ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія інноваційної поведінки

Психологические понятия, используемые в авторских исследованиях разработчиков проекта в области мотивации к инновационной деятельности
Актуализация социально-личностных компетенций на этапе вхождения в инновационную деятельность понимается нами как механизм самостоятельного перехода молодого человека на более высокий уровень самореализации (продуктивно-сверхадаптивный), выражающийся в психологической готовности к творческому самосозиданию, утверждению себя в качестве открытой системы и обретению ответственности за собственную открытость, проявляющуюся в процессах персонализации.
Вхождение в инновационную деятельность рассматривается нами как обретение молодыми людьми опыта инновационного деятельностного опосредования усложнения собственной системной организации, что проявляется в разворачивании способности к проектированию своего продвижения в инновационном секторе экономики и бизнеса.
Инновационное поведение - поведение, которое осуществляется путем выхода за пределы сложившихся установок и поведенческих стереотипов и инициируется не системой периодически актуализируемых (воспроизводимых) потребностей, но возникает инициативно в тех точках жизненного пространства человека, в которых сходятся между собой как минимум три фактора:
возможности человека, представленные его личностным, духовным, творческим, интеллектуальным и т. д. потенциалом;
среда, отвечающая этим возможностям, т.е. размеченное ценностно-смысловыми «маркерами» пространство, в котором возможна самореализация;
готовность человека реализовать свои возможности «здесь и теперь».
В феноменах инновационного поведения проявляет себя особая, только человеку присущая форма перехода возможности в действительность, т. е. заявляет о себе процесс саморазвития человека. Мышление включено в этот процесс и выполняет в нем важнейшую функцию: оно опосредует процессы перестройки образа жизни и образа мира, добиваясь временного «консенсуса» между ними, необходимого для удержания человеком собственной целостности как устойчиво (само)развивающейся системы.
Инновативность человека - интегральная (системная) характеристика, включающая в себя две основные составляющие, обусловливающие инициацию (порождение) инновационного поведения: инновационный потенциал личности и мотивационную готовность к инновационному поведению.
Инновационный потенциал (ИП) человека - личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве базального основания для инициации инновационного поведения. Одним из таких условий выступает модальность эмоционально-установочного комплекса, позволяющая человеку включаться в режим саморазвития (перевода возможностей в действительность) когда в окружающей среде открывается возможность перехода в такой режим. ИП включает в себя:
Личностные качества, такие как толерантность к неопределенности, способность к оправданному риску, ответственность, потребность в самореализации, мотивация достижения, рефлексивность, креативность (качества интеллекта, интеллектуальная инициатива).
Компетенции, прежде всего такие, как проектная компетентность, коммуникативная компетентность, информационная компетентность.
Витальность (особенности ценностно-смысловой организации жизненного мира, жизнестойкость, суверенность, трудоспособность, мобилизационный потенциал, уровень саморегуляции, ориентация человека на определенное качество жизни).
Интеллектуально одаренная молодежь (ИОМ) характеризуется параметрами: широта умственного кругозора, гибкость и многовариантность оценок происходящего, готовность к принятию необычной информации, умение осмыслить происходящее в трансспективе, ориентация на выявление существенных объективно значимых аспектов происходящего, склонность мыслить в категориях вероятного.
Коммуникативная компетентность - это коммуникативная гибкость, мобильность субъекта, которая определяется, во-первых, наличием в арсенале личности всех возможных коммуникативных установок и стратегий; во-вторых, реализацией той коммуникативной стратегии, которая основывается на анализе и оценке конкретной ситуации общения и, насколько это возможно, продвигает субъекта в решении проблем; в-третьих, гибким, адекватным использованием тех или иных приемов, техник общения, соответствующих конкретному моменту самого процесса общения.
Компетентностный подход - это попытка привести в соответствие образование и потребности рынка труда, подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.
Компетентность представляет собой знание в действии и выступает как целостное интегративное личностное образование, включающее когнитивный, поведенческий и мотивационно-ценностный компоненты; позволяющее человеку быть успешным в его жизнедеятельности и возникающее как психологический продукт социальной ситуации развития -специфической системы отношений среды и субъекта, отраженный в его переживаниях и реализуемый в совместной деятельности с другими людьми.
Ментальное пространство человека является общесистемным динамическим образованием, функциональная роль которого заключается в том, что оно, опосредствуя связь человека с объективной реальностью, определяет тем самым особенности многомерного бытия человека в создаваемом им самим многомерном жизненном пространстве. Динамика ментального пространства обеспечивается процессами разрешения перманентно возникающих противоречий между образом жизни и образом мира, что особенно выраженно выступает в периоды вхождения человека в новую социокультурную (в том числе и в инновационную) среду.
Психологическими проявлениями динамических характеристик ментального пространства являются легкость (трудность) перестройки ценностно-смысловых измерений жизненного мира человека, готовность к реализации в деятельности системы ценностей, качество отражения в сознании многомерного пространства собственного бытия (образ мира, образ жизни, образ мысли), самого себя как субъекта активности (локус контроля) и своей возможности расширения жизненного пространства как пространства самореализации, устойчивость связанных с ценностями и смыслами поведенческих стереотипов (ригидность).
Миграционная готовность - это психологическое новообразование, которое в содержательном плане представляет собой направленную активность, установку на добровольное изменение места жительства. Механизмом, порождающим миграционную готовность, является противоречие между образом мира личности, (который включает в себя ценностно-смысловые компоненты как актуального бытия, так и желаемого будущего), и сложившимся образом жизни, переставшими соответствовать
друг другу.
Миграционная готовность и степень ее выраженности проявляются в особых параметрах смысложизненных составляющих образа мира, характеристиках общей удовлетворенности жизнью, эмоционально-оценочном отношении к месту проживания, присутствии в образе желаемого будущего содержаний, связанных с иным, привлекательным регионом.
Мотивообразующие смыслы - смыслы, указывающие на те «места» объективно существующей ситуации, в которых могут быть реализованы имеющиеся у человека возможности. Благодаря мотивообразующим смыслам сами возможности становятся потенциями - обретают силу, необходимую для своей реализации.
Мотивационная готовность к инновационной деятельности представляет собой способность человека инициировать инновационное поведение в тех условиях, когда в среде открываются возможности, соответствующие его личностному ресурсу (инновационному потенциалу), выступающему в качестве базального основания возникновения побуждения к инновационной деятельности. Основная характеристика - модальность эмоционально-установочного комплекса (эмуса), учитывающая особенности установок (на уход от инноваций или включение в них) связанных со смыслами и ценностями, намечающими сектор жизненного пространства человека, в котором можно инициативно осваивать и реа-лизовывать новые формы поведения и деятельности.
Мышление в условиях реальной (инновационной) деятельности имеет полифункциональный характер, который проявляется в построении образа многомерного мира, в обеспечении целостности и системности этого образа, в трансформации жизненного мира и своей деятельности в нем. Мышление опосредует процессы перестройки образа жизни и образа мира, добиваясь такого «подвижного соответствия» между ними, которое необходимо для удержания человеком собственной целостности как устойчиво (само)развивающейся системы.
Образование - создание, созидание человеком образа мира в себе посредством полагания себя в мир культуры; формирование систем отношений к природе, другим людям, обществу и самому себе.
Образовательные результаты - представляют собой четко конкретизированные и описанные в проекте новообразования, которые предполагается получить при реализации данного образовательного проекта:
- на уровне коллективного субъекта (новые способы деятельности, новые социальные компетенции);
- на уровне конкретных людей ( новые субъектные позиции);
- на уровне создания нового продукта, который избыточен для данного проекта и порождает необходимость нового проекта.
Образовательные эффекты представляют собой недетализирован-ные (в силу слабой, недостаточной осознанности, проработанности разработчиками) образовательные результаты, описание которых в образовательном проекте не позволяет четко представить, в каком виде по каким основаниям можно будет делать суждения о получении планируемых образовательных результатов.
Потенциал самореализации - общесистемное свойство личности рассматривается в единстве трех аспектов: ценностном (как способности обнаруживать возможные направления самореализации в ценностно-смысловых параметрах актуальной ситуации), мотивационном (как сложившейся у человека готовности к реализации этих возможностей) и регулятивном (переход возможностей в действительность, опосредованный целеобразованием).
Психическая ригидность - общесистемное качество, характеризующее степень открытости-закрытости человека как психологической системы. Оно позволяет человеку осуществлять собственные изменения и взаимодействие с меняющимся миром. Высокий уровень ригидности является психологическим риском невозможности человека эффективно совладать с трудными ситуациями, сопровождающимися психоэмоциональной напряженностью, энергетическими затратами, социальными и внутренними конфликтами.
Психологическая готовность к инновационной деятельности понимается нами как проявление такого уровня самореализации, который обусловлен не столько актуальными потребностями человека, сколько наличными возможностями и особым типом системных образований ценностно-смыслового порядка, определяющими характер и форму открытия самоорганизующейся психологической системы (каковой является человек) в инновационную среду.
Психологический потенциал достижений - способность и возможность создавать нечто более качественное, эффективное, значимое, чем то, что человек (группа) достигал в прошлом, и он это понимает. Это способность самоосуществления на возрастающем пике своих возможностей, базовым условием которого является актуализация транскоммуникативного потенциала.
Психолого-образовательное сопровождение - понимается нами как создание специальных условий, при которых молодые люди обретают (или расширяют) опыт превращения своего личностного потенциала и возможностей социальной среды в ресурсы собственного образования как процесса самосозидания, создания себя путем полагания себя в мир культуры.
«Свободная инициация» мышления - самостоятельный переход к мышлению после обнаружения возможностей такого перехода, при котором мотивы и цели мыслительной деятельности не только не совпадают с мотивами и целями исходной деятельности (в ходе которой открывается возможность перехода к мыслительной деятельности), но иногда и противостоят им.
Системная детерминация самореализации - включает в себя собственно причинные и непричинные детерминанты: первые инициируют процесс самореализации, а вторые динамизируют его и придают ему направленность и избирательность. Причинная детерминация самореализации обусловлена самим фактом открытости психологических систем: открытость есть не частный признак системы, а условие ее существования. Динамизирующая непричинная детерминация является внеситуативной, определяется степенью «открытости - закрытости» человека как системы и обеспечивает устойчивость системы и ее подвижность, легкость или трудность ее выхода к инновационному поведению, особенности перестройки поведенческих стереотипов и выработки новых норм.
Системная антропологическая психология - относительно новое направление науки, особенность которого заключается в том, что его создатели исходно ставили своей задачей построение методологического базиса теории таким образом, чтобы он максимально укладывался в общее русло объективных тенденций становления психологического познания.
Смыслообразование представляет собой процесс, который начинается с возникновения смыслов как системных сверхчувственных качеств, фиксирующих соответствие некоторого фрагмента объективной реальности потребностям и возможностям человека; осуществляется в форме эмоционального переживания смысла и завершается процессом осознания (понимания) смысла, опосредованного мышлением, возникающим в ходе постановки и решения «задачи на смысл». Развернутость поиска решения, осознанность промежуточного смыслообразования, глубина анализа в процессе решения «задач на смысл», определяющие типологические особенности «восхождения к смыслу», обусловлены системой личностных качеств, характеризующих степень открытости человека как навстречу к миру, так и самому себе.
Социально-личностные компетентности (СЛК) понимаются как проявления самоорганизации человека как открытой психологической системы, осуществляющей перевод собственных возможностей в действительность. Социально-личностные компетентности представлены основными системными уровнями:
понимание своих возможностей (собственной идентичности в ее постоянной динамике);
умение соотносить собственные возможности и возможности окружающей среды, использовать их для собственного развития;
соотношение собственных возможностей и возможностей образовательной среды, умение видеть возможности образовательной среды в контексте задач собственного развития;
умение работать со своим потенциалом и потенциалом среды для создания инновационного продукта.
Транскоммуникация - это процесс общения между инаковыми и разнопорядковыми субъектами в интра- и интерперсональных планах; это сверхдинамичный, смыслообразующий процесс гармонизации разноуровневых миров человека, открывающий в нем смысловое единство микро- и макрокосмоса. Это такие межличностные взаимодействия и взаимодействия человека с культурой, в которой формируется транссубъективное пространство человека.
Транскоммуникативный потенциал личности (ТПК) - разновидность творческого потенциала, проявляющегося в ситуации возможного, неочевидного, незаданного общения как креативная инициатива создания новой (инновационной) коммуникации с новым субъектом общения как иным (открывающимся другим). Величина потенциала характеризуется новизной, неожиданностью инициативы постигающей (транцендирую-щей в) степень инаковости и далее разнопорядковости партнера. ТПК реализуется в трансформации коммуникативной стресс-мобилизации в творческий транс (раздвигающий исходные границы коммуникативной ситуации). Через ТПК происходит рост творческого потенциала и качества коммуникативной ситуации (пространства), где он реализуется.
Трансспективный анализ - это метод познания, адекватный для по-стнеклассической науки, основное назначение которого - вскрывать тенденции развития открытых саморазвивающихся «человекоразмерных» систем (термин В. С. Степина). Он демонстрирует тот факт, что наука, понимаемая как открытая, прогрессивно эволюционирующая, закономерно усложняющаяся в своем становлении система, рано или поздно создаст инструменты для самопознания. В трансспективном анализе историческим временем становящейся системы необходимо считать не прошлое, будущее или настоящее, а перекрывающий эти времена процесс превращения поливариативного будущего в моновариативное прошлое, который в трансспекции неотрывен от процесса превращения по-ливозможностного пространства (среды) в пространство собственного становления системы.
Чувствительность к проблемам - способность человека, которая формируется как некоторое внутреннее основание, представленное комплексом определенных личностных свойств и выступает в форме готовности самостоятельно поставить мыслительную задачу, если открывается такая возможность.
Ценностно-смысловая структура ситуации - это понятие возникло в рамках смысловой теории мышления и понимается как результат взаимодействия человека с объективным миром, как особое психологическое пространство, в котором осуществляется взаимопереход внешнего и внутреннего, субъективного и объективного
Эмоционально-установочные комплексы (эмусы) - особые интегра-тивные (общесистемные) образования, обеспечивающие единство человека, ситуации и деятельности в ней. Именно они определяют «устойчивую подвижность» деятельности в периоды ее трансформации, осуществляя связь осознаваемых и неосознаваемых, произвольных и непроизвольных, оценочных и исполнительных компонентов зарождающейся (новой) деятельности. С ними связано «обессмысливание» элементов ситуации при формировании новых мотивов и целей, что и обусловливает деактуализацию старых и одновременно актуализацию новых смыслов и новых установок, адекватных мотивам и целям инициативно возникающего инновационного поведения.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психологические понятия, используемые в авторских исследованиях разработчиков проекта в области мотивации к инновационной деятельности» з дисципліни «Психологія інноваційної поведінки»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: МАСА ГРОШЕЙ В ОБОРОТІ. ГРОШОВІ АГРЕГАТИ ТА ГРОШОВА БАЗА
Роторно-поршневий двигун
ПОЗИЧКОВИЙ ПРОЦЕНТ
ОСНОВНІ ЗАВДАННЯ ПЛАНУВАННЯ ПРОДУКТУ
Інструменти забезпечення повернення банківських кредитів


Категорія: Психологія інноваційної поведінки | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 1038 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП