ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія масової комунікації

Функциональный анализ СМИ
Функциональный подход к анализу социальных феноменов восходит ещё к Г. Спенсеру и Э. Дюркгейму. Однако наибольший вклад в разработку и распространение данного подхода внёс создатель структурного функционализма Т. Парсонс. После выхо-да в свет его основной работы «Структура социального действия» (конец 30-х гг. XX века) функционализм утвердился как доминирующая социологическая теория. Большой вклад в развитие структурного функционализма принадлежит также Р. Мертону, уточ-нившему некоторые его базовые понятия.
Несмотря на критику, влияние функционализма сохраняется и сегодня. В контек-сте структурного функционализма то или иное социальное явление анализируется с точ-ки зрения социальных функций — т.е., говоря словами Р. Мертона, «конструктивных социальных последствий», которые оно вызывает.
Мертон, развивая функциональную теорию Парсонса, ввёл понятия социальных функций и дисфункций — негативных последствий того или иного института или про-цесса. Кроме того, он ввёл различение явных и латентных (скрытых, неочевидных, не-преднамеренных) функций.
Анализ института СМИ с функциональной точки зрения приобрёл широкую попу-лярность как в западной, так и в отечественной науке.
Среди основных социальных функций СМИ можно выделить следующие:
■ интеграция общества, координация различных «частей» социальной системы и коммуникация между ними (например, между государством и гражданским обществом, производителями и потребителями);
■ воспроизводство культуры общества, базовых ценностей и норм;
■ участие в осуществлении социального контроля: СМИ отслеживают проблем-ные ситуации, привлекают внимание к социальным проблемам, конфликтам, нарушениям социального порядка и др.;


■ структурирование досуга и развлечение массовой аудитории;
■ информирование аудитории об основных событиях в жизни страны и мира;
■ продвижение товаров на рынок;
■ экономическая деятельность (СМИ являются отраслью экономики).
Перечисленные функции можно рассматривать как явные функции. Однако суще-ствуют и латентные функции. К латентным (скрытым) функциям СМИ можно отнести:
■ скрытое идеологическое воздействие: воспроизводство и укрепление тех идеа-лов и ценностей, которые способствуют сохранению и легитимации статус кво — на-пример, потребительской идеологии, националистических стереотипов и др.;
■ защита интересов и культурных ценностей тех или иных влиятельных групп и игнорирование, замалчивание точки зрения и проблем непривилегированных и дискри-минируемых групп и закрепление их ущемлённого положения;
■ навязывание одних культурных стандартов в ущерб другим, стандартизация и нивелирование культурного многообразия общества.
Наконец, вполне правомерно говорить и о дисфункциональных последствиях дея-тельности СМИ. Так, Р. Мертон (и не он один) отмечал превращение СМИ в своеобраз-ный наркотик, отвлекающий людей от реальных проблем. Многие исследователи отме-чали негативное воздействие сюжетов, связанных с демонстрацией насилия на телеви-дении. Непродуманная политика СМИ может приводить к росту социальной напряжён-ности и конфликтам (вспомним скандал с публикацией в датской газете карикатур на пророка Мохаммеда).
Для минимизации деструктивных последствий СМИ государство вводит опреде-лённые правовые ограничения, а журналистское сообщество вырабатывает этические кодексы, фиксируемые в документах профессиональных объединений. Однако излиш-ний контроль со стороны государства также

способен порождать дисфункции — в частности, ограничение доступа людей к не-обходимой информации, идеологический прессинг и т.д.
Социальные функции СМИ анализировались не только представителями структур-ного функционализма. Так, американский психолог и политолог, исследователь массо-вой коммуникации Г. Лассуэлл выделил три основные функции медиа: 1) обозре-ние окружающего мира — «медиа расширяют горизонты познания индивида»; 2) корре-ляция с социальной структурой и «ответственностью» общества, воздействия на него и его познание через механизм обратной связи 3) «трансмиссия», передача и воспроизвод-ство культуры обеспечение культурной преемственности. Эти функции средств массо-вой коммуникации были выделены Лассуэллом в 1948 году. Позже ряд других исследо-вателей выделяли такие функции, как развлекательная (К. Райт), мобилизационная (Д. Мак-Квейл), рациональная — информационная и иррациональная — манипулятивная, пропагандистская, рекламная (Р. Клосс) и др.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Функциональный анализ СМИ» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит обліку витрат на закладання і вирощування багаторічних наса...
ПЛАНУВАННЯ, СТАДІЇ ТА ПРОЦЕДУРИ АУДИТУ
ФОРМИ ФІНАНСУВАННЯ ПІДПРИЄМСТВ
Основні поняття електронної пошти, списки розсилки, телеконференц...
ТОВАРНА ПОЛІТИКА ПІДПРИЄМСТВА


Категорія: Соціологія масової комунікації | Додав: koljan (15.12.2012)
Переглядів: 1881 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП