ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Політична соціологія

Особенности взаимодействия политических группировок и избирателей современной России
В России накоплен незначительный опыт проведения избирательных кампаний, а электоральная статистика не позволяет делать широкие исторические обобщения, такие, как в США, Франции, Японии и других странах. Однако некоторые предварительные суждения о специфике российских политических группировок, их платформах, стратегиях, социальной базе и союзах возможны уже сейчас на основе изучения опыта проведения избирательных кампаний 1993, 1995 и 1999 г. По общему мнению, в России пока не закончилось становление партий, поэтому здесь лучше использовать термин «политическая группировка», а не «политическая партия». На парламентских выборах 1999 г. в федеральном перечне избирательных объединений (блоков) было множество организаций, называвших себя партиями. Некоторые из них (например, КПРФ и ЛДПР) хорошо известны избирателям, о деятельности других (например, Всероссийской политической партии народа, Партии Мира и Единства) большинство избирателей почти ничего не знает. В то же время основные политические группировки, «Единство» и «Яблоко»? зарегистрированы не как партии, а как движение и объединение соответственно.
Рассмотрим основные политические группировки современной России. Основными можно считать те группировки (партии, объединения, движения), которые получили максимальное количество
176
голосов избирателей во время выборов в Государственную Думу 1993, 1995 и 1999 гг. (табл. 15).
Таблица 15
Распределение мест в Государственной Думе РФ
между политическими группировками в 1993-1999 гг.,
% от числа депутатов (округленно) *

Год 7993 КПРФ НДР,
«Единство» дгнг ОВР ДГРГ АПР, АДГ, АПДГ ВР,
ДВР,
СПС «Яблоко» ЛДПР

14 - - - - 10 21 7 16
1995 33,1 14,7 - - 8,9 7,8 2 10,2 11,3
1999 21,1 18,4 13,2 10,4 8,9 8,4 7,3 4,8 3,9
* Другие объединения: 23% (1993), 8,4% (1995); неприсоединившиеся депутаты: 9% (1993 ), 4,6% (1995), 3,6% (1999).
Источники: Реформирование России: мифы и реальность. М., 1994. С. 285; Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва. М., 1996. С. 26-68; Выборы депутатов Государственной Думы. 1995. Электоральная статистика. М., 1996. С. 205; «Власть». 2000. № 3. С. 20-21.
Сокращенные названия:
АПР, АДГ, АПДГ — Аграрная партия России (1993) / Аграрная депутатская группа (1995) /Агропромышленная депутатская группа (1999).
ВР, ДВР, СПС — «Выбор России» (1993), «Демократический выбор России» (1995), Союз правых сил (1999). ДГРГ — депутатская группа «Регионы России». ДГНД — депутатская группа «Народный депутат». КПРФ — Коммунистическая партия Российской Федерации. ЛДПР — Либерально-демократическая партия России.
НДР, «Единство» — движение «Наш дом—Россия» (1995), движение «Единство» (1999).
ОВР — движение «Отечество — Вся Россия». «Яблоко» — объединение «Яблоко».
Анализ окончательного распределения мест, полученных политическими группировками как по одномандатным округам, так и по федеральному округу (по спискам объединений), позволяет определить соотношение политических сил и ведущие тенденции.
В 1993 г. максимальное число мест (21%) получил «Выбор России» — правая партия, поддерживающая президентский курс радикальных рыночных реформ. В 1995 г. максимальное число мест (33,1%) получила КПРФ — левая партия, настаивающая на изме-
[177]
нении этого политического курса. «Демократический выбор России» не смог преодолеть 5%-й барьер и получил 2% мест только за счет своих кандидатов, победивших в одномандатных округах. «Партия власти» — НДР получила 14,7% мест (в 2,3 раза меньше, чем КПРФ). У фракции КПРФ и ее союзников (депутатских групп: «Аграрная» и «Народовластие») было 49,3% мест, а у фракции НДР и ее союзника (фракции ЛДПР) — 26%. Остальная часть депутатов входила в состав разрозненной «демократической оппозиции» президентскому курсу.
В 1999 г. КПРФ снова была на первом месте (21,1% депутатских мандатов), однако ее удельный вес в сравнении с 1995 г. снизился в 1,6 раза. Союз правых сил (в который входил и «Демократический выбор России») получил 7,3% мест, движение «Наш дом — Россия» не смогло преодолеть 5%-й барьер, зато новая «партия власти» (движение «Единство») получила 18,4% депутатских мандатов (всего на 2,7% меньше, чем КПРФ). Фракция движения «Единство» вместе с союзниками (депутатской группой «Народный депутат» и фракцией ЛДПР) в начале 2000 г. образовала в Государственной Думе пропрезидентскую центристскую коалицию, объединившую 35,5% депутатов. В состав левой коалиции (КПРФ и Агропромышленная депутатская группа) тогда входили 29,5% депутатов, в состав правой коалиции (ОВР, СПС, «Яблоко», Депутатская группа «Регионы России») — 31,4% депутатов. Анализ этих данных позволяет сделать вывод о том, что в Думе третьего созыва уменьшилось влияние КПРФ и ее союзников, усилилось влияние «партии власти» и ее союзников, а также образовались три приблизительно равные коалиции: левая (КПРФ, АПДГ), центристская («Единство», ДГНД, ЛДПР) и правая (ОВР, СПС, «Яблоко», ДГРГ). Состав этих коалиций может меняться, например, в мае 2001 г. движение «Единство» и «Отечество» (часть ОВР) решили объединиться. Однако в целом конфигурация основных сил, вероятнее всего, будет сохраняться. Это позволит центристской коалиции маневрировать между противостоящими друг другу коалициями левых и правых и добиваться принятия решений, выгодных Президенту и Правительству.
Для уточнения позиций основных политических группировок России необходимо выяснить характеристики идейных платформ каждой из них. Реконструировать эти платформы можно на основе изучения как программных положений группировок, так и высказываний их лидеров о позиции своей и других группировок. Как правило, в программных документах партии и движения провозглашают приоритеты своей политики, созвучные социальным ожиданиям тех частей электората, на поддержку которых они рассчи-
[178]
тьшают. Рассмотрим эти приоритеты. КПРФ ставит перед собой следующие главные цели (см.: www.kprf.ru): народовластие посредством Советов и иных форм демократического самоуправления народа; справедливость, предполагающую гарантированное право на труд, на доступное всем бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь, благоустроенное жилье, отдых и социальное обеспечение; равенство, основанное на господстве общественных форм собственности на средства производства; социализм в его обновленных формах. Здесь нет категорического требования уничтожения всех форм частной собственности, осуществления социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. Все это сближает позицию КПРФ с позицией социал-демократов (о чем заявлял Г.А. Зюганов в зарубежных поездках) и имеет левоцентристский характер. КПРФ была воссоздана в феврале 1993 г. на основе сохранившихся структур КП РСФСР (российской части КПСС). Несмотря на такую родословную, КПРФ постепенно превращается в левоцентристскую партию консервативного толка.
На правоконсервативном участке политического поля России действует одна из старейших партий современной России — ЛДПР (образована в 1990 г.). Эта партия в своей программе (см.: www.ldpr.ru) декларирует такие ценности, как духовность, патриотизм, социальную справедливость, демократию, свободу (союзов, конкуренции, выражения мнений), рыночную экономику, эффективное социальное государство. В Думе третьего созыва эта партия является естественным союзником «Единства», поскольку разделяет его установку на укрепление государственности, патриотизма, статуса великой державы и др. Лидер ЛДПР В.В. Жириновский заявил в мае 2001 г., что политика руководства страны полностью соответствует программе его партии. В то же время у ЛДПР есть требования (например, возрождение в России дореволюционного административного деления), которые способствуют смещению ее позиции в сторону традиционализма, а у «Единства» есть требования, которые способствуют его смещению с чисто консервативной к либерально-консервативной позиции.
Основными ценностями «Единства» (см.: www.edin.ru) являются: эффективное и сильное государство (единая политическая власть, примат национальных интересов, социальное партнерство и согласие, права и свободы, безопасность и достойная жизнь граждан), демократия, патриотизм, приоритет общественных и государственных интересов над частными. Эти ценности имеют либерально-консервативный характер, однако они соответствуют скорее правой, чем левой политической ориентации. Основанием
[179]
для такой оценки могут служить заявления бывшего лидера фракции «Единство» в Государственной Думе Б.В. Грызлова (в марте 2001 г. он назначен министром внутренних дел России). В интервью программе «Герой дня» 8 февраля 2000 г. он назвал «Единство» «либерально-консервативным» движением, а в интервью программе «Здесь и сейчас» 19 января 2000 г. отметил, что это движение руководствуется «либерально-консервативной идеологией» и что у него «есть общие интересы с СПС». В свою очередь один из лидеров СПС СВ. Кириенко в программе «Глас народа» 19 января 2000 г. заявил, что за «Единство» голосовали сторонники «правоцентристской ориентации», поэтому СПС может сотрудничать с ним.
Таким образом, в принятой нами классификации партий (см. рис. 30) «Единство» располагается справа от центра, но не на нижнем (консервативном), а на верхнем (либеральном) участке политического поля, поскольку правоцентристская позиция в условиях современной России способствует привнесению элементов либерализма в консервативную политическую ориентацию и сближает «Единство» и СПС.
В программе Союза правых сил провозглашены следующие ценности (см.: www.pravdelo.ru): свобода, демократия, права человека (право на жизнь, уважение достоинства, личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища, частной собственности, участия в управлении государством и др.). Союз правых сил занимает праволиберальную позицию, суть которой лучше всего сформулировала И. М. Хакамада в своем интервью программе «Зеркало» 29 августа 1999 г. Она отметила, что СПС рассматривает «права человека как основу политической и экономической системы» и что с его точки зрения «личность и ее интересы составляют основу политики государства». Эти положения составляют суть современного либерализма правого толка, который считает соблюдение гражданских прав и свобод главным признаком демократического государства.
В программе объединения «Яблоко» основными ценностями провозглашены: достоинство, порядок и справедливость. Достоинство подразумевает соблюдение прав и свобод, порядок — защиту от произвола, а справедливость — равенство стартовых возможностей и обеспеченную жизнь для всех [Реформы для большинства. Объединение «Яблоко». М., 1995. С. 7]. С точки зрения приведенной выше классификации политических партий позицию объединения «Яблоко» можно назвать либеральной левоцентристской, соединяющей традиционные ценности социал-демократического (в западноевропейском варианте) и либерального движений Такое сочетание ценностей соответствует идеологии социального
[180]
либерализма, включающего элементы классического европейского либерализма (свобода), консерватизма (порядок) и социализма (справедливость). Это совмещение ценностей отчасти объясняется тем, что объединение «Яблоко» образовалось в 1993 г. в результате слияния организаций социал-демократической и либеральной ориентации. Однако главной причиной такой смешанной идейной платформы является установка «Яблока» на соответствие проводимых в стране реформ интересам большинства населения. Из-за этого некоторые аналитики и политики считают членов данного объединения «сторонниками идеологии социал-демократии» (об этом, например, заявила И.М. Хакамада в вышеупомянутом интервью программе «Зеркало»). Однако пока «Яблоко» остается преимущественно либеральной, а не социал-демократической группировкой, хотя и левого (в отличие от СПС) толка.
Программа движения «Отечество» (www.luzhkov-otechestvo.ru) посвящена обоснованию таких ценностей, как сильное государство, свободы и равные возможности граждан, социальное партнерство (преодоление вражды классов), социальная справедливость, равенство всех перед законом, уважение прав собственника, регулируемая рыночная экономика, реформы без нарушения основ. Эти ценности в основном созвучны тем, которые провозглашает «Единство».
Какова социальная структура избирателей, проголосовавших за эти группировки? Составить представление об этом можно на основе изучения материалов всероссийского опроса на выходе из избирательных участков (exit-poll), проведенного Институтом сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ) 19 декабря 1999 г. [Россия в поисках стратегии... 275—278]. Обобщение данных этого опроса позволяет построить следующую таблицу, отражающую социальный состав электората основных избирательных объединений России (табл. 16).
Результаты exit-poll, проведенного ЦЭПИ СПбГУ 19 декабря 1999 г. в Санкт-Петербурге, в основном согласуются с этими данными (табл. 17).
Эти данные нужно рассматривать с учетом электоральной специфики Санкт-Петербурга: на парламентских выборах 1995 г. здесь больше всего голосов получило «Яблоко», на выборах 1999 г. — «Единство», а не КПРФ, как по России в целом; ЛДПР в обоих случаях не удалось преодолеть 5%-й барьер (поэтому в таблице у этой партии преобладают статистически недостаточные значения наблюдаемых и ожидаемых частот).
[181]
Таблица 16 Социальная структура электората избирательных объединений России

Объединение Социальные характеристики электората
«Единство» В равной степени все категории населения, преимущественно (58%) моложе 45 лет
ОВР Практически в равной степени все категории населения, с некоторым преобладанием работников госаппарата, ИТР, гуманитарной интеллигенции и предпринимателей в возрасте старше 30 лет
КПРФ Преимущественно (70%) пенсионеры и рабочие старше 45 лет
СПС Преимущественно (2/3) предприниматели, работники госаппарата, гуманитарная интеллигенция и ИТР, в возрасте моложе 45 лет
«Яблоко» Преимущественно (66%) предприниматели
и гуманитарная интеллигенция всех возрастных групп
ЛДПР В основном военные и рабочие (мужчины) в возрасте до 45 лет
Анализ стандартизованных остатков* в этой таблице позволяет утверждать, что статистически значимая взаимосвязь (величина стандартизованного остатка превышает 1,65) голосования за партийные списки и рода занятий респондентов в данном опросе наблюдается далеко не во всех случаях. Представители всех социальных категорий в той или иной степени голосовали за все избирательные объединения, однако в ряде случаев отмечалось относительное преобладание отдельных категорий. Сторонники «Единства» относительно равномерно распределены по всем категориям избирателей, за исключением предпринимателей и студентов (значения стандартизованных остатков равны -2,0 и +1,7 соответственно). Среди предпринимателей меньше, а среди студентов больше тех, кто голосовал за список этого избирательного объединения. Сторонники ОВР равномерно распределены по всем категориям избирателей (все значения стандартизованных остатков меньше 1,65). Сторонников КПРФ больше среди пенсионеров и рабочих (значения стандартизованных остатков равны +7,3 и +1,7 соответственно) и меньше среди гуманитарной интеллигенции, предпринимателей и безработных (значения стандартизованных остатков равны - 3,0; - 1,7; -2,6; - 1,8). Сторонников СПС было больше среди предпринимателей и студентов (значения стандартизо-
* Об интерпретации этих величин см. § 2.3.
[182]
Таблица 17 Состав сторонников избирательных объединений по роду занятий*

Объединение
Величина Рабочие ИГР Работники управ ленчес-кого аппарата Гуманитарная интеллигенция Предприниматели Воен-
но-служа-
щие Студенты Пенсионеры Безработные
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
«Единство» Наблюдаемая частота 24 21 9 28 3 4 18 38 7

Ожидаемая частота 17,8 20,8 10,5 23,9 9,1 4,7 12,2 46,8 7,8

% 21,1% 15,8% 13,4% 18,3% 5,2% 13,3% 23,1% 12,7% 14,0%

Стандартизованный остаток 1,5 0,1 -0,5 0,8 -2,0 -0,3 1,7 -1,3 -0,3
ОВР Наблюдаемая частота 12 20 11 22 5 7 9 43 4

Ожидаемая частота 15,7 18,3 9,2 21,1 8,0 4,1 10,8 41,4 6,9

% 10,5% 15,0% 16,4% 14,4% 8,6% 23,3% 11,5% 14,3% 8,0%

Стандартизованный остаток -0,9 0,4 0,6 0,2 -1,1 1,4 -0,5 0,3 -1,1
КПРФ Наблюдаемая частота 22 12 5 7 3 2 2 86 2

Ожидаемая частота 15,2 17,8 8,9 20,4 7,7 4,0 10,4 40,1 6,7

% 19,3% 9,0% 7,5% 4,6% 5,2% 6,7% 2,6% 28,7% 4,0%

Стандартизованный остаток 1,7 -1,4 -1,3 -3,0 -1,7 -1,0 -2,6 7,3 -1,8

Окончание табл. 17

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
СПС Наблюдаемая частота 17 29 18 33 19 2 30 31 8

Ожидаемая частота 22,7 26,5 13,4 30,5 11,6 6,0 15,6 59,8 10,0

% 14,9% 21,8% 26,9% 21,6% 32,8% 6,7% 38,5% 10,3% 16,0%

Стандартизованный остаток -1,2 0,5 1,3 0,4 2,2 -1,6 3,7 -3,7 -0,6
«Яблоко» Наблюдаемая частота 7 22 6 31 8 3 10 35 13

Ожидаемая частота 15,7 18,3 9,2 21,1 8,0 4Д 10,8 41,4 6,9

% 6,1% 16,5% 9,0% 20,3% 13,8% 10,0% 12,8% 11,7% 26,0%

Стандартизованный остаток -2,2 0,9 -1,1 2,2 0,0 -0,6 -0,2 -1,0 2,3
ЛДПР Наблюдаемая частота 8 1 2 3 4 2 3 2 3

Ожидаемая частота 3,4 3,9 2,0 4,5 1,7 0,9 2,3 8,8 1,5

% 7,0% 0,8% 3,0% 2,0% 6,9% 6,7% 3,8% 0,7% 6,0%

Стандартизованный остаток 2,5 -1,5 0,0 -0,7 1,8 1,2 0,5 -2,3 1,3
* В таблицу не включены распределения ответов по альтернативам: «другая партия», «против всех», «отказ от ответа», поэтому сумма значений по столбцу меньше 100%.
«энных остатков равны +2,2 и +3,7) и меньше среди пенсионеров /стандартизованный остаток равен - 3,7). Сторонники «Яблока» были в большей степени представлены среди предпринимателей и безработных (значения стандартизованных остатков равны +2,2 и -f 2 3) и в меньшей степени среди рабочих (значение стандартизованного остатка равно -2,2). Интерпретировать данные по ЛДПР невозможно из-за недостаточности информациии ожидаемой и наблюдаемой часто почти по всем категориям избирателей.
Результаты этих и других исследований свидетельствуют о том, что среди избирателей, голосующих за различные политические партии, по-разному представлены различные социальные группы и что одни и те же группы могут голосовать за разные партии. Для выяснения причин, обусловливающих эти различия, нужно дополнить анализ электоральной статистики анализом политического сознания избирателей и выявить на его основе причины, побуждающие людей становиться на сторону тех или иных политических сил, ведущих борьбу за государственную власть.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности взаимодействия политических группировок и избирателей современной России» з дисципліни «Політична соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Держава як суб’єкт інвестування
Комп’ютерна телефонія — поняття і застосування
Аудит Звіту про власний капітал
Аудит адміністративних витрат і витрат на збут та інших операційн...
Загальновживані слова та слова вузького стилістичного призначення


Категорія: Політична соціологія | Додав: koljan (09.12.2012)
Переглядів: 766 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП