ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Маркетинг: основи і маркетинг інформації

Виды информационной деятельности и типы организаций информационной индустрии
Рассмотрим точку зрения авторов учебного пособия «Вве­ дение в информационный бизнес» на виды информационной деятельности: 1) традиционные, связанные с хранением и предоставлени­ ем информации на бумажных и магнитных носителях; 2) сравнительно новые виды деятельности, возникшие благодаря использованию достижений электроники (те­ лефон, радио, телевидение, цифровая связь и т. д.); 3) виды деятельности, обусловленные использованием современной вычислительной техники, средств комму­ никаций и программного обеспечения. Авторы указанного пособия делят все фирмы, занимающи­ еся разработкой и распространением информационных техно­ логий, на компьютерные и информационные. Первый тип фирм связан с деятельностью по разработке, производству и распро­ странению технических средств сбора, обработки, хранения и передачи информации. Второй тип ориентирован на удовлет­ ворение информационных потребностей пользователей. Основ­ ные показатели, определяющие информационную фирму:

• конечной целью деятельности является создание соб­ ственного информационного продукта силами своих со­ трудников: • предоставление информационных услуг на основе зака­ зов и поддержание со своими пользователями отноше­ ний, близких к неформальным отношениям; • создание информационных продуктов в соответствии со специфическими требованиями конечных пользователей; • использование различных машинных носителей инфор­ мации (включая как традиционные бумажные, так и электронные средства хранения данных) ; • создание информационных продуктов для обеспечения принятия решений и повышения качества этих решений; • получение прибыли за счет предоставления услуг и ин­ формации, так как пользователи приравнивают данные услуги к проведенным научным исследованиям и полно­ стью их оплачивают; • сбор и хранение различных сведений о бизнесе, техно­ логиях и других областях в отличие от консультаций в области управления; • отношение к информации как к своему конечному про­ дукту . Однако, с нашей точки зрения, даже такое широкое тол­ кование информационной фирмы не раскрывает в полной мере деятельности всех субъектов рынка информации. Рассмотрим основные подходы к структурированию ин­ дустрии информации. С И . Майоров приводит достаточно полный спектр взглядов на этот вопрос (табл. 7.3), отдавая предпочтение классификации фирмы Cuadra/Elsevier, в соответствии с которой выделяются: 1) производители БД (database producers) — организации, осуществляющие сбор информации и перевод ее в ма­ шиночитаемую форму; 2) и н т е р а к т и в н ы е с л у ж б ы (online services, vendors, operators, hosts) — организации, осуществляющие инте­ рактивный доступ к БД, то есть разрабатывающие и эк­ сплуатирующие АБД и являющиеся таким образом ос­ новным элементом рынка; нередко они сами — произ­ водители БД, или так называемые «интегрированные производители» (integrated producers);
9

Таблица 7.3 Структура рынка интерактивных услуг (СИ. Майоров) Функция S.Andriole
1 2

Авторы Quadra/ N.Garman D.Hawkins O.Rowiands В.Крючко А.Лаза­ Eisevier и др. рева
3 4 5 6 7 8

Производители «Постав­ Произво­ Про­ Произво­ Пер­ дители БД вичные щики дители центы первичной издатели, сырья» информации (книг, или гене­ (генерато­ журналов, газет, раторы ры инфор­ полнотекстовых информа­ мации). БД). ции. «Промыш­ Производители Вторич­ ленники» вторичной ин­ ные изда­ (произ­ формации (указа­ тели, или водители телей литературы, произво­ БД) библиографиче­ дители ских сборников, (постав­ справочников, щики) БД индексных и библиографиче­ ских БД) «Вендо­ Разработка, Компании оптовой Интерак­ Инфор- «Опто­ Распро­ эксплуа­ и розничной мацион- вики» странители ры» или тивные тация и торговли инфор­ службы. но-по(интерак­ (библиоте­ опера­ обеспечение мационными ки, компь­ торы Шлюзы. исковые тивные доступа продуктами и Телеком­ службы службы) ютерные и (вла­ к АБД услугами, включая муника­ телеком­ дельцы хост-ком­ различные муника­ ционные информационные службы ционные пьюте­ службы поиска, фирмы и ров) библиотеки, т.д.). Ор­ информационные ганизации, центры осуществ­ ляющие маркетинг Создание БД Получение Информационные Посред­ информации посредники ники (би­ блиотеки, информа­ ционные центры, эрокеры). Конечные пользова­ тели Потреби­ Посред­ «Роз­ тели ники, или ничные промежу­ торговцы» точные (библи­ пользова­ отеки и тели. информа­ Конечные ционные пользова­ центры). тели «Поку­ патели» [конечные пользова­ тели)

Произво­ дители

Поставщи-! ки ИПС. ; Интерак- | тивные ! службы !

Брокеры, Новые по­ информа­ средники. ционные Потреби- I посред­ тели БД ! ники (библио­ течные работ•ши). Конечные пользова­ тели БД

3) шлюзы, или межсистемные интерфейсы (gateways), — организации, предоставляющие доступ к другим АБД (пользователю при этом часто предоставляется возмож­ ность работы с коммуникационным Процессором (front end), при помощи которого он осуществляет поиск не­ обходимых ему БД, а иногда и работу с ними, имея дело

с единым внешним интерфейсом, то есть не зависящим от конкретных АБД, в которых содержатся БД); 4) телекоммуникационные службы (carriers, telecommu­ nication-network services); 5) пользователи (users), которые в свою очередь делятся на конечных пользователей (end-users) и на промежуточных пользователей, или посредников (intermediaries), оказыва­ ющих своим клиентам услуги по информационному поис­ ку. В состав последних входят библиотеки, информацион­ ные центры общего пользования (public information centres), а также брокеры — специалисты-профессиона­ лы, занимающиеся платным обслуживанием клиентов. С учетом того, что рынок информации, кроме рынка ин­ терактивных услуг, включает услуги и продукты, предоставля­ емые потребителям по другим технологиям (например, обра­ зовательные услуги, продукты художественной культуры и ряд других), мы предлагаем в индустрии информации выделять следующие типы организаций (или индивидуальных членов). Первичным элементом этой индустрии являются произво­ дители информации — организации, осуществляющие сбор, систематизацию информации и перевод ее, при необходимос­ ти, в машиночитаемую форму. Это — органы государственной статистики, внешнеэкономические организации, информаци­ онные агентства, научно-исследовательские институты и др. Второй тип — владельцы автоматизированных банков данных (АБД) — организации, приобретающие информацию и осуществляющие загрузку ее в базы данных. В нашей стране эти функции выполняют чаще всего сами производители ин­ формации. За рубежом функции производителей информации и владельцев АБД обычно организационно разделены, что объясняется более высоким уровнем специализации и коопе­ рации в индустрии информационного рынка. Третий тип — владельцы сетей ЭВМ и телекоммуникаци­ онных средств — организации, о б е с п е ч и в а ю щ и е доступ пользователей к АБД. Большинство сетей ЭВМ в мире связано между собой, что обеспечивает возможность пользователю обращаться к АБД, расположенным в различных странах. Этот вид технологии предполагает коллективный доступ пользователей к информации, сосредоточенной как бы на од­ ной ЭВМ, называемой в этом случае хост-ЭВМ.

Интерактивные услуги могут предоставляться в локальном и удаленном режимах. В первом случае пользователи работа­ ют с терминалов, напрямую подключенных к хост-ЭВМ и, со­ ответственно, физически находятся в одном месте с этой ЭВМ. Удаленный режим предполагает, что АБД может находиться сколь угодно далеко от пользователя, так что для доступа к нему требуются специальные сети передачи данных, называемые глобальными сетями связи. Построение локальных и глобальных информационных систем и сетей стало возможно благодаря фундаментальному принципу распределенной обработки информации и принци­ пиально новой модели коллектива вычислителей, разработан­ ным впервые в России в 1954 г. академиком Э.В. Евреиновым. Впервые в мире название, понятие и теоретическое обо­ снование локальных информационных систем и сетей было введено И.И. Юзвишиным в России в 1964 г. (публикации Мос­ ковского института радиоэлектроники и горной электромеха­ ники). Им же с того времени создано и введено в эксплуата­ цию большое количество локальных, территориальных и меж­ дународных многотерминальных систем и сетей с использова­ нием различных каналов связи: от телефонной до спутнико­ вой. Наиболее значимыми из них являются: • локальная многотерминальная информационная система массового обслуживания (в реальном масштабе времени) Олимпийских игр в Москве (1980 г.) на пяти языках; • первая в мире Международная многотерминальная ин­ формационно-вычислительная сеть массового обслужи­ вания населения, предприятий, организаций и учрежде­ ний (МИВСМО — прообраз современной Интернет) (1982 г.). В качестве телекоммуникационных линий свя­ зи использовались телефонные каналы связи; • информационно-космическая сеть приема-передачи ин­ формации через Интерспутник (1988 г.). Терминология Юзвишина по локальным системам и сетям в 1981 г. была принята комитетом IEEE (Национальный инсти­ тут инженеров по электротехнике и радиоэлектронике США — головной в мире по стандартам информационных систем) и опубликована в соответствующих стандартах: 802.1, 802.2 и др. Эти стандарты используются в Интернет.

В 1987 г. по разрешению ЦК КПСС рабочий режим МИВСМО был снят американской компанией CNN, и в том же году работа М И В С М О демонстрировалась в США по националь­ ному телевидению, после чего интенсивно стал развиваться Интернет . Современная Россия в рейтинге стран по уровню разви­ тия телекоммуникационных систем занимала в 1997 г. 42-е ме­ сто, уступая даже многим развивающимся странам. Основным показателем развития рынка услуг электросвя­ зи общего пользования является телефонная плотность (ТП), то есть число телефонов на 100 жителей, что прямо коррелируется с показателем ВВП на душу населения. В начале 90-х годов ТП в России составила 17, в то время как в США — Западной Европе — от 60 до 70. Количество линий международной связи в 1996 г. возрос­ ло до 50 тыс., однако для вхождения в мировое телекоммуни­ кационное пространство требуется как минимум 100 тыс. со­ временных линий международной связи (цифровые АТС, во­ локонно-оптические линии и т. д.). В мировой практике в настоящее время активно развива­ ется сотовая подвижная связь. К началу 1998 г. в мире насчиты­ валось 207 млн. абонентов сотовой связи, в том числе в Север­ ной Америке 60 млн., то есть примерно 30%. В России на начало 1999 г. число таких абонентов составляло до 500 тыс., в том чис­ ле в Москве — 50 тыс., в Санкт-Петербурге — 40 тыс. абонен­ тов. По прогнозу Министерства связи РФ, данный рынок будет расти в геометрической прогрессии: в 2000 г. будет 1 млн., а к 2005 г. — 5 млн. абонентов сотовой связи. (Справка: по данным вышеуказанного сборника Госкомстата (с. 467), на конец 1999 г. было 1415,9 тыс. абонентов, а на конец 2000 г. — уже 3331,2 тыс. Рост за каждый год составлял 2 — 3 раза начиная с 1994 г.) Перспективным для России является участие в создании и эксплуатации международной системы спутниковой связи «Иридиум», разработанной американской компанией «Мото­ рола сателлайт комьюникейшнз, Инк». С сентября 1998 г. сеть из 66 спутников связи и 23 наземных станций будет обеспечи­ вать беспроводную портативную телефонную связь по всему миру. Число абонентов в России к 2003 г. достигнет 200 — 300 тыс. (Справка: число спутниковых телефонных каналов с 5290
1 0 1 1

возросло до 8971 за 1999 г. Прирост составил 70%, тогда как в предыдущем году был 16,1%. На конец 2000 г. это число соста­ вило 9661 — прирост всего 7,7%; Российский статистический ежегодник, 2001. С. 467.) Четвертый тип — информационные посредники (брокеры) — организации, осуществляющие «навигацию» пользователей в море информации, хранящейся в различных АБД. Часто органи­ зации этого типа выполняют также функции поиска информа­ ции в нескольких АБД по заказу пользователя. Чаще всего это различного рода консалтинговые фирмы, рекламные агентства, маркетинговые фирмы и т. п. Рекомендации информационным брокерам в России, из­ ложенные И.И. Родионовым в [147, с. 75 — 79], актуальны и по настоящее время. В России в ближайшее время основным покупателем ин­ формационных товаров и услуг будут коммерческие структуры, а не государственные организации, как на западе. Поэтому бро­ керам, не оставляя совсем этот сегмент рынка ввиду его буду­ щей перспективности, следует развивать отношения с богатой коммерческой средой: биржами, банками, промышленно-финансовыми компаниями и холдингами, торговыми домами, ас­ социациями, концернами и общественными фондами. Даже в условиях сокращения прямого бюджетного финан­ сирования информационной деятельности брокерам необходи­ мо вписываться в государственные программы, направленные на решение актуальных социально-экономических задач (в ча­ сти их информационного обеспечения). Возможна работа в ка­ честве соисполнителей на основе договоров с участниками про­ грамм. При этом выполнение задачи информационными броке­ рами должно служить основой для создания коммерческих БД, которые в будущем можно будет предложить рынку. Следует в полной мере в рамках выполнения государственных программ взаимодействовать с родственными организациями, имеющи­ ми опыт в информационной деятельности (центры стандарти­ зации и сертификации продукции, органы государственной ста­ тистики, вычислительные центры и т. д.). Вторым этапом информационного брокерства станет пре­ вращение их из чисто информационных в информационноаналитические и консультационные центры, оказывающие услуги со все большей долей добавленной стоимости.

Обогащение информации, ее выделение и фильтрация становятся перспективными направлениями информационной работы. Потребитель готов платить тем, кто знает как наилуч­ шим образом использовать «информационное сырье» для того, чтобы дать ему возможность получить максимум в удовлетво­ рении информационных потребностей. И, наконец, пользователи информации, которые осуществ­ ляют ее поиск самостоятельно или через информационных посредников . Информационные потребности общества можно разде­ лить на две части: массовые потребности в одинаковой и од­ нородной информации и индивидуальные потребности конк­ ретной организации или даже лица. Создаваемые для коммер­ ческого использования информационные ресурсы должны удовлетворять обе эти части потребностей, так как только они могут служить основой коммерческого успеха информацион­ ной деятельности. Массовые потребности разделяют на универсальные, ха­ рактерные для большинства потребителей, и специфические, обусловленные предметной областью деятельности потреби­ теля информации. К универсальным информационным можно отнести по­ требности о характеристиках маркетинговой внешней среды, прежде всего о макросреде, а при их дифференциации и по микросреде конкретной фирмы. Специфические потребности соответствуют основным сферам общественной деятельности: • государственное управление на разных уровнях; • производственная сфера (в сочетании с инфраструкту­ рой, к которой относится прикладная наука, управление, маркетинг, сбыт и т. д.); • финансовая сфера; • непроизводственная сфера, в том числе фундаменталь­ ная наука, образование, здравоохранение, культура и спорт. По мнению И.И. Родионова, изложенному в книге «Зару­ бежные центры обработки баз данных» (1993), в мире сфор­ мировалась система следующих потребностей и соответству­ ющие им сектора информационной деятельности:
1 2

• потребность в деловой информации (биржево-финансовой, экономической, статистической, коммерческой, деловых новостей); • потребности в информации для специалистов (правовой, юридической, инженерной и научно-технической); • сектор массовой и потребительской информации (ново­ сти и литература, услуги на основе современных средств телекоммуникаций). Основными потребителями информационных услуг явля­ ются в настоящее время коммерческие организации (промыш­ ленные и торговые предприятия) — 82% от общего объема; не­ коммерческие организации учебного и исследовательского на­ правления — 8%; государственные и правительственные уч­ реждения — 8%; профессиональные ассоциации — 1%; инди­ видуальные пользователи — 1%. Мировой опыт показывает, что резкое повышение произ­ водительности труда за счет информатизации возможно в от­ раслях, существенно отстающих от автоматизированного ма­ шинного производства — в сфере управления, в научных ис­ следованиях, в инженерном проектировании и конструирова­ нии, в здравоохранении, в образовании, в сфере торгового и финансового обслуживания, в сельском хозяйстве. Спрос на информацию будет повышаться. Перспективны­ ми при этом будут информационные товары и услуги, рассчи­ танные на как можно более широкий круг потребителей и од­ новременно не требующие высоких затрат. Вторым направле­ нием выступает ориентация на небольшие группы потребите­ лей, готовых платить за услуги мирового уровня по мировым ценам. Для реализации данного направления необходимо со­ трудничество с зарубежными информационными службами .

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Виды информационной деятельности и типы организаций информационной индустрии» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Інноваційна форма інвестицій
ОСНОВНІ НАПРЯМИ ДІЯЛЬНОСТІ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ
Аудит Звіту про фінансові результати
Збір за видачу дозволу на розміщення об’єктів торгівлі та сфери п...
Інвестиційний клімат держави


Категорія: Маркетинг: основи і маркетинг інформації | Додав: koljan (03.09.2011)
Переглядів: 1329 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП