ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія масової комунікації

Модернизация массового общества и массовая коммуникация
Под модернизацией в социологии принято понимать переход от традиционного общества к современности. Модернизация — комплексный процесс, приведший к глубо-кой структурной и культурной перестройке, формированию нового типа социальной орга-низации.
Впервые процесс модернизации разворачивается в западных обществах. Позже, под прямым или косвенным влиянием Запада на путь модернизации становятся и другие общества.
Модернизация — комплексный процесс. Его основными составляющими элемента-ми являются: формирование капиталистической рыночной экономики, индустриализация, урбанизация (ускоренный рост городов), секуляризация, развитие научного познания и технологий, ослабление значимости традиций, формирование национальных государств, изменение структуры неравенства, рост индивидуализма и др. Рассмотрим эти элементы несколько подробнее.


Процесс развития капиталистической экономики, основанной на частной собст-венности, индивидуальной предпринимательской инициативе и конкуренции, начина-ется приблизительно в XVI веке, хотя предпосылки для этого складываются еще в не-драх средневекового уклада жизни европейских обществ.
Капиталистическая экономика разрушала традиционные формы труда, формиро-вала новые социальные классы, его способствовала распространению товарных отно-шений за пределы собственно экономической деятельности. При капиталистической экономике рынок впервые в истории стал доминирующим институтом общества, един-ственным механизмом, распределяющим все виды товаров, услуг и рабочей силы. Именно рынок и логика товарно-денежных отношений, стремление к постоянному рос-ту прибыли стимулировали технологический прогресс, освоение новых территорий, развитие средств транспорта и связи.
Развитие капитализма сделало возможной индустриализацию — формирование крупной машинной индустрии, начало которой было положено промышленной рево-люцией широким внедрением техники в производственный процесс Возникновение промышленного производства повлекло за собой мощный рост производительности труда и повысило общий уровень благосостояния наиболее развитых обществ (хотя бо-гатство распределялось крайне неравномерно, что и повлекло за собой острые конфлик-ты эпохи раннего индустриального общества).
Развитие капитализма и индустриализация повлекли за собой ускоренную урбани-зацию — рост городов, становящихся центрами притяжения для беднеющего населения сельских районов, а также для тех, кто стремился достичь успеха жизни. Росла соци-альная мобильность населения. Разрушались традиционные сообщества — соседские, общинные, даже родственные, слабели социальные связи между людьми. Всё большую роль играла индивидуальная активность человека.
С разрушением традиционных сообществ, с присущим им устойчивым образом жизни, специфической культурой, утрачивала своё влияние традиция — коллективный опыт, передававшийся
от поколения к поколению в ходе непосредственного повседневного взаимодействия и служащий человеку традиционного общества руководством к действию во всех жизнен-ных обстоятельствах. Упадок традиций и прочных социальных связей создавал ситуацию, названную Э. Дюркгеймом аномией — ситуацию ценностной и нормативной дезориентации.
Американский социолог Д. Рисмен, описывая различные типы социального характе-ра, ввёл термин «изнутри-ориентированная личность» для обозначения нового типа чело-века, который вынужден полагаться в жизни лишь на самого себя. Такой тип личности, по мнению Рисмена, сформировался в эпоху раннего капитализма, придя на смену «личности, ориентированной на традицию» — типа характера, свойственного более ранней исто-рической эпохе (следует добавить, что в эпоху зрелого капитализма, расцвета крупных корпораций и вездесущих масс-медиа «изнутри-ориентрованная личность» сменяется, по мнению Рисмена, «извне-ориентированной» личностью, которая руководствуется в своих решениях внешними влияниями, стремится «быть как все», утрачивает индивидуальную инициативу).
Выросшие в результате развития капитализма и индустриализации крупные города создавали принципиально новый стиль жизни — анонимный и индивидуалистический. Обитатели современных крупных городов, в отличие от индивидов, включённых в устой-чивые традиционные сообщества, предоставлены сами себе, не подвержены постоянному социальному контролю со стороны сообщества, не находятся под влиянием традиции. Го-рода становятся местом обитания так называемого «массового человека».
Понятие «массы», или «толпы», занимало много места в трудах социологов и психо-логов, изучавших специфику современных обществ и современного человека. Современность — это эпоха так называемого «массового общества». Разрушая устойчивые тради-ционные социальные общности (сословные, общинные, родственные и т.д.), ослабляя социальные связи, индустриализация и урбанизация способствовали возникновению фено-мена «массы».

Масса — это атомизированное, неструктурированно аморфное множество людей, каждый из которых действу! на основе собственного выбора и личной инициативы. Из-вестный американский социолог Герберт Блумер так характеризовал феномен массы:
«Масса лишена черт общности... У неё нет никакой социальной организации, ни-какого корпуса обычаев и традиций никакого устоявшегося набора правил или ритуа-лов, ник; кой организованной группы установок, никакой структур статусных ролей. Она просто состоит из некоего конгломерата индивидов, которые обособлены, изоли-рованы, анонимны... Индивиды отделены друг от друга и неизвестны друг другу... Форма массового поведения парадоксальным образом выстраивается из индивидуаль-ных линий деятельности, а не из согласованного действия. Эти индивидуальные дея-тельности в первую очередь выступают в форме выборов -таких, например, как выбор новой зубной пасты, книги, пьесы, партийной платформы, новой моды или религиоз-ных убеждений»1.
Определение Блумера не содержит негативной оценки массы. Однако многие ис-следователи рассматривали феномен массы и массового общества резко негативно.
В «элитарной концепции», к представителям которого можно отнести социально-го психолога Г. Лебона, философа X. Ортегу-и-Гассета, «человек массы» рассматри-вался как худший представитель человеческого вида. Человек массы - иррационален, враждебен достижениям культуры, избегает ответственности и имеет непомерные по-требности и запросы, ничем не обоснованные. Человек массы, или «толпы», склонен к бездумному разрушению и стихийной агрессии. Господство массового человека — синдром одичания. Эпох господства массового человека — массовое общество — предстаёт в этой концепции как эпоха заката человеческой цивилизации.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Модернизация массового общества и массовая коммуникация» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Послуги стільникових мереж
Аудит визнання запасів і правильності їх оцінки
Особливості організації аудиту в агропроми-словому комплексі Укра...
Склад – найменша вимовна одиниця
Аудит надзвичайних доходів і витрат


Категорія: Соціологія масової комунікації | Додав: koljan (15.12.2012)
Переглядів: 834 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП