ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія інноваційної поведінки

Миграционная готовность как проявление инновационной мобильности
Современный развитый человек отличается от людей других эпох особыми ценностно-смысловыми основами своей жизни, иными детерминантами поведения. В психоисторическом контексте самореализация личности понимается как постепенно осознаваемый людьми процесс реализации собственных возможностей, который все более становится понятным людям как то, что обеспечивает смысл и ценность их собственно человеческого существования.
Следует подчеркнуть, что феноменология самореализации широка и разнообразна. Отсюда многоаспектность ее исследований и неоднозначность подходов. Самореализацию рассматривают в контексте проблем адаптации личности, ее саморегуляции; называют самореализацию свойством личности и средством; считают, что через нее решаются задачи выживания вида и культурно-историческая организация психической деятельности. Перечень аспектов изучения можно продолжать. Мы придерживаемся того, что самореализации личности есть проявления саморазвития человека. Самореализация вообще есть свойство системы, а не одного только внутреннего, не имеющего возможности оценить, где, когда и каким именно образом может быть осуществлена самореализация, или одного только внешнего, которое в теориях, сводящих психическое к отражению, понимается как причина по отношению к внутреннему, которое в этом случае выступает только как условие, посредством которого внешние причины реализуют себя»27.
Итак, самореализация есть проявление самоорганизации целостной открытой психологической системы, новообразование, возникающее во взаимодействии человека с миром. Самореализация - это форма, в которой проявляет себя саморазвитие, основывающееся на самодетерминации -возможности человека воздействовать на самого себя через реальность собственного многомерного мира. В целом же процесс самореализации, как все в многомерном мире человека, имеет системную детерминацию и представляет собой интеграцию различных по природе причинных цепей.
Клочко В.Е. , Ишмухаметов Р.В. Самореализация личности в контексте ее миграционной готовности // Гуманитарные основы развития региона с высоким инновационным потенциалом: глобализация, идентификация, миграция. Томск: Изд-во ТГУ, 2007. С. 8
Представляя человека как сложную, самоорганизующуюся, открытую в природу, культуру, социум систему, невозможно обойтись без обсуждения проблем взаимодействия человека и его жизненной среды, природной и социальной. Самореализация как форма проявления самоорганизации человека, по словам Э.В. Галажинского, «предстает как интегрирующий фактор, с которым связаны решения проблемы выбора жизненных сред и формирования наиболее адекватных жизненных стратегий»28. Окружающая среда (среда окружения) большинством исследователей «понимается как полный, исчерпывающий набор условий и обстоятельств, в которых живет человек, как физических, так и социокультур-ных...»29. Эти условия могут способствовать или препятствовать самореализации личности, будучи включенными в многомерный мир человека или оставаясь за его пределами и составляя не просто «фон», но основу, на которой развертывается процесс самореализации.
Будучи условием полноценного функционирования психологической системы, самореализация человека осуществляется по-разному в зависимости от многих обстоятельств. Одним из них является социально-экономические и другие параметры региона проживания, которые могут благоприятствовать самореализации или препятствовать ей. Регион, в котором природные и/или социально-экономические условия недостаточно благоприятны для жизнедеятельности человека, мы будем для краткости называть далее проблемным. Исследованиями в области психологии среды доказано влияние места проживания на жизнедеятельность человека (Ю.Г. Абрамова, Н.А. Душков, Т.А. Лебедева, В.И. Панов, Р. Баркер, К. Линч, R. Park и другие). Встречая барьеры на пути удовлетворения потребности в самореализации, многие люди будут стремиться покинуть проблемный регион. Депривация потребности в самореализации, таким образом, может быть выделена как один из основных факторов миграционной готовности личности. Необходимо выяснить связи миграционной готовности с особенностями самореализации личности в проблемном регионе, рассматривая последние как проявление депривирующих условий жизнедеятельности.
Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2002. С. 6
29 Голд Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии. М., 1990. С. 43.
Можно полагать, что в контексте системного видения психологической реальности миграционная готовность может быть понята как проявление самоорганизации человека, жизнедеятельность которого протекает в неблагоприятных социальных, экономических и средовых условиях. Как следствие, депривация потребности в самореализации, особенно заметная в проблемных регионах, может рассматриваться в качестве одного из факторов миграционной готовности, а переживание указанной де-привации должно проявляться в трансформации ценностно-смысловых составляющих образа мира потенциальных мигрантов.
В процессе конкретных исследований (на выборке включающей в себя 81 школьника и 77 студентов) была проведена оценка степени интенсивности потребности в самореализации. Респонденты в анкете оценили интенсивность своей потребности в самореализации следующим образом (см. рис. 1):

Рис. 1. Число выпускников, оценивших свою потребность в самореализации,%
Согласно приведенным данным, подтверждается тот факт, что у большинства школьников и студентов интенсивность потребности в самореализации весьма велика: выраженная и сильная. У мужчин это отмечается в большей мере, чем у женщин. Контент-анализ материалов по завершению школьниками и студентами незаконченных предложений также позволяет судить об их достаточно интенсивной потребности в самореализации. Категории, связанные с потребностью в самореализации, имеют высокие ранги, возглавляют ранговый ряд или входят в первую пятерку рангов.
Итак, имеются все основания для вывода о том, что многие выпускники школ и вузов проблемного региона имеют достаточно острую потребность в самореализации. Насколько же эта потребность удовлетворена, то есть, как они оценивают уровень своей самореализации, можно представить, обратившись к данным шкал самоактуализационного теста (САТ), систематизированным на рис. 2 и 3.
Основная закономерность, которую следует отметить при анализе результатов САТ, - это преобладание показателей ниже оптимального уровня почти по всем шкалам и у школьников, и у студентов. Объяснение невысоким показателям по САТ может быть различным. Прежде все

го, возраст испытуемых и их социальное положение, связанное с ведущей деятельностью, делает понятной оценку ими собственной актуализации: у выпускников школы и вуза ограничены сферы самореализации, возможные ее направления. Полномасштабная самоактуализация - для них дело будущего.

Рис. 3. Количество студентов с показателями по шкалам теста САТ, %
Другое объяснение, на наш взгляд, заключается в недостаточных возможностях самореализации для молодежи в проблемном регионе. Потребность в самореализации у молодых людей действительно депривиро-вана. Индикатором этой депривации являются невысокие показатели достигнутой самореализации. По анкете и с помощью незаконченных предложений оценивались возможности для самореализации в Забайка-

174

лье. Треть опрошенных школьников и более половины студентов не удовлетворены возможностями для самореализации. Налицо противоречие между достаточно сильной потребностью в самореализации у большинства опрошенных и низкой оценкой возможностей для самореализации в месте проживания. Корреляционный анализ данных показал, что взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга установленные: недостаточный уровень осмысленности жизни многих молодых людей, недостаточный уровень их самореализации, недостаточная удовлетворенность жизнью в целом и низкоположительное отношение к городу. Генеральным фактором названных проявлений можно назвать депривацию потребности юношей в самореализации. Это и создает основу для возникновения миграционной готовности выпускников. С помощью комплекса методов все показатели миграционной готовности были выявлены у многих испытуемых. Подавляющее большинство опрошенных (67,9% школьников и 75,3% студентов) хотели бы из Читы уехать, выразив свое желание с разной степенью категоричности. Но уровень миграционной готовности (степень зрелости миграционных установок) большинства школьников и студентов можно определить как невысокий (низкий и низко-средний).
Поскольку самореализация есть проявление самоорганизации психологической системы, без которой невозможно ее существование и развитие, то в каких-то пределах, на разных уровнях реализуют себя все люди. Но именно эти пределы и определяют границы многомерного мира человека, задают «масштабы» личности и «масштабы» жизни. Логика рассуждений выводит к рассмотрению вопроса о разнице в уровнях самореализации людей и ее влиянии на все поведенческие проявления, в том числе и на миграционную готовность. Испытуемые основной группы (105 школьников и 104 студента) в соответствии с показателями САТ по выделенным нами критериям были разделены на группы с разным уровнем самореализации. Количественный состав групп представлен в табл. 1.
Данные таблицы свидетельствуют, что большинство испытуемых, и школьников, и студентов, достигают лишь низкого и ниже среднего уровней самореализации. Во многом эти показатели обусловлены депри-вирующими региональными условиями и являются индикатором этой депривации. Миграционная готовность, одним из факторов которой является депривация потребности в самореализации, проявляется у людей по-разному в зависимости от достигнутого уже ими уровня самореализации. В регионе с неблагоприятными условиями, препятствующими развитию, уровень самореализации многих людей отстает от степени их потребности в самореализации и по типологии уровней самореализации Э. В. Га-лажинского может быть определен, как реподуктивно-адаптивный. При этом, как показало исследование, в реальной жизнедеятельности люди с более высоким уровнем самореализации и в затрудненных условиях Забайкалья проявляют себя более активно и разнообразно. Показатели миграционной готовности в группах с различным уровнем самореализации представлены неодинаково. Миграционная готовность низкого уровня выявлена у выпускников с низким и ниже среднего уровнями самореализации, миграционная готовность низко-среднего и среднего уровня - у выпускников со средним уровнем самореализации. Миграционная готовность тех немногих людей, которые, достигнув высокого уровня самореализации в своем регионе, все же хотят уехать, была отнесена к высокоуровневой.
По большинству показателей с повышением уровня самореализации, то есть с преодолением депривирующих региональных условий, уменьшается число людей с проявлениями миграционной готовности, в то время, как уровень миграционной готовности у тех, кто все же хочет покинуть регион, возрастает.
Возникая у молодых людей, проживающих в проблемном социально-экономическом регионе, во многом под влиянием такого фактора, как невозможность в полной мере удовлетворить потребность в самореализации, миграционная готовность отличается индивидуальной степенью осознанности, интенсивности, содержательной структурой. Эти отличия обусловлены многими причинами, но, на наш взгляд, решающую роль в возникновении отличительных черт миграционной готовности, в частности, ее уровня, играют особенности ценностно-смысловых составляющих образа мира людей. В данном исследовании констатируется, что чем ниже уровень самореализации в группе, тем чаще присутствуют и проявляются у большего числа людей признаки смысложизненного дифицита
(осознания и переживания недостаточной осмысленности своей жизни). Можно принять проявления смысложизненного дефицита за косвенный показатель депривированности базисной потребности и миграционной готовности. Правда, при этом нужно иметь в виду, что уровень миграционной готовности не совпадает однозначно с уровнем самореализации. Люди с низким и ниже среднего уровнями самореализации, то есть, как показано выше, имеющие больший, чем в других группах, смысложиз-ненный дефицит, проявляют стремление уехать, но их миграционная готовность может быть квалифицирована как низкоуровневая.
При сопоставлении результатов теста СЖО у испытуемых с разным уровнем миграционной готовности было установлено, что и у школьников, и у студентов повышение осмысленности жизни влечет за собой ослабление стремления покинуть регион. И это понятно: люди находят достаточно для себя возможностей сделать или видеть свою жизнь осмысленной в том месте, где они живут. Уменьшается число людей с миграционной готовностью. Но зато у тех, кто ее все же имеет, то есть хочет уехать, миграционная готовность становится выше по уровню. Думается, это можно объяснить следующим образом: с возрастанием осмысленности жизни - и только на этой основе - человеку открываются новые смыслы и ценности жизни, не реализованные, но уже требующие своей реализации возможности (в том числе и в другом регионе). Не случайно они открываются именно тем выпускникам, которые уже достигли более высоких уровней самореализации, то есть людям с большей направленностью на реализацию своих возможностей. Эта направленность обусловливает их более легкую «включаемость» в новые обстоятельства. С возрастанием осмысленности жизни увеличивается и уверенность в своих силах, и человеку в условиях региональных ограничений становится все теснее. Все это в совокупности и обусловливает повышение уровня миграционной готовности.
Корреляционный и факторный анализ подтвердил связь уровня миграционной готовности личности с осмысленностью жизни. Один из факторов и у школьников, и у студентов, независимо от уровня их миграционной готовности, отмечен высокими нагрузками на переменные, связанные с осмысленностью жизни. Мы назвали его «жизненные смыслы». Но структура этого фактора несколько отличается в каждой группе. Основные отличия по этому фактору у испытуемых школьников с более высоким уровнем миграционной готовности - большая способность полноценно жить настоящим (отсюда, вероятно, и лучшие показатели по самореализации) и более тесная интеграция смыслов и ценностей в образе мира. У студентов с более высоким уровнем миграционной готовности самые высокие нагрузки имеют такие переменные, как «я - хозяин жизни» (0,85), целенаправленность жизни (0,79), способность полноценно жить настоящим (0,75), результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией (0,71). Такое распределение переменных, на наш взгляд, неслучайно. Студенты из этой группы реально ощущают большую уверенность в своих силах в связи с более успешным опытом самореализации.
В ценностно-смысловых составляющих образа мира юношества значительное место занимает Я-концепция. Велика ее роль и в возникновении миграционной готовности разного уровня. Но выявлены существенные отличия в структуре этого фактора в зависимости от уровня миграционной готовности. Я-концепция людей с более высоким уровнем миграционной готовности является более интегрированной и действенной. факторная структура ценностно-смысловых характеристик образа мира испытуемых с разными уровнями миграционной готовности не совпадает в полном объеме, что говорит о наличии известных типологических особенностей в их личностных характеристиках.
Качественный анализ материалов, в которых «реконструируется» образ мира личности, также выявил некоторые особенности ценностно-смысловых составляющих его у людей с разным уровнем миграционной готовности. Смысловая сфера выпускников с низким уровнем миграционной готовности несколько обеднена и «приземлена». В ней большое место занимают конкретные житейские смыслы. У выпускников с более высокими уровнями миграционной готовности не всегда явно, но проявляется тенденция движения к реализации и более высоких жизненных смыслов и ценностей. То есть уровень миграционной готовности молодежи во многом обусловлен стремлением к самореализации также определенного уровня (к самореализации на уровне смыслов или на уровне ценностей).
Таким образом, подтвердилось предположение о том, что люди с разным уровнем миграционной готовности имеют особые параметры ценностно-смысловых составляющих образа мира. Можно сказать, что эти параметры, как и депривация потребности в самореализации, являются фактором миграционной готовности личности.
Для контроля необходимо было рассмотреть параметры самореализации и ценностно-смысловых составляющих образа мира тех людей, которые покинули прежнее место жительства (в основном, небольшой провинциальный город, например, Чита, Элиста, Рязань) и перебрались в большие города, предоставляющие широкие возможности для самореализации (Новосибирск, Москву). Исследователей, прежде всего, интересовали причины миграции. Люди пишут, что уехали из прежних городов потому, что «там нет возможностей для нормальной жизни», потому что у них «не было возможности заниматься тем, что интересно и не получалось добиться благополучия для семьи»; они хотели «жить самостоятельно и найти хорошую работу»; для них в этом городе «не было будущего», «не было перспектив»; им «захотелось интересной жизни», «стало скучно». Среди причин миграции называется желание «начать все заново и изменить себя», «экспериментировать с собой», «стать высококлассным специалистом и получать достойную зарплату». В столичном городе «масса возможностей начать что-то делать, стать независимым», «реально заработать много денег». Все свидетельствует о том, что одним из главных побуждений к миграции всех испытуемых контрольной группы являлась потребность в самореализации, для некоторых - в самореализации на творческом, продуктивно-сверхадаптивном уровне. Некоторые так и пишут: «Я уехал, чтобы развиваться и расти», «я хочу «сделать» себя», «Я полон решимости сделать свою жизнь такой, как я хочу, то есть полной и целенаправленной». Степень интенсивности своей потребности в самореализации испытуемые оценили следующим образом: 78,6% назвали ее выраженной и сильной и 21,4% - средней. Слабой свою потребность не назвал никто. Но эта потребность в родном городе была депри-вирована. Сопоставление оценок возможностей для самореализации в родном городе и на новом месте жительства приведено в табл. 2.

Т а б л и ц а 2
Количество людей, оценивших возможности самореализации, %

Оценка В прежнем городе В новом городе
Нет возможностей - -
Недостаточно возможностей 42,9 -
Средние возможности 57,1 -
Достаточно возможностей - 85,7
Есть все возможности - 14,3
Итак, очевидно, что в родном городе большая часть испытуемых переживала противоречие между выраженной и сильной потребностью в самореализации и недостаточными возможностями для ее удовлетворения. Это противоречие было в качестве показателя миграционной готов

ности. После переезда в другой город данное противоречие отсутствует: теперь у испытуемых, по их мнению, есть все возможности для самореализации или их достаточно.
Средние значения по шкалам теста СЖО у людей, совершивших миграцию, приведены на рис. 4.

По данным теста СЖО люди, осуществившие миграцию, оценивают свою жизнь как вполне осмысленную (общий показатель достаточно высок, он уступает лишь результатам выпускников с высоким уровнем самореализации). Она подчинена определенным осознанным целям, результативна, хотя и не на высшем уровне - мал стаж пребывания на новом месте. То есть признаки смысложизненного дифицита (осознания и переживания недостаточной осмысленности своей жизни), что было отмечено у многих школьников и студентов, проживающих в проблемном регионе и являлось косвенным показателем депривированности потребности в самореализации, отсутствуют в контрольной группе. Лучшие условия самореализации помогают людям наполнить жизнь необходимыми смыслами.
180

Удовлетворенность жизнью - также важный индикатор самочувствия человека в регионе проживания. Параметры удовлетворенности жизнью испытуемых контрольной группы (по опроснику «Ваше самочувствие») представлены в табл. 3.
Анализ данных таблицы дает основание для следующих заключений: ожидание, что мигранты будут полностью удовлетворены жизнью в большом городе, не оправдывается. Только половина из них называет уровень своей удовлетворенности жизнью в целом высоким. Подтверждается вывод о том, что сам по себе переезд в большой город еще не обеспечивает полной удовлетворенности жизнью, даже, если человек и стремился к миграции. Требуется достаточное время для укоренения на новом месте, достижения успехов в решении поставленных задач. А процесс достижения целей нелегок, требует усилий и напряжения. И вообще, как уже говорилось, жизнь человека в мегаполисе нелегка. Удовлетворенность условиями жизни в большом городе и удовлетворенность основных жизненных потребностей большинства мигрантов средняя. Это также объяснимо: невелик стаж проживания на новом месте, люди еще не успели создать для себя те условия, которые бы их полностью устраивали. Им еще не хватает финансовой обеспеченности. Ради обеспечения этих условий им приходится много работать, нередко поступаясь необходимостью удовлетворения каких-то менее значимых для них потребностей.
При сопоставлении средних показателей САТ мигрантов и школьников и студентов выяснилось, что по многим шкалам теста показатели мигрантов ниже, чем у школьников и студентов с высоким уровнем самореализации, но превышают показатели выпускников со средним уровнем самореализации. По шкалам эмоционального блока («сензитивность», «спонтанность»), представлений о природе человека, принятия агрессии и познавательных потребностей показатели мигрантов ниже средних значений испытуемых основной группы со средним уровнем самореализации или наравне с ними.
Речь идет о добровольной миграции
Результаты факторного анализа позволяют дополнить обобщенный психологический портрет молодого мигранта30. Это человек с выраженной потребностью в самореализации, со стремлением к личностному росту, осознающий свои потребности, социально активный, способный принять на себя ответственность за собственную жизнь. При депривации потребности в самореализации, недостаточной удовлетворенности условиями и обстоятельствами жизни в одном регионе он, обладая потенциалом креативности и свободного самовыражения, покидает его, чтобы в другом обрести необходимые возможности для саморазвития или просто обеспечить желаемые уровень и качество жизни. В трудных условиях адаптации и достижения успеха на новом месте жительства мигрант сохраняет самоконтроль и психологическую устойчивость. Им достигнут определенный уровень личностной зрелости и осмысленности жизни. Мигрант способен устанавливать отношения сотрудничества с миром и людьми, принимает и ценит жизнь и себя. Активность придает его жизни эмоциональную насыщенность. Нельзя сказать, что этот человек достиг жизненных высот. Он еще не самореализовался, он - в интенсивном процессе самореализации.
Таким образом, миграционная готовность как новообразование, относящееся к проявлениям самоорганизации человека как открытой психологической системы, которое в содержательном плане представляет собой установку, психологический настрой на добровольное изменение места жительства может рассматриваться и как одно из проявлений инновационного поведения. Миграционная готовность возникает у человека на основе противоречий между его образом мира, (который включает оценки места проживания и желаемого будущего), с одной стороны, и образом жизни, с другой стороны, переставшими соответствовать друг другу. Миграционная готовность формируется в условиях, депривирую-щих потребность личности в самореализации. Она определяет направленность специфической миграционной активности, и обеспечивает одновременно и стабильность, и подвижность человеческой психологической системы в обстоятельствах, депривирующих потребность в самореализации. Показателем влияния на самореализацию депривирующих региональных условий является тот установленный в исследовании факт, что преобладающая часть испытуемых, имея достаточно интенсивную потребность в самореализации, достигает при ее осуществлении лишь низкого и ниже среднего уровней самореализации, то есть уровень самореализации многих людей отстает от степени их потребности в самореализации. Миграционная готовность, одним из факторов которой является депривация потребности в самореализации, проявляется у людей по-разному в зависимости от уже достигнутого ими уровня самореализации. По большинству показателей с повышением уровня самореализации, то есть с преодолением депривирующих региональных условий уменьшается число людей с проявлениями миграционной готовности, в то время как уровень миграционной готовности у тех, кто все же хочет покинуть регион, возрастает. Миграционную готовность людей с высоким уровнем самореализации, желающих уехать, по нашим критериям можно назвать высокоуровневой. Их побуждения - стремление к самореализации высшего, продуктивно-сверхадаптивного (творческого) уровня, которой нет предела, - сильны и увеличивают при встрече с депривирующими потребность препятствиями силу миграционной готовности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Миграционная готовность как проявление инновационной мобильности» з дисципліни «Психологія інноваційної поведінки»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит надзвичайних доходів і витрат
Метафора і метонімія
Критерії класифікації кредитних операцій
Когда «горизонтальная» линия не горизонтальна
МОДЕЛЬ ГРОШОВОГО ОБОРОТУ. ГРОШОВІ ПОТОКИ ТА ЇХ БАЛАН-СУВАННЯ


Категорія: Психологія інноваційної поведінки | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 1035 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП