ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія для юристів

Ролевое поведение
Поведение человека в соответствии с социальной ролью делает его поступки предсказуемыми, что упорядочивает общест венные отношения. Наиболее предсказуемо поведение в случае статусной и ролевой идентификации, т.е. когда имеет место чисто (или преимущественно) ролевое поведение.
Чисто ролевое поведение — модель поведения, основывающегося только на статусных и ролевых предписаниях, на которую не влияют личностные особенности субъекта или особенности ситуации.
Конечно, реальное поведение людей чаще всего не сводите* к чисто ролевому, оно значительно богаче. Во-первых, человек одновременно исполняет несколько ролей. Вступая в самые различные взаимоотношения (дополнения, отрицания и т. д.) между собой, они порождают многоцветиость, мозаичность поведения. Во-вторых, характер исполнения роли зависит от групповых и личностных особенностей. Один преподаватель делае' поблажки студентам на экзамене, другой — нет, старый препо даватель ведет себя иначе, чем молодой. Все они исполняю* одну роль, но по-разному. В-третьих, исполнение роли завией от обстоятельств, времени и места. Начальник ведет себя по
154
дному в рабочее и внерабочее время, на юбилее сотрудника, : переставая быть начальником. Поэтому чисто ролевое пове-иие со стороны нередко выглядит явно неадекватным (выше
примеры поведения чиновника и учительницы). Но все же чисто ролевое поведение людей имеет место. Оно быть как добровольным (осознанным), так и вынужден-,ш (навязанным). Человек может сознательно надеть маску алагура, неподкупного чиновника, неприступной красавицы), какие-то свои цели. Эта маска в необходимых случаях жет сбрасываться, а может со временем произойти полная щентификация с ней.
Чаще всего идентификация с ролью происходит неосознан-о, исподволь. В наибольшей мере это характерно для профес-иональных ролей. Длительное и добросовестное исполнение [рофессиональной роли не только вырабатывает стойкий сте-отип поведения, но и может влиять на свойства личности, ее мировосприятие и образ жизни. В этом случае говорят о профессиональной деформации личности.
Такая деформация может проявляться в разных формах. Например, многие сотрудники исправительных учреждений усваивают манеру поведения, жаргон и фольклор осужденных, т.е. rex, кого они призваны исправлять и перевоспитывать; при этом >ни достаточно легко вступают в недозволенные контакты с :ужденными, что ведет к должностным проступкам. Другие отрудники, напротив, не вступают ни в какие контакты с пре-тупниками, относятся к ним как к отбросам общества, недо-1еловекам. Они проявляют чрезмерную жестокость, считают опустимым рукоприкладство, т.е. опять же допускают должностные нарушения.
Поэтому для органов внутренних дел актуальна проблема со-иальной и психологической реабилитации самих сотрудников, этих целях во многих подразделениях вводятся штатные йлжности психологов, разрабатываются специальные программы реабилитации.
Чисто ролевое добровольное поведение, о котором сказано ыще, не навязано личности извне и во многом является резуль-ее свободного выбора. Такое поведение при всех издерж-и деформациях обычно не приводит к нарушению нравст-Венных основ личности.
Но бывают случаи, когда чисто ролевое поведение навязыва-личности извне в результате давления группы или социаль-
155
ных обстоятельств. Например, в местах лишения свободы, в та-кой социальной группе, как сообщество осужденных, варианты поведения ее членов практически полностью заданы сущест-вующими групповыми нормами. Положение личности в такой группе, отношение к ней и ее оценка определяются главным образом не личностными качествами, а групповым статусом. И ее-ли еще представители «элиты» воспринимаются «массами» как личности, то индивиды, входящие в нижние слои, воспринимаются безличностно, их характеристика полностью исчерпывается приписываемым статусом. Здесь происходит как бы «овеществление» личности, ее деперсонификация, человек воспринимается как объект. Тем самым личность исключается из сферы действия механизмов, блокирующих внутригрупповую агрессию. Например, доносительство является одним из самых грубых нарушений норм сообщества. Но в отношении низкостатусных осужденных этот запрет не действует: «опущенного» не зазорно «подставить» администрации, свалить на него вину за какое-либо нарушение. И социальное клеймение (присвоение обидных кличек) имеет целью затруднить восприятие «клейменого» как человека.
Известный советский психолог А.Н. Леонтьев (1903—1979) идею прямого сведения личности к совокупности исполняемых ею ролей называл одной из самых чудовищных. Но чудовищность положения в том и состоит, что изучение межличностных отношений в сообществе осужденных подтверждает факт их ролевого поведения.
Чисто ролевое вынужденное поведение возможно не только у осужденных и не только в местах лишения свободы. Это показали эксперименты американского психолога Ф. Зимбардо.
Для эксперимента были отобраны студенты-добровольцы с хорошим здоровьем, высокими интеллектуальными и нравственными качествами, которые по жребию разделились на «тюремщиков» и «заключенных». Тюремщики не получали подробных инструкций, им просто сказали, что к поддержанию порядка среди заключенных надо подходить серьезно. Заключенным надели наручники, подвергли унизительному досмотру и поместили в камеры.
В первый день атмосфера была сравнительно дружеской. № второй день «зеки» предприняли попытку бунта: забаррикадировали дверь, оскорбляли охрану и т. п. Тюремщики жестоко усмирили бунт, что их сплотило, а заключенных разобщило. Игра
156
ршла всерьез. Заключенные себя чувствовали униженными, а ремщики наслаждались властью: беспричинно надевали на-чники, швыряли пищу в лицо и т. д. На шестой день экспе-мент пришлось прекратить. Участники были в шоке, никто не нимал, как это могло произойти с ними, порядочными и не-«ссивными людьми.
Ф. Зимбардо сделал вывод, что индивидуальное поведение раздо более зависит от внешних социальных сил и условий, м от таких расплывчатых понятий, как черты личности, харак-:р или сила воли, существование которых, как он говорит, психологически не доказано». Фактически большинство людей Ьжно заставить делать все, что угодно, если только их подвергать социальному или психологическому давлению (власти, ав-^ритета, социальной роли и т. д.). Социальное давление имеет кдетвием деиндивидуализацию личности.
Сходные результаты были получены и в экспериментах аме-Йканского исследователя С. Милгрэма. Два человека приходят лабораторию якобы для исследования памяти и внимания. Од-рму дается роль «учителя», другому — «ученика» (на самом де-ученик» является подставным лицом, актером, но «учитель» гот не знает). Ученика привязывают к креслу и проводами одсоединяют» к макету генератора со шкалой до 450 вольт. За ,ую ошибку ученик должен получать разряд нарастающей лы. При 120 В ученик начинал жаловаться, при 150 требовал екратить эксперимент, после 280 он отчаянно кричал. Однако спериментатор настаивал на продолжении. Учитель, чтобы от-заться от навязанной роли, должен ослушаться эксперимента-ра, выйти из-под его власти.
Суть эксперимента состояла в том, чтобы выяснить, до каких еделов может дойти испытуемый — учитель, причиняя боль рртве — ученику, откажется ли он (и на каком рубеже) подчи-;ться власти экспериментатора.
Перед началом эксперимента почти все испытуемые сказали, они не смогут причинить боль ученику. Лишь немногие потали, что смогут выйти за пределы 180 В. Таким они предска-ЗЫвали и поведение остальных испытуемых: они также откажутся подчиняться экспериментатору.
I На самом деле две трети испытуемых—«учителей» экспери-жнтатора не ослушались и продолжали опыт, несмотря на фтрадания» ученика. Этот эксперимент проводился во многих (ранах. Например, в Мюнхене среди испытуемых таких по-
157
слушных учителей оказалось почти 85%. Но когда испытуемые должны были сами выбирать силу разряда, почти все ограничивались минимальным уровнем. В то же время в одном из опытов, когда кнопку нажимал другой, а испытуемый—учитель только диктовал условия, около 90% продолжали опыт до самого максимального значения.
В этих опытах человек, по словам С. Милгрэма, «низведен до уровня агента»: считая себя простым исполнителем, он не чувствует моральной ответственности за последствия своих действий. Поэтому самые бесчеловечные деяния, совершенные по приказу, с точки -зрения субъекта могут выглядеть совершенно невинными.
Поведение нарушителей, приближающееся к чисто ролевому, характерно для преступлений, совершаемых в группе. Нарушитель в группе (шайке) свои действия подчиняет тому, чтобы оправдать социальные ожидания (экспектации) подельников и даже превзойти их: герой играет свою роль в присутствии заинтересованных зрителей. Члены хулиганствующих групп подростков, совершающих акты вандализма в транспорте, • ведут себя в том же транспорте совершенно по-другому, когда они одни.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Ролевое поведение» з дисципліни «Соціологія для юристів»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Технічні засоби для об’єднання локальних мереж: мости, комутатори...
Інвестиційний процес у державі з ринковою економікою
Аудит загальновиробничих витрат
АУДИТОРСЬКИЙ РИЗИК ТА АУДИТОРСЬКІ ДОКАЗИ. СУТТЄВІСТЬ ПОМИЛОК
Інвестиції у виробничі фонди


Категорія: Соціологія для юристів | Додав: koljan (28.11.2012)
Переглядів: 1234 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП