ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Психологічні війни

Сюжетика
Вводимые сообщения должны укладываться в опреде-
ленный сюжет, обладать более сильным системным
124
взглядом не только с точки зрения своих тактических, но
и стратегических целей. Ряд сюжетов мировой истории
носят достаточно апробированный характер. Например,
сказки. Перекладывание современных событий на изве-
стный сказочный сюжет существенным образом усилива-
ет их воздействие. Например, одна из передач "Куклы"
(НТВ, 1998, 4 июля) была построена на использовании
сюжета "Красной шапочки" со следующей расстановкой
героев: бабушка – Б. Ельцин, внучка – С. Кириенко, се-
рый волк – Г. Зюганов. При этом спасителем "бабушки"
становится электрик А. Чубайс, пускающий свет в ее до-
мик. "Электрик" оказывается украшенным надписями
"Международный валютный фонд", "Дженерал элект-
рик" и американским флагом. При ярком свете "серый
волк" оказывается неспособным нападать на "бабушку".
Умберто Эко попытался проанализировать текст "оп-
равдательного" выступления Ричарда Никсона также че-
рез призму сказки о "Красной шапочке"! 2 . У. Эко сопос-
тавляет речь Никсона с тремя возможными сюжетами,
находящихся в массовом сознании: сказкой о Красной
Шапочке, нападением японцев на Пирл-Харбор и моде-
лью поведения прессы, созданной в виде вестерна. Во
всех этих сюжетах действуют герои и злодеи, поэтому они
могут служить моделью для построения нового "оправды-
вающего" сюжета. Все четыре сюжета раскладываются в
следующую таблицу, в сильной степени сближающую их.

Функции Красная
Шапочка
Пирл-
Харбор
Модель
прессы по
типу Вестерна
Речь
Никсона
Герой Красная
Шапочка
Амери-
канцы
Амери-
канцы
Президент
Ценность Безопас-
ность
Безопас-
ность
и сила
Контроли-
руемое пра-
вительство
Американ-
ский способ
жизни
Запрет Не
останав-
ливаться
в лесу
Быть
наготове
Не коррум-
пироваться,
не шпионить
Следить за
своими со-
трудниками
Злодей Волк Японцы Президент Беззаботные
сотрудники
125
Нарушение
запрета
Красная
Шапочка
заговарива-
ет с Волком
Самона-
деянность
Уотергейт Раздраже-
ние в Китае
и Вьетнаме
Неудача Красную
Шапочку
обманывают
Пирл-
Харбор
Злоупо-
требление
властью
Потеря
доверия
Спаситель Лесорубы Амери-
канцы
Пресса
и суд
Президент
Борьба Преследо-
вание
Волка
Вторая
мировая
война
Журналист-
ское рас-
следование
Правитель-
ственное
расследование
Победа Волк убит Японцы
сдаются
Белый дом
попадает
под
расследо-
вание
Плохие
сотрудники
уволены
Ценности
восста-
новлены
Безопас-
ность
Безопас-
ность
и сила
Контроль
над прави-
тельством
Американ-
ский способ
жизни
Оценка
фактов
Герой был
неосторо-
жен, но его
спасают
Герой был
неосторо-
жен, но
смог сам
себя
спасти
Злодей
пытался
лгать сооб-
ществу, но
обществен-
ные герои
наказали
его
Герой был
неосторожен,
но смог сам
спасти себя

Как видим, разница между третьим и четвертым сюжетом
состоит в том, что злодей, каким его представляет пресса,
на самом деле оказывается героем. Конечно, президент до-
пустил неосторожность в подборе сотрудников, но он был
слишком занят государственными проблемами, ведя между-
народные переговоры с Китаем и Вьетнамом, потому не мог
лично следить за всей избирательной кампанией.
Типичная схема шахтерской и иной забастовки строит-
ся на противопоставлении хороших шахтеров – плохого
местного руководителя – хорошего высшего руководст-
ва, к которому взывают забастовщики. По схеме: вот
приедет барин, барин нас рассудит... То есть работает то
или иное соотношение плохого/хорошего героев.
Подобные сюжетные схемы вписаны в массовое созна-
ние на подсознательном уровне, поэтому с неизбежнос-
126
тью они начинают реализоваться при любой попытке
воздействия.
Возьмем для примера распространение христианства
на Руси.

 лидеры влияния/каналы влияния
В качестве отправной точки избрана самая авторитет-
ная на тот период социальная группа – князья.

 возвратная коммуникация
Люди хотят слышать то, что они хотят услышать. Хри-
стианство в этом плане, будучи религией бедных и не-
имущих, оказывается в выгодном положении. Оно стро-
ится на компенсации нынешних лишений в будущей
загробной жизни.

 целевая аудитория
Христос как одновременное представление божествен-
ного и человеческого работает на любую целевую аудито-
рию.

 символы/мифы
Христианство входит с целым набором простых и рас-
пространенных символов – крест, рыба и т.д. Своими
символами оно маркирует ключевые для любого общест-
ва ситуации типа "рождения младенца".

 поляризация
Христианство активно пользуется полярными символа-
ми типа рая и ада. Аргументация достаточно часто стро-
илась на использовании элемента страха, который невоз-
можен без введения полярных понятий.

 иерархия сообщений
Князья могли перекрыть любые другие альтернативные
сообщения, отдавая предпочтение только одному источ-
нику.

 сюжетика

Христианские сюжеты показали свою жизненность в
многочисленном наборе случаев, в определенной степени
задавая "грамматику" христианской цивилизации типа
"притчи о блудном сыне".
127
Тут следует добавить мнение Г. Джоветта и В.
О'Донеллл, которые считают, что первые христиане взяли
вполне традиционные на тот период сообщения, но вло-
жили их в новую форму 3 . Они перечисляют среди проче-
го: использование притч, графическое истолкование мета-
фор, персонализация индивидов как человеческие
метафоры (Петр – камень, Симон – рыбак) и т.д. Все это
в результате создало мощные, эмоциональные, общепо-
нятные сообщения. Большой объем графических изобра-
жений также лежит в этой плоскости: до креста символом
христианства было изображение рыбы, что совпадало с
пониманием апостолов как "ловцов людей". В моменты
преследований изображение рыбы появлялось всюду,
вплоть до песка или пыли. Кстати, изображение свастики,
выбор которой в качестве символа приписывают Гитлеру,
также определялся легкостью ее изображения, только те-
перь уже, например, на ветровом стекле автомашины.
Возьмем в качестве следующего примера распростране-
ние такого явления, как перестройка, разложив его на со-
ответствующие составляющие.

 лидеры влияния/каналы влияния
В качестве ключевых коммуникаторов использовались
известные режиссеры, актеры, писатели, которые изна-
чально пользовались авторитетом у населения. Практиче-
ски все СМИ выступили в роли рупора перестройки.

 возвратная коммуникация
Люди слышали то, что сами обсуждали на уровне нео-
фициальной коммуникации, которая из кухонного вари-
анта перешла на площади.

 целевая аудитория
Целевой аудиторией в первую очередь стала молодежь
и люди с высшим образованием, которые занимали клю-
чевые позиции во всех областях.

 символы/мифы
Символы перестройки во многом поддерживались сим-
воликой западного мира, поскольку ключевые понятия
практически были заимствованы. При этом основные
точки этого нового мира воспринимались чисто знаково,
128
например, такие понятия, как "рынок", "капитализм",
"бизнесмен". Вспомним варианты высказываний, прак-
тически аналогичных прошлому "экономика должна
быть экономной": "это не рынок, а базар", "это не биз-
несмен, а спекулянт" и т.д.

 поляризация
Произошла полярная смена "иконостаса", когда "бо-
ги" одного периода были одновременно повержены, а
вместо них были подняты новые, которые до этого под-
вергались резкому осуждению.

 иерархия сообщений
Перестройка шла под лозунгами решения экономичес-
ких проблем, что соответствует иерархии базовых интере-
сов. Демократические проблемы шли в качестве "орна-
мента" для данного базиса.

 сюжетика
Сюжетика перестройки строилась на вскрытии отрица-
тельного поведения лидеров прошлого периода, которые
изображались подобно злым демонам из какого-то ска-
зочного поля.

Как видим, эти и другие ситуации реализуются по еди-
ной схеме коммуникативного воздействия, во многом обус-
ловленной особенностями именно массового сознания.
Особое внимание при этом следует уделить нужному
типажу коммуникатора. С этой точки зрения мы можем
построить соответствующую типологию охвата аудито-
рии, где один полюс займет, например, домохозяйка, ин-
формация которой достигает двух-трех человек, другой
полюс действительно займут те, аудитория которых на-
считывает тысячи зрителей и читателей. Ср. следующую
таблицу, отражающую типы коммуникации с точки зре-
ния ее аудитории:

Тип коммуникации Охват аудитории Пример
обыденная 1-10 домохозяйка
профессиональная 10-100 зубной врач
массовая 1000 и более журналист
129
Отсюда следует естественное желание для любой ин-
формационной кампании попасть в наиболее эффектив-
ный для нее тип коммуникации. При этом в ряде случа-
ев более эффективным может оказаться и первый тип.
Например, японские рекламисты установили, что наибо-
лее эффективная реклама лекарств и докторов идет имен-
но по устному каналу, названному ими "разговоры у ко-
лодца". Мы действительно больше верим информации о
действенности того или иного лекарства или врача, услы-
шанной от конкретного лица, а не с глянцевой страницы
журнала.
Можно также предложить иную классификацию ком-
муникаторов с учетом факторов их коммуникативности и
креативности, создав два полюса: максимум коммуника-
ции и минимум креативности и наоборот. Обозначим их
условно как "ретранслятор" и "создатель". Образуется
следующий возможный набор сочетаний признаков:

создатель ретранслятор возможный пример
+ – писатель-авангардист
– + зубной врач
+ + журналист
– – домохозяйка

Есть также такой термин, как "аниматор", под кото-
рым понимается диктор, читающий написанные кем-то
тексты. То есть в каждой из вышезаданных сфер комму-
никации (обыденная, профессиональная, массовая) мы
можем выделить свои типажи.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сюжетика» з дисципліни «Психологічні війни»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: АКТИВНІ ОПЕРАЦІЇ БАНКІВ
БІЗНЕС-ПЛАНУВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙНОГО ПРОЕКТУ
Підключення та основні сервіси Internet
Как надо понимать закон инерции
СУТНІСТЬ ВАЛЮТИ ТА ВАЛЮТНИХ ВІДНОСИН. КОНВЕРТОВАНІСТЬ ВАЛЮТИ


Категорія: Психологічні війни | Додав: koljan (02.10.2011)
Переглядів: 1171 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП