ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія метакогнітивних процесів особистості

Метапознание и общение
В структуре психики метапознавательные процессы включены в регуляцию не только «внутренней» – психической и «внешней» – деятельностной активности субъекта, но и во многие иные процессы его взаимодействия с внешним миром, важнейшим среди которых выступает процесс общения. Метакогнитивные процессы опосредствуют общение, определяют его уровень, выбор коммуникативных стратегий, рефлексию процессуальной и результативной сторон общения. Остановимся кратко на некоторых «метакогнитивных феноменах» процесса общения как репрезентативных в плане обсуждаемой проблемы.
Одним из важнейших результатов метакогнитивной обработки коммуни-кативного опыта субъектом выступает феномен «имплицитной теории лично-сти ». Имплицитная теория личности представляет собой, как известно, бес-сознательную, иерархически организованную систему представлений о психи-ческой организации других людей. Содержание и структура имплицитной тео-рии личности зависит от целого ряда факторов, в том числе от социальных, де-мографических, и физических характеристи к других людей. Простота – слож-ность параметров и конструктов, входящих в имплицитную теорию личности зависит от когнитивной простоты или сложности ее носителя, в том числе, уровня рефлексивности, от степени «метакогнитивной развитости ». Функция имплицитной теории личности – выработка системы внутренних ориентиров для эффективного взаимодействия с окружающей и, в первую очередь, – с со-циальной средой. Это позволяет сделать более определенными и прогнозируе-мыми ситуации межличностного общения через отнесение ее участников к ка-кому-либо типу и приписывание им тех или иных свойств. В целом, имплицит-ная теория личности является гибким когнитивным образованием
Коммуникативная компетентность выступает еще одним мета- когни-тивным феноменом, без которого невозможна ассимиляция и сознательная пе-реработка субъектом коммуникативного опыта. При высоком уровне коммуни-кативной компетентности метапознание оказывается вплетенным в совместную деятельность и обеспечивает постоянный мониторинг и оценку эффективности используемых субъектов коммуникативных стратегий, а также их адаптацию «под задачи» совместной деятельности и психологические особенности, уро-вень коммуникативных навыков партнера. Коммуникативная компетентность, по мнению X. Lyn, включает в себя пять основных составляющих, имеющих значительную метакогнитивную «нагрузку» (по [352]):
· навыки активного и рефлексивного слушания;
· способность выражать свои мысли с учетом особенностей и уровня понимания партнера;
· рефлексивное отслеживание процесса коммуникации;
· сознательный контроль над эмоциями в процессе общения;
· способность к ведению и противостоянию ассертивной коммуника-ции;
· культура общения как уровень владения принятыми в данной культу-ре коммуникативными нормами и правилами.
Важнейшим метакогнитивным навыком в таком контексте выступает коммуникативная рефлексия. Рефлексия в данном случае рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, как специфическое качество познания человека человеком. Она реализуется в форме «размышления за другое лицо», как способность понять, что думают другие люди, и осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению. В.В. Пономарева отмечает, что в процессе общения высокий уровень развития метапознавательных функций субъекта проявляется в многоуровнево-сти рефлексивного отслеживания коммуникации. Автор выделяет четыре воз-можных уровня рефлектирования [191, 192]. Первый уровень включает рефлек-сивную оценку человеком наличной ситуации, оценку] своих мыслей и чувств в данной ситуации, а также оценку поведения ситуации другого человека. Второй уровень предполагает построения субъектом суждения относительно того, что чувствовал другой человек же ситуации, что он думал о ситуации и о самом субъекте. Третий уровень включает представление мыслей другого человека о том, как воспринимается субъектом, а также представление о том, как другой человек воспринимает мнение субъекта о самом себе. Четвертый уровень за-ключает в себе представление о восприятии другим человеком мнения субъекта по поводу мыслей другого о поведении субъекта в той или иной ситуации.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Метапознание и общение» з дисципліни «Психологія метакогнітивних процесів особистості»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ФУНКЦІЇ ГРОШЕЙ
ВАЛЮТНІ СИСТЕМИ ТА ВАЛЮТНА ПОЛІТИКА. ОСОБЛИВОСТІ ФОРМУВАННЯ ВАЛЮТ...
БАНКІВСЬКА СИСТЕМА: СУТНІСТЬ, ПРИНЦИПИ ПОБУДОВИ ТА ФУНКЦІЇ. ОСОБЛ...
ВИКОНАННЯ БУДІВЕЛЬНО-МОНТАЖНИХ РОБІТ
Коперник и Птолемей


Категорія: Психологія метакогнітивних процесів особистості | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 625 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП