Чтобы осмыслить сущность социального управления, необходимо определить базовые понятия, с помощью которых оно описывается. В качестве таковых можно выделить следующие: субъект управления, объект управления, цель управления, управленческая деятельность. Под субъектом управления понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Специфика субъекта определяет разные виды управления. Если субъектом управления выступает государство, то речь идет о государственном управлении. Там, где власть олицетворяют жители населенных пунктов и административных территорий, функционирует местное самоуправление. Если власть сосредоточена в собственности, принадлежащей тем или иным экономическим субъектам, то речь идет о менеджменте. В случае, когда субъектом воздействия являются многообразные общественные объединения, то имеет место общественное самоуправление. Объектами управления, т.е. тем, на что направлено властное воздействие субъекта управления, могут выступать физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы. Необходимо учитывать, прежде всего, что функционирование управляемых объектов осуществляется в соответствии с особенностями различных видов человеческой деятельности. Поэтому нельзя управлять вообще, по шаблону или собственной прихоти, следует досконально знать управляемые виды деятельности, их состояние, многообразное обеспечение, типичное и уникальное в них, их человеческий потенциал со всеми его проявлениями. Управляющая подсистема признается вышестоящей, поскольку именно в ней происходит анализ условий, формируется комплекс целей и задач, моделируются методы их решения и прогнозируется конечный результат. Конечной задачей субъекта управления является создание таких условий, в которых объект в силу заложенных в нем ограничений будет вынужден поступить определенным образом. Управляемая подсистема лишь реагирует на изменяющиеся условия. Подобно всем системам, управленческие могут быть устойчивыми и неустойчивыми, обладать различной степенью сложности и открытости. От перечисленных характеристик зависит длительность их существования и значимость внешних проявлений. Такая модель совершенно справедлива для механических систем. Но управление в социальных системах существенно отличается от управления в системах механической и даже биологической природы. Главным отличием является принципиальное сходство функций субъекта и объекта управления, общая способность к самоуправлению и дифференциация лишь на уровне субъективных целевых характеристик. Управляющим и управляемым в них является человек. По каким признакам следует различать субъект и объект управления? В числе основных критериев, как правило, рассматриваются следующие: – статус и функции; – права и полномочия; – активность воздействия; – очередность или инициатива воздействия; – сила и интенсивность воздействий; – рациональность воздействий; – отношение к цели, целеполаганию и целедостижению.
Рассмотрим их в общем виде. Статус и функции коллективных и институционализированных управляющих и управляемых систем действительно различны. Их соподчиненность взаимно признаваема и декларируема. Органы управления ставят задачи, а органы исполнения их решают. Но если обратиться к неформализованным и индивидуализированным отношениям управления, то эти различия немедленно нивелируются. Вид, форма и содержание двух людей, один из которых управляет, а другой управляем, примерно равноценны. Их взаимная иерархия или относительный статус могут быть не определены самими участниками. Когда один из них в соответствии со спецификой ситуации должен побудить другого выполнить определенную работу, их функции будут различаться. Но если целью управления является совместное движение в определенном направлении, то определить, кто из участников движения задает его скорость, ритм и направление, становится труднее. А самое сложное в том, что каждый из участников взаимодействия стремится достичь и достигает во взаимодействии собственной цели, каждая их которых может рассматриваться в качестве цели управления. Аналогичная проблема возникает при использовании в качестве критериев оценки ролей объема принадлежащих каждому прав и полномочий. В формальной организации они оговорены, но в неформальной организации каждый имеет как будто равные возможности для реализации равных прав. Активность участников также не лучший критерий их сопоставления, поскольку любое действие может рассматриваться одновременно как активное воздействие на внешний мир, так и пассивная реакция на изменение внешних условий. Можно попытаться установить очередность воздействий и выявить их инициатора. Допустим, для взаимодействий, которые могут возникнуть в обозримом периоде, это возможно. Но для процессов, проистекающих достаточно долгое время, такая задача оказывается неразрешимой в принципе. При этом следует учитывать, что момент активного воздействия и пассивного отражения почти совпадают во времени. К тому же вовсе не обязательно, что инициатор взаимодействия сохранит свою лидирующую роль в последствии. Можно попробовать оценить и сопоставить интенсивность воздействия каждого участника, считая лидером того, чья деятельность интенсивнее. Однако умелый руководитель добивается максимальной активности подчиненного минимумом усилий. Цель в управлении – это желаемое состояние, достигнутое посредством других. Тем самым поведение другого также выступает в качестве цели, сопутствующей главной цели. Но для того чтобы этот другой стал менять свое поведение, необходимо создание таких условий, при которых желаемая модель поведения другого станет желаемой для него самого. И такие условия становятся также целью управляющего. То есть для того чтобы реализовать основную цель управления, управляющий должен добиться решения еще двух групп целей. Следовательно, всякое управленческое воздействие предполагает обязательное наличие трех типов целей: – цели-задачи – цели руководителя, цели управления, цели организации; – цели-условия – связанной с интересами работника, подчиненного; – цели-средства – обеспечивающей подчинение одного другому, обслуживающей взаимопонимание объекта и субъекта управления. Сущность управления чаще всего определяется как процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов. Однако гораздо важнее взгляд на управление как на процесс совмещения, согласования целей организации с целями работников. Социальные системы специфичны тем, что подчиненные, работники выступают субъектами своей деятельности в той же степени, что и их руководители. Они испытывают сопоставимые потребности, также анализируют ситуацию, строят прогнозы, ставят цели и осуществляют деятельность. Управление везде имеет свои пределы. Некоторые из них порождаются самой природой управления, другие – особенностями процесса управления, его субъектов. Потому управляющее воздействие по сути своей связано с риском: как отреагирует объект, осуществится ли намеченное? Чем больше неопределенного, непредвиденного, тем выше риск. И чем выше риск, тем менее прогнозируемы результаты управления.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные понятия и категории социального» з дисципліни «Соціологія управління»