ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Основи психології здоров'я

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ?
В книге «Психическое здоровье детей и подростков» специфика пси-
хологического здоровья описывается следующим образом: «Если термин
"психическое здоровье" имеет отношение, с нашей точки зрения, прежде
всего, к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин
"психологическое здоровье" относится к личности в целом, находится в
тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет
выделить собственно психологический аспект проблемы психического
здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского
и др. Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Мы
вооружаем (вернее, должны вооружить) ребенка в соответствии с его
возрастом средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития
в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях
культурных, социальных, экономических и экологических реальностей
окружающего мира» (Дубровина, 2000, с. 6).
Как отмечалось выше, сам термин «психологическое здоровье» был
введен лишь недавно, однако описываемые этим понятием личностные
особенности являлись предметом исследования многих авторов и рас-
сматривались в различных аспектах.
Иногда психологическое здоровье описывается в терминах со-
стояния, как баланс между различными аспектами личности человека
(Р. Ассаджиоли), между потребностями индивида и общества, который
поддерживается постоянными усилиями (С. Фрайберг). Некоторые
исследователи рассматривают психологическое здоровье как процесс
жизни личности, в котором сбалансированы рефлексивные, эмоцио-
нальные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты
(Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова). Многие авторы делают акцент на
его функциях: поддержании равновесия между личностью и средой,
адекватной регуляции поведения и деятельности человека, способности
противостоять жизненным трудностям без отрицательных последствий
для здоровья (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, П. Бейкер). Нередко
для обозначения психологического здоровья используют синонимичные
понятия «сила Я», «духовное здоровье», «личностная зрелость». Мы
считаем использование термина «психологическое здоровье» не вполне
удачным. По определению «психология» — «психо» и «логос» не может
Нормальная и патологическая личность 39
описывать здоровье, правильнее говорить «здоровая личность», может
быть, «личностное здоровье». Выделяя психологический аспект, мы
снова дифференцируем, дробим до бесконечности здоровье, в то время
когда надо уже объединять, интегрировать и рассматривать человека как
психосоматическое целое духовное существо. Да и содержание «психо-
логического здоровья» отражает качества здоровой, зрелой личности.
В психологии здоровья важна не только дифференциальная оценка
степени выраженности социально-психологической дезадаптации; не-
обходимо разработать критерии, имеющие прогностическую ценность
в отношении поведения людей в онтогенезе. Позитивный подход в
определении психосоматического здоровья дает опору в строительстве
психологии здоровья именно как прогностической науки.
Выделим ряд черт, описывающих психологически здоровую личность.
Личностная зрелость характеризуется главным образом развитием самокон-
троля и усвоением реакций, адекватных различным ситуациям в жизни
человека. Основой же адекватного поведения в жизненных ситуациях
является умение разводить реальные и идеальные цели, границы между
разными подструктурами Я — Я желающим и Я долженствующим, то есть
стремиться к совпадению позыва «Я хочу» с призывом «Я должен».
По замечанию А. Ф. Лазурского (1925), один из признаков здоровой
личности предполагает умение человека регулировать свои поступки и
поведение в границах социальных норм.
Как известно, в жизни человеку приходится искать равновесие
между адаптацией к реальности, с одной стороны, и развитием своих
творческих возможностей, утверждающих индивидуальность, — с другой.
Вот главные особенности «уравновешенного человека», как их представ-
ляют себе разные авторы (Годфруа, 1992).
1. В физическом плане уравновешенный человек должен обладать
отменным телесным здоровьем. Психическое равновесие, по
существу, немыслимо без серьезного внимания к своему телу.
И мы снова вспоминаем высказывание древнеримского ученого
Ювенала: «В здоровом теле — здоровый дух». Впрочем, как и
наоборот: «Голова всегда в ответе, куда сядет зад», — поет один
весьма популярный рок-певец. Вывод прост: физическое и пси-
хическое здоровье неразделимы и взаимозависимы.
2. В сексуальном и аффективном планах уравновешенный индивиду-
ум способен устанавливать гармоничные интимные отношения с
другими людьми; заботясь о себе, не забывает проявлять заботу
о других.
3. В интеллектуальном плане уравновешенным может считаться тот,
кто обладает хорошими умственными способностями, позволяю-
щими ему мыслить и действовать продуктивно; кто всегда ищет и40 ГЛАВА 2. Теоретические основы психологии здоровья
находит выход из трудных ситуаций; быстро переходит от мыслей
и слов к делу; осознает свои способности и умеет ими пользо-
ваться; постоянно совершенствует свои навыки, стремясь добиться
поставленной цели в разумные сроки; кто не лишен воображения
и любит искать нетрадиционные решения проблем.
4. В нравственном плане уравновешенный человек обладает чувством
справедливости; склонен больше полагаться на свои суждения,
чем на авторитеты; всегда готов признать свои ошибки, не вы-
ставляя их, однако, напоказ.
5. В социальном плане уравновешенный человек, как правило, спосо-
бен устанавливать непринужденные отношения с другими людьми.
Он редко рассчитывает свои реакции заранее, и эта непосредствен-
ность позволяет ему легко общаться как с теми, кто стоит выше
него на социальной лестнице, так и со стоящими ниже.
6. Наконец, в личностном плане уравновешенный человек — это
оптимист, добродушный и жизнерадостный, любящий жизнь и
отвечающий на ее требования, не испытывая при этом чувства
принужденности; способный брать на себя ответственность, зре-
лый, трезвомыслящий; достаточно устойчивый в эмоциональном
плане; предпочитающий достигать желаемого собственными уси-
лиями, а не жалобами или манипуляциями. Он с достаточным
уважением относится к самому себе, но сохраняет при этом
чувство юмора, которое мешает ему воспринимать собственную
персону слишком серьезно.
Если мы имеем этот перечень качеств в структуре собственной лич-
ности, значит, мы принадлежим к одной трети уравновешенных людей
на Земле. Если еще не удалось войти в эту «когорту» зрелых и здоровых
личностей, ничего страшного, поскольку немало ученых, специалистов
в области психического здоровья, полагают, что фактически более 70%
всех людей обнаруживают поведение невротического типа, хотя тяже-
лыми формами неврозов страдает всего 5% населения.
Попытку описать интегрированную, здоровую личность предприни-
мал и К. Роджерс, выделивший следующие черты «нового человека»:
• эти люди открыты для внутреннего и внешнего мира;
• ценят общение как средство представлять вещи такими, какие
они есть; отвергают лицемерие, обман, двуличие;
• испытывают определенное недоверие к современной науке и
технологиям;
• в большей степени стремятся к целостной жизни;
• постоянно находятся в процессе самосовершенствования;
• принимают участие в других и всегда готовы помочь тем, кто
нуждается в их помощи;
Нормальная и патологическая личность 41
• ощущают непосредственное единение с природой и готовы за-
щищать ее;
• испытывают антипатию к раздутым косным бюрократическим
институтам;
• доверяют своему опыту и испытывают недоверие к внешним
авторитетам;
• чаще всего равнодушны к материальным стимулам и награжде-
ниям, могут жить в достатке, но не испытывают сильной нужды
в этом;
• это люди духовно ищущие, они хотели бы найти смысл и цель
жизни.
Как видим, здоровая личность многолика. В описаниях различных
специалистов чаще всего звучат определения, связанные с такими поня-
тиями, как «интегрированность», «цельность», однако не говорится о том,
что может формировать эти качества, на какой базе можно воспитать,
развить в себе эту способность к открытости, самостоятельности и т. п.
Как бы ни была многообразна положительная сторона личности, она
имеет строгую направленность. Стержнем, главным критерием зрелости
личности выступает духовная ориентация, которая входит в систему обще-
го духовного начала всего человечества. Человек, направляясь к пределам
возможного совершенства, непременно проходит «путь чистки» своего
душевного Я посредством особого самоконтроля, самонаблюдения.
Рассматривая зрелую личность как гуманистический идеал, образ
Нового Человека, следует выделить такие ее характеристики, как сво-
бода и ответственность, целостность и гармоничность, актуализация и
реализация всех возможностей.
Зрелость личности выражается в дисциплине ума, эмоций и поступ-
ков («благие мысли порождают благие слова, благие слова порождают
благие поступки»). Такая личность обладает способностью приводить в
полное равновесие свои мысли, чувства и действия, «спонтанно», естест-
венно принимает решение относительно того, какие чувства испытывать
каким образом их выражать. Говорят: что человек посеет, то и пожнет;
посеет мысль дурную — пожнет дело неверное. Конгруэнтность личности
выражается и в соответствии поступков и переживаний: «Я делаю то,
что мне интересно. И то, что я делаю, мне интересно». Свидетельством
обратного служат результаты исследования, проведенного как в нашей
стране, так и за рубежом. Так, Институт резервов здоровья США изучал
соответствие способностей человека с врожденными, импринтированны-
ми или приобретенными потенциями. Исследовали контингент работаю-
щих в возрасте 30—35 лет в штате Калифорния. По данным института, у
18—20%, иногда у 25% по некоторым специальностям, наблюдается сов-
падение внутреннего, «прирожденного» свойства человека и профессии,42 ГЛАВА 2. Теоретические основы психологии здоровья
в которой он работает. Результаты исследования, проведенные по той же
методике В. П. Казначеевым и Д. В. Деминым, показали, что в нашей
стране подобные совпадения наблюдаются лишь в 3% случаев, крайне
редко — в 5%. Возможным объяснением столь существенного различия
является большая неудовлетворенность базовых потребностей населения
нашей России. «Богат творит как хочет, а убог— как может».
Консолидация личности, ее максимально возможная согласованность
со своим внутренним миром (конгруэнтность личности) имеет существен-
ное значение как для оценки психического здоровья человека, так и для
оценки его совершенства. Не менее важной характеристикой зрелости лич-
ности является ее стремление к аутентичности, естественности выражения
самой себя. Однако, прежде чем стремиться к выражению самого себя,
необходимо понять, кто ты есть на самом деле. Не отождествляешься ли
ты всего лишь с какой-либо ролью (личиной)? Самым страшным видом
духовного карьеризма является желание не быть, а казаться. На Восто-
ке говорят: «Раньше тот, кто учился, становился собой, теперь тот, кто
учится, делается другим». Болезнь появляется в результате сложностей в
адекватном осознавании и выражении собственной внутренней сущности.
Ложное самоотождествление с одной из субперсон, срастание с одной из
своих социальных ролей опасно тем, что оно депроблематизирует внут-
ренний мир, создает иллюзию его самоочевидности (Я есть моя роль,
Я— это мое Эго), закрывает человеку доступ к его сущности.
Согласно Г. И. Гурджиеву (цит. по: Орлов, 1995). основными пре-
пятствиями, стоящими на пути действительного развития человека,
являются его собственные качества, в первую очередь — способность к
идентификации, то есть полное отождествление себя с происходящим,
самоутрата в сочетании с направленностью процессов внимания и осо-
знания исключительно вовне. Разновидностью идентификации является
«предупредительность» — самоотождествление с ожиданиями других
людей. Г. И. Гурджиев различал два типа такой предупредительности.
Внутренняя предупредительность обнаруживает себя в постоянном
ощущении дефицита, нехватки внимания и расположения со стороны
других людей и в постоянном стремлении восполнить этот дефицит
идентификацией с ожиданиями других. Внешняя предупредительность,
напротив, связана с развитым самосознанием и представляет собой
внутренне мотивированную практику эмпатии, не обусловленную дейс-
твиями, переживаниями и ожиданиями других людей.
Второе препятствие — способность лгать, то есть говорить о том,
что в действительности неизвестно. Ложь есть проявление частичного
(неистинного) знания, знания без подлинного понимания. Ложь обна-
руживает себя как механическое мышление, репродуктивное воображе-
ние, постоянный внешний и внутренний диалог, излишние движения и
мышечные напряжения, поглощающие время и энергию человека.
Нормальная и патологическая личность 43
Третье препятствие — неспособность любить. Это качество тес-
нейшим образом связано со способностью к идентификации в форме
внутренней предупредительности и с множественностью Я каждого чело-
века, с его дезинтегрированностью. Неспособность любить проявляется
в постоянных метаморфозах «любви» в ненависть и другие негативные
эмоциональные состояния: гнев, депрессию, скуку, раздражение, по-
дозрительность, пессимизм и т. д., которые наполняют буквально всю
эмоциональную жизнь человека, как правило, тщательно скрываемую
под маской благополучия или индифферентности.
В неаутентичной личности между «персоной» и «тенью» (так же, как
и между самой личностью и ее сущностью), согласно выражению К. Юнга,
«имеет место некоторый «дьявольский» (то есть разделяющий) эффект».
В то же время между личностью аутентичной и сущностью человека имеет
место противоположный эффект— объединяющий, или интегрирующий.
Нравственная позиция человека во многом зависит от его отношения
к себе, другим людям и окружающему миру, — в целом, от отношения к
жизни. Важным эволюционным завоеванием человека в процессе развития
высоких нравственных качеств будет, по выражению В. Франкла (1990),
смена позиции от «Что я хочу от жизни?» к «Что жизнь хочет от меня?».
Минимум нейтральности, безразличия, эгоизма, максимум активности по
отношению ко всему общественно значимому — это, по мнению С. Л. Ру-
бинштейна, характеризует максимально развитую личность.
Совершенствовать себя — наитяжелейшая работа для человека, «...все
дело-то человеческое, кажется, действительно в том только и состоит,
чтобы человек поминутно доказывал себе, что он человек, а не штиф-
тик!» — писал в свое время Ф. М. Достоевский.
Таким образом, фундаментальной установкой на пути совершенс-
твования личности должно быть служение человечеству. Нет различия
между родом служения, главное, чтобы оно было бескорыстно, одушев-
лено желанием помогать там, где эта помощь требуется. Это одно из
самых прекрасных универсальных правил человека — помогать. Как через
отношение к себе, другим, к окружающим явлениям строится личность,
так через понятие «забота» о себе, других и окружающем создается ее
духовный потенциал. Надо признать, что забота — это экзистенциальный
феномен. Удовлетворенность жизнью во многом зависит от полезности
человека обществу; оценка этой полезности осуществляется на основе
определения разумного распределения пропорций заботы. Исходя из
«философии благодарности» Г. Селье (1979), необходимо «заслужить лю-
бовь ближнего своего», добиваться личной удовлетворенности, помогая
другим. Как говорится, «легко любить человечество, но нелегко любить
человека». Подлинная любовь к человечеству может начаться именно с
«делания» добра конкретному ближнему.44 ГЛАВА 2. Теоретические основы психологии здоровья
В годы войны в блокадном Ленинграде наиболее жизнестойкими
среди блокадников оказались именно те люди, кто заботился о других.
Сама по себе забота о другом человеке через, возможно, «мотивацию
спасения» вливает в человека дополнительные силы и энергию.
Согласно концепции позитивной психотерапии (Пезешкиан, 1993),
здоров не тот человек, у которого нет проблем, а тот, кто знает, как их
разрешить. Здоровье предлагается рассматривать через соотнесение его
с моделью четырех сфер переработки конфликта. Тот, кто равномерно
распределяет свою энергию по таким сферам, как тело, деятельность,
контакты и фантазии (будущее), имеет все шансы сохранять и развивать
здоровье. Таким образом, в задачу человека входит умение гармонично
распределять энергию по всем сферам так, чтобы он 25% своей энергии
(не обязательно времени) мог посвятить своим физическим потребностям,
25% направил на свою деятельность, будь то профессиональный труд
или домашняя работа, 25% — на межличностное общение (семья, друзья,
коллеги) и 25% энергии отдавал бы интуиции, фантазии, размышлениям
о будущем, о смысле жизни и религиозно-духовным исканиям (то есть
посвятил это время одиночеству, общению с самим собой). Подобная
схема может рассматриваться как идеальная, к которой стоит ежедневно
стремиться.
Еще одно важное понятие, которое встречается практически во всех
гуманистически ориентированных школах психологии, — свобода. Свобо-
да, как пишет представитель гуманистической психотерапии Э. Шостром
(1992), это не просто свобода от контроля со стороны других, но скорее
свобода проявления себя, своей уникальности. Подобные ощущения
возникают в случае, если человек находится в «процессе жизни», а не
является лишь свидетелем ее. Когда человек занимается делом ради
него самого, он рад процессу достижения результата в той же степени,
как и самому результату. Может быть, поэтому сегодня важно ощутить
значимость самого процесса личностного роста, научиться понимать,
что любое переживание может быть развивающим, позитивное оно или
негативное, приятное или неприятное по оценке на данный момент;
всюду есть ресурс, который часто остается невостребованным.
«Зрелость» личности проявляется также в ее эмоциональной устой-
чивости. Основным радикалом эмоционально незрелой личности явля-
ется тревога. Другой полюс фактора тревоги называется адаптивностью,
что соответствует пониманию тревоги как интегрального проявления
дезадаптации. Под тревогой мы понимаем психическое состояние, де-
терминирующим фактором в возникновении которого являются условия
неопределенности. В таких ситуациях при наличии дефицита информации
посредством индивидуальных механизмов антиципации (предвосхищения)
возникает генерализованная боязнь неудовлетворения потребности. Степень и
Нормальная и патологическая личность 45
интенсивность тревоги зависят во многом от уровня личностной опреде-
ленности Я. Человек в состоянии тревоги живет со смутным ощущением,
что с ним должно произойти что-то плохое. Тревога связана со страхом,
но и отличается от него. Страх — это ответ на близкую, реальную опас-
ность, в то время как тревога — это реакция человека на неопределенную,
скрытую или воображаемую опасность.
Выделяют пять стандартных ситуаций, в которых обычно человек
испытывает тревогу.
1. Когда человеку необходимо больше времени уделять работе, чтобы
продвинуться по службе, или занятиям, чтобы улучшить свои
оценки, но в то же время ему хочется также больше общаться
с друзьями, развлекаться.
2. Когда поведение противоречит моральным убеждениям человека
(он делает то, что считает неправильным).
3. Когда человек находится в необычной обстановке и не знает,
чего от него ждут окружающие.
4. Когда человек сталкивается с событиями, исход которых непред-
сказуем и не подвластен контролю с его стороны.
5. Когда человек стоит перед возможной утратой любимого человека
или потерей работы, положения или имущества.
Снижение уровня тревоги у здоровой личности может происходить
за счет коррекции временной ориентации с будущего на настоящее.
Жизнь в условиях «здесь и теперь» приводит к гармонии личности
с окружающим миром. Жизнь в настоящем позволяет воспитывать в
себе адекватные представления о реальных общественных мотивах и
движущих силах, способность соотносить себя с динамикой событий.
Жизнь в настоящем позволяет принимать ее такой, какая она есть, и
наслаждаться имеющимися радостями, жить в благодарности жизни,
всякий раз спрашивая, что она еще хочет от тебя.
Не случайно Э. Фромм выделял три психологические категории,
относящиеся к ресурсам человека в преодолении трудностей.
1. Надежда— это активное ожидание и готовность встретиться
с тем, что может появиться на свет. В нашем понимании на-
дежда — это возможность планировать свою жизнь, видеть ее
светлую перспективу.
2. Рациональная вера — убежденность в том, что существует огромное
число реальных возможностей и необходимо использовать их в
нужное время в нужном контексте.
3. Душевная сила — мужество. Душевная сила — способность со-
противляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру
и разрушить их, превращая в «голый» оптимизм или в иррацио-
нальную веру (Фромм. 1999).46 ГЛАВА 2. Теоретические основы психологии здоровья
Саногенетический подход в психологии здоровья всегда связывает-
ся с раскрытием в человеке личного (индивидуального) превентивного
ресурса.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ?» з дисципліни «Основи психології здоров'я»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Ліцензування банківської діяльності
Індивідуальні та інституційні інвестори
Вимоги до висновку за результатами перевірки нематеріальних актив...
Як наростити тИЦ без щомісячних платежів
РОЗРАХУНКИ В ІНВЕСТИЦІЙНІЙ СФЕРІ


Категорія: Основи психології здоров'я | Додав: koljan (17.02.2012)
Переглядів: 1590 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП