ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ

Статистика






Онлайн всего: 33
Гостей: 33
Пользователей: 0



ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ
Ценностно-рациональное действие основано на сознательной вере в то, что наш поступок имеет эстетическую, этическую, религиозную или какую-либо иную ценность. Оно не должно быть ориентировано на успех или выгоду. Ценностно-рациональное действие бескорыстно. В самом деле, когда мы ставим цель, допустим, получение прибыли, то ожидаем достичь успеха. Но ценностно-рационально поступает только тот, кто, не считаясь с предвиденными последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, что требует от него долг, достоинство, красота, честь либо религиозные принципы.
Ценностно-рациональное действие — социальное действие, происходящее в тех случаях, когда человек искренне верит, что совершаемый поступок имеет какую-то моральную или религиозную ценность. Геройские поступки на войне являются ценностно-рациональным действием, потому что человек отдает свою жизнь на благо Родины, сам при этом не получая никакой выгоды. Его поступки бескорыстны, они определяются требованиями долга.

Ценностно-рациональное действие — это осознанная необходимость некоего поступка
Примером ценностно-рациональных действий выступают духовные практики и этические учения, являющиеся составной частью всех мировых религий. Обуздание низменных страстей ради высоких ценностей, преданность идеалам, своим родителям (сыновняя почтительность), своему сюзерену (рыцари и самураи), своей родине (патриотизм), своему Богу (монашество, подвижничество). Конфуцианство и кодекс бусидо — прекрасные примеры ценностно-рационального поведения, наиболее ярко воплощенные в образе жизни и поведении самураев.
Любое самоубийство можно считать примером ценностно-рационального поведения, поскольку человек уходит из жизни, когда рушатся ценностные основы его бытия — утрата любимого человека, веры в людей, потеря смысла жизни, одиночество, невозможность соблюсти этические принципы чести. Но точно так же и христианство накладывает на своих привержен-
898
цев запрет на самоубийство, исходя опять из ценностных соображений: Бог дал жизнь человеку и только он вправе распоряжаться ею; покушение на права Бога означает святотатство. Харакири — пример культурно обусловленного ценностно-рационального поступка, связанного с самоубийством. Дуэль — ритуализированное убийство или отмщение человеку, нанесшему личное оскорбление, ценностно-рациональное действие с максимально высоким уровнем риска самому быть убитым.
Защита слабых — стариков, женщин, детей, инвалидов, животных — тоже относится к ценностно-рациональному действию. Отец, защищающий
честь и достоинство своей семьи, также совершает ценностно-рациональное действие. Этого требуют его обязанности главы семейства и кодекс чести, такого поступка ожидают от него окружающие. Для ученых высшей ценностью выступает научная истина. К примеру, Джордано Бруно ради нее взошел на костер Инквизиции.
Уход в монастырь совершается в соответствии со своими взглядами, мировоззрением и высшими религиозными ценностями. Иногда люди уверяют, что видели соответствующий сон или слышали голос, указавший им дорогу к Богу. Монастырское послушание рассматривается при этом как подвиг и призвание.
К такого типа социальным действиям, кроме того, относятся: подвиг Матросова, донос Павлика Морозова на своего отца, самосожжение староверов, обряд обрезания у евреев, проявления антисемитизма, необходимость уступить место в общественном транспорте пожилым людям, акт спасения прохожим ребенка из горящего дома; принесение себя в жертву, посещение церкви невоцерквленными людьми, выход на субботник, помощь при задержании преступника, поддержка другого человека в трудную минуту.
Под ценностно-рациональным поведением понимается такое поведение, которое совершается индивидом под руководством каких-то общественно значимых и признанных им ценностей, идей, идеалов, верований. Например: что сейчас побуждает коммунистов проводить демонстрации? Вера в идеалы коммунизма. Что побуждало в 1991 г. сторонников демократии выходить на защиту Белого дома? Вера в идеалы демократии. При этом они прекрасно понимали, что могут пострадать, даже быть убитыми, и не думали о выгоде, которая наступит как результат их действий. Иначе говоря, выходили на демонстрации или баррикады ради каких-то ценностей или идеалов. Этим ценностно-рациональное поведение отличается от целерационального. Более того, совершая ценностно-рациональное действие, выходя на защиту Белого дома, люди противоречили своему же целерациональному поведению, цель которого — спасение своей жизни, избежание травмы или смерти.
Несовпадение, а то и противоречие нескольких типов социального действия, встречающихся у одного индивида, — распространенная ситуация. Подчиненный вспылил и нагрубил начальнику. Это эмоциональное действие. Оно явно противоречит целерациональному действию, ориентиро-
899
ванному на высокую зарплату и продвижение по службе. Вспыливший подчиненный уже не получит ни того, ни другого.
Вступление в коммунистическую партию в годы советской власти надо рассматривать как целерациональное действие, так как благодаря ему человек продвигался по служебной лестнице и получал иные социальные блага. Но вступление в компартию в 1990-е гг., когда она не пользовалась общественным расположением, являлось уже ценностно-рациональным поведением, поскольку никаких социальных выгод оно не несло.
Почему же человек совершает то, что противоречит его выгоде, интересу, прагматической цели? Видимо, причиной служит побудительная сила поступка. Если в данный момент эмоции чрезмерно велики, то человек
обязательно выскажет начальнику все, что он думает о нем, не обращая внимания на последствия. Если коммунистические или демократические идеалы для человека — самое главное в жизни, если чувство чести и человеческое достоинство составляют смысл жизни, то он не задумываясь о возможном риске встанет на их защиту. Если он этого не сделает, то, возможно, трусости он не простит себе никогда. Непрощенный поступок лишает нравственного комфорта всю жизнь человека, возможно, и самого смысла жизни. А это бывает поважнее не только денег, но иногда и самой жизни. По аналогии с иерархической теорией А. Маслоу можно интерпретировать теорию социального действия М. Вебера так: в данный момент поведением индивида руководит та побудительная сила или тот мотив, который оказывается самым актуальным либо в данный момент времени (действие, совершаемое в порыве чувств), либо самым важным на его шкале ценностей. Когда солдат заслоняет грудью от пуль своего командира — это не целерациональное поведение, так как такое действие не приносит ему никакой выгоды, но он верит в некоторые идеалы, которые побуждают его пойти на это. Это ценностно-рациональное действие. Оно совершалось потому, что у человека кроме выгоды присутствуют еще какие-то побудители действия. Не его инстинкты выживания, а совершенно осознанные общественно значимые ценности, идеалы.
Возможно, что человек — единственное существо, которое может поставить во главу угла выдуманные цели и идеалы, а не природные инстинкты и побуждения. Впрочем, смотря что понимать под природными побудителями. Алчность и страсть к наживе — социально приобретенное качество. Ни одно животное не станет тратить на эти ложные фетиши и крупицы своего времени. Но для чего человеку деньги? Они — средство добиться материального благополучия и социального комфорта. Стремление жить сытнее, богаче, со всеми удобствами, доставляя себе радость и избегая неудобств, — это не что иное, как гедонизм, стремление к удовольствию. А разве это не врожденная черта?
Когда рыцарь жертвует жизнью ради дамы, он совершает не целерациональное действие. Им руководит некий кодекс чести или этикет достойного человека. Это — ценностно-рациональное поведение.
Мы можем привести бесчисленные примеры ценностно-рационального действия даже в деловой сфере, которая считается меккой целерационал ь-
900
ных поступков и голого прагматизма. Например, бизнесмен совершает сделку, веря партнеру на слово, не требуя никаких расписок. При этом партнеры руководствуются некоторым набором ценностей, выраженным в неписаном кодексе чести, этических правилах. Вы даете деньги в долг своим друзьям без всяких расписок, хотя это — та же самая сделка, относимая к области целерационального действия. Но вы переводите его в плоскость ценностно-рационального поведения.
Ценностно-рациональное действие — это предательство, измена, нравственные поступки, безнравственные поступки, долг чести. Написать диссертацию другу, исходя из нравственного долга дружбы, значит совершить ценностно-рациональное действие. То же самое касается стремления не потерять свое лицо, поддержать репутацию или доброе имя. Один из способов сохранения лица — соблюдение известных межличностных ритуалов. Э. Гоффман различает два вида таких ритуалов: ритуалы уклонения (т.е. формы почтения и уважения, которые вынуждают говорящего держать дистанцию) и ритуалы предъявления (т.е. действия, посредством которых индивид дает специфические характеристики партнерам, содержащие информацию о его отношении к ним). Еше одним способом сохранения лица (презентации личности) является материальная поддержка социальных учреждений и институтов, нуждающихся в помощи. Речь идет о благотворительности и филантропии.
В общем и целом можно провести следующее разграничение в типах действия: поведение в рамках этики относится к ценностно-рациональному действию, поведение в рамках этикета — к традиционному. Вот почему заступиться за женщину в толпе хулиганов — ценностно-рациональный поступок, а подать женщине руку при выходе из автобуса значит совершить всего лишь традиционное действие, требующее соблюдения принятых в обществе норм и правил.

Смотреть онлайн ВАРКРАФТ WARCRAFT на 720Cinema.ru

Смотреть онлайн Люди Икс – Апокалипсис на 720Cinema.ru

Смотреть онлайн Звездные войны 7 на 720Cinema.ru

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит обліку витрат на формування основного стада
ФОРМИ, ВИДИ ТА ФУНКЦІЇ КРЕДИТУ
Поняття та види цінних паперів
ФОРМИ ФІНАНСУВАННЯ ПІДПРИЄМСТВ
Світ тісний. Снігопади, що пройшли цієї зими по всій країні, знов...


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (06.12.2012)
Переглядів: 4049 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП