ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Психологічні війни

Особенности пропаганды советского времени
Советская пропаганда достигала серьезных успехов,
как бы мы ни относились к ней сегодня. Но частично эта
243
эффективность покоилась на ее монологичности. Прак-
тически отсутствовали иные каналы ввода информации,
кроме жестко санкционированных. Пропаганда строи-
лась достаточно иерархически, замыкаясь на соответству-
ющем отделе ЦК КПСС, опускаясь оттуда до уровня об-
ласти и района. Ее системный характер выражался также
и в том, что любой носитель информации (плакат, кино-
фильм, эстрадное выступление) подлежал включению в
общую схему. Случаи отклонения от заранее заданных
норм решительно пресекались и наказывались, что в ре-
зультате привело к серьезной самоцензуре на любом
творческом уровне.
Одним из основных факторов эффективности следует
также признать определенную массированность воздейст-
вия. Можно признать, что количественно достаточно
большой отряд разнообразных идеологических работни-
ков мог побеждать недостаточную качественность пропа-
гандистской коммуникации. Это близко к тому, что гово-
рили в гитлеровской Германии, заявляя о необходимости
бесконечного повторения пропагандистского сообщения.
Таким образом, можно увидеть следующие факторы
советской пропаганды, предопределявшие ее эффектив-
ность:

а) монологичность,
б) иерархичность,
в) системность,
г) репрессивность,
д) массовость.

Монологичность требовала решительной борьбы с лю-
быми другими интерпретациями действительности, пере-
водя любые неоднозначные толкования в однозначные,
четко позитивные или четко негативные, поскольку про-
паганда предполагает, что в случае возможности неверно-
го прочтения сообщения именно это может и произойти.
Возьмем следующий пример из выступления Л. Ильиче-
ва на Идеологической комиссии ЦК КПСС, раскрываю-
щий боязнь циркуляции иной интерпретации действи-
тельности 1 :
244
"Товарищи, нам пора одуматься. Печать, в том числе и са-
тирические журналы "Фитиль", "Крокодил", театр Сатиры, в
какой-то мере театр "Современник", – коллектив талантли-
вый, – заняты поисками всего, что можно было бы сыграть
на аплодисментах, сыграть на том, чтобы зритель сказал –
вот какой смелый, вот как он относится к этому вопросу. Но
я должен сказать, что мы здесь занимаемся не самокритикой,
а самовыворачиванием. Не нужно этого. Мы очень щедры на
критику, даже не на критику, на изобличение. И за рубежом
наши враги, наши противники начинают распускать все на-
учно-исследовательские институты, которые изучают недо-
статки социалистического строительства, а оставляют только
небольшой штат людей по числу наших органов печати, ко-
торые издают книги по Советскому Союзу. Вот тогда-то и за-
думаешься: неужели мы превратились в научно-исследова-
тельский институт наших врагов?"

Иерархичность приводила к более интенсивному по-
рождению информации из центра, из одного источника.
Я. Голованов, вспоминая, как он писал речь для генсека,
перечисляет ряд известных фамилий, которые трудились
на этом же поприще. Например, Александра Бовина ха-
рактеризовали тогда как человека, который "владеет сти-
лем Леонида Ильича" 2 .
Репрессивность защищала единую точку зрения в до-
статочно агрессивной манере. В качестве примера можно
привести тип аргументации в период одной из пропаган-
дистских кампаний советского периода 3 ):

"Товарищи, антипартийная группа безродных космополи-
тов и диверсантов в литературе и искусстве, разоблаченная
нашей партией, стремилась подорвать наше советское искус-
ство, затормозить наше движение вперед. Борщаговские,
Гурвичи, Юзовские поставили перед собой цель дискредити-
ровать наше национальное по форме и социалистическое по
содержанию искусство, они коварными методами пытались
охаять, опорочить нашу литературу, искусство, наследников
русской классической литературы – Тургенева, Горького,
Еслинского. Они всячески охаивали, всячески старались
принизить их, они ставили перед собой как агентура буржу-
азии одну задачу – во что бы то ни стало свернуть нас с ле-
нинско-сталинского пути, затормозить наше поступательное
движение вперед. Но жалкие, ничтожные люди были уличе-
245
ны и разоблачены нашим советским народом и под руковод-
ством партии им нанесен сокрушительный удар".

Были также и факторы, которые можно охарактеризо-
вать как негативные с точки зрения цели. Например, со-
ветская пропаганда больше внимания уделяла внешним
целям. Проблематика контрпропаганды зачастую оказы-
валась более актуальной 4 . Эта внешняя ориентация дела-
ла пропаганду реактивной, а не проактивной. Такая ситу-
ация сложилась со времен Сталина, который очень четко
ее формулировал. В записях К. Симонова есть такой ''со-
циальный заказ" Сталина писателям: "Это тема нашего
советского патриотизма. Если взять нашу среднюю ин-
теллигенцию, научную интеллигенцию, профессоров,
врачей, у них недостаточно воспитано чувство советско-
го патриотизма. У них неоправданное преклонение перед
заграничной культурой. Все чувствуют себя еще несовер-
шеннолетними, не стопроцентными, привыкли считать
себя на положении вечных учеников. Это традиция от-
сталая, она идет от Петра. У Петра были хорошие мысли,
но вскоре налезло слишком много немцев, это был пери-
од преклонения перед немцами. Посмотрите, как было
трудно дышать, как было трудно работать Ломоносову,
например. Сначала немцы, потом французы, было пре-
клонение перед иностранцами..." 5
Важной особенностью советской пропаганды следует
также признать ее запаздывающий характер – сложная
иерархическая система не могла принимать динамичес-
кие решения. Особо опасным элементом оказался офи-
циальный характер этого типа пропаганды. Она совер-
шенно не была ориентирована на потребителя, а
отражала биение официальной жизни, идущее вслед рит-
мам съездов КПСС.
Таким образом, негативными моментами советской
пропаганды можно считать следующее:

а) приоритет внешней ориентации,
б) запаздывание,
в) официоз.
246
Эти негативные моменты практически сводили на нет
моменты позитивные. В той или иной степени они выте-
кали из принятой системы. Так, например, внешняя ори-
ентация была оправдана закрытым характером советского
общества и следующим отсюда максимальным вниманием
к любой информации извне. Экономическое отставание
Советского Союза приводило к тому, что главным элемен-
том пропаганды извне стали вещи: они были сильнее вер-
бальной пропаганды изнутри. Наилучших результатов со-
ветская пропаганда достигала в кризисные периоды, когда
население естественным образом группируется вокруг ли-
дера. В мирное время она носила в сильной степени риту-
альный характер как со стороны того, кто порождал эту
информацию, так и со стороны тех, кто ее получал.
Интересно привести мнение внешнего наблюдателя,
поскольку мы ощущали действие пропаганды только из-
нутри. Дж. Браун считает примерами слабой работы 6 : с
одной стороны, это верующие, которые все равно оста-
лись независимо от той интенсивной работы, которая
была направлена на них; с другой, это старшее поколение
стран соцлагеря, которые также сохраняли свои приори-
теты. Кстати, это вероятно в определенной степени "би-
ологически запрограммированные" приоритеты, по-
скольку люди старшего поколения уже сегодня стараются
голосовать как в былые времена. Дж. Браун также кон-
статирует удивительный факт, что марксизм хуже всего
воспринимается как раз теми, на кого он направлен:
гражданами стран развитого капитализма.
Если посмотреть на содержательную сторону советской
пропаганды, то там можно обнаружить ряд типичных при-
емов, по которым она строилась. Наиболее важными, по
нашему мнению, были следующие:

1. Героизация поступка. Основными примерами были
реальные люди, возведенные пропагандой в ранг героев.
Стаханов, Ангелина, Гастелло, Маресьев... Герой не имел
права на "негероическое" поведение и в других ситуаци-
ях. Герой военный обязан быть героем и в мирной жизни.

2. Смещение приоритетов. Пропаганда смещала при-
оритетность характеристик в сторону социально значи-
247
мых. По этой причине типичным был производственный
фильм, где не было места личной жизни.

3. Иерархичность героики. Пионеры и октябрята имели
своего маленького Ленина – ребенка. Для них также
функционировал список пионеров-героев (Витя Короб-
ков и др.). Герои также имелись для каждой отдельной
производственной области.

4. Перенос героики. Герой в одной области мог легко пе-
ремещаться в иную сферу. Например, Сталин был и дру-
гом физкультурников, и великим языковедом, и т.д. Воз-
никает определенная универсальность советского героя.

5. Вечность героя. Герой, как правило, молод. Мы ни-
когда не видим его полную жизнь, включая смерть, если
она не была героической. Старость возможна только для
узкой прослойки героев типа ученых, например, профес-
сора Тимирязева или Мичурина. Молодому герою не нуж-
на жена, дети. Он весь находится в социальной ситуации.

6. Оптимистичность. Советский Союз был молодым
государством, у него постоянно возникала необходимость
в разных вариантах героического поведения. Молодой ге-
рой был оптимистичным, поскольку ему всегда удавалось
преодолевать трудности.

7. Решительность. Положительный герой не думает: он
бросается на амбразуру, спасает колхозное поле. Думает,
как правило, только предатель, враг, который хочет спа-
сти свою шкуру, хочет найти выгоду. Импульсивный ха-
рактер положительного героя делает его сказочным пер-
сонажем, где также нет места мыслям.

8. Селективность. Герой фиксировался как единствен-
ный. Множество человек водрузили флаг над рейстагом,
но на пьедестал были вынесены только двое – Кантария
и Егоров. Повтор подвига Гастелло не приносил новых
фамилий в массовое сознание, поскольку там "ячейка" с
подобным героическим поступком уже была заполнена.

9. Художественная реализация. Практически все герои
входили в массовое сознание не непосредственно из дей-
ствительности, а из художественной реальности. В ре-
зультате удавалось достичь почти идеальной чистоты об-
разов. Однако был и негативный момент – герой в
248
массовом сознании существовал только в своем кинова-
рианте, например. Поэтому на ордене Александра Нев-
ского был изображен актер Н. Черкасов, сыгравший эту
роль в одноименном фильме.

10 Антигероика. Был порожден большой список анти-
героев, что также понятно, поскольку герой действует в
условиях борьбы. Они достаточно часто носили карика-
турный характер (немцы или японцы в фильмах о войне).
Антигерой внутренний позволял себе тот или иной вари-
ант личной жизни, которая мешала движению вперед ка-
кой-нибудь организационной единицы (завода, колхоза,
бригады, взвода). Часто антигерой перевоспитывался и
становился героем. Создание имиджа врага было одной
из важнейших задач пропаганды того времени.

Вся эта систематика достаточно хорошо реализовыва-
лась в рамках художественной реальности – фильмах,
романах, пьесах. И. Сталин не зря назвал писателей "ин-
женерами человеческих душ".

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности пропаганды советского времени» з дисципліни «Психологічні війни»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Магнитная гора
СУТНІСТЬ, ВИДИ ТА ЗАКОНОМІРНОСТІ РОЗВИТКУ ІНФЛЯЦІЇ
Аудит звітності з податку на прибуток
Довгострокове кредитування як форма участі банку в інвестиційному...
. ВИМОГИ МІЖНАРОДНИХ СТАНДАРТІВ ДО ОКРЕМИХ ЕТАПІВ І ПРОЦЕСІВ СТВО...


Категорія: Психологічні війни | Додав: koljan (02.10.2011)
Переглядів: 1227 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП