ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Історія і теорія соціології

Классификация толп
Классификацию толп Лебоп проводит на основе общих черт и частных особенностей собраний различных категорий, когда под влиянием соответствующих возбудителей они превращаются в толпу. Ее исходной точкой служит простое скопище: а) варвары, почитающие волю одного вождя и б) расы. Из него, на основе общих черт, формируется организованная (одухотворенная) толпа, включающая в себя разнородный и однородный типы.

Лебон подчеркивает, что самым могущественным фактором, определяющим поступки людей и выражающимся в свойствах толпы, является раса. Душа расы вполне подчиняет себе душу толпы и имеет могущественную силу, ограничивающую се колебания. Поэтому толпы, состоящие из индивидов разных рас (русские, французы, англичане и т. п.), имеют свои

1' Лебон различает «душу расы» и «душу толпы»: первая обусловлена наследственностью, а вторая — собранием разнородных людей, которые образуют отличные от характера рас психологические черты. «В неи может происходить накопление только глупостей, а не ума» (17, 135).
277

различия, создаваемые наследственной организацией в мыслях и чувствах людей. В частности, подчеркивает он, латинская толпа, стоящая за равенство, как бы она ни была революционна или консервативна, непременно обратится к вмешательству государства (склонность к централизации и цезаризму) для реализации своих требований. Английская же или американская толпа, стоящая за свободу, не признает государства и всегда будет обращаться к частной инициативе. Отсюда Лсбон выводит закон: низшие свойства толпы выражаются тем слабее, чем сильнее в ней развита душа расы (17, 221).
Господство толпы означает варварство или же возвращение к варварству. Только путем приобретения прочно организованной души раса может мало-помалу избавиться от неразумной власти над ней толпы и выйти из состояния варварства.
1, Организованная толпа. Под организованной (одухотворенной) толпой Лебон понимает собрание индивидов, в котором их чувства и идеи принимают одно и то же направление, образующее коллективную душу, временно организующее их в единое существо, где разнородное утопает в однородном и берут верх бессознательные качества (психологический закон духовного единства толпы) (17, 132).
Самые несходные между собой по своему уму люди могут обладать одинаковыми страстями, инстинктами и чувствами, уподобляющими ич друг другу на уровне самых обыкновенных индивидов. «Между великим математиком и его сапожником может существовать целая пропасть с точки зрения интеллектуальной жизни, но с точки зрения характера между ними часто не замечается никакой разницы или же очень небольшая» (17, 135). Эти общие качества характера, управляемые бессознательным и существующие в почти одинаковой степени у большинства нормальных индивидов расы, соединяются в толпе. В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают. Такое именно соединение заурядных качеств в толпе и объясняет, почему она никогда не может выполнить действия, требующие возвышенного ума.
Однако Лебон подчеркивает, что в толпе не просто соединяются зау7, рядные качества (средняя величина) отдельных индивидов, а происходит образование новых черт — общих и специфических. Это и позволяет подвергнуть организованную толпу определений классификации.
В организованной толпе наблюдаются следующие обилие черты:
1). Исчезновение чувства ответственности, сдерживающего всегда отдельных индивидов: индивид в толпе приобретает, благодаря только численности (анонимности), сознание неодолимой силы, которое дозволяет ему поддаться инстинктам, обуздываемым, когда он бывает один.
2). В толпе действует заразительность (зараза),как род гипнотических явлений, которая способствует образованию коллективных свойств, противоречащих человеческой природе: принесение индивидуальных интересов в жертву интересу коллективному.
3). В толпе проявляется восприимчивость к внушению, которая приводит личность к состоянию потери сознательности (рассудка и воли) и подчинения внушающему лицу. Данная черта делает, по Лебону, процесс при-
278

нятия группового решения одинаковым в разного рода толпах: «Суждения, высказанные относительно общих вопросов собранием каменщиков и бакалейщиков, мало отличается от суждений ученых и артистов, когда они соберутся вместе для совещания по этим вопросам» (17, 226). И далее: «...статистика указала, что каков бы ни был состав присяжных, решения их бывают тождественны» (17. 227).
Таким образом, в организованной толпе человек спускается на несколько ступенек ниже по лестнице цивилизации: в толпе — это варвар, то есть существо инстинктивное. «Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением идеи, — вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует» (17, 137).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классификация толп» з дисципліни «Історія і теорія соціології»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Апаратна база комп’ютерної телефонії
Результати варварської діяльності людини по відношенню до природи...
Аудит збору на обов’язкове державне пенсійне страхування
МІЖНАРОДНИЙ ВАЛЮТНИЙ ФОНД І ЙОГО ДІЯЛЬНІСТЬ В УКРАЇНІ
ВИДИ ГРОШОВИХ СИСТЕМ ТА ЇХ ЕВОЛЮЦІЯ


Категорія: Історія і теорія соціології | Додав: koljan (02.12.2012)
Переглядів: 772 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП