ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Маркетинг: основи і маркетинг інформації

Характеристика секторов бытовой информации
Иначе обстоит дело на рынке бытовой информации, чет­ вертом макросекторе рынка информации, — уровень его раз­ вития можно оценить как гораздо более низкий. Основная при­ чина — отсутствие для потребителей выбора источников сооб-

щений (того или иного средства массовой информации), кото­ рый (выбор) регулировался бы не только содержанием сведе­ ний, но и ценой их приобретения. Что касается данных общеориентационного характера (политическая, экономическая, культурная, спортивная и т. п. информация для населения), сег­ ментация потребителей начинает вырисовываться вполне яв­ ственно. Достаточно сравнить число постоянных читателей раз­ личных газет и журналов в условиях безлимитной подписки на 1991 г.: относительно мало потерь понесли газеты «Труд», «Ком­ сомольская правда», «Аргументы и факты», пишущие «обо всем», а много читателей потеряли специализированные изда­ ния — «Литературная газета», «Правда», «Учительская газета», «Советская культура», «Правительственный вестник». Повыше­ ние цен на подписные газеты и журналы в 1992 — 1995 гг. четко выявило читательские предпочтения, сегментировало рынок. В этих условиях нашим издателям необходимо обратить внимание на принципы «газеты будущего», сформулированные исследовательской группой «Миннесота опиньон рисерч»: 1) создать более доходчивый стиль письма; 2) отвечать разным уровням восприятия; 3) стать более полезной каждому читате­ лю; 4) стать более увлекательной; 5) отвечать на запросы отдель­ ных читательских групп. Последний принцип предполагает хо­ рошее знание своих читателей, ту самую сегментацию рынка, о которой сегодня редакции в общем-то только догадываются. Бытовая информация о рынке потребительских товаров — это прежде всего рекламе. Десятилетия дефицита и другие при­ чины обусловили своеобразное отношение к рекламе нашего населения, которое до недавнего времени считало, что рекла­ мируется лишь плохой товар, хороший же в рекламе не нужда­ ется. Сыграла, безусловно, свою роль и пропаганда, долгие годы подававшая со знаком «минус» сведения о роли рекламы в ры­ ночной экономике. В результате в нашей стране доля всей торговли в цене то­ вара составляла в 1990 г. 7,6%, в ФРГ — 25, Англии — 30, США — 35%. Из названных 7,6% доля затрат на собственную рекламу вы­ ражалась опять-таки единицами процентов. Расходы на рекла­ му на душу населения в 1990 г. были на уровне 5 р. в год. Для сравнения: Швейцария — 458 дол., США — 451, Финляндия — 298, всего же в странах Запада в среднем — 52 дол. в год на душу

населения. В настоящее время этот сектор информационного рынка стал одним из наиболее динамично развивающихся в силу объективных причин, связанных с более глубоким вхождением России в рынок. Информационное обеспечение трудоустройства. Спрос на информацию о рынке труда обещает вырасти, причем с обе­ их сторон — и предприятий, и работников. Однако нетрудно догадаться, что систему государственных центров по трудоус­ тройству и переобучению постигнет участь «старых» бюро по трудоустройству, если в ее работу не войдут элементы рыноч­ ной организации производства соответствующей информации, если взаимодействие региональных организаций с работода­ телями и безработными не станет экономически выгодным как тем, так и другим. А это станет возможным, если в результате использования услуг региональных центров сократится «вре­ мя простоя» как рабочих мест, так и работников и выгоды, по­ лученные субъектами (работодателем и безработным), будут для каждого из них больше, чем плата за услугу такого центра. При таком понимании экономической стороны работы посредников на рынке труда неудивительно появление него­ сударственных организаций, выполняющих те же функции, особенно для немассовых профессий, где важна очень точная «подгонка» работника к рабочему месту. Речь идет об агент­ ствах для актеров, научных работников в связи с включением их во временные трудовые коллективы, менеджеров, функци­ ональных специалистов-управленцев и т. п. Возникновение подобных организаций создает конкуренцию государствен­ ным центрам по трудоустройству, что не сможет не улучшить общую ситуацию в данном секторе бытовой информации. Процесс формирования негосударственной сети посредни­ ков уже начался: г. Москва — кооператив «Синус», информаци­ онная служба «Лолита», информационный центр при кооперати­ ве «Рандеву» (устройство на работу в кооператив или СП), неза­ висимая ассоциация «Исток» (помощь выезжающим из страны на постоянное место жительства), консалтинговая фирма «Вакант» (подбор кадров, консультирование в предпринимательстве) и т. д. Сходная технология работы присуща и службам зна­ комств, также вышедшим на рынок наряду с государственны­ ми организациями.

В силу близости технологий можно ожидать и появления комплексных организаций, обеспечивающих поиск работы, супруга, различных контактов по интересам, форм обучения и повышения квалификации и т. п. В настоящее время прослеживается тенденция расширения функций различных фирм по трудоустройству. От простого ин­ формирования о вакантных рабочих местах и наличии требуе­ мых специалистов они переходят к целенаправленной подготов­ ке, используя различные формы: переквалификация, повышение квалификации, учеба по отдельным курсам, например, по новым положениям в налоговом законодательстве и т. п. Такая учеба организуется или по заявкам фирм, или по инициативе физичес­ ких лиц, стремящихся трудоустроиться самостоятельно. 7.4.4. Характеристика секторов услуг образования Несмотря на действие всех факторов, приведших к паде­ нию социальной значимости информационного производства в СССР, понимание важности образования в массе населения всегда существовало. Другое дело, что в стране, где преоблада­ ла «работа на показатель», развито было и стремление приоб­ рести не столько знания и умения, сколько «показатели обра­ зования» — аттестат, диплом и т. п., наличие которых служило одним из условий роста в системе социальных ролей, оценивае­ мых по шкале престижа и обеспечения доступа к потреблению материальных и иных благ. Отсюда — распространение уголов­ но наказуемых форм потребления «знаков образования»: взя­ точничество при поступлении в вузы, покупка дипломов и атте­ статов, взятки за «сданные» зачеты и экзамены, написание кан­ дидатских диссертаций подставными лицами и т. п. Такого рода сделки лежат за рамками услуг образования, ибо уровень зна­ ний покупателя в результате оказания таких «услуг» не увели­ чивается. «Черный» рынок услуг образования, сформировав­ шийся в доперестроечный период, — это приобретение знаний с помощью обучающего, но вне официально разрешенных форм, то есть за плату, прежде всего это было репетиторство. После принятия Закона об индивидуальной трудовой деятель­ ности репетиторство потеряло свой противоправный оттенок, став нормальным сектором рынка образовательных услуг. Ин­ тересно рассмотреть изменение уровня цен на образовательные

услуги: в конце 60-х г., когда репетиторство было запрещено, час занятий стоил 3 — 5р.,в 1991 цены возросли на порядок, ду­ мается, что такой рост может служить неплохим индикатором уровня инфляции. В 1994 г. репетиторство в Иванове стоило б — 10 р. в час, поднявшись в 1996 г. до 30 — 60 р. за час. В 1997 г. стоимость репетиторских услуг составляла 15 тыс. р. за час в средней школе и до 200 тыс. р. за час при подготовке абитури­ ентов на престижные специальности вузов. Определенные шаги в сторону рынка делают представи­ тели первых двух секторов услуг образования: 1) дошкольного обучения и 2) школьного и внешкольного обучения. Достаточ­ но распространенной стала практика частных детских учреж­ дений, появление гимназий, лицеев и других школьных и вне­ школьных учреждений, оказывающих платные образователь­ ные, воспитательные и тому подобные услуги. Необходимо отметить, что знаковая функция свидетельства об образовании в обозримом будущем сохранится. Одно из тре­ бований государственной аттестации в 1998 г. сотрудников служб налоговой инспекции, казначейства и других государственных структур — наличие специального профильного образования. Одним из условий лицензирования деятельности коммерческих банков в настоящее время является наличие персонала, имею­ щего специальное высшее образование. Эти примеры можно продолжить. В силу профессиональных и научных интересов ав­ тора, являющегося деканом экономического факультета Иванов­ ского государственного университета (ИвГУ), нами более подроб­ но рассмотрены секторы послешкольного образования (вузовс­ кая подготовка) и послевузовского обучения (переподготовка — получение второго высшего образования). Данные сектора рын­ ка информации являются в настоящее время наиболее перспек­ тивными с точки зрения конъюнктуры, что подтверждается все усиливающейся конкуренцией со стороны как государственных, так и частных высших образовательных учреждений. Наиболее полно данная проблема изложена в настоящее время в учебном пособии А.Г. Панкрухина . Появились доста­ точно солидные публикации по проблеме и в журнале «Марке­ тинг» в 1999 г. (авторы В. Афанасов и В. Черкесов). При изложе­ нии данных проблем, кроме указанных работ, автор использует и собственные разработки, и опыт оказания платных образова­ тельных услуг на базе экономического факультета ИвГУ с 1993 г.
2 3

Субъекты маркетинга образовательных услуг (ОУ) 1. Потребители: 1) физические лица, 2) фирмы (предпри­ ятия и организации), 3) органы государственного, региональ­ ного и местного управления. Особую роль среди субъектов маркетинга ОУ играет лич­ ность учащегося, студента, слушателя. Это не просто матери­ альный носитель образовательных услуг, копилка передавае­ мых знаний, не только их пользователь в процессе труда, но и их единственный конечный потребитель. Личность отличает­ ся от остальных потребителей ОУ тем, что использует образо­ вательный потенциал не только для создания материальных и других благ, не только для зарабатывания средств к жизни, но еще и для достижения других ценностей, имеющих иногда да­ лекую от образовательной мотивацию. Именно личность осуществляет конкретный выбор своей будущей специальности и специализации, места и формы обу­ чения, источников финансирования, а также выбор будущего места работы и всего комплекса условий реализации приобре­ тенного потенциала. Благодаря ему и вокруг этого личностно­ го выбора встречаются и налаживают свои отношения все ос­ тальные субъекты маркетинга ОУ. Парадокс состоит в том, что как раз этот центральный субъект — личность — является наиболее беззащитным, малоинформированным новичком в маркетинге ОУ по сравнению с остальными субъектами. Поэтому именно личность обучаю­ щегося (в том числе потенциального) должна быть в центре внимания информационных потоков и коммуникаций, других маркетинговых усилий и забот, а также обязательным и ува­ жаемым участником всех сделок в данной сфере. (Из двух ты­ сяч студентов экономического факультета ИвГУ только около десяти процентов учатся по направлению и с помощью проме­ жуточных потребителей.) Остальные потребители являются промежуточными (а не конечными!) потребителями ОУ, но именно они и формируют в настоящее время более или менее организованный спрос на ОУ и предъявляют его на рынке. Пока многие из них предпочитают лишь кратковременные по срокам оказания ОУ, а специалистов набирают таким образом, чтобы не оплачивать услуги вуза (на­ пример, переводом работников с других предприятий). Однако

такая конъюнктура и такая стратегия не может быть долговре­ менной. Примером положительного изменения такой кадровой стратегии являются сейчас коммерческие банки, которые обу­ чают свой персонал по формам получения или второго высшего образования, или высшего на базе среднего специального. Ивановский банк Сберегательного банка РФ подобным методом ведет подготовку своих специалистов на экономичес­ ком факультете ИвГУ. Данные потребители (предприятия и организации) на рынке ОУ выполняют следующие функции: • информирование образовательных учреждений и струк­ тур, посредников и отдельных личностей о предъявляе­ мом спросе; • установление особых требований к качеству ОУ и к сво­ им будущим работникам с позиций профессиональных и должностных требований; • соответствующее участие в оценке качества ОУ, напри­ мер, в качестве председателей и членов ГАК; • определение места, эффективных условий будущей тру­ довой деятельности выпускников и соблюдение, выпол­ нение этих условий; • полное или частичное возмещение затрат, оплата или иные формы компенсации за оказанные услуги. 2. Образовательные учреждения и субъекты^ оказываю­ щие ОУ: в высшей школе Российской Федерации существуют следующие виды учебных заведений: университеты (в том чис­ ле классические), академии, институты и колледжи. Университеты развивают образование, науку и культуру путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего и послевузовского образо­ вания по наиболее широкому спектру направлений. Это веду­ щие центры развития образования в целом. К классическим в настоящее время относят университеты, имеющие не менее 25 лет работы в этом статусе. ИвГУ относится к данной катего­ рии университетов. Академии действуют преимущественно в одной из областей науки, техники и культуры, выступают ведущими научно-мето­ дическими центрами в сфере своей деятельности. Они готовят специалистов высшей квалификации и переподготавливают ру­ ководящие кадры определенной отрасли (группы отраслей).

Институты как самостоятельные учебные заведения или как структурные подразделения университетов, академий, институтов реализуют образовательно-профессиональные программы на уровне не ниже базового образования по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляют на­ учные исследования. Колледжи реализуют образовательно-профессиональные программы высшего образования первого уровня и среднего профессионального уровня. Кроме указанных учебных заведений образовательные услуги оказывают репетиторы, консультанты, различные кур­ сы, частные школы (например, школа бизнеса Аксенова). С точки зрения маркетинга в функции образовательного учреждения входит: • оказание обучающимся услуг по приобретению (пере­ даче) желаемых и необходимых знаний, умений и навы­ ков (как по содержанию и объему, так и по ассортимен­ ту и качеству); • производство и оказание сопутствующих ОУ, а также оказание воздействий, формирующих личность будуще­ го специалиста; • оказание информационно-посреднических услуг потенци­ альным и реальным обучающимся и работодателям, вклю­ чая согласование с ними условий будущей работы, разме­ ров, порядка и источников финансирования ОУ и др. 3. Посредники: 1) службы занятости и биржи труда; 2) об­ разовательные фонды, например, фонд Карла Никсдорфа; 3) ассоциации образовательных учреждений (например, ву­ зов или школ бизнеса) и предприятий; 4) специализирован­ ные образовательные центры и др. В последнее время актив­ ность в этой деятельности проявляют вузовские подготови­ тельные факультеты для иностранных учащихся, образова­ тельные центры (филиалы) удаленных регионов (Север, Си­ бирь, Дальний Восток). Они содействуют эффективному продвижению ОУ на рынке и могут выполнять следующие функции: • накопление, обработка, анализ и продажа (предоставле­ ние) информации о конъюнктуре рынка ОУ, консульти­ рование других субъектов;

• участие в процессах аккредитации образовательных уч­ реждений, осуществление рекламной деятельности, юридической поддержки; • формирование каналов сбыта, организация заключения и содействие выполнению сделок по ОУ; • участие в финансировании, кредитовании и других фор­ мах материальной, ресурсной поддержки производителей и потребителей ОУ, в том числе — через систему личных государственных и иных образовательных кредитов. 4. Государство и его органы управления. Роль государства и его органов управления (в том числе на местах) особенно весома в маркетинге ОУ, в отличие от маркетинга других това­ ров и услуг. Повсеместно в развитых странах с рыночной эко­ номикой государство осуществляет, во-первых, правовую за­ щиту субъектов маркетинга (прежде всего потребителей) от монополизма, от недобросовестности в бизнесе, рекламе, обес­ печении качества товаров и услуг, ведет статистику, содейству­ ет проведению масштабных рыночных исследований и др. Вовторых, поддерживает и укрепляет благоприятное обществен­ ное мнение («public relations»), создавая позитивный имидж институтов образования, в том числе как среди населения, так и в кругах работодателей. В-третьих, финансирует образова­ ние (прежде всего в направлении его фундаментализации и гуманизации) и предоставляет гарантии для долгосрочных ин­ вестиций других субъектов в эту сферу, применяет налоговые льготы и иные формы регулирования рынка с целью обеспе­ чения развития приоритетных специальностей, форм и мето­ дов подготовки специалистов, развития образования в целом. В отечественных условиях, отказавшись от традиционных для нашей страны централизованных методов и форм управле­ ния образованием, государство продолжает нести обязанности гаранта гуманистичное™ образования, единства федерального культурного и образовательного пространства в условиях мно­ гонационального общества, общедоступности и адаптивности образования, его светского характера, свободы и плюрализма, демократизма управления и автономности образовательных учреждений. Это — суть государственной политики, закреплен­ ная в Законе Российской Федерации «Об образовании». Государство устанавливает перечни профессий и специ­ альностей, по которым ведется образование, формирует базо-

вые черты ассортимента образовательных услуг. Оно прово­ дит аттестацию и государственную аккредитацию образова­ тельных учреждений, создает государственную систему аттестационно-диагностических центров (государственную атте­ стационную службу), то есть выступает гарантом качества ОУ, его соответствия образовательным стандартам. В компетенцию федеральных органов управления входит информационное обеспечение образовательных учреждений. Ясно, что сейчас в стране нет других субъектов, кроме госу­ дарственных органов, которые могли бы взять на себя форми­ рование информационно-консультативной базы маркетинга ОУ, научно-методической и другой поддержки возникающих посреднических структур, альтернативных образовательных учреждений, общественных организаций, ориентированных на развитие образования и удовлетворение образовательных потребностей. Подобные же задачи нужно решать и на уров­ не регионов, муниципальных властей. На федеральные органы государственной власти и управ­ ления возложена также организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических и управленчес­ ких кадров для системы образования. Безусловно, что в эту задачу входит и подготовка кадров для системы образования по маркетингу, то есть формирование контингента маркето­ логов образования, профессионалов этой сферы. Объекты маркетинга ОУ. Маркетинг в образовании — это прежде всего маркетинг услуг, которые по своей нематериаль­ ной товарной природе обладают следующими свойствами. 1. Услуги нематериальны, неосязаемы до момента их при­ обретения. Потребителям в большинстве случаев приходится их приобретать, «веря на слово». Чтобы убедить клиента сде­ лать это, производители услуг стараются представить их по возможности наглядно. В образовании этим идеям служат го­ сударственные стандарты и соответствующие им учебные пла­ ны и программы изучаемых дисциплин; реклама о методах, формах и условиях оказания услуг; сертификаты, лицензии, дипломы и т. п. другие государственные документы, подтвер­ ждающие легитимность образовательного учреждения. 2. Услуги неотделимы от субъектов (конкретныхработни­ ков), оказывающих их. Любая замена преподавателя может из­ менить процесс и результат оказания образовательной услуги,

а следовательно, изменить и спрос. Общительность, доброже­ лательность, умение владеть собой, вызывать доверие — обяза­ тельные требования к работникам сферы услуг, тем более — образовательных. Особенность последних в том, что кроме вы­ шеперечисленных качеств преподаватель вуза наряду с высо­ ким уровнем личного профессионального знания предмета дол­ жен уметь «донести» эти знания до слушателя, то есть обладать достаточной педагогической квалификацией, так как современ­ ные образовательные технологии предполагают активное вза­ имодействие со студентами (слушателями, учащимися). 3. Услуги непостоянны по качеству. Это связано прежде всего с их неотделимостью от субъектов-исполнителей (резуль­ тат услуги зависит даже от настроения мастера), а также с не­ возможностью и нецелесообразностью определения жестких стандартов на процессы и результаты оказания услуг. Непос­ тоянство ОУ имеет еще одну причину — изменчивость «исход­ ного материала» — обучающегося. 4. Услуги несохраняемы. Для ОУ несохраняемость имеет две ипостаси. С одной стороны, это невозможность заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как мате­ риальный товар в ожидании роста спроса. Однако у ОУ эта черта выглядит смягченной, так как, по крайней мере, учебная информация может быть зафиксирована на материальных но­ сителях. Но для ОУ действует другая сторона несохраняемос­ ти — естественное для человека забывание полученной инфор­ мации, знаний. В образовании в том же русле действует науч­ но-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний. Социальный прогресс также вносит свою лепту в ус­ таревание знаний по целому ряду дисциплин, особенно — в быстро меняющемся обществе, в переходные периоды. Все это делает весьма актуальным дальнейшее сопровождение ОУ уже в процессе трудовой деятельности выпускников и задает тре­ бование непрерывности образования. Кроме выделенных черт услуг как таковых и проявленных в связи с ними особенностей услуг в сфере образования, пос­ ледние имеют еще ряд отличительных свойств: 5. Сезонность оказания ОУ. Учебный год в России тради­ ционно начинается 1 сентября, летом у преподавателей отпуск, а у студентов — каникулы. Однако практика последних лет

показывает, что эта традиция может быть забыта из-за ряда причин — повышения экстенсивности преподавательского труда, стремления более эффективно использовать материаль­ ные факторы образовательного процесса (аудиторный фонд, технические средства обучения, библиотеки и т. д.). 6. Высокая стоимость оказания ОУ, как и других интел­ лектуальных услуг. Но в настоящее время (1999 г.) в условиях жесткой конкуренции и понижения жизненного уровня насе­ ления эта стоимость значительно снижается, особенно в вузах на периферии. 7. Относительная длительность оказания ОУ (в ИвГУ от 6 лет при заочном обучении до 3 лет при получении второго высшего образования). 8. Значительная отсроченность результативности ока­ зания ОУ. Качество образования проявляется в практической работе и зависит также от индивидуальных способностей по­ требителя воспринимать передаваемые знания и производи­ тельно участвовать в процессе обучения. 9. Востребованность ОУ определяется местом прожива­ ния потенциальных абитуриентов. За последние пять лет рез­ ко сократилось при поступлении на дневное отделение ЭФ ИвГУ количество абитуриентов из других областей. Ассорти­ мент ОУ определяется экономическими потребностями реги­ она, в котором находится образовательное учреждение. Собственно образовательные услуги часто дополняются сопутствующими услугами, передачей материальных или ма­ териализованных продуктов, обладателями или производите­ лями которых выступают учебные заведения. Это информаци­ онные, консультационные, экспертные, инжиниринговые ус­ луги, лизинг (аренда техники, приборов и оборудования, ка­ налов связи, а также помещений и территорий, в том числе — для научных парков, как, например, при МГУ). Вместе с образовательными услугами или самостоятель­ но реализуется интеллектуальная собственность работников и коллективов образовательных учреждений — изобретения, патенты, программы исследований, обучения и практических работ, другие инновационные услуги и продукты, а также то­ варная символика производителей подобных услуг — наиме­ нования, логотипы, товарные знаки и т. п.

Перспективен маркетинг научных и учебных школ, лич­ ностей выдающихся ученых и педагогов, преподавателей. Крупные вузы также активно проводят маркетинг организа­ ций, создаваемых при них или с их участием, включая совмес­ тные предприятия, технополисы и т. д. Объектами маркетинга становятся также услуги гостиниц, общежитий, предприятий питания при учебных заведениях, услуги их спортивных и оз­ доровительных центров и др. Сегментация рынка ОУ. Наиболее приемлемой на рынке образовательных услуг является сегментация по группам по­ требителей. Рынок, на котором потребителями выступают личности, сегментируется в соответствии с демографическими, географи­ ческими, социально-экономическими, психографическими, по­ веденческими и ситуационными признаками (см. п. 3.2.2 насто­ ящего учебника). Важнейшая особенность маркетинга на потре­ бительском рынке — необходимость иметь дело с широчайшим кругом различных по своим требованиям, вкусам, приоритетам и проблемам потребителей. Поэтому именно здесь сегментация рынка, причем наиболее тщательная, особенно необходима. Другая особенность этого рынка — удлиненность, много­ звенность и вытекающая отсюда трудная управляемость про­ движения продукции. В образовании эта особенность суще­ ствует в специфическом виде — не как множественность зве­ ньев посредничества при продажах, а как множественность и неформальность источников информации, а также лиц, при­ нимающих участие в принятии решения, — родителей и дру­ гих членов семьи, друзей, знакомых и т. п. Для этого рынка характерно также, что личности как субъекты принятия решений (по крайней мере, в сравнении с профессионалами из кадровых служб предприятий) могут ока­ заться в наименьшей степени информированы, организованы и целенаправлены в процессе осуществления своего выбора. Рынок, субъектами спроса на котором выступают фирмы (предприятия и организации), несомненно, является более про­ фессиональным — ведь потребители здесь осуществляют свой выбор регулярно, в соответствии с принятыми стратегиями и планами действий. Поэтому и со стороны субъектов, представ­ ляющих предложение услуг, он также предполагает больший профессионализм; вместе с тем это упрощает целый ряд про-

цедур. Рынок предприятий легче поддается структуризации, сегментируется по отраслевому признаку. Здесь меньше ко­ личество клиентов (хотя число их растет в связи с формирова­ нием слоя малого бизнеса), а их заказы более масштабны. Ска­ зывается и географическая концентрированность этого рын­ ка, по крайней мере, в отношении ряда профилей и специаль­ ностей подготовки, со стороны территориально-производ­ ственных комплексов. Предприятиям и организациям, в отли­ чие от личностей, свойственна относительно низкая эластич­ ность спроса в зависимости от изменений цены на услуги. Од­ нако действует и другая особенность их спроса: предприятия и организации куда энергичнее реагируют на структурные сдвиги в экономике, соответственно быстро изменяя спрос в отношении профилей и специальностей подготовки. Предприятия активнее, чем личности, взаимодействуют с посредническими структурами: службами занятости, агент­ ствами, непосредственно с образовательными учреждениями и их объединениями, с органами управления образованием. Третьим типом рынка ОУ является рынок, где потребите­ лями выступают органы управления различного уровня. Прак­ тика заказных отношений по подготовке специалистов для ор­ ганов власти (включая также переподготовку и повышение ква­ лификации) на условиях свободного рыночного выбора также еще только формируется. Впервые такой заказ экономическим факультетом ИвГУ был получен в 1993 г., когда по заявке адми­ нистрации Ивановской области была принята для получения второго высшего образования группа руководителей управле­ ний администрации, глав районов и городов области. Обуче­ ние проводилось на основе полного возмещения затрат за об­ разовательные услуги. Вместе с тем этот рынок достаточно при­ влекателен для образовательных учреждений, прежде всего — масштабами и однородностью состава спроса на специалистов (преимущественно в сферах экономики, менеджмента, права и ряда других гуманитарных профилей и специальностей), его определенной гарантированностью, а также положением са­ мих клиентов во властной иерархии. В завершение характеристики признаков сегментации рынка ОУ по группам потребителей приведем особенности сегментации по психографическим факторам. В последнее вре­ мя в образовательный процесс вовлекаются субъекты, моти-

вированные посторонними для образования ценностями, сре­ ди которых возможность беззаботно провести определенное количество лет в престижном городе, избежав проблем с про­ пиской; получение отсрочки от призыва на военную службу; шанс для «перспективного» обустройства личной жизни и др. Среди студентов, обучающихся на коммерческой основе, име­ ется достаточно большая группа согласных неоднократно вно­ сить плату за обучение на каждом курсе, не посещая занятий, не сдавая экзаменов и зачетов. Это свидетельствует о том, что ими фактически оплачивается возможность удовлетворения потребностей, никак не связанных с образованием. Другая часть студентов воспринимает образовательный про­ цесс лишь как неизбежность на пути к искомому диплому. Обра­ зование для них подменено «дипломированием». Образователь­ ное учреждение, если оно заботится об имидже и о собственных перспективах (в том числе и в плане аккредитации, взаимного признания дипломов), не может идти на поводу у своих «потре­ бителей», несмотря на коммерчески выгодные контракты с ними. В этом смысле в маркетинге ОУ клиент далеко не всегда прав, хотя такая постановка вопроса весьма нетипична для маркетинга. Сегментация по параметрам ОУ. Сегментация по потре­ бительским свойствам услуг — это фактически сегментация по типу и силе реакции потребителей на определенные парамет­ ры продукта. Рынок ОУ сегментируется по таким параметрам, как про­ филь подготовки, уровень фундаментальности, широта обра­ зования и глубина специализации, форма обучения, ее сроки (объемы), используемые методы и приемы. В маркетинге ОУ технология оказания услуги имеет весь­ ма существенную роль в силу специфики объекта образова­ тельного воздействия — личности. Она, являясь одновремен­ но и субъектом образовательного процесса, и потребителем ОУ, демонстрирует неравнодушие, избирательность именно в отношении применяемых технологий образования, к таким параметрам ОУ, как формы, методы, приемы обучения. Главный параметр, по которому может производиться сег­ ментация рынка ОУ, — это, безусловно, профили, группы спе­ циальностей подготовки. Наблюдаемые здесь пропорции тесно связаны с отраслевой структурой экономики, ее состоянием.

Сегментация по конкурентам на рынке. Понятие «конку­ рент» весьма многослойно в маркетинге ОУ и предполагает как минимум несколько уровней широты его применения. 1. Прежде всего — это другие образовательные учрежде­ ния, производящие такие же ОУ, обеспечивающие аналогич­ ные дополнительные услуги и назначающие те же цены. 2. Несколько более широким становится круг конкурен­ тов, если в него включаются другие фирмы, причем не обяза­ тельно образовательные учреждения, оказывающие такие же услуги или услуги подобного класса, хотя и по другим ценам или с другими условиями их оказания. Так, крупные промыш­ ленные предприятия с развитой системой подготовки, перепод­ готовки и повышения квалификации кадров (прежде всего выступающие базовыми для отраслей) могут оказывать обра­ зовательные услуги не только своим работникам, но и сторон­ ним организациям и личностям. 3. Конкурентом также может быть признана любая фирма, производящая продукцию, которая позволяет удовлетворить те же потребности, что и наши ОУ; в частности, это могут быть производители печатных, видео-, аудио-, компьютерных учеб­ ных пособий. К числу таких конкурентов, безусловно, относят­ ся образовательные каналы и передачи радио и телевидения. 4. В отношения конкуренции с образовательными учреж­ дениями вступают и те фирмы, которые предлагают иные пути удовлетворения потребностей в знаниях, например, консуль­ тационные фирмы. 5. Опосредованное, но сильное влияние на конкурентную ситуацию на рынке ОУ оказывают и фирмы, которым удается с помощью своей необразовательной продукции (чаще всего ус­ луг) видоизменять потребность в ОУ и процессы удовлетворения этой потребности. В такой роли выступают фирмы — продавцы технологий, патентов и ноу-хау, а также фирмы, предлагающие в аренду («напрокат») менеджеров и других специалистов, уже обладающих нужными потребителю знаниями и умениями. 6. Образовательные учреждения на рынке могут испыты­ вать сильное воздействие со стороны даже таких фирм, кото­ рые сами никак не выходят на рынок образовательных услуг, но своими успехами существенно снижают спрос на ОУ. В ус­ ловиях незрелого рынка это весьма мощный слой фирм, кото-

рым удается добиться коммерческих успехов, не опираясь на образовательный потенциал своих кадров. 7. Наконец, в самом широком смысле конкурентами для образовательных учреждений, особенно в условиях фактичес­ кого спада платежеспособного спроса, становятся любые фир­ мы, претендующие на кошелек или бюджет потребителя. В их числе находятся прежде всего фирмы, работающие на удов­ летворение первичных, базисных потребностей (по иерархии А. Маслоу): физиологических потребностей, потребностей в безопасности, а также фирмы, обеспечивающие иной, не об­ разовательный путь к реализации многочисленных социальных потребностей человека. Это же относится и к предприятиям как потребителям ОУ. Так, банкротство любого предприятия, обостряя потребность в переподготовке его работников, одно­ временно снижает (по крайней мере, в данном географичес­ ком сегменте рынка) потребность в ОУ по профилю данного предприятия. В качестве примера рассмотрим сегментацию рынка об­ разовательных услуг, осуществляемую образовательным уч­ реждением — Международным институтом бизнеса, инфор­ мационных технологий и финансов (МИБИФ), который был создан в Иванове в декабре 1997 г. Рынок образовательных услуг в городе Иванове к этому времени характеризовался высокой насыщенностью: на рынке действовало восемь госу­ дарственных вузов, а также большое количество коммерчес­ ких филиалов московских вузов. Жесткая конкуренция обус­ ловила необходимость проведения маркетингового исследова­ ния рынка образовательных услуг региона, первым этапом ко­ торого явилась сегментация рынка. Сегментация была проведена путем построения типоло­ гии потребителей, под которой понимается объединение по­ требителей в типические группы по признакам одинакового или схожего потребительского поведения, достаточно одно­ родного и устойчивого во времени и пространстве. В дей­ ствительности объективно существуют достаточно однород­ ные группы (классы) потребителей с характерным для каж­ дой из них типом потребительского поведения. Это особен­ но заметно на рынке образовательных услуг, где сегмента­ ция неизбежна.

В качестве единицы наблюдения для построения сегмен­ тации был выбран отдельный индивидуум, поскольку товар (образовательные услуги) рассматривался как предмет инди­ видуального пользования. Основными критериями при построении типологии пред­ лагалось взять признаки, характеризующие поведенческую реакцию потребителя: • склонность к получению образования; • готовность заплатить высокую цену за качественные ус­ луги; • стремление получить престижную профессию. В результате типологии были выявлены три основных типа потребителей. Следующим этапом процесса сегментации рын­ ка явилось описание профилей групп потребителей (получен­ ных сегментов). С одной стороны, эти группы характеризова­ лись определенными потребительскими запросами и предпоч­ тениями, а с другой — достаточной однородностью по соци­ ально-экономическим и демографическим признакам. В рассматриваемом примере были получены следующие обобщенные типы потребителей: Тип «А» — его представители получают первое высшее образование. Это молодые люди в возрасте 17 — 20 лет со сред­ ним и средним специальным образованием, желающие полу­ чить престижную профессию и обладать качественными зна­ ниями. Это самый однородный по составу тип, характеризую­ щийся самым низким образовательным уровнем. В выборе вида образования потребители группы «А» чаще всего быва­ ют несамостоятельны, для них первостепенную роль играют советы и возможности родных; Тип «Б» — его представители получают второе высшее образование. По возрасту этот тип старше, чем тип «А», это молодежь и лица среднего возраста. Представители типа «Б» — в основном служащие, инженерно-технические работники, предприниматели. По уровню образования и дохода они пре­ восходят потребителей типа «А». В процессе принятия реше­ ния этот тип наиболее самостоятельный. Они больше внима­ ния обращают на такие условия, как график учебного процес­ са, возможность обучения без отрыва от работы (в вечернее время, в выходные дни), качество предоставляемого образова-

ния (набор преподаваемых дисциплин, широкие возможности выбора специализаций в рамках специальности в зависимос­ ти от конъюнктуры рынка, профессорско-преподавательский состав, возможности стажировок). Тип «В» — его представители ориентируются на повыше­ ние квалификации либо на переподготовку на базе уже имею­ щегося у них высшего образования. Типу «В» присущи самые широкие возрастные рамки. Чаще всего процесс принятия ре­ шения у представителей данного типа обусловлен необходи­ мостью закрепиться на рабочем месте путем повышения ква­ лификации или переподготовки, но отсутствием желания (воз­ можностей) получения второго высшего образования. В выбо­ ре покупки потребители группы «В» бывают несамостоятель­ ны (повышение квалификации и переподготовка кадров может осуществляться фирмой в соответствии с планом повышения квалификации персонала). В этом случае качество и цена об­ разования являются первостепенным критерием для руковод­ ства фирмы, а не индивидуума. По результатам работы руководству МИБИФ было реко­ мендовано провести рекламную кампанию, направленную на родителей потенциальных студентов (для типа «А») и руково­ дителей фирм и организаций (для типа «В») о выгоде получе­ ния качественного образования в коммерческом негосудар­ ственном вузе.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Характеристика секторов бытовой информации» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит платежів за ресурси
ІНВЕСТОРСЬКІ КОШТОРИСИ
Аудит виробничої діяльності. Мета і завдання аудиту
ЯКІСНІ ВЛАСТИВОСТІ ГРОШЕЙ
ОСОБЛИВОСТІ ІНФЛЯЦІЇ В УКРАЇНІ


Категорія: Маркетинг: основи і маркетинг інформації | Додав: koljan (03.09.2011)
Переглядів: 1010 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП