ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини

Феномен транскоммуникации
Транскоммуникация - первичная экзистенциальная реальность, открывающаяся в последовательном коммуникативном подходе к душевной жизни человека. Этой реальности и соответствующему концепту будет посвящено достаточно много страниц нашей монографии, чтобы раскрыть ее многообразие, универсальность и холистичность. Сейчас лишь отметим ее феноменологические истоки.
Любой первичный коммуникативный импульс младенца, ребенка, взрослого содержит потенциальную децентрацию, рождающую переход в более ёмкую жизненную ситуацию - встречу, обеспечивающую, в свою очередь, транзит, и в более масштабную (чем тело) идентичность, с точки зрения которого и ребенок, и взрослый по-новому переживают себя в ситуации. Поэтому чем дифференцированнее и многограннее мы понимаем коммуникативную реальность, тем яснее проявляется транскоммуникативная природа многоуровневого и разномасштабного спектра душевных движений и состояний - от смутных диффузных переживаний до мировоззренческих просветленных состояний сознания.
Таким образом, коммуникативный подход в психологии как минимум двунаправлен: с одной стороны, в нем транскоммуникация рассматривается как специфическая тотальная реальность (предмет), с другой стороны, она видится в качестве достаточно универсального «генерального фактора», порождающего наиболее существенные и активные душевные процессы самого различного масштаба. В этих порождаемых им психологических образованиях (пиковых переживаниях, экспектациях, ролях, персонификациях, нормах, ценностях, Я-концепциях, атрибуциях, притязаниях, самоутверждениях, идентичностях, идеалах достижений и т.п.) сама транскоммуникативная реальность и проявляется, и преобразуется.
Транскоммуникация проявляется как синхронизация и соответствие в самых разномасштабных и разномерных мирах (от геномного до трансперсонального и транскультурального) не просто через физическую, а именно через смысловую синергию или смыслообразование. Только в этом случае мы можем понять, почему простое физиологическое отправление - слезы - не случайно соответствует духовному потрясению человека - катарсису, а живой цветок вызывает такое же умиление, как улыбка младенца. Сюда же относятся свидетельства многих известных людей - моральный закон и звездная Вселенная И. Канта, «Благоговение перед жизнью» А. Швейцера, ноосфера и «Божественная среда» Т.Д. Шардена и др. (Шарден, 1992; Швейцер, 1992).
Очевиден ноэтический трансперсональный смысл приведенных выше примеров. В этом контексте основная задача данной работы - показать, что феномен транскоммуникации может выступать и общим принципом, и конкретным инструментом анализа трансперсональных процессов любого масштаба: от мимолетных пиковых переживаний до альтернативных медитативных состояний сознания.
В транскоммуникации человек открывается навстречу Другому, в той степени в какой он децентрируется. При этом степень децентрации феноменологически ярко обнаруживается в возникновении «пиковых переживаний» (Маслоу, 2002). В контексте этих переживаний открывается многоуровневая динамика самого транскоммуникативного процесса. Эта динамика образуется особым взаимодействием коммуникативного стресса (разновидности эустресса) и коммуникативного транса (разновидности «эутранса», ориентированного на децентрацию, транзит). Коммуникативный стресс и транс образуют реципрокное единство, как в архетипе «Инь - Ян». В результате динамическая стресс-транс-формация обнаруживает себя в общении как универсальный транскоммуникативный фактор, инициирующий выраженные пиковые переживания.
Например, когда организм физиологически релевантно реагирует на духовные и душевные движения, проще всего это проявляется в смехе и слезах как конкретно физиологических процессах, адекватно откликающихся на пиковые переживания. При этом естественно изменяются и скрытые физиологические процессы, связанные с деятельностью кровеносной системы, метаболизма и т.п. Принципиально важно, что в этом процессе переживание, образ, мысль или эйдос, вызвавшие органический сдвиг, не теряют своей специфики и остаются самими собою; и в то же время организм оказывается адекватно отзывчив этим состояниям в силу своих специфических возможностей. Только в таком случае можно говорить о транскоммуникации разнопорядковых миров как внутри человека, так и в контексте его общения с Другим. По сути, в транскоммуникации за счет такой горизонтальной и вертикальной децентрации начинает ощущаться нечто третье, что возникает между общающимися сторонами, -метакоммуникативный контекст: остроты и метафоры, которые образуют новые синтезы, новые интегративные движения, которые осознаются как чрезвычайно существенные большинством людей.
Диссертационные исследования, личные и моих учеников, в духе коммуникативного подхода показывают существенные изменения когнитивно-смысловых образований личности в различных коммуникативных контекстах и ситуациях. Исходными толчковыми моментами большого цикла исследований явились следующие впечатлившие нас «мини-открытия». Студенты со статистически значимыми различиями по уровню чувствительности к противоречиям (выявленными с помощью метода психосемантического графа) в образах себя и партнера в личностно значимых коммуникативных ситуациях обнаружили статистически достоверные различия в своих коммуникативных мирах как по количеству взаимных отношений, так и по количеству вербализуемых Я-образов. Значительно большее разнообразие взаимных предпочтений и Я-образов проявили студенты с более высокой чувствительностью к противоречиям. Это позволило нам говорить о коммуникативной природе концепта как наиболее крупной интерперсональной единицы психосемантического анализа сознания, которая в отличие от конструкта
(Дж. Келли) манифестирует сдвиг или транспозицию смысла в более широкий контекст коммуникативного отношения, где противоречащие конструкты объединяются когнитивно-смысловой динамической структурой более высокого порядка. Эта вертикальная динамика концептуализаций в различных коммуникативных контекстах и позволила нам выделить в последних особую трансдинамическую тенденцию, поднимающую личность над ситуативными противоречиями, - транскоммуникацию.
Она начинается как встреча личности с инаковостью и неопределенностью «Другого» и, ввергая личность в основные векторы пиковых «сверхнормативных» трансовых переживаний (инсайт - экстаз - имприн-тинг - катарсис), порождает концептуально-смысловую схему более высокого уровня. В этом контексте транскоммуникация понимается не как процесс избегания, преодоления или разрешения, а как процесс освоения противоречий через децентрирующее смыслопорождение концептуальных схем более высокого уровня. В коммуникативном пространстве личности этот процесс перманентен в силу её изначальной заряженности экзистенциальным противоречием - 1) жаждой изречения и 2) страхом обреченности. Жажда изречения реализуется в транспозициях концептуально-креативных динамических схем, а страх обреченности - в защитно-когнитивных фиксациях.
Последующие исследования многосторонне подтверждают эту гипотезу. Так, преобладание вербальных концептов стресс-транс-формации в коммуникативном мире личности достоверно связано со многими характеристиками её интернальности и самоактуализации, а преобладание концептов транс-стресс-формации определенно связано с противоположными характеристиками - экстернальности и стереотипизации. Даже тяга к путешествиям - смене коммуникативного пространства - оказывается достоверно связанной с наличием во внутреннем мире личности некон-цептуализированных и, таким образом, стрессогенных противоречий.
Реализация различных тренинговых программ в группах транскоммуникативного опыта показывает достоверные изменения показателей стресс-транс-формации личности, непосредственно связанных с характеристиками её развития в трансперсональном направлении.
Существенно, что вышеупомянутые трансовые переживания в группах транскоммуникативного опыта вызывают отчетливые изменения качества и масштаба смыслообразования у её участников, выражающиеся в увеличении частоты и оригинальности использования метафор при описании проблем как с партнерами в своих транскоммуникативных мирах, так и в тестовых ситуациях транскоммуникативных состояний. Между полюсами буквального и переносного смыслов метафоры может быть бесконечное множество оттенков, открывающее по сути иное, новое психосемантическое измерение более высокого порядка, относящееся уже к ментальному (в транскультуральном смысле) и ноэтическому (в трансперсональном смысле) планам бытия личности.
Концептуально-метафорические проявления, высказывания личности в общении являются симптомами выхода её за рамки нормативной или конвенциальной коммуникации в собственно транскоммуникативный процесс. В отличие от конвенциальной коммуникации, реализующейся в стереотипах, нормативных оценках, декларациях, понятиях, терминах, транскоммуникация протекает в пиковых переживаниях и проявляется в метафорах, шутках, остротах, каламбурах, юморе, иронии, «в слезах улыбки» и в смехе сквозь слезы.
Поэтому транскоммуникативные психосемантические образования личности становятся синхронистичны и синтонны более простым жизненным мирам человека - психосоматическим состояниям и метаболизму его организма (нисходящая транскоммуникация). В то же время эм-патически и интуитивно они становятся открытыми трансцендентному миру человека более высокого порядка и переживаются как смысл истории, мироздания, космоса, жизни, смерти, логоса или ноэзиса, становления жизни в духе (восходящая транскоммуникация).
С одной стороны, это ведет к упорядоченному охвату многомерной душевной динамики понятием транскоммуникации, с другой стороны, она сама должна быть осмыслена в качестве наиболее крупной, объемлющей единицы онтологии и анализа душевной жизни человека. Это направление является одним из центральных в данной монографии.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Феномен транскоммуникации» з дисципліни «Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ТОВАРНА ПОЛІТИКА ПІДПРИЄМСТВА
РЕГІОНАЛЬНІ МІЖНАРОДНІ КРЕДИТНО-ФІНАНСОВІ ІНСТИТУЦІЇ
ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ГРОШОВОГО ОБОРОТУ І МІСЦЕ В НЬОМУ ФІСКАЛЬНО-...
Комунікаційні сервіси Internet
Частини мови


Категорія: Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 834 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП