ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Марксистка концепція історії –XIX століття

Последний этап второго периода развития естествознания
Он начинается сразу после совершения третьего великого естественнонаучного открытия XIX в. — создания дарвиновского учения (1859) и захватывает последнюю треть XIX в., точнее сказать время от 1860 до 1895 г. Для этого этапа характерно, во-первых, дальнейшее быстрое крушение остатков метафизического взгляда на природу и более глубокое проникновение диалектики стихийным путем во все области естествознания (за исключением самых элементарных его областей, трактующих о массе, пространстве и времени, а главное — о внутренней структуре атомов). Во-вторых, резкое обострение идеологической, прежде всего философской борьбы вокруг естественнонаучных воззрений, активизация всякого рода реакционных течений, в том числе увлечение ряда естествоиспытателей в 70-х годах XIX в. спиритизмом и т. п.
403

Вместе с тем именно с начала 60-х годов развертывается бурное развитие естествознания в России на основе общего экономического подъема страны после крестьянской реформы 1861 г. и в условиях мощного подъема освободительного движения. За короткий срок русские ученые выходят на передовой край мировой науки. Поэтому в целом темпы развития естествознания с этого момента значительно повысились, а фронт естественнонаучных исследований заметно расширился.
Назовем некоторые важные события, произошедшие в мировом естествознании, начиная в 1860 г. В 1860 г. произошли два важных события: первым из них был состоявшийся в Карлсруэ I Международный съезд химиков, на котором было принято разграничение понятий атома и молекулы как двух дискретных образований материи, составляющих две последовательные ступени в усложнении структуры материи. Этим был заложен краеугольный камень атомно-молекулярного учения («новой атомистики»), которое преодолевало ограниченность первоначальной формы атомистики, делившей материю (тела природы) непосредственно на атомы. «Новая атомистика, — писал Энгельс, — отличается от всех прежних тем, что она ... не утверждает, будто материя только дискретна, а признает, что дискретные части различных ступеней (атомы эфира, химические атомы, массы, небесные тела) являются различными узловыми точками, которые обусловливают различныекачественные формы существования всеобщей материи...» [20, с. 608,609].
Атомы и молекулы как раз и явились подобными узловыми точками в общей линии развития дискретных видов материи.
Вторым событием явилось создание в том же 1860 г. спектрального анализа Р. Бунзеном и Г. Кирхгоффом, заложившее основу астрофизики и явившееся первой стыковой, или промежуточной, наукой на грани между физикой и астрономией. Так, Энгельс ссылается на «установление спектральным анализом химического тождества мировой материи и существования таких раскаленных туманных масс, какие предполагал Кант» [20, с. 351]. Продолжая мысль, высказанную в § 2 этой главы, заметим, что астрономия по-прежнему оказывалась первой (в смысле наиболее развитой) областью естествознания, в которую проникали новые веяния, совершались принципиально новые открытия. Именно в ней впервые был осуществлен научный прогноз (Леверье, 1846 г.) и именно в ее области впервые возникла междисциплинарная научная отрасль.
В 1861 г. А. М. Бутлеров создает теорию химического строения органических соединений. В 1863 г. выходит в свет труд А. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в котором физиология человека излагается на материалистических основах, освобождается от того уклона в сторону кантианского агностицизма, который был характерен для воззрений Гельмгольца. К сожалению, труд Сеченова остался неизвестным Энгельсу. В 1869 г. Д. И. Мен-
404

делеев открывает периодический закон, который показывает, что диалектика перехода количества в качество «имеет силу не только для сложных тел, но и для самих химических элементов», поскольку «их качество обусловлено количеством их атомного веса» [20, с. 389]. При этом Энгельс подчеркивает, что Менделеев применял «бессознательно гегелевский закон о переходе количества в качество...» [20, с. 389]. Это как раз и означало, что диалектика проникала в современное Энгельсу естествознание только стихийным порядком, благодаря напору самих естественнонаучных открытий, но вовсе не потому, что естествоиспытатели стали мыслить диалектически.
В 70-х годах Д. Максвелл создает электромагнитную теорию света, а с 80-х годов начинает быстро развиваться электрохимия. В 1885—1887 гг. Сванте Аррениус создает теорию электролитической диссоциации, некоторые черты которой предвидел Энгельс. В эти же годы быстро развивается молекулярно-кинетическая теория газов и статистическая физика. В 1885 г. Энгельс писал: «С тех пор, как было достигнуто сжижение последних «истинных» газов, как было установлено, что тело может быть приведено в такое состояние, в котором капельножидкая и газообразная формы неразличимы, — агрегатные состояния потеряли последний остаток своего прежнего абсолютного характера. Когда кинетической теорией газов было установлено, что в совершенных газах квадраты скоростей, с которыми движутся отдельные газовые молекулы, обратно пропорциональны, при одинаковой температуре, молекулярному весу, — теплота тоже перешла прямо в разряд таких форм движения, которые поддаются измерению непосредственно как формы движения» [20, с. 13].
Энгельс называет также исследования Менделеева и Богуского, выполненные в 1875—1876 гг. и касавшиеся зависимости между объемом и давлением различных газов, взятых в различных условиях (см. [20, с. 93]).
Далее, касаясь изучения живой природы, Энгельс писал: «А с тех пор, как биологию стали разрабатывать в свете эволюционной теории, в области органической природы также начали исчезать одна за другой застывшие разграничительные линии классификации; с каждым днем множатся почти не поддающиеся классификации промежуточные звенья, более точное исследование перебрасывает организмы из одного класса в другой, и отличительные признаки, ставшие почти символом веры, теряют свое безусловное значение... Между тем именно эти, считавшиеся непримиримыми и неразрешимыми, полярные противоположности, эти насильственно фиксированные разграничительные линии и отличительные признаки классов и придавали современному теоретическому естествознанию его ограниченно-метафизический характер. Центральным пунктом диалектического понимания природы является уразумение того, что эти противоположности и различия, хотя и существуют в природе, но имеют только относительное
405

значение, и что, напротив, их воображаемая неподвижность и абсолютное значение привнесены в природу только нашей рефлексией» [20,с. 13,14].
Позднее Энгельс утверждал, что недостаточно признать диалектику на словах, в общей форме, а надо уметь проводить ее принципы конкретно, применительно к тому или иному конкретному явлению и к миру, который состоит не из готовых предметов, а представляет собой совокупность процессов. Эта «великая основная мысль со времени Гегеля до такой степени вошла в общее сознание, что едва ли кто-нибудь станет оспаривать ее в ее общем виде. Но одно дело признавать ее на словах, другое дело — применять ее в каждом отдельном случае и в каждой данной области исследования» [21, с. 302].
Вместе с тем в естествознании последней трети XIX в., особенно начиная с 70-х годов (т. е. после Парижской коммуны 1871 г., которая потрясла не только французскую, но и всю мировую буржуазию), резко усилился дух антирационализма. Проявлением этого может служить увлечение спиритизмом со стороны ряда крупных ученых того времени, среди которых были А. Р. Уоллес, У. Крукс, А. М. Бутлеров, И. К. Ф. Цельнер и др. В статье «Естествознание в мире духов» Энгельс дал резкую критику новых форм суеверия и мистицизма в науке, раскрыл причины их появления в естественных науках XIX в. Эмпиризм, который с глубочайшим презрением относится к теоретическому мышлению и приводит к оскудению мысли, является причиной того, что некоторые естественники стали проповедниками, как говорил Энгельс, «духовыстукивания и духовидения». Путь от естествознания к мистицизму, по его мнению, «не безудержное теоретизирование натурфилософов, а самая плоская эмпирия, презирающая всякую теорию и относящаяся с недоверием ко всякому мышлению» [20, с. 381].
В целях пропаганды мистицизма некоторые естествоиспытатели использовали ряд открытий математики и физики того времени, давая им неверную, иррационалистическую интерпретацию. Так, Энгельс обращает внимание на идеи немецкого астрофизика Цёльнера, бывшего вместе с тем одним из защитников спиритизма. Цельнер, выдвинув идею о необходимости для физического анализа природных явлений «четвертого измерения», истолковал эту идею в духе иррационализма. «Духи доказывают существование четвертого измерения, как и четвертое измерение свидетельствует о существовании духов... Вся математика и все естествознание прошлого оказываются только преддверием к математике четвертого и дальнейших измерений и к механике, физике, химии, физиологии духов, пребывающих в этих высших измерениях» [20, с. 381].
«Эмпирическое презрение к диалектике наказывается тем, что некоторые из самых трезвых эмпириков становятся жертвой самого дикого из всех суеверий — современного спиритизма» [20,
406

с. 382]. Таков вывод Энгельса из анализа мистических тенденций, проникших в сознание естественников конца XIX в.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Последний этап второго периода развития естествознания» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Економічні нормативи, що регулюють діяльність комерційного банку
СУЧАСНИЙ КЕЙНСІАНСЬКО-НЕОКЛАСИЧНИЙ СИНТЕЗ У ТЕОРІЇ ГРОШЕЙ
ЕКОНОМІЧНІ МЕЖІ КРЕДИТУ
Коперник и Птолемей
Послідовність аудиту нематеріальних активів


Категорія: Марксистка концепція історії –XIX століття | Додав: koljan (25.05.2013)
Переглядів: 504 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП