ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ИМЕВШИХ «ИСЧЕЗНУВШЕГО» БЛИЗНЕЦА В УТРОБЕ МАТЕРИ
Явлением близнецов философы интересовались еще в античные времена. Гиппократ, Демокрит, Аристотель пытались дать логическое объяснение появлению близнецов. Попытки понять это явление не прекращались и в последующие века. Особенно интерес к нему возрос в 70-е годы XIX в. На основании изучения двух зародышевых оболочек были выделены два типа близнецов - монозиготные и дизиготные [1]. Исследования близнецов продолжаются и по сей день, и перед учеными встают вопросы не только биологических, но и психологических особенностей близнецов. Ведь генетическое сходство близнецов и ситуация, в которой они развиваются, способствуют их специфическому развитию, в том числе, и личностному.
На сегодняшний день накоплено значительное количество научных исследований, подтверждающих влияние пренатального периода жизни на развитие и личностные особенности ребенка [2, 3, 5, 6, 7, 10]. В данной статье мы хотим остановить свое внимание на психологических аспектах внутриутробного взаимодействия близнецов и на возможных психологических последствиях утраты одного из близнецов в пренатальном периоде для личности выжившего ребенка. Возможность поднять эту тему появилась с тех пор, как процедура УЗИ стала активно использоваться при сопровождении беременности. С применением и совершенствованием этого метода врачи заметили феномен, которому дали название «феномен исчезнувшего близнеца». Женщина может забеременеть двойней, и ультразвук покажет на ранней стадии беременности наличие двух зародышей. Но может случиться так: на одном из последующих обследованиях в течение чаще 1-го, реже - 2-го триместров беременности выясняется, что один из эмбрионов исчез, при этом будущая мать не замечает в своем состоянии никаких изменений и не ощущает этой потери. В некоторых случаях зародыш вместе с зародышевым мешком абсорбируется в организм матери или близнеца, в других случаях происходит выкидыш, но, так или иначе, теряется только один ребенок из пары [4, 8, 12, 17]. Поэтому врачи обычно предупреждают женщин, зачавших близнецов, что они могут остаться в течение 1-го триместра с одним ребенком. Врачи, исследующие эту проблему, считают, что от 50 до 80% многоплодных (двухплодных) беременностей заканчиваются рождением одного ребенка, вследствие потери одного эмбриона. Встречаются и другие цифры: одна из 8 (по другим данным 12) беременностей начинаются как многоплодные. Некоторые женщины даже не подозревают о том, что могли стать матерями близнецов, так как потеря может произойти буквально через несколько дней после зачатия.
Феномен исчезнувшего близнеца освещался в книге по медицине «Многоплодная беременность: эпидемиология, протекание беременности и дородовый период». При содействии более 80 ученых со всего мира эта книга стала полным и всесторонним исследованием близнецов [14]. В ней доктор Чарльз Бокладж утверждает: « В реальности... потеря одного или обоих близнецов при беременности близнецами слишком распространена, чтобы быть феноменальной, и может происходить по слишком многим причинам, чтобы назвать ее синдромом... «[Цит. по 14]. Таким образом, проблема так называемого «феномена исчезнувшего близнеца» является актуальной в силу частоты ее встречаемости и малоизученности особенностей протекания и последствий этого феномена для матери и оставшегося в живых близнеца.
Говоря о возможных психологических последствиях для личности выжившего ребенка, важно рассмотреть особенности психики нерожденного человека, - с одной стороны, и особенности взаимодействия близнецов в пренатальном периоде, - с другой.
Из работ Томаса Верни, Дэвида Чемберлейна и других исследователей теперь мы знаем, что плод имеет сознание и память [2, 5, 6, 10]. В знаменитом эксперименте Энтони Де Каспера и его коллег в Университете Северной Каролины матери регулярно читали рассказ доктора Сьюз «Кот в шляпе». При рождении малыши были подключены к записям, которые они могли бы выбрать путем сосания соски. После небольшого числа проб малыши начинали сосать с той скоростью, которая была необходима для того, чтобы включить запись материнского голоса, читающего именно этот рассказ. Также был проведен целый ряд исследований с прослушиванием музыки, стихов и др., которые подтвердили наличие памяти у ребенка в утробе матери [13]. Доктор Верни в книге «Тайная жизнь нерожденного ребенка» говорит: «Рождение и жизнь до него формирует основу индивидуальности человека. На то, кем мы станем или надеемся, что станем, влияют все: и мы сами, и наши родители, и наши друзья. Все влияет на нас в эти 2 критических периода» [2]. Другими словами, ребенок способен помнить то, что было с ним до рождения и во время родов, в этот период он приобретает бесценный опыт, который влияет на его дальнейшее развитие и личность.
Ситуация внутриутробного развития близнецов имеет свои особенности. У плода хорошо развита кожная чувствительность, что позволяет близнецам взаимодействовать еще до своего рождения. На это указывает тот факт, что плод очевидным образом реагирует на легкие удары и сильные толчки со стороны соблизнеца. При помощи ультразвукового наблюдения установлено, что начало взаимодействия между близнецами не совпадает с началом двигательной активности плода на 7-7,5 неделе беременности, а запаздывая обычно на несколько недель. Между 10-й и 12-й неделями возникает стимуляция у монохорионных близнецов. Более раннему началу контакта способствует то, что близнецы имеют общую плаценту и разделены тонкой мембраной. На 13-й неделе их догоняют дихорионные близнецы. После 15-й недели взаимодействие между близнецами становится неотъемлемой чертой всех многоплодных беременностей.
При этом у близнецов отмечается разный характер активности, который часто сохраняется и после рождения [11]. Взаимодействие между близнецами означает, что их внутриутробная жизнь протекает совершенно по-иному, чем у одного плода.
Существует интересное исследование, поведенное итальянским психоаналитиком Алессандрой Пионтелли. Она проводила ультразвуковые наблюдения за близнецами с месячными интервалами, начиная от 18 недели беременности и вплоть до родов. Доктор подметила у наблюдаемых ею близнецовых пар различия в темпераментах. Это говорит о том, что, вне зависимости от зиготности, у каждого близнеца есть предпочитаемая поза, свои уникальные движения и повторяющиеся формы активности в утробе матери [8, 15]. А. Пионтелли пришла к выводу, что в каждой близнецовой паре, которую она наблюдала, устанавливался свой способ взаимодействия, который во многом сохранялся на протяжении всего периода беременности и раннего детства [15]. Таким образом, близнецы еще до рождения могут взаимодействовать, имеют свои периоды покоя и активности, свой темперамент.
Постоянное общение близнецов друг с другом способствует специфическому формированию их самосознания, и возникает взаимозависимость на фоне складывающихся отношений «лидер - ведомый». Факт доминирования наблюдается и у моно-, и у дизигот-ных близнецов, но у дизиготных - больше, в то время как у монозиготных чаще встречается чередующаяся доминантность. Основными факторами доминирования одного близнеца над другим является не только биологические особенности каждого из них (рост, вес, внутриутробное положение), но и физическая и психосоциальная среда. Эти факторы у монозиготных, дизиготных, одно- и разнополых близнецов влияют по-разному [9]. При этом отметим, что доминирование в паре складывается еще в утробе матери в силу регулярного взаимодействия близнецов и их биологических особенностей.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что близнецы имеют совершенно особую среду развития. Начиная взаимодействовать на 10 - 15-й неделе своей жизни, близнецы, способные запоминать уже в утробе, приобретают опыт, отличный от опыта, полученного одним ребенком. Содержание и специфика приобретенного опыта сильно меняются в случае «феномена исчезнувшего близнеца».
Кэрил Дэнис в книге «Дети Тысячелетия: Рассказы Перемен» приводит результаты своего опроса 200 людей, лишившихся близнеца: «Мой предварительный опрос выявил, что внутриутробная потеря близнеца может иметь глубокие физические, психические и эмоциональные последствия для выжившего ребенка и его родителей, особенно если этот факт не был известен ребенку. К сожалению, я обнаружила очень мало случаев, в которых врачи центров здоровья обсуждали бы возможные проблемы такого рода с будущими родителями. Выживший близнец может так никогда и не узнать о своей потере, результатом чего может стать несметное количество психологических проблем, без возможности их решения. Родители часто оставляют ребенка один на один с непонятным для него чувством смущения, потери и/ или печали» [14]. Также К. Дэнис отмечает следующие отличительные особенности людей, потерявших близнеца в утробе матери: леворукость, «Лишние» пальцы на руках или ногах, детский церебральный паралич (ДЦП), наличие «Воображаемого друга», чувство, что какая-то часть тебя потеряна и/или одиночество, беспричинное чувство ответственности за что-то и/или чувство вины, расстройства пищеварения, обожание зеркал, возвращающиеся сны о близнеце или «близком» человеке, трудности с осознанием сексуальной принадлежности [14]. Другие авторы говорят о том, что у людей находили кисты, содержавшие рудиментарные зубы, волосы или конечности - вероятно, останки невыжившего близнеца [4]. Безусловно, нельзя считать выделенные особенности абсолютными признаками пережитого «феномена исчезнувшего близнеца», но, вполне вероятно, что они могут иметь место.
К. Дэнис считает, что многие из выживших близнецов очень страдают от их внутриутробной потери. Теперь уже известно, что близнецы физически влияют друг на друга уже на 10-ми недельном сроке. И поскольку взаимодействие может быть установлено так рано, то понятно, что потеря может быть очень травматичной для выживших. Из-за глубокого одиночества от непонятости, чувства, что какая-то часть тебя потеряна и ты не можешь эту пустоту заполнить, одиночные близнецы могут испытывать проблемы с отношениями и даже с сексуальной принадлежностью. Они часто страдают от чувства вины. Их могут преследовать мысли, что они «паразиты». Страх спать в одиночестве, внезапный страх потеряться или быть брошенным, глубокое одиночество, беспокойство, возвращающиеся сны о близнеце, расстройство пищеварения, «голоса», критическая эмоциональная чувствительность, шизофрения и даже раздвоение личности - все это может быть следствием «феномена исчезнувшего близнеца». Если выживший близнец не знает, что он «безблизнецовый близнец», он не может справиться с этими непонятными эмоциями. Если же он знает о том, что потерял близнеца, то возможности терапии такой травмы очень велики [14].
Перед нами встает вопрос, когда и на какой стадии беременности плод может тосковать по соблизнецу в случае его внезапной внутриутробной гибели. Пока у нас имеются только свидетельства, полученные от детей и взрослых, сообщающих о своем чувстве утраты, которое они могут объяснить только стремлением к воссоединению со своим погибшим соблизнецом. Однако в таких случаях, как отмечает А. Сибурина, мы не можем определить, чем обусловлено это чувство - реальными воспоминаниями о внутриутробной жизни или возникшими после рождения переживаниями своего одиночества [11].
Мечты о «двойнике», идеальном партнере, который может понять нас без слов, очень часто посещают как детей, так и взрослых. Мифология и литература пестрят упоминаниями о таких двойниках, что отражает универсальность названного явления. Кроме того, необходимо учитывать и то, что шок, пережитый родителями при внутриутробной гибели плода, может отразиться на оставшемся в живых близнеце. Здесь нам нужно уточнить, когда и при каких обстоятельствах произошла утрата. Например, когда на УЗИ в первом триместре беременности обнаруживается здоровый зародыш и еще одна пустая плодная оболочка, едва ли такое открытие может стать для родителей тяжким потрясением. Кроме того, трудно представить себе, что оставшийся зародыш может тосковать по чему-то, чего он никогда не ощущал. «Исчезающий близнец» может уже не существовать на тех стадиях беременности, когда могло бы начаться взаимодействие между близнецами [11, 16]. Совершенно по-другому матерью воспринимается более поздняя утрата ребенка - самопроизвольная или в результате медицинского вмешательства. После того как мать уже свыклась с идеей, что у нее будут близнецы, такая утрата наносит ей глубокую душевную рану. Это также может влиять на оставшегося ребенка.
Эндрю Сэндблэнк считает, что говорить о чувстве утраты, которое может переживать оставшийся в живых близнец, можно только после того, как взаимодействие между близнецами стало неотъемлемой чертой их внутриутробного существования, то есть после 10-12 недель беременности [16]. Это чувство, вероятно, тем сильнее, чем старше близнецы: по мере роста плодов контакты между ними становятся неизбежными. В любом случае нужно помнить о том, что большинство близнецов в утробе разделены мембраной; поэтому плод может «тосковать» не по конкретному ребенку, а по определенной стимуляции со стороны другого близнеца и по некоторому «чувству комфорта, который возникает у всех детенышей млекопитающих в присутствии собратьев» [11]. Хотя стимуляция, исходящая от другого близнеца, - очень важный фактор внутриутробной жизни, у нас есть только некоторые, не очень определенные основания утверждать, что все это навсегда оставляет след в подсознании оставшегося в живых близнеца. В свою очередь, с точки зрения активно развивающегося сегодня направления системной семейной психотерапии, появляется возможность говорить и о более ранних влияниях утраты, в том числе еще до 10-12 недель. Таким образом, в этой непростой и непроясненной на сегодняшний день области требуются дальнейшие исследования. Ответы же на многие важные вопросы развития ребенка можно найти, пристально и внимательно изучив его внутриутробную жизнь [11, 16].

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ИМЕВШИХ «ИСЧЕЗНУВШЕГО» БЛИЗНЕЦА В УТРОБЕ МАТЕРИ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Формування і використання резерву для відшко-дування можливих втр...
Технічні засоби захисту інформації
СУТНІСТЬ ТА ОСОБЛИВОСТІ ФУНКЦІОНУВАННЯ ГРОШОВОГО РИНКУ
Задача о двух лошадях
Аудиторський висновок та його види


Категорія: Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології | Додав: koljan (29.01.2012)
Переглядів: 2161 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП