хорошо известно
по материалам погребений VI—IV вв. до н. э. В них скромное
имущество, редко можно встретить предметы греческого импорта.
Свободное население несло ряд важных повинностей: оно составляло
большинство войска, выполняло различные общественные работы. У
скифов существовало несколько категорий зависимого населения.
Наиболее многочисленными были неполноправные обедневшие
237
общинники, количество которых росло. Можно предположить, что
процесс образования .неполноправной прослойки интенсивнее
протекал в среде скифов-кочевников.
Значительную категорию населения составляли данники. Суть
данничества заключалась в том, что группы зависимого населения
отдавали часть произведенного продукта, отчуждали его. Это надо
рассматривать как вид коллективной экономической и правовой
зависимости. Сами же эти зависимые группы сохраняли свою социальную
и экономическую структуру.
Наконец, рабы. О них упоминает Геродот в IV книге: «Всех своих
рабов скифы ослепляют». Он же говорит, что часть пленных приносили
в жертву и что у них отстутствовало покупное рабство. В этом как раз
и заключается принципиальное отличие скифского рабства от
классического античного. Нельзя также думать, что рабы у скифов играли
значительную роль в производстве. Ясно, что рабство не было ведущей
формой эксплуатации, оно носило домашний характер. Вероятно, в
качестве одной из форм рабства можно рассматривать ферапонтов. На
похоронах убивали и клали вместе с царем наложниц, виночерпия,
повара, конюха, слугу и вестника. А спустя год убивали 50 ферапонтов,
служивших царю.
В Скифии, по сведениям Геродота, Лукиана, Псевдо-Гиппократа,
существовали и аристократы, отличавшиеся знатностью
происхождения, особой одеждой и образом жизни, так называемые «пилофоры».
Именно им принадлежали специальные головные уборы, навершия,
предметы культово-мировоззренческого характера. Это были
представители господствующего рода, мелкие «князьки», подвластные царю,
вожди племен и их приближенные, старшины и представители родов,
которые могли выполнять и судебные функции.
О том, как высок был престиж знати, свидетельствуют погребения
в царских курганах Чертомлык, Гайманова Могила, Солоха.
Аристократия составляла верхушку общества и всей государственной
структуры, но она не была едина по своим правам и роли в обществе. Согласно
сведениям Лукиана и Геродота, среди скифской аристократии
выделялся царский род из племени царских скифов. Этот род господствовал
в Скифии, его власть распространялась даже на соседние с ней племена.
Идеологической основой этих притязаний служило представление о
божественном происхождении царя.
Известно, что Скифское царство состояло из трех государств
(басилей), одно из которых возглавлялось царем всей Скифии (царские
скифы). Басилей состояли из провинций, которые, по мнению А.М. Ха ·
занова, в свою очередь делились на отдельные номы. Конечно,
социальная организация скифов находилась в развитии. Вероятно, уже в
IV в. до н. э. при царе Атее был ликвидирован триединый характер
государства и оно стало более централизованным. Тогда же скифы
утвердились в Добрудже и на Балканах. В это время обострилась борьба
238
скифов с греческими городами Северного Причерноморья, усилилось
давление Скифии на греческие полисы, в частности на Ольвию. Такова
в общих чертах социальная структура и государственность у скифов,
прослеживаемая археологией.
Какие же данные мы имеем о других обществах скифо-сибирского
мира? Общественное развитие восточных соседей скифов — савромат-
ских племен — с V в. до н. э. было близко к скифскому эпохи Геродота.
Однако савроматское общество в целом было значительно
примитивнее. Существуют отдельные «богатые» погребения: Блюменфельд, Пя-
тимары, у с. Луговое и другие, а также так называемые царские
могильницы у с. Горная Пролейка, где вокруг двух больших каменных
курганов, под которыми, вероятно, были погребены родовые
старейшины, находились небольшие курганы с каменными насыпями,
принадлежавшие рядовому населению.
Значительные перемены произошли в савромато-сарматской среде
в IV в. до н. э., что отразилось и на содержании культуры: увеличилось
количество предметов вооружения, длинных мечей, наконечников
стрел (особенно в могилах савроматов Южного Приуралья), массовым
оружием становятся мечи раннепрохоровского типа с узкими,
заостренными клинками. Очевидно, усилилась роль савроматской конницы,
вооруженной длинными мечами, стрелами, тяжелыми копьями. С этим
периодом связано формирование крупных племенных союзов во главе
с вождями, значительно возросла роль войн в жизни общества, которые
становятся регулярным «промыслом», источником обогащения. О
социальной дифференциации свидетельствуют курганы на р. Илек (Пя-
тимары I), где вместе со знатным предводителем были погребены
телохранители. В целом же общественная структура савроматов была
менее развитой, чем у скифов. Вряд ли она поднялась выше уровня
племенного союза.
В последнее время в результате открытия погребальных комплексов
Бесшатыра и царской усыпальницы Иссык внимание исследователей
привлек общественный строй саков. Огромные сооружения, пышность
и богатство одежды, масса золотых украшений, особое устройство
головного убора погребенного в кургане Иссык царя были рассчитаны
не только на внешний эффект, но и на возвеличивание личности вождя,
возведение его в ранг божества. Выделявшиеся своими размерами
«царские» курганы подчеркивали господство знати над массой рядовых
общинников. Большие курганы Бесшатыра интерпретируются как
могилы царей или племенных вождей, средние —как могилы знати,
воинов, малые — как могилы дружинников. Здесь мы еще раз
убеждаемся в четырехступенчатой структуре общества: семья, род, племя и
крупное родоплеменное объединение (страна) во главе с правителем
—-царем. В социальном плане это общинники-скотоводы, жрецы,
воины и ремесленники. Конечно, во всей этой сложной стратово-со-
239
циальной системе выделялась знать, а центральной фигурой являлся
царь-вождь.
Социальная структура горно-алтайского населения скифского
времени известна по материалам раскопанных курганов в долинах Пазы-
рык, Башадар, Укок. Еще в 50-х годах СИ. Руденко сделал выводы о
том, что в Горном Алтае помимо больших курганов — захоронений
вождей — имеются сравнительно богатые курганы средних и малых
размеров. Эти выводы подтвердили последующие раскопки. На
материалах курганов Горного Алтая выделяются четыре социальных группы
пазырыкцев, которые различались по способу погребения и составу
сопровождающего инвентаря. Особенно выделяются «царские»
курганы, на сооружение которых уходило в среднем по 3 тыс. человеко-дней,
если брать шумерскую меру производительности труда: 1,5 куб. м на
один человеко-день.
Таким образом, четырехчленная структура общества
прослеживается и по материалам Горного Алтая. Наличие ярко выраженных
погребений вождей, которые по размерам погребальных сооружений,
пышности обряда, инвентарю не уступают скифским, доказывает
социальное, военное, идеологическое лидерство верхушки общества и
существование организованной власти в границах Горного Алтая.
Такой же сложной организацией обладало и татарское общество.
Оно традиционно рассматривалось как находившееся на уровне
разложения первобытно-общинного строя. Анализ сопровождающего
инвентаря позволил выявить богатые погребения, содержащие большое
количество вещей, и бедные, инвентарь которых часто ограничивается
парой сосудов и одной-двумя бронзовыми бляшками. Выделены
погребения воинов. Их головы украшали повязки с бляшками, характерны
также «ножные браслеты»—бронзовые пластинки, нашивавшиеся на
обувь. Они были вооружены прикреплявшимися к поясу кинжалами и
ножами, клевцами или боевыми топорами и стрелами с костяными и
бронзовыми наконечниками. Особую группу погребений образуют
хорошо вооруженные воины, при которых найдены специальные
отличительные знаки — навершия. На существование категории воинов не
раз указывалось исследователями. В последние годы были получены
некоторые новые данные по татарскому обществу. Картографирование
археологических памятников показало, что мы имеем дело с раннего-
сударственным образованием, с делением общества на страты (группы)
при сохранении родов и племен. Племена (номы) имели представление
о своем единстве, своей территории, о генеалогическом родстве
соплеменников, нормах хозяйственного освоения территории,
идеологических, моральных нормативах. У них существовало свое племенное
святилище. Учитывая устойчивую связь отдельных татарских племен с
определенными физико-географическими территориями, их можно
отождествить с областями или провинциями государства.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Древнейшие государства в степях. Скифо-сибирский мир — особый тип цивилизации» з дисципліни «Археологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Странный карандаш
Інвестиції у виробничі фонди
Комп’ютерна телефонія — поняття і застосування
Еволюція стандартів стільникового зв'язку
АКТИВНІ ОПЕРАЦІЇ БАНКІВ


Категорія: Археологія | Додав: koljan (14.05.2013)
Переглядів: 1442 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП