ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія метакогнітивних процесів особистості

Стратегиальная организация метакогнитивных процессов
Понятие «метакогниция», как мы уже отмечали, было введено Дж. Флей-веллом. С его точки зрения метакогниция включает знание о познании и регу-ляцию познания. Знание о познании, в свою очередь, включает: 1) личностные переменные, или знания об особенностях собственного мышления и мышления других людей; 2) переменные задачи – знание о том, какие виды задач предъяв-ляют те или иные требования к познавательным функциям; 3) переменные стратегии – знание о том, какие когнитивные м метакогнитивные стратегии позволяют наиболее эффективно реализовать ту или иную деятельность [307, 308, 309]. Рассмотрим подробнее наиболее важную операциональную катего-рию метакогнитивизма — категорию метакогнитивных стратегий.
Метакогнитивные стратегии представляют собой специфическую после-довательность действий, направленных на планирование и контроль когнитив-ных процессов, а также соотнесение их результатов с целями деятельности. Они отличаются от когнитивных не столько содержательно, сколько по фикци-ям, которые они выполняют, по их направленности. Так, например, когнитив-ные стратегии используются достижения определенной цели, а метакогнитив-ные – для проверки насколько была достигнута цель. Как правило, метакогни-тивная активность предваряет и завершает когнитивную. И только в случаях за-труднений при реализации когнитивной активности, метакогнитивные страте-гии включаются в деятельность (Roberts & Erdos [375]).
D. Halpern разделяет стратегии по уровням и выделяет две «макрострате-гии» как два основных способа построения метасмыслов: рефлектирование и теоретизирование. В их формировании ключевыми факторами являются опыт переживания неопределенности, способность соотносить часть и целое, видеть в части проявления целого, понимание оснований процессов собственного по-нимания. При этом рефлектирование обращено к собственному опыту, его оце-ниванию и систематизации. а теоретизирование предполагает создание позна-вательной схемы, позволяющей объяснять результаты наблюдений и опыта. И рефлектирование, и теоретизирование могут быть метапроцессами как первого, так и второго порядков – размышления над построенными смыслами и основа-ниями собственной жизнедеятельности и создание концептуальных схем, объе-диняющих более частные и простые схемы. Оба процесса, с точки зрения авто-ра, развиваясь, усиливают друг друга, «открывая бесконечные возможности для построения новых смыслов» [320].
Значительную долю метакогнитивных стратегий составляют хранимые в памяти обобщенные планы и подходы к решению задач и проблемных ситуа-ций различного типа. Эти стратегии включают в себя два компонента – когни-тивный и поведенческий (Lenz, Ellis, & Scanlon [341]). Показательным приме-ром метакогнитивных стратегий средней сложности выступают мнемотехниче-ские приемы. Эффективные метакогнитивные стратегии по мнению автора имеют три основные характеристики: они должны быть сформированы после приобретения первичных навыков, которые они призваны оптимизировать; стратегии должны быть легко актуализируемыми; наконец, они должны быть хорошо модифицируемыми для решения более или менее широкого спектра за-дач. В качестве примеров метакогнитивных стратегий, обеспечивающих высо-кую эффективность языкового обучения, можно привести следующие: выявле-ние и анализ повторяющихся языковых паттернов, мониторинг правильности и грамматического строя своей и чужой речи, тщательный анализ ошибок, оценка аффективных особенностей и интонирования иностранного языка и т.п. При изучении иностранного языка метакогнитивно одаренные субъекты быстрее понимают смысловой строй речи, правильнее угадывают и достраивают значе-ние малознакомых слов во фразе.
E.Blackey & S.Spence (по [352]) вводят понятие «метаархитГЛ ники соз-нания», состоящей из структуры метапроцессов, задача которых состоит в управлении простыми и сложносоставными процессами переработки информа-ции. В качестве операциональных механизмов управления выступают метаког-нитивные стратегии. Среди основных стратегий авторы выделяют:
· соотнесение поступающей информации с уже известной;
· выбор адекватных задаче мыслительных стратегий;
· планирование, мониторинг и оценка познавательных процессов.
Авторы допускают возможность целенаправленного формирования мета-когнитивных стратегий через их феноменологическое описание и последую-щую технологизацию. Таким образом, как отмечает Scruggs [383], могут быть сформированы не столько сами метакогнитивные способности, сколько «мета-когнитивное поведение». Способы формирования метакогнитивных навыков сводятся, в основном, к следующим:
1. Определение границ когнитивной компетентности и инкомпетент- ности.
2. Формирование «метакогнитивного» понятийного аппарата.
3. Практики словесных описаний метасостояний.
4. Планирование деятельности и самооценка ее результативности.
5. Создание обучающей «метакогнитивной среды», подкрепляющей метакогнитивное поведение.
С. Квон (по [123]) разделяет три иерархических уровня познавательных стратегий: когнитивные, управленческие и метакогнитивные. Первая группа стратегий отвечает непосредственно за переработку информации, вторая груп-па — за организацию познавательной деятельности, третья группа – за регуля-цию процесса познания: его инициацию, контроль и мониторинг и достижение целей. Среди наиболее распространенных метакогнитивных стратегий С. Квон выделил реорганизацию материала в ментальном пространстве, соотнесение особенностей проблемной ситуации с элементами прошлого опыта и стратегии поиска и отбора релевантной задаче информации.
O'Malley and Chamot [364], подразделяют познавательные стратегии на три основные категории: когнитивные, матакогнитивные и социоаффективные. Каждая категория при этом включает свои субстратегии (такие как стратегии осмысления, организации материала, обобщения опыта, дедукции и ментально-го репрезентирования). Oxford разработал более простую модель, разделив по-знавательные стратегии на две группы – прямые и косвенные. К первой группе относятся мнемические, когнитивные и понятийные, ко второй – метакогни-тивные, аффективные и социальные [364].
Anderson [267], обобщил результаты предыдущих исследований метаког-нитивных стратегий и выделил пять этапов использования стратегий в мета-познании: 1) подготовка и планирование решения, оценка проблемной ситуа-ции, 2) выбор и применение познавательных страте- мониторинг эффективно-сти использования стратегий, 4) выработка устойчивых сочетаний стратегий «под задачи», 5) окончательная оценка эффективности и перспектив исполь-зуемых групп стратегий, рассмотрим подробнее каждый из указанных этапов.
I. Подготовка и планирование решения, оценка проблемной ситуации На этой стадии осуществляется формулировка целей, определение временных па-раметров их достижения, выбор общего направления решения. На этой же ста-дии осознается и при необходимости усиливается мотивация предстоящей дея-тельности.
II Выбор и применение познавательных стратегий. Метакогнитивная спо-собность выбирать и использовать те или иные стратегии, исходя из требова-ний задачи, — одна из наиболее важных и поддающихся целенапавленному формированию метаспособность. При этом мета- когнитивно одаренные субъ-екты актуализируют в проблемной ситуации больше вариантов стратегий ре-шения, чем остальные испытуемые.
III. Мониторинг эффективности использования стратегий. Для развития метакогнитивной включенности в деятельность важно научиться рефлексиро-вать компонентный состав стратегий и устанавливать объективные и субъек-тивные критерии их эффективности в процессе их использования для решения проблемной ситуации [267]. Кроме того, субъект должен установить оптималь-ную периодичность проверки релевантности выбранных им познавательных стратегий. По форме данный этап подобен рефлексивному выходу за пределы деятельности.
IV. Выработка устойчивых сочетаний стратегий «под задачи». Способ-ность составлять и использовать комбинации стратегий в различных вариациях по своей сути является метакогнитивной стратегией высокого порядка. Она предполагает актуализацию знаний обо всем имеющимся у субъекта арсенале познавательных стратегий и их комбинирование, то есть «подгонку» друг под друга и под конкретную задачу.
V. Окончательная оценка эффективности и перспектив используемых групп стратегий. Оценка субъектом своих познавательных и етапознавательных стратегий как завершение деятельности позволяет субъекту лучше осознать свои особенности переработки информации и структурировать навыки перера-ботки информации.
Schwartz и Metcalfe рассматривают динамику метакогнитивного сопро-вождения познавательной активности [382]. Результаты их исследования пред-ставлены на рис. 3. Верхние квадраты включают стратегии контроля, нижние – стратегии мониторинга познавательной деятельности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Стратегиальная организация метакогнитивных процессов» з дисципліни «Психологія метакогнітивних процесів особистості»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Как надо понимать закон инерции
Загальна характеристика мережних стандартів
Аудит податкової звітності з податку на додану вартість сільськог...
Факторинг
Теорема іррелевантності


Категорія: Психологія метакогнітивних процесів особистості | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 987 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП