ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Міжнародні відносини » Сучасні міжнародні відносини

Либеральные/неолиберальные концепции международных отношений
Если политический реализм можно назвать концепцией, предметом которой являются международные отношения как таковые, то либерализм – это целостная, системная модель организации общественной жизни на определенных, т. е. либе-ральных, принципах. Иными словами, международная и внешнеполитическая про-блематика выступает в либерализме одним из его аспектов, а понимание внутренних мотивов и характера внешней политики государств здесь тесно увязано с принци-пами организации общества. Внешняя политика государства является прямым про-должением внутренней – таков главный лейтмотив рассуждений адептов либераль-ной доктрины международных отношений.
Чтобы более четко представить смысл либерального подхода к мировым де-лам, рассмотрим наиболее важные его положения, тем более, что само понятие ли-берализма в нашей стране является политически нагруженным и противоречивым, а отношение к нему со стороны широких масс населения – негативным.
Итак, либерализм – это одно из старейших социально-политических учений. Его идейная традиция восходит к трудам римского императора М. Аврелия, английско-го философа Дж. Локка и экономиста А. Смита, немецкого философа-просветителя И. Канта и др.
В основе идеологии классического либерализма лежала мысль о недопустимости чрезмерного сосредоточения власти и денег в руках государства и церкви; либералы отстаивали идеал такого общества, в котором люди могли бы сво-бодно обмениваться информацией, товарами и услугами, обладали бы правом частной собственности и юридическим равноправием. Современный же либерализм, или не-олиберализм, поддерживает идеи экономического развития, информационного много-образия, демократического управления государством, защиты прав меньшинств и от-дельных граждан. Возможно, главным завоеванием классического либерализма стала десакрализация образа государства.
В исторической перспективе широкие слои населения начали воспринимать его не в качестве «пришельца с другой планеты», а как определенный сегмент рын-ка услуг с действующими на нем конкурирующими компаниями-партиями. Госу-дарство как субъект рынка потеряло, с одной стороны, прежнюю исключительность, а с другой, приобрело свойства, которые не позволяли его искусственно «опускать», вешая ярлыки «неэффективного» и обосновывая таким образом коррупционные схемы приватизации государственной собственности.
Главным критерием оценки любых политических событий нынешний либера-лизм называет прогресс в обеспечении прав человека на жизнь, личную свободу и собственность. Историческая эволюция либерализма заключалась в его понятийном перевооружении при неизменности исходных принципов. Так либеральная доктрина адаптировалась к новой исторической обстановке, становилась понятной людям из разных эпох и культур. Отметим, что по сравнению с классическим либерализмом, неолиберальная теория более конкретна, что объясняется ее возросшим участием в решении текущих проблем.
В международные отношения либеральные подходы стали постепенно вне-дряться в XIX в. Активнее других стран их использовала Англия. Для сохранения контроля над огромными колониальными владениями официальный Лондон опи-рался не столько на военную силу (она использовалась англичанами в качестве по-следнего аргумента), сколько на имидж своей страны как мирового лидера в науке, технике, экономике и торговле. Вопреки распространенному мнению, экономиче-ские отношения Лондона со своими колониями были вполне эквивалентными – рав-новесие обеспечивалось тем, что одна сторона активнее использовала качественные характеристики, а другая – количественные; этот баланс был нарушен лишь в сере-дине ХХ в., когда британская колониальная система распалась. Колониальную тра-дицию унаследовала современная практика глобальной торговли, в основу которой была положена испытанная Англией модель отношений лидера и аутсайдера. «Обескураживающая правда современного мира, – отмечал российский философ А. Панарин, – состоит в том, что сегодня на глобальном уровне именно Запад выступа-ет как референтная группа, которую вынуждена копировать «мировая провинция». Именно здесь источник глубочайших парадоксов современности, связанных с доб-ровольной зависимостью, добровольной эксплуатацией, добровольной капитуляци-ей» .
В практике международных отношений ХХ в. либеральная концепция находи-лась в тени доктрины политического реализма, хотя это и не означало ее полного устранения из политики, особенно во внешнеполитическом курсе США и Велико-британии, и в отношениях между западными странами после окончания Второй ми-ровой войны, в которых ее позиции нередко были даже решающими. То есть в ми-ровой политике ХХ в. не убеждения, а прагматическая оценка государственными деятелями ситуации в конкретном уголке мира и в конкретный временной промежу-ток определяла выбор оптимального подхода к решению проблемы.
По-настоящему ведущие позиции в международной политике новейшего вре-мени либеральная доктрина занимала только во втором и последнем десятилетиях ХХ в.
Крупнейшими политиками-практиками либерального толка были президенты США Вудро Вильсон (1913–1921) и Билл Клинтон (1993–2001). Их правление при-шлось, соответственно, на периоды после окончания Первой мировой и холодной войн. В обоих случаях США заполнили «вакуум силы», выступили гарантом после-военного мира и развития экономик многих европейских стран. Для укрепления своего влияния, в одном случае, в разрушенной Первой мировой войной Европе, а в другом, – ослабленной холодной войной Восточной Европе США нуждались не в насаждении атмосферы страха в рядах своих вчерашних оппонентов, а в образе миролюбивой и расположенной к бескорыстной помощи страны. Дж. Най опреде-лял эту политику понятием «мягкой мощи» , которая в итоге позволила США по-мочь прежде всего самим себе, не вызвав при этом сильного раздражения со сторо-ны третьих стран. Таким образом, в эти исторические периоды либеральная доктри-на лучше других способствовала укреплению американских позиций в мире, что и предопределило повышенный интерес к ней со стороны политических лидеров США. Посмотрим теперь подробнее на ее международный аспект.
Ведущими представителями современного либерализма, или неолиберализма, можно назвать американских ученых Дж. Ная, Р. Кеохэйна, С. Краснера, М. Дойля и др.
Как и концепция политического реализма, современная либеральная теория краеугольным камнем международных отношений называет человеческую природу. Но в отличие от реализма, называвшего человека агрессивным и неуправляемым, либеральная мысль отстаивает такие его качества, как миролюбие, приверженность идеалам сотрудничества, морали и взаимопомощи. Отсюда следует, что:
· Целью внешней политики государств является производство богатства на основе взаимовыгодного сотрудничества и поиска путей его расширения.
· Международные отношения не являются анархичными и неуправляемыми. Их можно и нужно регулировать, во-первых, с помощью международных договоров, а во-вторых, посредством учреждения специальных организаций, регулирующих межгосу-дарственные отношения.
· Современный мир так тесно взаимосвязан, что попытки какого-либо одного государства получить односторонние преимущества неминуемо влекут за собой разрушительные последствия для всех. Желание поживиться за чужой счет означает превышение издержек над дивидендами для любого государства, решившегося на нарушение международного права и баланса интересов.
· Государства сегодня не являются безусловными доминантами международ-ных отношений. Важную роль в мировых делах играют международные организа-ции, общественное мнение и бизнес.
· Война – это не объективная черта мировой политики, а беда человечества, которой необходимо противопоставить курс на всеобщее и полное разоружение, а также систему межгосударственных договоров и жесткие механизмы контроля над их выполнением.
· Военная сила – важный инструмент внешней политики государства, но его использование должно осуществляться только в целях самообороны и после полно-го исчерпания несиловых инструментов защиты национальных интересов.
· Важным условием международного мира является продвижение демокра-тии, ибо демократические страны предпочитают приумножать собственные богат-ства, а не тратить силы на борьбу друг против друга. Войны являются уделом лишь диктаторских режимов.
Следует отметить, что стараниям либеральных теоретиков, политиков и ди-пломатов обязаны некоторые важные перемены в международных отношениях ХХ в. Прежде всего речь идет о внедрении в международную жизнь норм права, кото-рые были направлены на регулирование отношений между государствами в перио-ды войн. Это – договоры о гуманном обращении с военнопленными, с гражданским населением в военное время, правилах ведения войны. Примерами таких соглаше-ний могут служить две Гаагские конвенции от 1899 и 1907 г., которые если и не предотвратили начало двух мировых войн, то несколько смягчили их последствия для мирного населения и жертв войны из числа военнослужащих.
Другой крупной победой либералов в XX в. явилось создание Лиги Наций (1919) и, особенно, ООН (1945), роль которой в современной мировой политике по-стоянно акцентируется ведущими государственными деятелями. Более свежим при-мером реализации либеральных идей является подписанный в г. Хельсинки (Фин-ляндия) в общей сложности 36-ю странами Заключительный акт СБСЕ (1975). Это соглашение поставило подписавшие его государства в правовые рамки как в плане межгосударственных отношений, так и в вопросах соблюдения основных прав че-ловека во внутренней жизни. В наше время наиболее ярким примером реализации либеральных принципов в межгосударственных отношениях является Европейский союз, который образовался в 1992 г. в результате подписания Маастрихтского дого-вора.
Крах коммунизма в Восточной Европе вызвал к жизни многочисленные версии будущего Европы и всего мира. Широкую известность приобрела концепция амери-канского неоконсервативного философа Ф. Фукуямы, изложенная в статье «Конец ис-тории» на страницах журнала «Foreign affairs» в 1992 г. Автор представил образ отда-ленного будущего, которое, по его словам, станет свидетелем глобального триумфа ли-беральных ценностей западного образца. Соответственно, должны будут угаснуть и сойти с исторической сцены все нелиберальные формы организации как социальной жизни, так и международных отношений.
Будущие события, однако, скорректировали прогноз американского философа. Ведь только в Восточной Европе и, отчасти, в СНГ изменения внутриполитической жизни пошли по либеральному пути, в то время как в большинстве стран третьего мира, вставших в 1990-е гг. на путь либерально-демократических реформ, наблюда-лись преимущественно формальные признаки демократии (вовлечение широких масс населения в выборный политический процесс, легитимация свободы средств массовой информации и пр.). Однако, так как подобные процессы, как правило, протекали на фоне социально-экономической депрессии общества и его резком имущественном расслоении, говорить о подлинной демократизации этих стран нельзя. «В подавляющем большинстве случаев, – отмечал В. Иноземцев, – развитие демократии идет в контексте общего модернизационного прогресса, охватывающего все стороны жизни общества. Говорить об укреплении демократии в стране, где экономика стагнирует, а проблемы безопасности постоянно обостряются, значит предаваться самообману» . Не менее сложно в странах третьего мира обстояло дело и с внедрением либеральных принципов в систему межгосударственных отношений, развивавшихся там, как известно, по чисто «классическим» сценариям.
Кроме того, экономический успех после окончания холодной войны автори-тарных Китая и России может представлять собой альтернативу либеральному раз-витию, что ставит под сомнение безусловность победы либеральной демократии. «Оказалось, – отмечал С. Караганов, – что соревнование не окончено, поскольку вместо проигравшего планового социалистического хозяйства появилась другая мо-дель, потенциально весьма привлекательная, особенно для стран бывшего «третьего мира», т. е. большинства человечества. Это модель авторитарного полудемократи-ческого капитализма – экономически эффективного и политически приемлемого» . Отметим, что весьма популярной авторитарная модель оказалась и в некоторых экономически развитых неевропейских странах, например в Сингапуре. Лидер этой процветающей страны Ли Кван Ю открыто заявлял о губительной роли либеральной демократии. По его мнению, «всеми проблемами своих городов Америка обязана демократии как таковой», и для их решения американцам «нужна авторитарная сис-тема наподобие нашей». Со временем и сам Фукуяма несколько пересмотрел свои взгляды. В 2006 г. в интервью западным СМИ он признал, что «многие трудности в США происходят от природы демократии», преодолеть которые можно достройкой либеральных основ общества «моральными установками досовременных ценно-стей» . Эта мысль Фукуямы осталась неизменной со времени своего первого раз-вернутого появления в книге «Доверие: социальная эффективность и создание про-цветания» (1995), изданной в России на русском языке в 2004 г. Следует отметить, что в ходе продолжительного обсуждения концепции Фукуямы наибольшую соли-дарность с ней выразили не либералы, а марксисты. Последним, оказавшимся после коллапса системы европейского социализма в теоретическом вакууме, идеи Фукуя-мы импонировали прежде всего своей определенностью.
Пойдет ли развивающаяся часть мира по пути укрепления авторитаризма или же в ней, в конце концов, возобладают либерально-демократические ценности, по-кажет время. Возможно, авторитарный этап является необходимой подготовкой пе-рехода к демократии. Об этом свидетельствует, например, опыт Южной Кореи и Тайваня, в прошлом авторитарных, а ныне вполне демократических стран.
Говоря о последних тенденциях в эволюции либеральной доктрины, следует обратить внимание на реплику в отношении одного из важнейших ее положений – роли государства в современных международных отношениях. Альтернативой представлению о снижении роли государств в международных делах является идея его возврата в мировую политику и экономику, но уже не в качестве нации-государства, а как «государства-цивилизации». Эту точку зрения поддерживает, на-пример, директор Российского института стратегических исследований Е. Кожокин, считающий, что государства усиливают свои позиции в мировых делах, тесно со-трудничая, помогая и фактически сливаясь с бизнесом и негосударственными орга-низациями своих стран.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Либеральные/неолиберальные концепции международных отношений» з дисципліни «Сучасні міжнародні відносини»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит вилученого капіталу
ЄВРОПЕЙСЬКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦІЇ ТА РОЗВИТКУ
Аудит збору на обов’язкове державне пенсійне страхування
АО "МММ" Історія, наслідки та реклама
Слово і його ознаки


Категорія: Сучасні міжнародні відносини | Додав: koljan (03.09.2013)
Переглядів: 1646 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП