ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології

КОНЦЕПЦИЯ МЕЖГРУППОВОЙ АДАПТАЦИИ КАК ОСНОВА ОПТИМИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ-РЕАБИЛИТОЛОГОВ
Межгрупповая адаптация (МГА) представляет собой процесс оптимизации взаимодействия групп, характеризующихся соответствующими субкультурами, основу которых составляют мотивационные, когнитивные, эмоциональные, поведенческие и интегральные компоненты. Теоретический концепт дал возможность разработать и обосновать принципы управления межгрупповой адаптацией, целью которой является повышение эффективности совместной деятельности, где собственно и происходит взаимодействие групп специалистов.
Проблема МГА является актуальной междисциплинарной проблемой современной российской теории и практики. Ей посвящены работы автора и его учеников и коллег последних лет в различных областях, прежде всего военного дела, образования, бизнеса, оказания психологической помощи [1; 2; 3]. Часть из этих работ выложены в Интернете в открытом доступе на сайте Московского областного общества психологов: http://www.moop.mgou.ru/ . Следует подчеркнуть, что особое место здесь занимает проблема связанная с реабилитацией раненных участников боевых действий (Булгаков А.В., Митасова Е.В., 2005).
Среди многообразия задач обеспечения сохранности психологического и профессионального здоровья военнослужащих выделяется важная проблема психологической реабилитации участников боевых действий в современных локальных конфликтах. В ходе проведенного теоретического анализа обозначились, несколько научных подходов, рассматривающих содержание, структуру и особенности понятия психологической реабилитации. Одним из критериев дифференциации подходов является принадлежность работающих в них специалистов к тем или иным профессиональным группам. Каждый из подходов имеет свою предметную сферу анализа и делает акцент на отдельные структурные компоненты изучаемого явления: военно-психологический (Абурахманов Р.А Березовец В.В, Булавцев В.Д., Караяни А.Г. Келли Дж., Колодзин Б., П.А.Корчемный, Мисюра В.Ф, Попов В.С., Соловьев И.В., Съедин С.И, Ротор Дж., и др.) ориентирован на восстановление психического здоровья человека после деятельности в экстремальных условиях; медицинский (Карварсарский Б.Д., Кабанов М.М., Александровский Ю.А., Глушко А.Н., Овчинников Б.В., Яньшин Л.А., Чермянин С.В., Булыко В.И., Долинин В.А., Решетников Е.В. Квасенко А.В. Лобзин В. С.,Решетников М.М Преображенский В. Н, Иванов П. П., Иванчиков А. П.,Кучеренко А.В Божович Л.И., Салливан Г.С. и др.) направлен на восстановление соматического здоровья и трудоспособности больных; общепсихологический (Китаев-Смык Л.А., Зейгарник Б.В., Тарабрина Н.В., Терехова Л.В, Роджерс К.Р., Франкл В. и др.) - рассматривает реабилитацию как восстановление психического равновесия и комплекса психических реакций, адекватных требованиям окружающий жизненной среды; социально-психологический (Мясищев В.Н., Салливан Г.С., Кудинов В.Ф., Иванов П.П. и др.) -подходит к реабилитации как к восстановлению системы взаимоотношений раненного и социальной среды.
Проведенный анализ теоретических и методических подходов к такому явлению, как МГА различных групп специалистов по реабилитации раненных участников боевых действий, личная работа в Центре психологической помощи военнослужащим Черноморского флота России (г. Севастополь), позволили сделать следующие выводы. Сегодня специалисты-реабилитологи различаются по своему профессиональному, интеллектуальному, ценностно-ориентационному, социальному, статусному и т. д. уровню. Все это лежит в основе главного критерия различия — различия специалистов по принадлежности к организационным субкультурам. Сложившиеся стереотипы, не всегда удачный индивидуальный опыт взаимодействия и профессионального общения прежде всего врачей и психологов, отсутствие длительной традиции совместной деятельности приводят к закреплению и репродукции деструктивных способов разрешения ситуаций межгруппового взаимодействия, что снижает эффективность психологической реабилитации раненных участников боевых действий.
Концепция МГА позволяет обосновывать систему оптимизации совместной деятельности специалистов-реабилитологов. Одним из ключевых мероприятий этой системы является применение тренинга МГА. Тренинг нацелен на позитивное изменение динамики МГА специалистов-реабилитологов. В нем решаются основные задачи. Во-первых, актуализация личностного потенциала членов адаптирующихся групп специалистов на преодоление трудностей профессиональной деятельности. Во-вторых, обучение психологов и врачей специфическим методикам психологической реабилитации. В-третьих, приведение профессионального поведения психологов в соответствие с организационной культурой госпиталя. Тренинг МГА был апробирован в 1996-2002 годах на 12 группах врачей и 12 группах психологов-волонтеров, совместно реабилитировавших в ГВКГ им. Н.Н.Бурденко (г. Москва) 130 раненных участников боевых действий.
В решении первой задачи тренинга МГА наиболее оптимальными являются такие пути психологической работы как недирективность, «самоподдержка», возможность обращения к символическим формам, в которые облекаются размышления и переживания специалиста в области оказания психологической помощи; соответствие используемых психолого-педагогических технологий культурным традициям организации.
В тренинге МГА профессиональное общение рассматривается как общение, которое является средством для достижения внешней по отношению к самому общению цели, а не самоцелью. Профессиональное (деловое) общение включено как частный элемент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Блок тренинга «Профессиональное общение» нацелен на формирование сходных ключевых компетенций специалистов-реабилитологов, которые включают в себя умения повышения эффективности делового взаимодействия. Нами применялась модернизированная к профессиональным запросам психологов и врачей технология проведения базового коммуникативного тренинга Е.Сидоренко (2000). Создание оптимальных условий для конструктивной МГА предполагает проживание и рефлексию членами групп проблемных ситуаций профессиональной деятельности в ходе совместной работы по сочинению и разыгрыванию истории о личностной профессиональной проблеме на основе структуры сюжета народной волшебной сказки. В ходе занятий «Проблемы профессионального самоопределения психолога» работа с группой строилась в традиции психодраматического подхода (Я.Л.Морено, Г.Лейтц, Д. Кипер и др.). Основной целью ведущего является создание с помощью ролевой игры и специальных упражнений условий для развития спонтанной творческой активности отдельного участниками и группы в целом, отреагирования и осознания сильных/подавляемых/смешанных чувств, создания и опробования новых способов действия в проблемных ситуациях. Приведем краткое описание основных моментов работы. Обсуждаемая методика является эффективным профессионально- и культурноадекватным средством при решении широкого спектра психолого-педагогических задач работы с психологами и врачами в пространстве специализированного тренингового центра, вуза, проводящего переподготовку.
Вторая задача тренинга МГА: обучение специфическим методикам профессиональной деятельности специалиста-реабилитолога. Методики осваивались в ходе ситуационно-поведенческих упражнений и ролевых игр, в которых основой является имитация реальной деятельности. Это решение задач, ролевые игры, деловые игры, конкретные ситуации.
Третья задача тренинга МГА решалась в процессе организованного организационно-культурного ассимилятора (ОКА), который способен побудить врачей и психологов к более глубокому проникновению в процесс межгруппового взаимодействия. ОКА представляет собой специально созданный портфелио ситуаций из жизнедеятельности другой профессиональной группы. Специалисты-реабилитологи, работающие с ОКА, осознают необходимость развития межкультурной организационной сензитивно-сти, лучше понимают, что их достижения в совместной деятельности будут зависеть от проникновения в образ профессиональной деятельности членов другой группы.
Конечно, ОКА не может полностью заменить информацию об особенностях конкретной организационной субкультуры, но специфическая и универсальная информация должны дополнять друг друга. ОКА может быть использован: а) когда культурно-специфическая тренинговая программа неприемлема, например, проводится подготовка нескольких групп своей организации для командировки в разные другие организации; б) когда есть возможность развития мультикультурной перспективы у тех, кто взаимодействует с представителями разных организационных культур; в) как основа для создавая новых программ специфического организационно-культурного тренинга, так как позволяет выделить ключевые проблемы, возникавшие при адаптации к чужой организационной культуре; г) как путь интегрирования большого количества культурно-специфической информации.
Анализ проведения ОКА в других областях психологии, подтвержденный собственным опытом работы с психологами-волонтерами, оказывающим психологическую помощь раненным участникам боевых действий, позволил сгруппировать трудные ситуации межгрупповой адаптации в три категории. Во-первых, опыт межкультурного общения, который вызывает наиболее интенсивные эмоциональные реакции: тревога из-за того, адекватно ли поведение в новом окружении; несбывшиеся ожидания; неспособность «быть принятым»; неопределенность социальных стимулов; борьба со своими предубеждениями и профессиоцентризмом. Во-вторых, осведомленность о наиболее малопонятных межкультурных различиях адаптирующихся групп: сфера труда (установки по отношению к работе); пространственно-временная организация общения; язык (установки по отношению к использованию языка и трудности в овладении чужим профессиональным сленгом); ролевые структуры; индивидуализм-коллективизм; ритуалы и суеверия; иерархические структуры - профессиональные и статусные; ценности. В-третьих, основные культурные различия в том, как люди понимает и оценивают информацию: категоризация; дифференциация; внутригрупповой фаворитизм - внеш-негрупповой фаворитизм; атрибуция; стиль обучения.
ОКА показали себя эффективным средством формирования изоморфных атрибуций, передачи информации о различиях, существующих между организационными субкультурами, облегчения межличностных контактов в новом социальном окружении и, в конечном счете, решения стоящих перед специалистом профессиональных задач.
Таким образом, тренинг МГА служит для специалистов-реабилитологов пусковым механизмом раскрепощения, которое затем уже не нуждалось в «коммуникативных техниках», для того чтобы развернуться во всю свою ширь. В тренинге чаще всего «техники» не выходят на первый план. По-видимому, это отвечает глубинной специфике российского менталитета. Технология всегда была и остается для нас чем-то второстепенным по сравнен ию с ид ео л о г и е й . Тех ник а вто ро сте п е н на п о о тн ошени ю к содержанию, форма — по отношению к существу, техническая культура — по отношению к культуре духовной. В тренинге МГА доминирует подход скорее личностно-развивающий, чем технологический. Но технология необходима, так как в противном случае это будет не тренинг, а диспут.
Особую роль выполняют методики ОКА. В них новый подход, новое видение проблемы, новый способ реагирования, и все это значительно операционализировано. В результате у участника тренинга появляется алгоритм первоначальных действия, которым он может воспользоваться. Применение техник методики ОКА в тренинге МГА — это опыт партнерства, корректности, и, в конечном итоге, — человеколюбия, милосердия, профессиональной комплементарности.
Сложные современные условия России значительно повышают вероятность ситуаций, при которой возникает необходимость оказания массовой медико-психологической помощи. Профессиональный психолог должен иметь соответствующую подготовку для работы в подобных условиях. Для этого представляется целесообразным ввести в систему подготовки психологов цикл занятий «Психологическое обеспечение межгрупповой адаптации во взаимодействии с другими профессиональными группами», поскольку, как показывает опыт работы, не только в структуре и характере проводимых реабилитационных мероприятий подчас не учитываются социально-психологические аспекты, возникает предпосылка к возрастанию психологической напряженности среди участников совместной деятельности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «КОНЦЕПЦИЯ МЕЖГРУППОВОЙ АДАПТАЦИИ КАК ОСНОВА ОПТИМИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ-РЕАБИЛИТОЛОГОВ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Кредитування експортно-імпортних операцій
ПОНЯТТЯ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА КЛАСИФІКАЦІЯ КОМЕРЦІЙНИХ БАНКІВ
Поняття телекомунікаційної системи. Етапи розвитку телекомунікаці...
Здравый смысл и механика
Банківські послуги та їх види


Категорія: Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології | Додав: koljan (29.01.2012)
Переглядів: 776 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП