ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія масової комунікації

Развитие социологии массовой коммуникации
Теоретический анализ массовой коммуникации имеет почти вековую историю. На протяжении всего периода изучения медиа менялась оценка их деятельности, причём особую актуальность приобретали разные аспекты этой деятельности.
В контексте ранних теорий массового общества, которые уже были описаны ранее, медиа рассматривались зачастую отрицательно. Это было связано с негативной оценкой самого массового общества, важным элементом которого стали средства массовой ком-муникации.
Критики массового общества опасались падения культуры, утраты жизнеспособно-сти демократических политических институтов под напором агрессивных «толп», не способных к личной ответственности и рациональному мышлению. Медиа в этом кон-тексте рассматривались как фактор, усиливающий данные опасные тенденции.
Однако, как уже отмечалось ранее, со временем подход к массовому обществу и медиа как важному институту этого общества стал более взвешенным. Хотя критиче-ский настрой по отношению к медиа сохраняется в ряде теоретических подходов. Ярким примером могут служить концепции массовой культуры Т. Адорно и М. Хоркхаймера, а также Л. Альтюссера, который рассматривал медиа как один из наиболее важных «идео-логических государственных аппаратов». Критический настрой по отношению к средст-вам массовой коммуникации сохраняют и такие современные исследователи, как Ж. Бодрийар и Ю. Хабермас.
Другое направление ранних исследований массовой коммуникации было связано с изучением механизмов пропаганды, а также эмпирическим анализом эффектов инфор-мационного воздействия массовой коммуникации. Этот подход интенсивно развивался в США. Для него характерна прагматическая ориентация исследований, обусловленная растущей значимостью средств массовой коммуникации в сфере управления, а также рекламной деятельности.
Развитие этого подхода ассоциируется прежде всего с именем Г. Лассуэлла. Круп-ными представителями американской коммуникативистики были также Р. Липман, ав-тор концепции социальных стереотипов, П. Лазарсфельд, введший понятие «лидеров мнений», опосредующих воздействие средств массовой коммуникации на индивидуаль-ное сознание, и др.
Изучение эффектов массовой коммуникации — до сих пор одно из наиболее рас-пространённых направлений социологических и психологических исследований. При этом так и не сложилось общепринятой точки зрения на характер воздействия СМИ. Первоначально доминировала точка зрения, согласно которой СМИ в весьма значитель-ной степени влияют на сознание аудитории, представавшей как полностью пассивный объект коммуникативного воздействия. Позднее эта точка зрения подверглась пересмот-ру.
В ходе многочисленных эмпирических исследований выявлялись всё новые факто-ры, опосредующие воздействие СМИ, осознавалась активная роль аудитории, значи-мость её специфических характеристик, обусловливающих восприятие ею информации. В последние десятилетия были предложены новые подходы к оценке эффектов СМИ, например концепция «повестки дня». С другой стороны, в последние годы наблюдается тенденция вновь рассматривать воздействие СМИ на массовое сознание как весьма зна-чительное. Этому способствуют усиление роли СМИ при переходе к информационному обществу, появление новых коммуникационных технологий.
Значимую роль в социологическом анализе СМИ сыграл (и играет) функциональ-ный подход. Впервые социальные

функции СМИ выделил Г. Лассуэлл. В дальнейшем разными исследователями были предложены свои подходы к пониманию социальных функций медиа. Большое значение для функционального анализа СМИ имело предложенное Р. Мертоном различение функций и дисфункций социальных институтов. СМИ порождают как функциональные, так и дисфункциональные последствия.
Во второй половине XX века исследования массовой коммуникации становятся всё более интенсивными, при этом наблюдается тенденция рассматривать данный феномен во всё более широком социальном и культурном контексте.
Повышенный интерес исследователей к данной проблеме был обусловлен даль-нейшим совершенствованием и усложнением средств массовой коммуникации и резким возрастанием их роли в обществе.
Большое влияние на анализ массовой коммуникации оказали семиотические ис-следования. Семиотика — наука о знаковых системах, в которых каждому знаку прида-ётся определённое значение. Семиотика возникла в результате влияния структурализма на социальную теорию и весь комплекс наук о культуре. В качестве знаковых систем она рассматривает не только язык, но также искусство, кино, науку, литературу, культу-ру в целом.
Средства массовой информации — точнее, поток знаков, который они продуциру-ют, — предоставляют широчайшее поле для семиотических исследований. Предметом многих семиотических ориентированных исследований стал специфический язык СМИ.
Основоположник семиотики французский исследователь Р. Барт, основатель Цен-тра по изучению массовых коммуникаций, посвятил многие публикации «расшифровке» неявных значений сообщений СМИ и тиражируемых ими мифов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Развитие социологии массовой коммуникации» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ОСНОВНІ ПОНЯТТЯ ТА ВИЗНАЧЕННЯ ЯКОСТІ ТОВАРІВ І ПОСЛУГ
Гігантська пісочниця Google. Фільтра від Google
Технічні засоби для організації локальних мереж типу ARCNET; прав...
Торговля фиктивными товарами
Інструменти забезпечення повернення банківських кредитів


Категорія: Соціологія масової комунікації | Додав: koljan (15.12.2012)
Переглядів: 579 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП