ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Історія і теорія соціології

Мифология
Мифология сегодня воспринимается как главный синкретический многофункциональный феномен символической формы первобытной культуры. Данная раннеисторическая форма знания является мифологической космогонией, конструирующей иерархическую модель мира без разделения его па видимый и невидимый, реальный и идеальный. Мифолого-художс-ственное познание выражает мир через призму кровнородственных связей и понимает окружающую действительность как огромную родовую общину. Она предстает оживотворенной (гилозоизм) и одушевленной (анимизм), в конце концов, как антропо—- и зооморфическое единство природы и социума, ритуально-магическое единение отдельных групп людей с видами животных (тотемизм).
В мифах, с одной стороны, отражались магия1,.обряды, суеверия и т. п., а с другой — нравственные нормы, социальные опыт и память2. Эти представления о мире консервируются религией и составляют мисти-ко-религиозную картину мира, безраздельно господствующую в мифоло-го-художествснном сознании первобытного человека. Замкнутость мифологической системы подтверждалась циклическими изменениями в природе (синхронизация), обесценивающими историческое время (диахрония) и свидетельствующими о неизменности и повторяемости всего в мире.
1 Магия — это имитация явления, где связь между магическим действием, магическим заклинанием и искомым результатом представляется непосредственной. Ее позиция — принудительная, обусловливающая уверенность в практической эффективности магических действий с изображением, предметом, именем, если все сделано правильно.
- К сожалению, отечественные исследователи мифологии — Золотарев А. М., Кессиди Ф. X., Лосев А. Ф., Маковельскпй А. О , Токарев С. А., Шахнович М. И. и др., внеся большом вклад в изучение данной проблематики, допускали в атмосфере марксистской идеологизации односторонности, явные преувеличения и ложные ходы, связанные с приматом общественного бытия, формационного и классового подхода в объяснении духовного развития. Научные открытия и достижения в области мифологии, связанные с именами Д. Фрэзера (магия и ритуализм), Е Кассирера (логический символизм), К. Юнга (психологический символизм), Б. Малиновского (ритуалистичсский функционализм), К. Леви-Стросса (структурный анализ) и др., подвергались либо жесткой критике, либо отвергались. Сегодня эти достижения заслуживают глубокого освоения, адекватной интерпретации и более вдумчивой оценки.
21

Однако миф не является прямым обманом, хоть и представляет ценности в фантастической форме1. Являясь бессознательно-художественной переработкой действительности, он включен в язык реальной жизни. Социальная функция мифологии заключается в ее житейско-практическои эффективности, выражаемой в поддержании ритуально-магически ми средствами определенного природного и социального контроля и порядка (равновесия) в архаических (родовых) организациях общества. Мифологическое мышление функционирует на коллективно-бессознательном чувственном уровне (который включает символический характер воображения), оперирующем образами. Это уровень живого созерцания (дотеоретический) как исходного, утилитарного человеческого отношения к миру, взаимодействия с практически близкой сферой действительности.
Первобытное общество — это дописьменный этап культуры, для которого характерен приоритет поэтического перед повествовательным: символический язык придает мифу (правдивая речь) в основном художественно-поэтический, дидактический (героический эпос) характер. При этом миф опирается на основной метод — наблюдение и метафоризацию. Метафорический аспект мифологической символики нельзя полностью рационализировать, можно лишь перевести на другие, тоже образные, языки. Отсутствие письма обусловливает устно-слуховую — оральную организацию информации, которая поддерживается действующими людьми. Для закрепления и передачи накапливаемого знания используются устный язык и чувственно-наглядные средства' первые рисунки, затем живописные изображения, которые носят художественно-познавательное значение (поздний неолит). С развитием духовного мира первобытных людей стремление к передаче формирующихся общих понятий, мыслей приводит к появлению схематической, условной живописи и пиктографического письма (неолит), в котором нарастают символические элементы и одновременно повествовательная сложность изображаемого, передачи субъективной картины мира. Однако имеющие в них место образы и символы не являются «шифром трансцендентальности» и выражением теоретических сущностей бытия. Главным в первобытном искусстве, пиктографическом письме является обеспечение понимания смысла изображения для всех, независимо от языка. Иначе они теряют свой смысл и предназначение. Пиктография к гому же выражает мысль целиком и передача сложных, абстрактных понятий в ней затруднена.
В условиях первобытного общества распространение и усвоение внетео-ретического знания, мифолого-религиозного мировоззрения также вплетено в язык реальной жизни. Они осваиваются с принятием образа жизни, через овладение навыками и умениями практической деятельности, ин-1 тернализацию определенных норм, традиций и др., наконец, через вклю-' чение индивида в социальную практику после обрядов инициации уже как зрелой личности. Основным способом передачи и усвоения социальных
1 В понятие «миф» иногда включается политическая идеология. В этом случае оно получает негативную оценку, так как идеология открывает путь к манипулированию (пропаганде) сознанием идеями мифа.
22

опыта и памяти выступает научение как практическое общение учителя-практика и ученика, которое исторически и генетически предшествует специализированным формам распространения знания, именуемым образованием, пропагандой и т. п.
На рубеже IV—III тыс. до н. э. происходит переход от каменного века к веку металла. В благоприятных природных условиях Древнего Востока (Шу-меро-Вавилония, Египет, Индия, Китай) начинается разложение первобытного и зарождение раннеклассового общества с азиатским способом производства. Для него характерны патриархальный характер рабовладения, верховная собственность государства на землю (восточная деспотия), приоритет деревни над городом, личностное господство и подчинение соседской общине. В этих условиях происходит разделение труда, социальная дифференциация и развитие неравенства, образуются народности и государства, экономические, правовые, социально-политические и др. виды общественных отношений. В общественно-исторической практике и в процессе познания возрастает качество и роль аналитической деятельности, абстрактного мышления. Об этом свидетельствует появление идеографического письма, развитие в нем логограмм, отражающих смысловую (повествовательную) сторону языка и связанных со звучащим словом. Это привело к тому, что письменность отделяется от условной живописи и становится основным средством закрепления, передачи и переработки знания, требующим определенной интеллектуальной работы.
Появление письменности, позволяющей излагать мысли в повествовательной форме, создает принципиально новую ситуацию общения Изменяются информационные и коммуникационные возможности: формируется визуально-графическая организация информации фиксированными знаковыми системами
В III—II тыс до п. э. (эпоха бронзы) создаются новые социокультурные возможности для развития духовных способностей человека, расширяется сфера неутилитарного отношения к действительности — эстетического, этического, религиозного и др. В частности, письменный язык обособляется от племенных и местных диалектов. С помощью абстрактных и сложных понятий развиваются логические рассуждения, аналогии, отвлечения, сложные спекуляции, придающие знаниям определенную систему: появляется эзотерическое знание и создается порог его понимания. Для преодоления данных и других трудностей требуется определенная грамотность как результат длительной подготовки и занятий умственным трудом. Формируется система образования как специализированная форма создания и распространения информации учителем и усвоения се учеником через беседу, урок, текст, учебник, и т. п. Необходимость значительных материальных затрат на обучение и воспитание сосредотачивает образование в руках государства и его учреждений. Особую роль в духовной жизни стали играть военно-чиновничий аппарат (особенно писцы), сословие жрецов, представители искусства, владевшие грамотой, письмом и свободные от тяжелого физического труда. Храмы и писцовые школы становятся центрами Духовно-культурной деятельности.
23

Из первоначального синкретизма мифологии вычленяются искусство, политеистическая религия, которая обретает теологизированную оболочку и выступает как мистико-религиозные теокосмогонии. В них идея космоса (упорядочности) переносится с природы на государство. Бог, как творец мира, управляет им через своих избранных, располагающихся в строгой иерархии. Живым богом на земле является царь, фараон и им подобные, обладающие неограниченной властью над людьми и богатствами. Все остальные предназначены, терпя лишения, производить эти богатства и через посредство жрецов приносить жертвы богам. Нарушение данного установления неизбежно грозит разрушением мира. В мистико-религиозных теокосмогопиях ответы на мировоззренческие вопросы даны исходя из «божественной мудрости», носящей идеологическую окраску: освящение существующих политического строя и власти экономических и социальных отношений.
Теперь мифологическое сознание как «народное знание» становится тормозом на пути раннеклассовой государственности и должно быть заменено на новое, отвечающее формирующемуся образу жизни и картине мира. В результате государственно-религиозного влияния на народные массы формируется новый тип сознания — религиозный, ставший традиционным для доиндустриальной цивилизации И хотя он сам еще тонет в море суеверий, но разрушает мифологию: миф перестает быть самостоятельной формой сознания и подвергается теологизироваиному переосмыслению. В результате разрушается слитность индивидуального и родового (кол- ' лективпого) сознания.
Одновременно, положительное знание, которое систематизировалось и конкретизировалось вокруг мифов, создает гносеологическую предпосылку для возникновения рудиментарной, то есть зачаточной, науки. На рубеже II—I тыс. до н э. происходит обособление умственного труда от физического, появление досуга; выделяется определенная прослойка людей, еще не ученых, а скорее рассудительных, обладающих способностью к точному наблюдению, практической житейской мудростью, искусных в вопросах поэзии, религии, законодательства и т. п. Их усилиями начинает формироваться логико-рассудочное (словесно-знаковое) мышление и рациональное познание, относительно независимое от мифологии. Оно отличается от уровня живого созерцания тем, что в процессе познания используются методы наблюдения и феноменологической констатации явлений природы, фиксация элементов производства и быта, формы организации знания о них. В итоге длительных опытпо-наблюдательных усилий появляются знания о природе, производстве, механике медицине, астрономии, математике и др., имеющие прагматическую) полезность.
Все это свидетельствует о формировании первого уровня рационального познания — эмпирического, который обладает относительной самостоятельностью и не может считаться абсолютно зависимым от теоретических установок. Данный уровень выступает как промежуточный между уровнями живого созерцания и теоретическим. В нем пока отсутствуют логико-
24

рефлексивные процедуры, методы познания не возводятся в принципы миропонимания, а формирующееся рациональное знание не получает строгого оформления в виде теоретических положений, четко сформированных законов и принципов. Вместе с тем, на эмпирическом уровне (в отличие от живого созерцания) остраненно-объективнос понимание действительности, методы и формы опытно-аналитической деятельности начинают играть решающую роль. Само появление эмпирического знания является результатом и свидетельством усложнения духовного развития и дифференциации культурной жизни общества — зарождения узко специализированной научной сферы познания.
В I тыс. до п. э. (эпоха железа) духовное развитие, технологические потребности производства, беспрерывные войны, также связанные с удовлетворением настоятельных запросов технологического и духовно-идеологического порядка, стимулировали дальнейшее развитие рационального познания, логико-рефлексивных процедур, обусловливали увеличение их объема и углубление содержания. Совершенствование письменности рождает слоговое письмо, которое отвечает сложному уровню абстрактного мышления и становится глубоким инструментом передачи и закрепления мысли. Следующим шагом стало букйенно-звуковое письмо: им человечество пользуется по настоящее время. Данное письмо обеспечивает переход к прозе в изложении мысли, взглядов, без чего невозможны теоретические построения . В результате формируется качественно новый уровень рационального познания — теоретический — с его методами конструирования абстракций, освобожденных от конкретных условий существования объектов познания.
Таким образом, познавательная деятельность усложняется и включает все три уровня познания, которые при относительной самостоятельности оказывают влияние друг на друга: живое созерцание даст привычную информацию эмпирическому и теоретическому уровням, а результаты последних составляют основу для корректировки и расширения впетеорети-ческого знания о непосредственной данности. При этом эмпирический и теоретический уровни составляют новую сферу научно-теоретического познания. Формирование данной сферы свидетельствует о становлении авторитета «логоса» вначале как разумного слова, а затем разумной необходимости, управляющей миром.
В современной литературе общепризнанной точкой отсчета перехода от мифа к логосу, рациоанально-теоретическому уровню познания и знания, является зарождение философии, ставшей на долгие времена синонимом единой, нерасчлсненной науки. Философско-логизированпое осмысление мира связано с формированием системы общих методологических установок. Создающиеся при этом теории не только стремятся раскрыть сущность объектов, объяснить их, но и становятся мощным инструментом научно-теоретического познания, возводятся в принципы миропонимания. Формируется также рефлексия над самим процессом познания, направленная на выявление и сознательный контроль оснований, условий и средств духовного производства.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Мифология» з дисципліни «Історія і теорія соціології»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Вартість капіталу та інфляція
Мова HTML
Аудит збереження запасів
Пушка на Луне
Ознайомлення з об’єктом аудиту


Категорія: Історія і теорія соціології | Додав: koljan (02.12.2012)
Переглядів: 626 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП