ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Історія науки

Александрийский этап
Считается, что третий этап развития античной науки, называемый также
эллинистическим (эллинским), начался с подчинения Александром
Македонским греческих полисов (примерно 330 г. до н.э.). Научным центром
становится новая столица Египта — Александрия, основанная Александром в 332 г.
до н.э. и названная его именем. За расширением границ империи
последовало оживление торговли, развитие ремесел, транспорта. В техническом
совершенствовании нуждались и производственная сфера, и военная. В военные
действия все чаще стали вовлекаться машины и механизмы. Впервые
«заказчиками» в проведении научных исследований становятся военные.
Вполне вероятно, что правители Македонии — Александр Великий и его
преемники Птолемеи — были первыми, осуществившими попытку
государственной организации и финансирования науки. В Александрии в начале
III в до н.э. был организован Александрийский музей — мусейон (от греч.
museion — храм муз), явившийся первым государственным
исследовательским институтом, музеем и библиотекой, где сосредоточились уникальные
памятники древней науки. Считалось, что в мире нет какого-либо более или
менее ценного произведения, оригинал или копия которого не хранились
бы в Александрийской библиотеке. По различным оценкам число книг в
Александрийской библиотеке доходило до 700000. Сотни грамотных рабов
ежедневно трудились над переписыванием свитков.
Судьба Александрийской библиотеки трагична. Первый существенный
урон библиотеке был нанесен в 47 г. до н.э. войсками Юлия Цезаря,
прибывшего в Александрию, чтобы вернуть Клеопатре египетский трон. Цезарь
приказал сжечь флот, стоящий в гавани. Начавшийся пожар охватил и
библиотеку. Часть библиотеки была взята римлянами в качестве военного трофея и
отправлена на корабле в Рим, но корабль на пути затонул. Полностью
библиотека была уничтожена арабами в VII в. во время взятия города
мусульманским халифом Омаром. По преданию, Омар сказал: «Если в этих книгах то
же, что в Коране, — они бесполезны; если не то же — они вредны».
Как научная школа Александрийский музей стал преемником Ликея
Аристотеля и на первых порах был связан с ним. Последний выдающийся
руководитель Ликея Стратон преподавал одновременно и в Афинах и в
Александрии. Вскоре Александрийский музей встал на самостоятельный
путь развития. Исследования, проводившиеся в Александрийском музее, не
имели той широты охвата, как у Аристотеля, но особенно интенсивно
изучались астрономия, оптика, механика и математика.
Наибольший вклад эллинистический век внес в математику и механику,
в развитие письменности. КIII в. до н.э. наряду с папирусом как писчий
материал начинает использоваться пергамент, представляющий собой
выделанную особым образом кожу телят или козлят. Название этого материала
происходит от малоазиатского полиса Пергама, являвшегося важным центром
античной культуры в эллинский период, где производство пергамента
получило широкое распространение. Листы пергамента сшивались в свитки.
Отдельный свиток стали называть «томос», что означало «отрезанная часть», то
34
2. Античная наука. Эпоха философии
есть часть рукописи, когда она не умещалась на
одном свитке. На пергаменте можно было писать с
обеих сторон, использовать его повторно, смыв
краску. Пергамент был много прочнее, чем
папирус, его можно было сгибать, не боясь сломать.
К концу эллинского периода античной науки
письменность входит в обыденную повседневную
жизнь античного мира. Для обучения письму
использовались деревянные дощечки, покрытые воском —
кодициллий (от слова «codex» — ствол дерева,
бревно). Термин «кодекс» как свод законов появился
позднее, а исходное значение этого слова —
деревянная книга. Римляне называли кодексом сшитые
тетради, составленные из листов пергамента.
Интересно происхождение и современного
термина «стиль», означающего литературный
почерк, систему выразительных приемов. Секретарь
Цицерона (106—43 гг. до н.э.) Тирон, писавший
под диктовку, изобрел стенографию. Буквы на
воске писались специальным острым грифелем,
называемым «стилос» или «стиль».
Противоположная тупая сторона грифеля использовалась для
стирания написанного.
С Александрийским этапом античной науки
связаны прежде всего имена Евклида (IV —
нач.III в. до н.э.), Архимеда (287—212 гг. до н.э.),
Эпикура (341—270 гг. до н.э.).
Евклид был крупнейшим математиком своего времени. О жизни
Евклида известно мало, но каждый школьник изучает его бессмертное творение —
геометрию, впервые изложенное как единое, целое учение в его
знаменитых «Началах». Современные учебники геометрии по сути дела
пересказывают «Начала». В английских школах до сих пор некоторые разделы
геометрии изучаются именно по «Началам».
Евклид был приглашен в Мусейон царем Египта Птолемеем I, основавшим
Александрийский музей. В Александрии Евклид работал с 310 г. по 280 г. до н.э.
Здесь он создал математическую школу и написал для учеников свой великий
труд. «Начала» состоят из 13 книг, каждая из которых построена по единой
логической схеме. Вся математическая система Евклида основана на пяти
аксиомах и пяти постулатах, принимаемых без доказательств. В их числе знаменитый
пятый постулат о параллельных прямых. Позднее к 13 книгам «Начал» было
добавлено еще две, написанные не Евклидом. В «Началах» обобщены и отражены
достижения всей математики того времени и многое из того, что отражено в
«Началах», принадлежит не самому Евклиду, а другим античным математикам, в
частности Евдоксу (408—355 гг. до н.э.) и Пифагору. Но созданный Евклидом
метод аксиом позволил изложить геометрию как единое, логически связанное
математическое учение, носящее его имя — «геометрия Евклида».
Архимед
2"
35
Раздел I. История науки в доклассический период
Влияние «Начал» испытали на себе практически все крупнейшие ученые
мира. А. Эйнштейн считал, что «Это произведение мысли дало человечеству
уверенность в себе».
Кроме «Начал» Евклид написал труды по теории музыки, астрономии,
оптике. Евклид считал математику совершеннейшей из наук, «чистой»
наукой. Однажды один из учеников Евклида спросил его о том, какова будет
польза от штудирования «Начал». В ответ Евклид приказал рабу: «Дай ему
три монеты, он ищет выгоды, а не знаний». По другой легенде Птолемей I,
начавший изучать математику, посчитал это занятие слишком сложным и
долгим делом и попросил у Евклида совета, как сделать изучение более
легким. Ответ Евклида «К геометрии нет царской дороги» стал крылатым
выражением о сложности математики.
Другим выдающимся ученым Александрийского этапа был Архимед,
живший во времена Пунических войн между Римом и Карфагеном за
господство на Средиземном море. Архимед родился в Сиракузах на острове
Сицилия. Он приходился родственником сиракузскому царю Гиерону II. Отец
Архимеда Фидий был математиком и астрономом. Он дал сыну хорошее
образование, ввел его в научный мир. В Александрии, где учился Архимед, в
то время работали ученики Евклида, в частности Эратосфен. Там, в
Александрии, Архимед познакомился с трудами Демокрита, Евдокса, Евклида.
Архимед прославился как механик и математик, поразивший не только
современников, но и потомков оригинальностью мышления,
изобретательностью. Вот лишь перечисление важнейших открытий, сделанных
Архимедом в области механики и математики.
Архимед показал, что площадь круга, радиусом г, лежит между величинами
у г2 и ~т2. Число — обозначают «тс» и называют «архимедовым». По теореме
Архимеда площадь круга равна площади прямоугольного треугольника с одним
катетом, равным R, а другим — равным длине окружности АВ (рис. 1.1).
Архимед доказал, что объемы цилиндра, шара и конуса, имеющих
одинаковую высоту и ширину, относятся как 3:2:1 соответственно. Архимед
считал установление этого соотношения своим крупнейшим достижением
и завещал изобразить сущность этой теоремы на своей могильной плите. По
этому изображению впоследствии, почти через 200 лет, Цицерон нашел
могилу Архимеда.
Архимед вывел закон о рычаге, определяющий зависимость между
грузами на концах рычага и плечами при равновесии. Предание гласит, что
восхищенный открытием этого закона Архимед воскликнул: «Дайте мне точку
опоры, и я сдвину Землю». Здесь, конечно, Архимед «погорячился».
Работая рычагом, можно выиграть в силе, но неизбежен проигрыш в расстоянии.
Поэтому даже если бы нашлись
рычаг и точка опоры, то для того,
чтобы сдвинуть Землю на один
сантиметр усилием руки, пришлось бы
затратить миллионы лет.
Архимед изобрел и построил винт
ДЛЯ ПОДНЯТИЯ ВОДЫ («архимедов чер- Рис. 1.1. Площадь круга по Архимеду.
36
2. Античная наука. Эпоха философии
вяк»). Такие механизмы можно встретить и сейчас при откачке засоренной воды,
когда невозможно использовать шланги.
Архимеду принадлежит и изобретение червячной передачи, широко
используемой в современной технике на передаче вращения (в редукторах).
Архимед нашел способ вычисления центра тяжести некоторых тел, что
особенно важно при определении устойчивости машин, кораблей и т.д.
Архимед установил закон о плавучести тел, носящий его имя, при этом
объяснение Архимеда этого сложного по сути закона было ясным и
понятным. Легендой стал и повод, приведший к открытию этого закона. Витру-
вий в своем сочинении «Об архитектуре» приводит следующий рассказ:
«Во время царствования Гиерона в Сиракузах этот царь, окончив благополучно одно
очень важное для него дело, возымел намерение принести в жертву богам одного
из храмов золотой венок. Царь заказал мастеру за большую цену сделать этот венок
и дал ему золото на вес. Мастер представил свою работу, которая очень
понравилась царю, и венок оказался по весу точно равным весу выданного золота. Однако
вскоре обнаружили, что мастер украл часть золота и добавил серебро. Царь был
сильно разгневан этим обманом, но не знал, каким способом уличить мастера в краже.
Он просил Архимеда постараться найти такой способ. Однажды Архимед, находясь
в ванне и размышляя об этом, случайно заметил, что по мере погружения его в
ванну, вода выступала через края. Это обстоятельство открыло Архимеду способ,
который он искал. Не медля, в чрезвычайной радости выбежал Архимед голый и,
направляясь к своему дому, кричал, что нашел то, чего искал. Он кричал по-гречески
«eureca eureca...» (эврика, эврика, что значит — «нашел, нашел»).
Рассказывают, что после этого открытия Архимед заказал сделать два куска
одинакового веса, равного весу венка, один кусок из золота, другой из серебра.
Сперва он погрузил в сосуд, наполненный водой, серебряный кусок, который по
мере погружения своего вытеснил некоторое количество воды, соразмерно своей
величине. Потом, вынув кусок серебра, Архимед налил в сосуд воды столько,
сколько из него вытекло. Наполнив его затем до краев и измерив количество воды,
вышедшее из сосуда, он узнал, какое количество воды соответствует куску серебра
известного веса. После этого он погрузил в сосуд, доверху наполненный водой, кусок
золота, вынул его, измерил количество воды, как прежде, и нашел, что кусок
золота вытеснил воды уже не столько и что количество ее было меньше на такую
величину, насколько меньше объем золотого куска против серебряного. Потом
Архимед опять наполнил водою сосуд и погрузил туда венок, который вытеснил больше
воды, нежели кусок золота такого же веса, как венок. Таким образом, рассуждая о
количестве вытесненной венком воды, Архимед узнал, что в золото было подмешано
серебро, и ясно показал обман мастера».
Витрувий не указывает ход вычислений Архимеда. Попробуйте сами
составить уравнение, определяющее количество украденного золота.
Свой закон по гидростатике о плавании тел Архимед изложил в
дошедшем до нас сочинении «О плавающих телах».
Архимед был величайшим изобретателем-механиком, причем многие
его изобретения использовались в военных целях. Во время второй Пуни-
37
Раздел I. История науки в доклассический период
ческой войны Архимед возглавлял
оборону Сиракуз, осаждаемых
римлянами. По легенде, описанной Лу-
кианом (род. ок. 125 г. до н.э.),
Архимеду удалось во время осады
Сиракуз при помощи зеркал зажечь
римские корабли, сфокусировав
излучение Солнца. По поводу
возможности зажечь корабли сфокуСИ- Архимед: «Дайте мне точку опоры, и я
сдвину Землю».
рованным солнечным излучением
возникли многочисленные споры. Последние эксперименты, проведенные
греческим физиком Саккосом в 1973 г., показывают, что в принципе
такая возможность существует.
Архимед построил для обороны Сиракуз метательные машины. Плутарх
указывает, что эти машины позволяли «в римлян сыпать стрелы и камни
весом в 10 талантов» (до 500 кг). Другие машины, как пишет Плутарх,
«захватывали суда, поднимали их в воздух и затем кормою погружали в воду».
Римляне в страхе обращались в бегство. «Что же, придется нам прекратить
войну против Геометра», — грустно шутил римский полководец Марцелл,
отводя войска и флот от стен Сиракуз. Ворота города открыло предательство.
Архимед был убит римским воином. Плутарх так описывает последние
минуты великого ученого:
«Архимед занимался рассмотрением какой-то геометрической фигуры,
напрягши ум, был так занят, что не слышал шума в городе вследствие занятия
его римскими войсками. Вдруг предстал перед ним воин и велел Архимеду
немедленно следовать за ним. Архимед не пожелал этого исполнить прежде,
нежели решит задачу, которой был занят. Воин в гневе обнажил меч и убил
Архимеда».
По легенде, Архимед сказал воину
тежей!». Архимед был погребен
Марцелл ом с большими почестями.
Отметим, что в трудах Архимеда,
может быть, впервые наука
использовалась для решения технических
задач. Изготовленный Архимедом
планетарий считался вершиной точной
механики. В качестве трофея он был
перенесен в Рим.
Последним крупным философом
эпохи эллинизма считается Эпикур. В
своем учении Эпикур на новом
уровне возрождает идеи атомизма
Демокрита. По его представлению
возможна случайность движения атомов, от-
перед смертью: «Не трогай моих чер-
38
2. Античная наука. Эпоха философии
клонение их траектории от прямой линии. На основе атомизма Эпикур
пытался объяснить не только природные явления, но и явления социальные и
психические. По Эпикуру, ощущения возникают вследствие потока частиц,
проникающих в органы чувств. Атомы, находясь в беспрерывном движении,
образуют все сущее. Так возникла и Земля, затем от нее отделилось небо,
Земля породила жизнь, а все, что не могло приспособиться к жизни на
Земле, умирало. Естественным путем на Земле возник животный и
растительный мир, а также человек.
Эпикур, как мы видим, не находил места божественному началу земной
жизни. Он считал, что боги находятся далеко, в межзвездном пространстве,
и в жизнь людей не вмешиваются. В последующие столетия понятие
«эпикуреец» было аналогично понятию «безбожник».
По Эпикуру, в познании мира истинными являются ощущения, но их
истолкование может быть ошибочным. Целью познания Эпикур считал
освобождение от страха перед богами и смертью. Это приводит к достижению
радостного состояния духа. Наиболее разумным для человека Эпикур
считал состояние покоя, атараксии, а не деятельность.
Знаменитую фразу Эпикура: «Смерть не имеет к нам никакого
отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не существует, а когда смерть
присутствует, тогда мы не существуем» — Л.Н. Толстой считал наиболее
сильным аргументом против страха смерти.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Александрийский этап» з дисципліни «Історія науки»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: МАРКЕТИНГОВЕ РОЗУМІННЯ ТОВАРУ
Модемні протоколи
ГРОШОВО-КРЕДИТНА ПОЛІТИКА УКРАЇНИ В ПЕРЕХІДНИЙ ПЕРІОД У СВІТЛІ МО...
Железнодорожный вагон
СУТНІСТЬ ВАЛЮТИ ТА ВАЛЮТНИХ ВІДНОСИН. КОНВЕРТОВАНІСТЬ ВАЛЮТИ


Категорія: Історія науки | Додав: koljan (18.05.2013)
Переглядів: 833 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП