ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Практична філософія або софологія

Диалектика идеи
Идея, будучи сложным, многогранным феноменом
мышления, заключает в себе множество разных противо-
речий1, которые вместе и обусловливают ее специфич-
ность. К числу наиболее характерных противоречий, при-
сущих идее, можно отнести противоречия задачи и ее
решения, субъективного и объективного, логики и ин-
туиции.
Идея с точки зрения соотношения задачи и ее реше-
ния.Идеи возникают не сами по себе, а лишь в ответ на
возникновение проблем. Когда проблема становится объ-
ектом целеполагающей деятельности человека, она при-
обретает качество задачи и уже в таком качестве (постав-
ленной задачи) ведутся поиски ее решения. Появление
какой-нибудь идеи означает, что найден ключ к решению
проблемы-задачи. Но ключ к решению — это еще не само
решение; поэтому идея, не будучиужепроблемой-
задачей, не являетсяещерешением. Она занимает про-
межуточное положение между ними, соединяет их.
Таким образом, идея, с одной стороны, содержит в се-
бе предварительное решение задачи, а, с другой, является
руководящим принципом для поисков окончательного
решения задачи. Она как бы подытоживает некоторые ре-
зультаты поисков и в то же время руководит дальнейши-
ми поисками.
Назначение идеи как раз в том, что она осуществляет
переход от постановки задачи к ее решению. На языке
противоречия это означает, что идея, осуществляя пере-
ход от возникновения и обострения противоречия (поста-
новки задачи и поисков ее решения) к его разрешению и
1 Здесь и далее слово “противоречие” употребляется не в фор-
мальнологическом смысле, а в значении “диалектическое про-
тиворечие”.

431
соединяя, таким образом, противоположные (восходя-
щую и нисходящую) ступени проблемно-задачного про-
тиворечия, является самым ответственным моментом,
кульминацией, ядром этого противоречия, как бы проти-
воречием в противоречии.
Идея с точки зрения соотношения субъективного и объек-
тивного.В идее находит свое отражение не только то, что
получено человеком от созерцания и познания, но также
интересы и цели человека. Субъективность идеи выража-
ется в том, что она является результатом страстной заин-
тересованности человека и сама, в свою очередь, вдох-
новляет и мобилизует его.
Таким образом, идея органически объединяет в себе
субъективные устремления автора (эмоционально-
волевой момент) и объективное содержание чувственных
и мыслительных образов (восприятий, представлений,
понятий, знаний). Она связывает отражательную функ-
цию человеческой психики с регулятивной, является точ-
кой соприкосновения, взаимопереплетения сознания и
воли, соединяет пассивность восприятия-памяти и актив-
ность воли, объективность знания и субъективность цели.
Она, с одной стороны, — понятие (представление) о чем-
либо, с другой, — принцип деятельности. Будучи ото-
бражением находящегося вне мышления объекта (дейст-
вительного, мнимого или возможного), идея в то же вре-
мя является руководящим и организующим началом дея-
тельности.
Идея с точки зрения соотношения логики и интуиции.
Идея не является в отдельности ни логической, ни интуи-
тивной мыслью. Она — продукт совместной “работы”
интуитивного и логического мышления.
По мнению П. В. Копнина идея “не может быть чисто
логически с необходимостью выведена из той совокупно-
сти знаний, на которой основывается постановка пробле-
мы”1. И, действительно, поскольку содержанием идеи яв-
ляется новое, небывалое, которое прежде отсутствовало в
наличном мыслительном опыте человека, постольку она
не может логически следовать из тех мыслей, которые
1 П. В. Копнин. Диалектическая логика и научное исследова-
ние. — журнал “Вопросы философии”, 1962, № 10. С. 5

432
основываются на этом опыте. Сама по себе логика рас-
крывает лишь то, что в неявном виде содержится в ис-
ходных посылках. М. Бунге в этой связи справедливо от-
мечает, что “одна логика никого не способна привести к
новым идеям, какодна грамматика никого не способна
вдохновить на создание поэмы и теория гармонии — на
создание симфонии”1.
Но идея не может быть и порождением одной только
интуиции. Это видно из следующего. Всякая интуитивная
мысль является мыслью лишь постольку, поскольку она
осознана.Осознание же интуитивной мысли не является
простой фиксацией (регистрацией) ее в сознании. Оно
носит активный характер. Вновь родившуюся мысль че-
ловек сразу же подвергает рациональной обработке, при-
меняет к ней те или иные критерии, определяет ее соот-
ветствие наличным знаниям, убеждениям, интересам
(подробнее см. об этом ниже). В результате первоначаль-
ная интуитивная мысль приобретает чертылогическивы-
веренноймысли или же отбрасывается.
Таким образом, идея объединяет в себе черты интуи-
тивной и логической мысли. В истоках своих (по проис-
хождению) она — интуитивная мысль; в определении же,
оформлении своем она — логическая (или, точнее, логи-
чески выверенная) мысль.
О логике и интуиции кратко было сказано выше, (см.
стр. ?). Здесь добавлю следующее.
В философской и научной литературе стал общепри-
знанным взгляд на соотношение логики и интуиции как
единство двух противоположных способов мышления.
Этот взгляд отвергает как сведение интуиции к логике,
так и их абсолютное противопоставление.
Некоторые исследователи полагали, например, что
интуитивное мышление отличается от последовательного
логического рассуждения лишь своим быстродействием
или же выключением средних звеньев из цепи рассужде-
ния.
Действительно, наряду с творческой интуицией суще-
ствует бессознательное логическое мышление. Рассужде-
ние, вычисление или расчет могут происходить без уча-
1 М. Бунге. Интуиция и наука. М., 1967. С. 109.

433
стия сознания. На его поверхности выступают лишь ис-
ходные данные и результат. Бессознательный логический
процесс возможен благодаря тому, что после многократ-
ного повторения одних и тех же логических операций,
решения однотипных логических задач вырабатывается
устойчивый стереотип, автоматизм мышления. Психолог
А. Я. Пономарев по этому поводу пишет: “Случай, кото-
рый Павлов связал с интуицией — это случай с выключе-
нием средних звеньев в цепи логических рассуждений. В
подобных явлениях действительно нет творческого эф-
фекта, хотя по механизму они очень близки к творческой
интуиции... В этих случаях решение задачи формируется
вначале на уровне высшей формы психического взаимо-
действия. Оно оказывается осознанным, логически обос-
нованным, представленным функциональной системой
означенных моделей. Когда аналогичные задачи решают-
ся многократно, между соответствующими этим систе-
мам элементами первичных моделей, очевидно, устанав-
ливается сквозная связь — прямой путь к петле событий,
прежде поднимавшихся на верхние этажи... Таким обра-
зом возникает новая система, работающая с большой
скоростью. Будучи однажды организованной, она нужда-
ется в постоянном направлении сверху. Если новые усло-
вия соответствуют условиям ее формирования, система
элементарного уровня работает точно.
Аналогичным образом формируются многие навыки.
Можно думать, что интуиция такого вида встречается
очень часто. Именно ее имеют в виду шахматисты, когда
говорят о непосредственном видении позиции, о пра-
вильных ходах, выбранных в цейтноте, без необходимого
предварительного обдумывания. В принципе на такой же
интуиции опирается в большинстве случаев работа опыт-
ного водителя автомобиля и т. д. Без такой интуиции, ви-
димо, не способен нормально работать и жить ни один
человек. От творческой интуиции она отличается именно
тем, что в ней нет поиска решения, наоборот, это реше-
ние всегда уже готово”1.
Появление быстродействующих вычислительных ма-
шин, компьютеров опровергло вышеуказанную точку
1 А. Я. Пономарев. Психика и интуиция. М., 1967. С. 251-253.

434
зрения на интуицию (как на особый логический процесс).
Оказалось, что компьютер, считающий с невероятной
скоростью, все-таки во многом уступает человеческому
мозгу. Человек может мыслить и при неполной информа-
ции, машина же, как сказал один из кибернетиков, “до
омерзения логична”, она этого сделать не в состоянии.
“Вопрос о психологической природе интуиции, — отме-
чает А. Я. Пономарев, — есть вопрос о механизме реше-
ния задачи, которое не может быть получено путем логи-
ческого вывода. Это тот случай, когда для необходимого
преобразования ситуации у субъекта не хватает знаний”1.
И дело не только в нехватке знаний, информации. Со-
временные компьютеры могут вырабатывать вероятные
выводы-решения и при неполной информации. Человек
принимает решения, решает задачи какживое существо,
какличность, на основеэмоционально-волевогоповеде-
ния. И. В. Бычко, говоря о тщетности многочисленных
попыток сведения интуиции к логике, проводит, на наш
взгляд, правильную аналогию между интуицией и живым
организмом. “Подобно тому, — пишет он, — как анато-
мическое рассечение живого организма, убивая его, не
может в силу этого вскрыть сущность жизни (хотя и дает
нам весьма ценную информацию о некоторых важных
моментах жизненного процесса), так и логический анализ
интуиции способен дать нам лишь статическую совокуп-
ность элементов, единство которых и составляет интуи-
цию, но само это единство (интуиция) при “логическом
рассечении” не может быть воспроизведено в форме “жи-
вого”, “целостного” процесса”2.
Возникновение интуитивной мысли — акт уникаль-
ный. Она — плод неповторимой ситуации и неповтори-
мой индивидуальности человека. Совсем иное дело —
логический вывод, который можно повторить сколько
угодно. Он удобен как раз тем, что его могут воспроизве-
сти, повторить другие люди и даже компьютеры.
Интуитивная мысль — произведение живое живого
человека, она рождена всем его существом, является ре-
зультатом синтеза всех его качеств, способностей. Для
1 А. Я. Пономарев. Психика и интуиция. М., 1967. С. 231.
2 И. В. Бычко. Познание и свобода. М., 1969. С. 195-196.

435
выведения же логической мысли не требуется всего ком-
плекса психических способностей и особенностей чело-
века. Достаточно сказать, что она безразлична к чувст-
вам, эмоциям, которые в отдельных случаях даже меша-
ют ей.
Творчество — конкретная деятельность конкретного
человека. Поэтому оно необходимо включает в себя как
момент общего, родового, так и момент индивидуально-
го, неповторимого. Логика представляет в мышлении
общее, родовое, а интуиция — индивидуальное, неповто-
римое. Без их взаимодействия невозможен творческий
процесс.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Диалектика идеи» з дисципліни «Практична філософія або софологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Антоніми
Умови виникнення кредитної угоди
Системи передачі даних
Аудит пайового капіталу
Стандартизація в галузі безпеки телекомунікаційних систем


Категорія: Практична філософія або софологія | Додав: koljan (29.11.2011)
Переглядів: 606 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП