ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини

Возможности трансформации коммуникативного мира личности
Современные методологические подходы подчеркивают актуальность и эффективность использования групповых форм, применяемых в психологической практике. Основным инструментом психологического воздействия здесь выступает группа, помогающая выявить и скорректировать проблемы ее участников за счет межличностного взаимодействия и групповой динамики.
В психологической практике можно выделить четыре основных типа форм групповой работы, главной задачей которых является трансформация (преобразование) жизненных проблем человека.
Групповая терапия - основывается на медицинской модели оказания психологической помощи. В связи с этим ее основной целью является «лечение» или восстановление психического здоровья; она ориентирована на тот контингент, который обращается за помощью для облегчения психического напряжения. Участники терапевтических групп обычно называются «пациентами», поэтому терапевт относится к ним как к «больным» людям с «нездоровым» поведением.
Группы самопомощи - сознательно игнорируют профессиональную систему руководства. Такая форма групповой работы ориентирована на людей, которых объединяет общий симптом, опыт переживания похожих жизненных событий или проблемных ситуаций. Группы само- и взаимопомощи являются достаточно распространенным методом в организации психологической помощи людям, страдающим разного рода зависимостями.
Группы тренинга и группы встреч - связаны с обращением к человеческому потенциалу и внутренним ресурсам личности. Такая форма групповой работы предполагает профессиональный подход к реализации принципов и механизмов, определяющих личностный рост человека. В отличие от групповой терапии, центрирующейся на психологическом заболевании и статусе пациента, или от групп взаимопомощи, это направление групповых занятий является доступным для тех, кто стремится к личностному росту и развитию.
Группы повышения сознания - практикуют непрофессиональный подход, ориентируясь при этом на систему взаимного контроля. Основным связующим механизмом здесь является какая-либо общая социальная или психологическая особенность, характеризующая большие группы людей, - пол, возраст, национальность, этническая принадлежность, политические или религиозные убеждения и т.д., допускающая широкий спектр индивидуальных особенностей.
Уникальным феноменом, синтезирующим в себе многообразие психотерапевтических принципов и групповых подходов, рассмотренных выше, является система групповой само- и взаимопомощи, базирующаяся на принципах группового психотерапевтического процесса. Ярким примером феноменологии групповой формы взаимопомощи является модель психолого-терапевтической помощи, основанной на методологии программы «12 шагов» Всемирного сообщества анонимных алкоголиков. Программа была написана в 1938 г. самими алкоголиками, которые смогли обобщить собственный опыт, обогатив его некоторыми специальными знаниями, с тех пор она существует в неизменном виде. Опыт реализации этой программы разносторонне описан известными классиками западной и отечественной психологической практики (Bateson, 1972; Craig, 2006). Распространенность данной программы демонстрируют следующие данные: в США около 70 % медицинских центров по лечению зависимости используют в той или иной мере программу анонимных сообществ в своей структуре оказания лечебной помощи, еще 20 % рекомендуют своим пациентам после завершения стационарного лечения посещать группы взаимопомощи анонимных алкоголиков (АА) и анонимных наркоманов (АН). В Западной и Восточной Европе, России также достаточно распространены программы, использующие принципы «12 шагов» (Двенадцать шагов и двенадцать традиций..., 1989).
Существенную роль в создании Сообщества АА сыграл доктор Уильям Д. Силкворт, огромное влияние на формирование программы Сообщества АА оказали взгляды Карла Густава Юнга и философа Уильяма Джеймса, а также Г. Бейтсона. В основе идеологии подхода АА лежит представление, согласно которому химическая зависимость (алкоголизм и наркомания) является неизлечимой хронической болезнью, при которой алкоголик или наркоман, тем не менее, может начать выздоровление, под которым понимается не собственно воздержание, а процесс личностного роста, который невозможен без межличностного взаимодействия с окружающими и групповой коммуникации в целом. В основе выздоровления по этой программе находится коммуникация, во время которой в группе снимаются защиты, химически зависимый, видя себе подобных и не чувствуя привычного в обычном окружении осуждения, не стремится выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Проявляется значительное снижение защит, стремление к самораскрытию, чему сопутствуют особые эффекты катарсиса и инсайта. Происходит изменение отношения к болезни как к распущенности, отсутствию силы воли, вредной привычке. Идентификация с членами группы позволяет расширить собственную картину болезни. Расширяются поведенческие паттерны, которые могут быть полезны в реальной жизни.
Сообщество анонимных алкоголиков является альтернативным кругом общения, что при условии эмоционально тёплого и поддерживающего отношения окружающих способствует более успешной, чем раньше, ресоциализации.
Таким образом, суть Программы можно свести к следующим основным моментам:
признание наличия проблемы;
поиск выхода и принятие решения;
самоанализ и исповедь;
проработка личных недостатков;
налаживание социальных связей;
передача своего опыта другим.
Существует еще один ряд общих принципов, характерных для психотерапевтических групп:
облегчение выражения эмоций;
появление чувства принадлежности к группе;
возможность, а иногда и обязательность самораскрытия;
опробование новых видов поведения как в группе, так и вне ее;

разрешенное групповое осуществление межличностных сравнений, выражение своего мнения по любым вопросам и проблемам, решаемым во время занятий;
разделение с назначенным (избранным) лидером ответственности за руководство группой.
Для групповых собраний АА характерны те же терапевтические преимущества, что и для любой формы групповой терапии, направленной, прежде всего, на изменение стереотипных установок личности, а также ее внутреннего состояния. Основополагающие принципы, характеризующие групповой процесс, прослеживаются во многих психотерапевтических школах и в группах анонимных алкоголиков. Психотерапевтическая аналогия проявляется во многом и в первую очередь в возможности получения членом группы «обратной связи» в условиях коммуникативного, межличностного взаимодействия с другими членами группы. Другим важным фактором психотерапевтического содержания движения АА является принцип поддержки, который предполагает, что люди, имеющие одинаковые проблемы и проживающие схожие жизненные события и ситуации, способны лучше понять и помочь друг другу.
Группа помогает значительно облегчить процесс самоисследования, обеспечивает своим членам необходимое внимание, участие и принятие в ходе раскрытия своей личности. Также в групповой работе по принципу АА практикуется интенсивное изучение основ духовно-ориентированной программы «12 шагов», что дает возможность использовать эту программу как инструмент своего дальнейшего выздоровления и формирования активной жизненной позиции, т.е. установки на непрерывный личностный рост и развитие, так как остановка в процессе восстановления ведет к возврату зависимого (наркотического, алкогольного или иного) мышления и зачастую к срыву.
Подводя итог анализу феноменов групп само- и взаимопомощи, основанных на принципах программы АА, следует заключить, что программа «12 шагов» после апробации нашла применение и в других видах групп взаимомопомощи. Во всем мире существует огромное количество таких групп. Например, существуют группы анонимных наркоманов с 1953 г., анонимных игроков с 1957 г., анонимных обжор с 1960 г., анонимных эмоционалов с 1971 г., анонимных должников с 1976 г., анонимных никотинщиков с 1985 г., а также группы созависимых с 1984 г. Также существуют группы анонимных астматиков, суицидентов, людей, имеющих проблемы в семье, страдающих мигренью и т.п. Все эти факты свидетельствуют об универсальности и широкой распространенности групп само-и взаимопомощи, работающих по принципам программы «12 шагов».
Рассмотренная модель «12-шаговой программы» соотносится в некотором смысле с идеями коммуникативного подхода и концепцией транскоммуникации В.И. Кабрина. В рамках данной концепции, как и в программе «12 шагов», коммуникация выступает основным интегрирующим критерием, определяющим процесс становления личности и ее дальнейшее развитие.
Поскольку личность имеет коммуникативную природу, то основными интегральными характеристиками личности становятся коммуникативность и коммуникабельность, которые успешно могут развиваться в групповых видах деятельности. Становление личности как «транскоммуникативный» процесс связано с такими категориями, как Энергия, Информация, Пространство и Время, которые представляют собой сложные, специфичные механизмы разнопорядковых, разнокачественных миров. Иерархия этих миров (органического, индивидного, личностного, культурного) наиболее ярко проявляется в личностном росте (Кабрин, 2005).
Далее, решая задачу трансформации (преобразования) стресс-коммуникативных состояний студентов, мы обратились к групповой форме проработки жизненных проблем (обозначенных нами выше студентов), используя при этом базовые терапевтические принципы и механизмы. Современные методологические подходы подчеркивают актуальность и эффективность использования групповых форм, применяемых в психологической практике. Основным инструментом психологического воздействия здесь выступает группа, помогающая выявить и скорректировать проблемы ее участников за счет межличностного взаимодействия и групповой динамики.
Мы полагаем, что в групповой работе более эффективно задейству-ется и раскрывается транскоммуникативный потенциал личности, а также оптимизируются базовые коммуникативные координаты, отвечающие за личностный рост. Уникальность такой формы работы заключается в том, что человек, который переживает транскоммуникативный кризис, находясь в динамике стресс-коммуникативных состояний, стремится уйти в себя, закрыться, эмоционально изолировать себя от внешней реальности. Поэтому новые формы транскоммуникативных состояний, переживаемые личностью в процессе групповой работы, способствуют расширению круга связей с внешним миром и приводят к позитивным изменениям на личностном уровне. Мы считаем, что критерием эффективности здесь является коммуникация, в процессе которой в группе снимаются психологические защиты, человек, видя себе подобных, т.е. людей, проживающих похожие жизненные события и ситуации, не стремится моделировать у себя социально значимое и приемлемое поведение, а остается самим собой. Идентифицируя себя с членами группы, человек открывается новому опыту, созиданию самого себя, что позволяет ему трансформировать субъективную систему отношений к существующей реальности. Такая тенденция объясняется особенностью жизненного самоопределения, потенциалом, направленностью, самореализацией, самоактуализацией как реализацией внутренних ресурсов и возможностей личности, характеризуя при этом человека как открытую, самоорганизующуюся систему (Клочко, 1999).
Для обеспечения процесса трансформации коммуникативного мира личности студентов первого курса мы взяли за основу модель группы само- и взаимопомощи и назвали ее группой «жизненного опыта».
Передача личного опыта и принятие жизненного опыта других членов группы посредством вербальной коммуникации является ключевым механизмом в процессе трансформации коммуникативного мира личности. Данная форма групповой работы ориентирована на людей, которых объединяет общий симптом, опыт переживания похожих жизненных событий или проблемных ситуаций. Группы само- и взаимопомощи являются достаточно распространенным методом в организации психологической помощи людям, переживающим разного рода психологические трудности, в том числе проблемы, связанные с адаптацией.
Таким образом, опираясь на концепцию В.И. Кабрина, мы предполагаем, что возможность трансформации коммуникативного мира личности будет осуществляться за счет развития транскоммуникативного потенциала личности, поскольку именно транскоммуникативный потенциал определяет то, насколько личность может в коммуникативном процессе менять свои состояния. По нашему мнению, эффективность такой трансформации будет выражаться в личностном росте, самоактуализации и самореализации личности. Условием трансформации коммуникативного мира личности (актуализации транскоммуникативного потенциала) в нашем случае является группа «жизненного опыта». Она интегрирует многие принципы, разработанные в классических тренинговых группах.
Группа «жизненного опыта» (далее - «ЖО») направлена на самораскрытие, которое предполагает открытое выражение чувств и мыслей. В группе субъект принимает риск быть самим собой, отказываясь от неадекватных защитных стереотипов, что положительным образом сказывается на его личностном росте.
В группе «ЖО» путем идентификации себя с членами группы предоставляется возможность субъекту увидеть свою роль и позицию в стандартных межличностных ситуациях и глубже понять собственные проблемы и мотивы.
В процессе работы в группе «ЖО» среди участников возникает ощущение общности, единства, взаимопонимания, необходимости и сопричастности, что положительным образом сказывается на продуктивности коммуникативного опыта, приобретаемого в процессе динамичной работы участников группы.
В ходе работы группы у участников исчезает ощущение уникальности собственных проблем и исчезает установка «Мне никто не сможет помочь». Осознав идентичность собственных проблем с проблемами других участников группы, субъект оказывается в состоянии принять помощь от других членов группы «ЖО».
Трансформация коммуникативного мира личности происходит путем формирования новых форм транскоммуникативных состояний, переживаемых личностью в процессе групповой работы.
В процессе работы в группе «ЖО» человек открывается новому опыту, созиданию самого себя, что позволяет ему менять систему отношений к субъективной реальности и конструировать новые, эффективные поведенческие паттерны, которые могут быть реализованы в реальной жизни.
Таким образом, группа «ЖО» - это система групповой само- и взаимопомощи студентам первого курса, базирующаяся на принципах группового психотерапевтического процесса. В основе работы этой группы находится коммуникация, во время которой в группе снимаются защиты, субъект, видя себе подобных и не чувствуя осуждения со стороны других членов группы, не стремится выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Вследствие этого происходит значительное снижение защит, стремление к самораскрытию, чему сопутствуют особые эффекты катарсиса и инсайта.
В процессе работы в группе «ЖО» происходит изменение отношения к собственным проблемам и трудностям. Идентификация с членами группы позволяет расширить собственную картину мира.
Непосредственной целью группы «ЖО» является развитие транскоммуникативного потенциала личности студентов первого курса.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Возможности трансформации коммуникативного мира личности» з дисципліни «Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Інструменти забезпечення повернення банківських кредитів
Аудит орендованих необоротних активів
Фінансові ресурси інвестування
Чиста теперішня вартість
Визначення життєвого циклу проекту


Категорія: Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 716 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП