ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Основи психології здоров'я

СТЕРЖНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Выделим стержневые характеристики эмоционального благополучия
человека.
1. Прежде всего, это адекватная самооценка и уважение собственной
личности. Уважение к себе есть неотъемлемая часть самосознания
во внутренней картине здоровья. Адекватное восприятие себя
означает признание своих недостатков как части своей натуры.
2. Следующей основой здорового самочувствия можно назвать спо-
собность адаптироваться к меняющимся условиям, иметь гибкую
систему описаний. Это один из законов биологии, говорящий о
том, что каждый живой организм, встречаясь с постоянно ме-
няющейся средой, должен приспосабливаться к ней для своего
Динамика отступления человека к болезни и затем к смерти 131
выживания. Чтобы быть достаточно защищенным, человеку
необходимо знать, что он может освоить любые изменяющиеся
условия жизни. В таком случае человек может смотреть в буду-
щее не со страхом, а с уверенностью и интересом. Это и есть
свидетельство высокого уровня эмоционального благополучия.
3. В формировании эмоционального благополучия активно учас-
твует способность человека эффективно удовлетворять свои
потребности и умение компенсировать те, которые невозможно
удовлетворить на данный момент или вообще. Способами удов-
летворения разнообразных потребностей человек овладевает в
ходе жизни. Каждый человек должен определить, в чем именно
он нуждается, и степень этой нужды. Непонимание или отри-
цание своих потребностей делает человека несчастным. Можно
достигнуть высокого материального благополучия и положения
в обществе, но не чувствовать при этом себя счастливым, так
как базовые потребности в любви, теплом отношении со сто-
роны других остаются неудовлетворенными. Некоторые люди
вытесняют эти потребности или даже отрицают их из-за страха
быть отвергнутыми.
4. Эмоциональное благополучие подразумевает уверенность человека
в том, что он сам в значительной мере управляет своей жизнью.
Счастливый человек осознает ограниченность этой свободы, так
как понимает, что есть определенные аспекты, которые от него
не зависят, и поэтому не стремится все подчинить своей воле,
чтобы не испытывать разочарование.
5. В то же время психологически благополучные люди независимы,
умеют самостоятельно принимать решения, планировать свою
жизнь и следовать собственным планам. Напротив, люди эмо-
ционально незрелые затрудняются в принятии решений. Важно
понимать, что полной независимости не существует, более того,
каждому необходима и определенная степень зависимости. На-
пример, любовные отношения предполагают взаимную зависи-
мость, и без нее одна из самых главных потребностей человека
не будет удовлетворена.
6. Независимо от того, удачно или неудачно складывается жизнь
человека, в ней неизбежно наступает момент, когда какое-то из
желаний оказывается неудовлетворенным. Эмоционально здоро-
вый человек всегда может найти подходящий способ справиться
с разочарованием. Таким образом, эмоциональное благополучие
зависит от способности человека активно преодолевать жизненные
разочарования, неприятности, связанные со стрессами, с помощью
действия, а не алкоголизации или наркотизации.132 ГЛАВА 5. Основные положения онтогенетической концепции структурного аттрактора...
7. Признаком эмоционального благополучия человека является
способность заботиться о других людях. Через заботу о себе
человек выполняет генетическую программу заботы о других
Эгоистичный человек, как правило, несчастен, ибо имеет боль-
ше неудовлетворенных и ненасытных потребностей, чем более
альтруистичные люди.
8. Важной характеристикой эмоционального благополучия является
качество взаимоотношений людей друг с другом. Эмоционально
здоровые люди любят других людей, верят, доверяют им. ждут
такого же отношения к себе и получают его. Они чувствуют
свою принадлежность ко всему сообществу людей. Безусловно,
прежде чем человек научится любить других, он должен научиться
уважать и любить себя.
9. Эмоциональное благополучие неразрывно связано со способнос-
тью творить, эффективно работать и получать удовлетворение от
проделанной работы.
Следует признать, что перечисленный ряд индикаторов эмоцио-
нального благополучия не может быть завершен окончательно. В целом
психологическое оптимальное самочувствие не имеет предела, следова-
тельно, всегда есть возможности для улучшения неразрывно связанного
с этим качества жизни человека. Судя по стержневым показателям
эмоционального благополучия, можно сказать, что именно психическое
здоровье в значительной степени определяет наше общее самочувствие,
поскольку:
а) прямо воздействует на функции организма и таким образом на
физические аспекты нашего благополучия;
б) способствует адаптации в разных жизненных условиях;
в) формирует чувство собственного уважения и достоинства, что
совершенно необходимо для мотивации здорового поведения;
г) влияет на взаимоотношения с другими людьми и через них — на
здоровье человека;
д) определяет в значительной степени работоспособность;
е) дает ощущение полноты и осмысленности жизни, делающее
людей счастливыми.
Л. В. Куликов связывает понятия «психологическая устойчивость»
и «потенции» (2004). Б. Г. Ананьев выделял две основные движущие
силы, действие и взаимодействие которых определяет ход развития и
может либо способствовать ему, либо тормозить, препятствовать, — это
потенции и тенденции. Потенции включают в себя жизнеспособность,
трудоспособность, работоспособность, общую одаренность, специальные
способности (1980). Психологическая устойчивость индивидуума непо-
средственно определяет его жизнеспособность, соматическое и психическое
Динамика отступления человека к болезни и затем к смерти 133
здоровье. Психологическая устойчивость личности — способность про-
тивостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоя-
тельств, сохранять здоровье и работоспособность в ситуациях различных
испытаний. Выбор стратегии и успешность совладания с трудными
жизненными ситуациями в наибольшей степени зависят от склонности
человека принимать на себя ответственность за происходящее с ним.
Рассмотрим динамику «отступления» человека к болезни и затем
к смерти (табл. 3). В первой графе таблицы отмечены «базовые умения»
человека в условиях здоровья. Это комплекс адаптационно-компенса-
торных паттернов, отлаженная работа которого свидетельствует о нашем
психическом и соматическом благополучии. Данное состояние есть
состояние условного здоровья.
Адаптация — составная часть приспособительных реакций биоло-
гической системы на изменение условий среды существования. При
адаптации система перестраивает свои структурные связи, изменяет их
для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого
в изменившейся среде.
Компенсация направлена на сохранение функции системы даже в
случае нарушения деятельности функционального элемента. То есть
адаптация направлена на изменение функций и структуры, а компенса-
ция — на сохранение, восстановление функций и структуры (Воложин,
Субботин, 1987). Это два полюса реакций организма на возмущение
среды, два полюса одного континуума. Существование одного без другого
невозможно. В основе адаптации как приспособления лежит изменчи-
вость психосоматических признаков в результате воздействия на них
внешних сил. В то же время ответственность за сохранение признаков
возлагается на наследственность, то есть внутреннюю конституциональ-
ную программу здорового организма. Отступление человека к болезни и
затем к смерти: переходы от первичного состояния «базовых умений»,
сформированных как наследственными факторами, так и приобретен-
ными, к состоянию предболезни, болезни и. наконец, -- к смерти, и
далее, снова к базовым умениям, но на другом уровне их реализации,
не обусловлены противоречием внутренних и внешних (средовых) фак-
торов, а есть результат внутренних противоречий. Построение таким
образом эмоционально-когнитивно-поведенческой стратегии в соот-
ветствии с конституциональным стержнем (структурным атграктором)
создает условия здорового существования человека. Противоречивое
единство внутреннего и внешнего— это условие развития здоровья, а
не его причина, в качестве которой всегда выступают внутренние про-
тиворечия. Соответствие человека его генетической модели здоровья
способствует благополучию всех сторон жизни (все получается, все горит
в руках, когда переполняет радость от самого процесса жизни и т. п.).134 ГЛАВА 5. Основные положения онтогенетической концепции структурного аттрактора... Динамика отступления человека к болезни и затем к смерти 135
Таблица 3
Динамика отступления человека к болезни и затем к смерти
Окончание табл. 3
Бессознательное
СМЕРТЬ
(естест-
венная)
БОЛЕЗНЬ
(нормальная)
БАЗОВЫЕ УМЕНИЯ
(ремиссия)
СМЕРТЬ
(неестест-
венная)
БОЛЕЗНЬ
(ненормальная)
ПРЕДБОЛЕЗНЬ
БАЗОВЫЕ
УМЕНИЯ
(здоровье)
С(Е) Б(Н) БУ(Р) С(НЕ) Б(НН) ПБ БУР)
ПЕРЕХОД
В НЕИЗ-
ВЕДАН-
НОЕ
Климакс, гипер-
адаптоз, возрастное
ожирение, предиа-
бет, атеросклероз,
метаболическая
имму нолем ресси я,
возрастная психи-
ческая депрессия,
гипертоническая
болезнь возрас-
та, канкрофилия,
премикседема
Тонкая настройка сен-
сорного аппарата;
гармония души
и тела;
использование телесных
индикаторов для кор-
рекции поведения
MEMEN-
TO MORI
Большие психо-
соматические
расстройства:
инфаркт миокарда;
язвенная болезнь
12-перстной кишки,
язвенный колит,
гипертоническая
болезнь; бронхи-
альная астма, рев-
матоидный артрит
Соматические при-
знаки / индикаторы:
расстройства пище-
варения: снижение
аппетита, переедание;
изжога, запор/понос;
отрыжка, тошнота
Адаптивно-
компенсатор-
ные паттерны
реагирования:
эмоциональ-
ные, пове-
денческие,
когнитивные
Синхронизм и синер-
гия с природой, самим
собой, устойчивые и
совершенные адаптаци-
онно-компенсаторные
шаблоны,
Менструальные
осложнения, гипер-
функция щитовид-
ной железы, кож-
ные заболевания;
аллергия, диабет
Утрата сексуального
желания, импотенция,
фригидность
Психосомати-
ческие адап-
тационные
процессы
Адекватность самому
себе, защищенность,
благополучие, свобода,
независимость, знание,
контроль над ситуацией
Затруднения с дыха-
нием, спазмы, ком в
горле
Структурные
аттракторы
здоровья (бо-
лезни)
Бессознательное
СМЕРТЬ
(естест-
венная)
БОЛЕЗНЬ
(нормальная)
БАЗОВЫЕ
УМЕНИЯ
(ремиссия)
СМЕРТЬ
(неестест-
венная)
БОЛЕЗНЬ
(ненормальная)
ПРЕДБОЛЕЗНЬ
БАЗОВЫЕ УМЕНИЯ
(здоровье)
Высокий духовный
уровень существо-
вания
Малые психо-
соматические
расстройства:
соматоформные
вегетативные
дисфункции (ор-
ганные неврозы)
Головные боли; ощущения в
области сердца; мышечные
судороги; обмороки; повы-
шенная потливость; нервный
тик; слезливость без видимой
причины и т. п.
Наследственные
и приобретенные
факторы: конститу-
циональные особен-
ности нейрогормо-
нального статуса
и реактивности,
стереотипы воспи-
тания, социальные
установки
Возврат к первич-
ному структур-
ному аттрактору
здоровья (форми-
рование нового)
Неврозы:
истерия, неврас-
тения, невроз
навязчивых
состояний.
Депрессии:
маскированная
(соматизиро ван-
ная, ларвирован-
ная) депрессия
Психические признаки (ин-
дикаторы):
тревожность, беспокойство;
постоянное чувство усталос-
ти, истощаемость; бессонни-
ца; хроническая раздражи-
тельность; постоянное ожи-
дание неудачи, страх перед
будущим; ипоходричность;
пониженное настроение;
неудовлетворенность; потеря
интереса к жизни, нелюбовь
себя; утрата чувства юмора
и т. п.
Адекватное отноше-
ние к себе, другим,
миру
Сознание136 ГЛАВА 5. Основные положения онтогенетической концепции структурногоаттрактора...
Обнаружение человеком в самом себе скрытых установок (структурных
аттракторов; проектов, моделей здоровья) на благоприятное и здоровое
будущее и следование этим самоподдерживающим силам и есть естест-
венный самоисцеляющий путь развития индивидуума, когда он находится
в границах «базовых умений» или «срединного пути психосоматической
активности» (табл. 4).
Шкала уровней психосоматической активности построена на основе
результатов исследований В. А. Ганзена, В. Н. Юрченко (1991), А. О. Про-
хорова (1997) и дополнительных результатов, полученных в наших ис-
следованиях (Ананьев, 1988).
Таблица 4
Шкала уровней психосоматической активности
Уровень психо-
соматической
активности
Повышенный
Средний (опти-
мальный)
Пониженный
Психосоматические состояния
Гнев, ярость, ужас, паника, ненависть, страсть, дистресс, вооду-
шевление, негодование и другое «норадреналиновое обеспече-
ние»
Спокойствие, симпатия, сострадание, эмпатия, сосредоточен-
ность, озарение (инсайт), удивление, заинтересованность, раз-
мышление и др.
«Уравновешенный, смешанный (адреналиново-холинергический)
тип нейрогормонального обеспечения»
Подавленность, грезы, грусть, тоска, горе, страдание, утомление,
монотония, скука, прострация, рассеянность, кризисное состоя-
ние и др. «адреналиновое обеспечение»
Рис. 3 иллюстрирует взаимодействие нейрогормональных структур
на этапе «базовых умений» с факторами средовых воздействий, где от-
ражен баланс между средой, центром и периферией.
«Когда ребенок пребывает в младенчестве, он подчинен законам
природы своего тела и психики, своего естества, в нем заложено и
стремление к здоровью. По мере взросления ему приходится учиться
«игнорировать» или «нарушать» эти законы, сдерживать удовлетворение
потребностей, запросов тела и психики, что, в свою очередь, ведет к
«возмущению» тех или иных заблокированных систем организма. Это
условия, когда нарушается соответствие уровня адаптационно-компенса-
торных процессов «норме адаптации». «Норма адаптации» — это пределы
изменения структуры системы (или элемента) под влиянием действующих
на систему условий среды, при которых не нарушаются структурно-функ-
циональные связи со средой, что обеспечивает существование системы»
(Воложин, Субботин. 1987). Для человека (организма), существующего в
Динамика отступления человека к болезни и затем к смерти 137
Рис. 3. Взаимодействие центральных и периферических отделов
нейрогормональной системы в условиях здоровья (БУ(3)
условиях его адаптационной нормы, необходимость адаптации отсутствует,
поскольку он к этим условиям уже адаптирован. Норма биологической
адаптации сформировалась в адаптациогенезе и закрепилась наследствен-
но, однако норма психической адаптации формируется благодаря науче-
нию, то есть является приобретенным фактором. Норма психической
адаптации, хотя и опирается на индивидные характеристики человека,
во многом зависит от сформированных окружающей средой границ
адаптационно-компенсаторных реакций. Точно так же существует норма
социальной адаптации, границы которой определяются обществом. Норма
биологической адаптации имеет более жесткие границы по сравнению
с социально-психологической нормой адаптации.
Таким образом, на каждом уровне структурно-функционального устрой-
ства человека существует своя норма адаптации. Если происходит нарушение
границ нормы адаптации на любом уровне, то последствия обнаруживаются
во всех слоях, хотя более отчетливо начинает звучать «биологический голос
ощущений», метафорически выражаясь, голос Бога внугри нас. Это вступает138 ГЛАВА 5. Основные положения онтогенетической концепции структурного аттрактора...
в силу система раннего оповещения человека, формируются и проявляются
вполне осязаемые сигналы неблагополучия. Длительное и особенно резкое
напряжение функциональной активности адаптационно-компенсаторных
систем приводит, как правило, к их перенапряжению. Это выражается в
так называемых преневротических, донозологических психосоматических
состояниях, выражающихся лишь в отдельных и незначительных на первый
взгляд нарушениях (повышенная чувствительность к обычным раздражителям,
«мягкая» тревожная напряженность, немотивированное или мотивированное
беспокойство, элементы заторможенности или суетливости в поведении,
в целом общая дисгармония в эмоциональной, мотивационно-волевой и
поведенческой сферах личности, противоречивость в системе отношений,
снижение поисковой и когнитивной активности) (см. табл. 3).
Приведем краткий перечень причин нарушений базовых умений (общего
девиантного синдрома адаптации), которые, в свою очередь, формируют
патологические психосоматические функциональные системы: смешение
смысла и целей жизни, следование ложным целям, блокирование потреб-
ностей психосоматической «натуры», разделение психики и тела, неуваже-
ние одной составляющей человека другой; «суемудрие» — мелкая возня на
уровне элементарных потребностей, утрата чувства главного, способности
испытывать радость, наслаждение, экстаз; страх не успеть что-то в жизни;
актуализация «семи смертных грехов» (гордыня, гнев, сребролюбие, чрево-
угодие, блуд, зависть и уныние); неадекватная самооценка— завышенная
или заниженная; отказ от индивидуальности («быть как все», «иметь то.
что все»), повышенные притязания, превышающие возможности человека
(высокий уровень притязаний при скудных средствах достижения); ложь,
поступки против совести, привязанность к прошлому, к людям, которые
уже ушли, к собственным промахам и т. п., неверие в себя, хроническое
ожидание личных катастроф, особая трата энергии на то. чтобы удержать
прошлое и страховать будущее; гипертрофированная серьезность в отно-
шении к себе, другим, к жизни в целом и многое другое; у одних — страх
потери жизненной компетентности, боязнь несоответствия должности,
роли матери, отца, мужчины, женщины — боязнь непризнания другими,
болезненная ответственность за все и за всех, в то же время у других,
наоборот, — ослабление воли, боязнь ответственности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СТЕРЖНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит запасів. мета і завдання аудиту
Справочная таблица по механике
Windows Debugging Tools: диагностика и исправление BSOD
Аудит розрахунків з оплати праці
ВИДИ ГРОШОВИХ СИСТЕМ ТА ЇХ ЕВОЛЮЦІЯ


Категорія: Основи психології здоров'я | Додав: koljan (17.02.2012)
Переглядів: 4108 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП