ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія для юристів

Институты контроля и санкции
Субъектами социального контроля, как мы уже знаем, являются социальные институты и агенты (индивиды). К институтам формального контроля относятся субъекты, контролирующие соблюдение формальных норм (государственные учреждения и организации, политические партии). Институты неформального контроля — община, семья, дворовая компания.
Не следует отождествлять характер контроля с его эффективностью: очень часто неформальный контроль значительно эффективнее формального. Например, несмотря на все усилия государства, во время известной антиалкогольной кампании в нашей стране миллионы людей нарушали запрет на самогонова-
124
Ьение. И в то же время миллионы людей (в том числе неверующих) без всякого принуждения соблюдают религиозные обряды И ритуалы.
В уголовном праве существует принцип «экономии репрессии». В области социального контроля и регулирования есть принцип экономии права: правовой контроль должен применяться там и тогда, где и когда не срабатывают другие формы контроля. Как уже сказано выше, право (особенно уголовное) является эффективным, но очень острым инструментом, да к тому же весьма дорогим: для контроля за соблюдением правовых запретов необходим специальный аппарат. (Об отрицательных последствиях этого сказано в гл. 10)
Неформальный контроль значительно дешевле. Можно принять закон, детально регламентировать условия деятельности и !равила игры, например, в такой близкой каждому россиянину
ре, как реклама. И аппарат, получающий заработную плату из бюджета, будет контролировать соблюдение правил и применять санкции к нарушителям. Но правила игры в рекламном бизнесе могут регулироваться и самими участниками рынка, самим сообществом рекламопроизводителей. Сообщество может установить определенные этические нормы и принципы поведения своих членов (кодекс чести). Несоблюдающие эти правила исключаются из сообщества, и это страшнее любых предупреждений и штрафов, которые могут налагать государственные чиновники.
Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое формируется на основе традиций и обычаев. В настоящее время в формировании общественного мнения ключевую роль играют средства массовой информации.
Общественное мнение — совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством членов какой- либо социальной группы или общества в целом.
Оно есть в производственном коллективе, небольшом поселке, у социального класса, этнической группы и общества в целом. Воздействие общественного мнения, пожалуй, самое сильное. Например, осуждение общественным мнением в России проекта переброски северных рек в конце 80-х годов. Против государственной машины, огромного числа научных институтов,
125
получающих от проекта денежные средства, и чиновников, распределявших эти средства, вначале выступила небольшая группа интеллигенции. Затем, после поддержки телевидения и прессы, осуждение переросло в широкое общественное движение. Мнение большинства изменилось, а затем было принято государственное решение о приостановлении финансирования проекта.
Социология очень широко изучает общественное мнение. Анкетные опросы и интервью направлены прежде всего на его изучение. Социологию иногда даже отождествляют, и неправильно, с изучением общественного мнения.
Его исследуют двумя способами:
• опрашивают типичных граждан, а затем обобщают статистические данные;
• опрашивают не типичных, а самых активных. Их называют лидерами общественного мнения.
В России одной из главных форм организации социальной жизни была община. Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, способы ухаживания, методы разрешения спора и конфликта, выбор имени новорожденного и многое другое. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплеталась религия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами (например, бракосочетания, рождения ребенка, достижения зрелости, обручения, уборки урожая), воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости.
Неформальный контроль могут выполнять также родственники, друзья и знакомые — агенты неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует говорить о ней как о важнейшем институте социального контроля.
Нетрудно .заметить сходство двух процессов в обществе — социализации и контроля. Субъектами воздействия в том и другом случае выступают агенты и социальные институты.
Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти. Исторически он возник позже неформального — в период зарождения сложных об-
1цеств и государств, в частности, древневосточных империй. Хотя, несомненно, его предшественников без труда можно обна->ужить и в более ранний период — в так называемых вождест-ix, где уже обозначилась стабильная система санкций, офици-[ьно применяемых к нарушителям, например, лишение жизни, ргнание из племени, а также всевозможные виды вознагражце-[й (почестей).
В современном обществе значение формального контроля сильно возросло. Почему? В сложном обществе, особенно в многомиллионной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность. Его осуществляют специальные люди — агенты формального контроля. Это специально обученные лица, получающие заработную плату за выполнение контрольных функций. Они — носители особых социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных работников, специальных должностных лиц церкви т. д.
| Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль все более выступает в институциональной форме.
Формальный контроль рсуществляют такие институты современного общества, как суд, школа, армия, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует с помощью экзаменационных оценок, правительство — системы налогообложения и социальной помощи населению, государство — полиции, секретной службы, государственных каналов радио и телевидения.
Основным инструментом, который применяют агенты и институты социального контроля, являются санкции.
Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.
Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата (рис. 7.1).
Формальные позитивные санкции'{Ф+) — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот,
126
127
допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).
Позитивные
Негативные
ф+ ф-
н+ н-
Формальные Неформальные
Рис. 7.1. Четыре типа санкций
Неформальные позитивные санкции (Н+) — одобрение, исходящее не от официальных организаций: дружеская похвала, комплимент, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, почет, лестный отзыв, улыбка.
Формальные негативные санкции (Ф-) — наказания, предусмотренные законами, правительственными постановлениями, инструкциями, уставами: арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.
Неформальные негативные санкции (Н-) — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: насмешка, издевка, злая шутка, унизительная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, недоброжелательный отзыв.
Итак, социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди и социальные группы на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми.
«Соблюдение норм, как и знание санкций, делает наше поведение предсказуемым.
Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление — тюремное заключение. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает не только норму, но и следующую за ним санкцию.
Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое-Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она становится лозунгом, призывом, воззванием. Хотя
128
шозунг и способен влиять (и весьма существенно) на поведение мюдей, но норма-лозунг не является элементом социального контроля.
По степени интенсивности санкции бывают строгими, или жесткими, и нестрогими, или мягкими.
С характером санкций и применяющих их институтов связаны методы социального контроля.
Социальный контроль в зависимости от строгости применяемых санкций подразделяется на жесткий и мягкий, в зависимости от применяющего их института — на прямой и косвенный.
Как правило, институт, устанавливающий нормы, контролирует и их соблюдение. Это прямой контроль (государство контролирует соблюдение правовых норм, дворовая компания — групповых).
Но одной из особенностей социального контроля (и одним из важных условий его эффективности) является то, что соблюдение одной и той же нормы может контролироваться разными Институтами. Когда один институт социального контроля контролирует соблюдение нормы, установленной другим институтом —это косвенный контроль. При таком контроле применяются санкции, характерные для данного контролирующего института. Например, успеваемость учащихся контролирует и школа, и семья. За плохую учебу в школе ставят двойку (прямой контроль), в семье ребенку могут запретить играть на компьютере (косвенный контроль). Если говорить о сравнительной эффективности прямого и косвенного контроля, то, как и в отношении формального и неформального контроля, в общем плане это определить невозможно: в одних случаях эффективнее прямой, в Других — косвенный.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Институты контроля и санкции» з дисципліни «Соціологія для юристів»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит збору на обов’язкове державне пенсійне страхування
СТАДІЇ ТА ЗАКОНОМІРНОСТІ РУХУ КРЕДИТУ. ПРИНЦИПИ КРЕДИТУВАННЯ
Розвиток телекомунікаційних мереж
РОЛЬ ТЕХНІЧНОЇ ЕСТЕТИКИ ТА ЕРГОНОМІКИ В ПІДВИЩЕННІ КОНКУРЕНТОСПРО...
Держава як суб’єкт інвестування


Категорія: Соціологія для юристів | Додав: koljan (28.11.2012)
Переглядів: 1199 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП