ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Психологічні війни

Пропагандистская практика фашизма
Фашизм не является таким однозначным явлением,
как мы привыкли его оценивать. Так, Уинстон Черчилль,
побывав в 1927 г. в Риме, заявлял: "Как и многих других
людей меня очаровала мягкая и простая манера поведе-
ния синьора Муссолини... Все видят, что он ни о чем
ином не помышляет, как о длительном благополучии
итальянского народа, и что никакие мелкие интересы его
не занимают" 1 . С точки зрения коммуникации мы видим,
насколько правильный образ создает себе Муссолини. И
Карл Густав Юнг в своей классификации диктаторов от-
дает предпочтение Муссолини, а не Сталину. Он говорит
в одном из интервью:

"Существовало два типа людей в примитивном обществе.
Один из них – вождь, физически более мощный и сильный,
чем все соперники, другой – шаман, сильный не сам по се-
бе, а в силу власти, спроецированной на него людьми. Таким об-
разом, это император и глава религиозной общины. Импера-
тор, как вождь, обладал физической силой благодаря своей
власти над солдатами; власть же ясновидящего, который яв-
лялся шаманом, не его физическая, а реальная власть, кото-
рой он обладал вследствие того, что люди признавали за ним
магическую – сверхъестественную способность, могла вре-
менами превосходить власть императора...

Муссолини человек физической силы. Увидев его, вы
тотчас сознаете это. Его тело наводит на мысль о хоро-
ших мускулах. Он лидер, потому что индивидуально
сильнее любого из своих соперников. И действительно,
склад ума Муссолини соответствует его классификации,
у него ум вождя.
Сталин принадлежит к той же самой категории. Он,
однако, не созидатель. Он просто захватил то, что сделал
Ленин, вонзил свои зубы и пожирает...
С умственной стороны Сталин не так интересен, как
Муссолини, которому он подобен в основном типе своей
231
личности, и не имеет ничего общего с таким интересным
типом, который представлен Гитлером, – типом шамана,
человека-мифа" 2 .
Фашизм заложил многие характерные особенности
пропаганды, активно используемые в современной исто-
рии. Например, театрализованные партийные съезды,
массовые встречи на стадионах. При этом фашисты сами
использовали уже апробированные до них приемы. Изве-
стно, что на столе у Геббельса лежала книга Бернейса,
одного из создателей современных паблик рилейшнз, ко-
торого приглашали к себе и Гитлер, и Франко. Гитлер
высоко оценивал британскую пропаганду в первую миро-
вую войну. Гитлер лично отобрал рисунок свастики, ко-
торый был удачен тем, что легко рисовался даже на пыль-
ных стеклах автомобилей. Пораженный массовым
использованием немецкими марксистами красных фла-
гов на своих встречах, создал нацистский флаг. В образ
Гитлера в качестве любимого цветка вписали эдельвейс,
хотя он таковым не являлся.
В период предвыборной борьбы плакаты нацистов ока-
зались лучшими. Они были насыщены эмоциональным
содержанием, причем выраженным в визуальной форме:
"Плакаты представляли собой злую сатиру. Это были
прекрасные рисунки в поразительно яркой цветовой гам-
ме. Враги Гитлера являли собой воплощение зла, Гитлер
же представлялся ангелом-мстителем, заступавшимся за
поруганную Германию. Плакаты появлялись повсюду –
на стенах зданий, в киосках, в окнах партийных учрежде-
ний и в окнах всех, кто симпатизировал Гитлеру. Темы их
были незамысловаты, однако апеллировали к двум силь-
ным эмоциям: ненависти и идеализации" 3 . Важно и то,
что современные исследователи удивляются, как эти при-
митивные плакаты могли действовать на людей. Но при
этом не учитывается потерянный контекст времени.
Здесь вновь мы видим переключение мифологий, о кото-
рых говорили выше. В кризисные периоды включаются
более примитивные инстинкты людей, поэтому психоло-
гические операции опираются на самые элементарные
чувства. Кстати, на этом уровне все люди одинаковы.
232

В. Клемперер отмечает: "Фюрер – это новый Христос,
исключительно немецкий Спаситель (кстати, большую
антологию немецкой литературы и философии, от Эдды
до гитлеровской "Борьбы", где Лютер, Гете и пр. оказы-
ваются лишь промежуточными этапами, называют "биб-
лией германцев"), его книга – подлинное немецкое
евангелие, его оборонительная война – священная вой-
на. Здесь вполне очевидно, что святость и книги, и вой-
ны идет от их автора, хотя и они, в свою очередь, делают
ореол славы этого автора еще ярче" 4 .
Гитлер заимствовал некоторые пропагандистские идеи
из практики католической церкви, хотя и рассматривал
ее как враждебную. Так, он считал, что программа пар-
тии должна быть неизменной как символ веры. Именно
так была сформулирована в 1926 г. программа из 25 пунк-
тов. "Этот риторический эликсир, программа из двадца-
ти пяти пунктов, была еще одним средством, использо-
ванным Гитлером, чтобы привести немецкий народ к
нацистской фантасмагории; функция программы была
идентичной убеждающим функциям свастики, орла, ог-
ня, крови, марша, героев и большого числа других сим-
волов, включенных в нацистскую пропаганду" 5 .
В. Клемперер следующим образом описывает свое впе-
чатление от речи Гитлера в дневниковой записи от 10 но-
ября 1933 г. 6 :

"На сей раз режиссура Геббельса (он сам выступал в каче-
стве ведущего) была просто шедевром. Все делается якобы
ради труда и мира для мирного труда. Действо открылось ре-
вом гудков и минутой молчания по всей Германии – это, ко-
нечно, они позаимствовали у американцев, скопировав тор-
жества по поводу окончания мировой войны. А затем – и
здесь также, видимо, оригинальности не больше (ср. Ита-
лию), хотя нельзя не отметить блестящую отточенность ис-
полнения – наступил черед звукового сопровождения речи
Гитлера. Заводской корпус в Зимменшттадте. Целую минуту
слышится шум производства, удары молота, скрежет, грохот,
свистки. Вслед за этим звучит гудок, раздается пение, посте-
пенно замирают выключенные маховики. И вот, в полной
233
тишине, слышится спокойный низкий голос Геббельса, голос
вестника. И только после этого – Гитлер, три четверти часа
ОН. Я впервые выслушал его речь целиком, впечатление в
сущности было такое же, как и раньше. Почти все речи – на
грани исступления, выкрикиваются часто срывающимся
хриплым голосом. Но сегодня – некоторое разнообразие:
многие пассажи произносятся с плачущими интонациями
проповедника-сектанта. ОН проповедует мир, ОН призывает
голосовать за мир, ОН хочет, чтобы Германия сказала "Да",
не из личного тщеславия, а только ради возможности защи-
тить мир от безродной международной клики дельцов, ге-
шефтмахеров, готовых ради наживы безжалостно стравить
между собой народы, миллионы людей..."

Обратим внимание, что это радиовыступление было
отмечено множеством сопутствующих эффектов, где са-
ма речь была лишь одним элементом из большого объе-
ма компонентов воздействия.
В целом тип воздействия, характерный для этого закры-
того общества, можно сформулировать такими основны-
ми положениями, заимствованными у самого Гитлера 7 :

- избегайте абстрактных идей, обращайтесь к эмоциям;

- необходимо постоянное повторение небольшого ко-
личества идей, использующее стереотипные фразы;

- используйте только положительные аргументы, не
приводя доводы против;

- постоянно критикуйте врагов нации;

- идентифицируйте конкретного врага для разработки
по отношению к нему специальной стратегии.

Практически тот же набор упоминает и А. Михальская:

1. Упрощенность (редукция смысла): для массового адре-
сата (например, выступление на площади) не годится
сложная по смыслу, образности и структуре речь;

2. Повтор (в том числе и смысловой повтор при сме-
не формы – перефразирование);

3. "Враг" (из ряда потенциальных или воображаемых
врагов выбирается главный);

4. Апелляция к чувству и убеждение с помощью веры:
Гитлер подчеркивал, что для убеждения играет роль даже
234
время дня, когда происходит воздействие. При этом
предпочтение отдается вечеру, поскольку утром человек
энергичнее и бодрее 8 .
В разрозненном виде мы можем встретить эти посту-
латы во многих других контекстах, даже в самых демокра-
тических государствах. Заложив определенную закрытость,
информационный монополизм, мы с неизбежностью при-
ходим к повторам. Томас Паттерсон, говоря о десятиме-
сячной президентской кампании в США, подчеркивает,
что журналисты должны ежедневно продуцировать ново-
сти. Однако аппетит масс-медиа превосходит способности
кандидатов производить эти новости. Сформулировав свое
отношение к основным вопросам, кандидаты могут в даль-
нейшем лишь повторять их 9 . Это типичная черта любого
закрытого информационного пространства. Вспомним,
как в советское время одни и те же произведения изуча-
лись в школах, по ним ставились спектакли, снимались
фильмы. Ограниченный список текстов вызывает в ре-
зультате сильные циклы повторяемости.
Ханна Арецдт подчеркивает особую роль масс в созда-
нии вождя. "Без Него массам не хватало бы внешнего, на-
глядного представления и выражения себя, и они остава-
лись бы бесформенной, рыхлой ордой. Вождь без масс –
ничто, фикция. Гитлер полностью сознавал эту взаимоза-
висимость и выразил ее однажды в речи, обращенной к
штурмовым отрядам: "Все что вы есть, вы есть со мной.
Все что я есть, я есть только с вами" 10 . При этом она де-
лает два важных замечания по поводу масс. С одной сто-
роны, фашизм взял под свои знамена тех людей, от кото-
рых отказались другие партии ("Движения не только
поставили себя вне и против партийной системы как це-
лого, они нашли свой девственный состав, который ни-
когда не был ни в чьих членах, никогда не был испорчен
"партийной" системой. Поэтому они не нуждались в оп-
ровержении аргументации противников и последователь-
но предпочитали методы, которые кончались смертью, а
не обращением в новую веру, сулили террор, а не пере-
убеждение" – С. 24). Следует добавить, что в закрытой
ситуации, вероятно, это наиболее оптимальный вариант,
235
когда не нужно искать аргументы для переубеждения, по-
скольку истина становится зависима от одного источни-
ка. С другой стороны, массы базируются на определен-
ном отрицании деления на классы, они как бы более
первичный элемент ("Жизненные стандарты массового
человека обусловлены не только и даже не столько опре-
деленным классом, к которому он однажды принадлежал,
но скорее уж все проникающими влияниями и убеждени-
ями, которые молчаливо и скопом разделяются всеми
классами общества" – С. 25).
Гитлер не только был связан пуповиной своего суще-
ствования с массами, он также сам служил информаци-
онным каналом для провидения (вариант шамана – в
терминологии К.Г. Юнга). В прошлую мировую войну по
заказу разведки США был сделан психоаналитический
портрет Гитлера, в нем этот "коммуникативный" аспект
Гитлера очень нагляден. Сам фюрер все время заявлял:

"Я выполняю команды, которые отдает мне провидение".

"Никакая сила на Земле не пошатнет сейчас Герман-
ский рейх; Божественное Провидение пожелало, чтобы я
довел до конца осуществление Германской идеи".

"Ибо, если я слышу голоса, то знаю, что наступило
время действовать".

Автор этого анализа Вальтер Лангер пишет: "Именно
эта твердая уверенность в важности своей миссии под во-
дительством и покровительством Провидения в значи-
тельной степени ответственна за тот контагинозный эф-
фект, который испытали на себе почти все немцы. ... По
мере того, как шло время, становилось все яснее, что
Гитлер относится к себе как к мессии, предназначенному
для того, чтобы привести Германию к славе. Учащаются
его ссылки на Библию, и нацистское движение начинает
окутываться религиозным флером. Сравнения с Христом
становятся все более многочисленными и проскальзыва-
ют всюду: в и речах, и в частных разговорах" 11 . О маги-
ческой, а не политической власти Гитлера говорит и
К.Г. Юнг. Отвечая на вопрос, почему же Гитлер не про-
236
изводит никакого впечатления на иностранцев, он гово-
рит: "для всякого немца Гитлер является зеркалом его
бессознательного, в котором не для немца, конечно, ни-
чего не отражается. Он рупор, настолько усиливающий
неясный шепот немецкой души, что его может расслы-
шать ухо его бессознательного" 12 . Если посмотреть на
описанные характеристики с другой стороны, то перед
нами вновь возникает максимальная связь с массами, она
настолько сильна, что обе стороны говорят одними и те-
ми же словами, мыслят одними и теми же образами. И те
правила фашистской пропаганды, которые упомянуты
выше, на самом деле являются правилами массовой про-
паганды. Так говорит масса.
Анализируя массовую психологию фашизма, Виль-
гельм Райх говорил: "Слово фашизм – не ругательство,
так же как слово капиталист. Оно представляет собой по-
нятие для обозначения вполне определенного способа
руководства массами и влияния на массы – авторитарно-
го, с однопартийной системой и отсюда тоталитарного, с
преобладанием власти над деловым интересом, с полити-
ческим искажением фактов и тд." 13 Практически все эти
слова отражают одну важную характеристику – инфор-
мационный монополизм.
Пытаясь охватить как можно большую аудиторию, фа-
шизм взял на вооружение такую новую коммуникатив-
ную технологию, как радио. Благодаря новой технологии
распространения информации, она охватывала широкие
массы, но одновременно сохраняла наиболее действен-
ный вариант общения – устную речь. Громкоговорители
должны были стоять в ресторанах, на заводах, в публич-
ных местах. Особо успешной была радиопропаганда за
пределы Германии. Когда в 1936 г. готовился Саарский
плебисцит, Германия передала, что антинацистский ли-
дер Макс Брон исчез. И хотя он ездил по улицам, массо-
вое сознание считало, что он их бросил, проиграв пле-
бисцит. Пропагандисты максимально использовали
технические особенности радиоканала, отличающие его
от других каналов массовой коммуникации. "Радио было
прекрасным каналом для передачи почти религиозной
237
страсти нацистских спектаклей с ритмичными выкрика-
ми "Sieg Неil", воодушевленными аплодисментами и си-
лой стиля говорения Гитлера или Геббельса" 14 .
Модель говорения самого Гитлера А. Михальская ин-
тересным образом определяет как сочетание монологично-
сти по содержанию с диалогичностью по форме. Риторика
фашизма – это риторика борьбы, о чем говорит даже на-
звание главной книги "Mein Kampf" ("Моя борьба"). Од-
нако из вышеприведенного рассмотрения практики рабо-
ты масс-медиа в США мы увидели, что схема борьбы (то
есть представления большого числа ситуаций через пара-
дигму борьбы) является наиболее действенным, с точки
зрения СМИ, видом коммуникативного воздействия.
Еще одним важным компонентом становится многокана-
нальность воздействия. Мы наблюдаем не только одну
речь. Она всегда подкреплена музыкой, пением, аплоди-
сментами. Сцена украшается в духе немецкого экспрес-
сионизма. При этом речи самого Гитлера длятся по не-
сколько часов, в результате чего достигается абсолютное
слияние с аудиторией, которая к концу такого "марафо-
на" должна полностью растерять свои индивидуальные
черты. Толпа действительно программируется только на
полярные понятия: или на "ура", или на "позор". Речи
записывались на грампластинки, которые затем рассыла-
лись сторонникам. Но их устный, воздействующих харак-
тер сохранялся в неизменном виде.
Третьим определяющим моментом становится опора на
массу, толпу, которая принципиально заинтересована в
слушании: "Как бы ни была нейтральна толпа, она все-та-
ки находится чаще всего в состоянии выжидательного вни-
мания, которое облегчает всякое внушение" 15 . Разговор с
толпой строится по иным законом, чем разговор личност-
ный. Здесь не только расплываются очертания аудитории,
связанные с исчезновением индивидуального ее характера.
Одновременно возрастает роль говорящего, поэтому он
должен сравняться с аудиторией по многим параметрам,
что возможно только в символической плоскости.
Еще одной характерной чертой стала отсылка на мис-
тическое прошлое, на определенные архетипы. Карл Юнг
238
говорит в этом отношении о культе Вотана. Николас Гу-
дрик-Кларк в свою очередь пишет: "Призывы нацизма
опирались на мощные образы, призванные уменьшить
чувства беспокойства, поражения и деморализации" 16 .
Называют также такой способ воздействия как умение
свести любую сложную ситуацию к простому наглядному
истолкованию: "Одним из способов воздействия на сво-
их слушателей был дар упрощенного истолкования самых
сложных вещей и явлений, особенно социальных процес-
сов. Как известно, этот дар был свойствен и Сталину" 17 .
Все это вместе вплеталось в достаточно профессио-
нальные механизмы воздействия на население. Брендан
Брюс вообще называет Геббельса первым имиджмейке-
ром 18 . Именно Геббельс обучал Гитлера эффективности
выступлений, звал назад в Германию Марлен Дитрих,
чтобы использовать ее символическую личность в пропа-
гандистских целях. Свои выборы фашисты выиграли с
помощью арсенала средств воздействия, который исполь-
зуется и ныне. Это были плакаты, листовки, статьи в га-
зетах, новости в киножурналах. Геббельс наизусть знал
многие страницы из книги Густава Лебона "Психология
народов и масс" 19 . Брендан Брюс пишет следующее:
"Прямое влияние Геббельса на имиджмейкеров, работа-
ющих в рамках демократического процесса сегодня неве-
лико, но его теории и технические новинки все еще ис-
пользуются теми, кто хочет принудить свои народы к
слепому подчинению тоталитарному государству" 20 . Но
это красивые слова, поскольку та же Великобритания ак-
тивно использует одно из главных изобретений Германии
в области политической коммуникации – театрализован-
ные съезды, конференции, ралли.
Виктор Клемперер отмечает манипуляции со време-
нем, когда победа из настоящего постепенно смещается в
неопределенное будущее при сохранении той же патети-
ческой уверенности. Он пишет: "Здесь кишат суперлати-
вы триумфа, но грамматическое время изменилось – на-
стоящее время превратилось в будущее. С начала войны
везде можно было увидеть украшенный флагами плакат,
уверенно утверждающий: "С нашими знаменами – побе-
239
да!" До сих пор союзникам постоянно внушали, что они
уже окончательно разгромлены, особенно настойчиво за-
являлось русским, что после стольких поражений они
никогда не смогут перейти в наступление. А теперь вдруг
абсолютная победа отодвигается в неопределенную даль,
ее надо выпрашивать у Бога. С этого момента в оборот
запускается мотив мечты и терпеливого ожидания – "ко-
нечная победа", и вскоре выплыла формула, за которую
цеплялись французы в первую мировую войну: on les aura.
Ее перевели – "Победа будет за нами" – и дали как под-
пись под плакатом и маркой, на которых имперский орел
когтит вражескую землю" 21 . В этом примере интересно
сближение со сталинской формулой победы.
Майкл Биллиг проделал серьезный анализ психологи-
ческих аспектов фашизма. Он считает, что политика не-
нависти может строиться не на экономике, а только на
образе Другого. "Такие образы Другого часто рассказыва-
ют нам гораздо больше о воображении фашистского или
расистского пропагандиста, чем о группе, которую они
предположительно описывают" 22 . Из теории Рейха он
берет идею о том, что фашизм является ответом на неис-
полненные желания, при этом человек может бояться са-
мого понятия свободы, поскольку в период экономичес-
кого кризиса люди охотно меняют свою свободу на
безопасность и спокойствие фиксированного мира и
фиксированной идентичности.
Эрик Хоффер 23 в рамках исследования массовых дви-
жений также называет ненависть среди компонентов,
способствующих единению движения. Остальные компо-
ненты таковы:

Имитация – США, считает он, строится на имитации.
Поскольку иммигранты не следуют традициям стран, от-
куда прибыли; люди в спешке более подвержены имита-
ции, чем те, кто не спешит; имитация в то же время мо-
жет дать группе большую гибкость, позволяющую быстро
произвести перемены, как это произошло в Японии и
Турции;

Убеждение и принуждение – пропаганда протекает
удачнее в случае разочарованных, но она должна под-
240
крепляться и принуждением: Геббельс говорил, что за
пропагандой должен стоять острый меч, чтобы она была
действительно эффективной;

Лидерство – для лидера необходимы соответствующие
исторические условия, подобно тому как первая мировая
война привела к большевистским, фашистским и нацист-
ским движениям;

Действие – люди мысли с трудом сходятся друг с дру-
гом, в отличие от людей действия. Действие является
сильным объединителем.

Формулу массового движения Э. Хоффер излагает в
следующих словах, задающих необходимые для него ти-
пажи: "Движение начинается людьми слова, материали-
зуется фанатиками и консолидируется людьми действия.
В этом преимущество движения, возможно, предпосылка
его продолжительной жизни: эти роли на разных этапах
играют разные люди, сменяя друг друга, когда этого тре-
буют условия" (Р. 134).
Как видим, в целом для любого массового движения
определяющими становятся его коммуникативные кон-
тексты. Без них нельзя заслать в массы достаточное чис-
ло сообщений, которые ей нужны. Риторика становится
определяющей характеристикой любого массового дви-
жения, включая фашизм. В. Клемперер приводит пример
достаточно четкого взгляда Геббельса на коммуникацию:
"Свою ключевую идею Геббельс излагает в 1934 г. на
"Партийном съезде верности", который был так назван,
чтобы замазать и заглушить реакцию на путь Рема: "Мы
обязаны говорить на языке, понятном народу. Тот, кто
хочет говорить с народом, должен – по слову Лютера –
смотреть народу в рот" 24 . Этот тип коммуникации, четко
ориентирован именно на слушателя.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Пропагандистская практика фашизма» з дисципліни «Психологічні війни»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Стандартизація в галузі безпеки телекомунікаційних систем
РЕГУЛЮВАННЯ ВЗАЄМОДІЇ УЧАСНИКІВ ІНВЕСТУВАННЯ
Операції по залученню вкладів і депозитів. Міжбанківський кредит
СУТНІСТЬ, ВИДИ ТА ЗАКОНОМІРНОСТІ РОЗВИТКУ ІНФЛЯЦІЇ
Аудит вибуття запасів. Оцінка методу списання запасів


Категорія: Психологічні війни | Додав: koljan (02.10.2011)
Переглядів: 993 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП