ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економіка громадського та державного сектору » Економіка соціальної сфери

Дополнительное образование
Система дополнительного образования включает образовательные программы и услуги, реализуемые в организациях общего и профессионального образования за пределами их основных образовательных программ и в специализированных организациях дополнительного образования, таких, как учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, дома детского творчества и т.д. К системе дополнительного образования относится также индивидуальная педагогическая деятельность (репетиторство, частные уроки и т.п.). В 2000 г. в России работало 8,6 тыс. учреждений дополнительного образования детей, в которых обучались 7,6 млн. человек. Более 1,1 млн. человек прошли обучение в 1350 учреждениях и структурных подразделениях высших и средних специальных учебных заведений, реализующих дополнительные образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.
Существующее организационно-экономическое устройство российской системы образования характеризуется следующими основными проблемами:
1) размеры государственного финансирования образования, значительно сократившиеся в 1990-е гг., недостаточны для реализации конституционных прав граждан на получение образования;
2) происходит неконтролируемое государством замещение бесплатных образовательных услуг платными и вследствие этого ухудшение доступности качественного образования для низкодоходных групп населения;
3) организация государственного управления и финансирования образования не стимулирует образовательные организации к эффективному использованию бюджетных средств и не обеспечивает соответствия поддерживаемой государством образовательной деятельности актуальным и перспективным потребностям рынка труда и потребностям модернизации российского общества.
Расходы государства на образование в 1990-е гг. сократились, по минимальной оценке, не менее чем в два раза в реальном выражении (см. табл. 3.3). Как следствие, образовательные организации перекладывают расходы на учащихся. По оценкам Центра образовательной политики ГУ ВШЭ, расходы семей и юридических лиц на финансирование общего среднего образования, получение которого является согласно Конституции бесплатным, составили в 1998 г. 21% общего объема средств, поступивших в систему общего среднего образования (см. табл. 3.4). В системе высшего профессионального образования масштабы негосударственного финансирования были более значительными, составив примерно 38% общего объема поступивших бюджетных и внебюджетных средств (см. табл. 3.5). Развитию платных образовательных услуг (платных курсов, репетиторства) способствовало также усиление разрыва между требованиями к уровню знаний, достаточному для успешного и даже отличного окончания школы, и требованиями к уровню знаний абитуриентов, предъявляемыми высшими учебными заведениями.
Таблица 3.3
Расходы государства на образование, %

Год Доля бюджетных расходов на образование в ВВП Индекс бюджетных расходов на образование в реальном выражении
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000 3,6
3,6
4,1
4,5
3,7
3,9
4,4
3,6
3,2
3,1 100
79
80
76
56
58
64
52
49
52

Источник: рассчитано по данным Госкомстата России с использованием индексов-дефляторов ВВП, публиковавшихся по истечении соответствующего года.

Таблица 3.4
Финансирование общего среднего образования в 2000 г.

Источники финансирования Млрд. руб.
Бюджетные ассигнования
Средства семей на покрытие текущих расходов школ
Средства семей на оплату репетиторов (без учета подготовки в вузы)
Платные услуги школ
Средства предприятий
Спонсорские средства
Прочие поступления
ВСЕГО 107,9
12,8
12,3
0,3
5,0
3,0
0,2
141,3

Источник: данные Центра образовательной политики ГУ ВШЭ.

Таблица 3.5
Финансирование высшего профессионального образования в 2000 г.

Источники финансирования Млрд. руб.
Бюджетные ассигнования
Платное обучение за счет средств предприятий
Платное обучение за счет средств семей
Платные образовательные услуги (дополнительные)
Платные услуги за пределами образовательного процесса
Аренда и иное коммерческое использование основных фондов
Спонсорские средства и помощь из местных бюджетов
ВСЕГО 24,4
6,8
12,7
19,5
0,3
1,7
0,6
66,0

Источник: данные Центра образовательной политики ГУ ВШЭ.

Стремление стабилизировать финансовое положение организаций профессионального образования обусловило развитие в них системы платного обучения. На условиях полного возмещения затрат в государственных вузах России в 2000 г. обучалось 1472,2 тыс. студентов, или 34% численности всех студентов (в 1995 г. – 9%). В 2000 г. прием студентов в вузы на платной основе достиг 44% общего приема. Сумма средств, полученных в 2000 г. вузами от студентов, обучающихся за плату, оценивается в размере 24,7 млрд. руб., в то время как размеры государственного финансирования высшего образования составили 19,5 млрд. руб.
Вследствие коммерциализации деятельности образовательных организаций усиливается неравенство возможностей различных слоев населения получить качественное образование.
В начале 1990-х гг. была предпринята попытка внедрения новых механизмов государственного финансирования образовательной деятельности и хозяйствования образовательных учреждений. Согласно закону "Об образовании", принятому в 1992 г., сметное финансирование образовательных учреждений заменялось финансированием на основе нормативов, определяемых в расчете на одного обучающегося по каждым виду, типу и категории образовательного учреждения (то есть подушевым финансированием). Учреждения общего образования должны были получать бюджетные средства в расчете на фактическое число учащихся. Учреждения профессионального образования – на количество студентов, определяемых заданиями (контрольными цифрами) по приему на бесплатное обучение. Государственным и муниципальным учреждениям предоставлялась самостоятельность в распоряжении бюджетными ассигнованиями и средствами, поступающими из иных источников.
На практике этими правами пользовались преимущественно учреждения профессионального образования. Подавляющее большинство школ, как и в советское время, оставались в полной административной зависимости от муниципальных органов образования. Все их расходы осуществлялись через централизованные бухгалтерии по утвержденным сметам. К концу 1990-х гг. лишь 10% школ имели статус юридического лица и могли самостоятельно осуществлять хозяйственные операции. Эти 10% составляют как раз долю новых форм общеобразовательных учреждений (гимназий, лицеев) в общем количестве школ.
Из-за сокращения и нестабильности выделения бюджетных средств механизм подушевого финансирования образовательных учреждений редуцировался к предоставлению им ассигнований, размер которых было трудно прогнозировать, и которые апостериори делились на количество учащихся, формально определяя значение подушевых нормативов.
После принятия Бюджетного кодекса с 2000 г. начался переход на казначейское исполнение государственного бюджета. Если ранее образовательные учреждения имели право самостоятельно определять направления расходования своих средств, то вышеуказанный кодекс восстанавливает сметную форму бюджетного финансирования образовательных учреждений.
На фоне развития платности образовательных услуг система государственного управления и финансирования образования, сохранив основные принципы организации, присущие командной экономике, эволюционировала в сторону ослабления ответственности государства за ресурсное обеспечение отрасли и ослабления контроля за рациональностью использования средств. Получили развитие клановые связи между работниками органов образования и руководителями учебных заведений. Государственное финансирование образования обладает очень низким уровнем прозрачности. Материальные и нематериальные активы государственных образовательных учреждений широко используются их руководителями и работниками для получения личных доходов.
Система образования плохо вписывается в формирующийся рынок труда, продолжение ее финансирования только за счет государства при сохранении административного распределения финансовых ресурсов между образовательными учреждениями становится неразрешимой задачей для бюджета. Все это обусловливает необходимшсзъ реформирования системы образования, и прежде всего ее организационно-экономической составляющей. Направления необходимых преобразований в системе образования были определены в Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, одобренных в июне 2000 г.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Дополнительное образование» з дисципліни «Економіка соціальної сфери»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ІНФОРМАЦІЙНЕ ТА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ СТВОРЕННЯ НАУКОМІ...
Структуризація капіталу
Спростована теорія Ейнштейна
Дисконтований період окупності
Контроль за дотриманням розрахункової дисципліни


Категорія: Економіка соціальної сфери | Додав: koljan (31.08.2012)
Переглядів: 746 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП