ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Сходження до індивідуальності

Черты патогенного мышления
1. Полная свобода воображения, (232:) мечтательность, отрыв от реальности. Эта непроизвольность воображения переносится на отрицательные образы, которые способствуют непроизвольным эмоциональным и инструментальным реакциям. Напри-мер, обдумывая обиду, человек невольно начинает предвосхищать наказание обидчиков и непро-извольно разрабатывает планы мести: представляет в воображении, какое возмездие должно на-стичь обидчиков. Аналогично протекает и воображение, связанное с другими чувствами, такими, как ущемленное достоинство, стыд, ревность. Поскольку эти эмоции причиняют страдание, то не-произвольно включаются механизмы защиты, в частности определенный вид мышления, целью которого является уменьшение этого страдания, переключение энергии эмоции в активность мышления, чаще всего агрессивного. Причем если агрессия направлена против других, против обидчика или человека, в глазах которого особенно остро чувствуется ущемленное достоинство, то мысли становятся агрессивными, т.е. содержание их связано с причинением неприятностей этим людям. Если же агрессия направлена против самого себя, то возникают угрызения совести, самоунижение. Обычно в этих случаях энергия мысли переключается на образы, связанные с наи-более ранними эмоциями, в которых происходило разрешение напряжения; чаще всего это жало-бы, апеллирование к другим, иногда капризность.
Так как у человека отсутствует привычка контролировать и сдерживать такого рода мысли, по-скольку он не знает об их вредоносности, то они полностью овладевают сознанием и насыщаются чувством, что приводит к закреплению такого рода мыслей. Когда человек занят повседневными де-лами, общается с другими или работает, то он вынужден в это время сосредоточивать внимание и со-ответственно мыслить о некоторых объективных предметах, что в некоторой степени сдерживает па-тогенное мышление, не дает ему свободы. Но стоит человеку оказаться наедине с собой, например, перед сном или в состоянии покоя, как патогенные мысли сразу же роем окутывают его сознание. В этом случае человек не в состоянии овладеть своими мыслями и вынужден применять снотворные или вовлекаться в деятельность, отвлекающую его, например, в чтение перед сном. Если вы обнару-живаем в себе эти симптомы, то первое, что нужно сделать, это не позволять себе приятного вообра-жения, а сдерживать его. Тогда легче будет сдерживать и неприятные мысли, контролировать пато-генные акты мышления.
2. Поскольку каждый акт такого размышления и вооб-ражения сочетается с определенными переживаниями, то они по известным читателю закономер-ностям научения закрепляются с образами, вызываемыми в воображении. Вследствие этого эти образы приобретают большую энергию чувств и способствуют накоплению отрицательного опы-та: обиженный становится обидчивым, агрессивный — еще более агрессивным, ревнивый пре-вращается в патологического ревнивца, трусливый — в патологического труса (оттого, что, кроме реальных событий, он и сам постоянно пугает (233:) себя). То же происходит с человеком, кото-рый перемалывает в голове ситуации, в которых он, например, испытал стыд и унижение, в ре-зультате чего вместо естественного стыда вырабатывает глубокое чувство неполноценности. Мы должны принимать во внимание тот факт, что закономерности научения проявляют себя не только тогда, когда мы хотим чему-нибудь научиться, но и всякий раз, когда испытываем переживания, особенно положительные. Ни одно переживание не проходит бесследно, оно увеличивает вероят-ность того акта мышления или припоминания, которое происходило перед этим или одновремен-но с переживанием.
Например, мне очень неприятно вспомнить ситуацию, где я испытал стыд. Казалось бы, этот акт воспоминания, получивший сильное отрицательное подкрепление, должен подавляться и сдержи-ваться. А на самом деле происходит наоборот, я часто вспоминаю об этом. Однако этот парадокс рас-крывается просто. С момента, как возникает чувство стыда, немедленно включаются акты защитного мышления и воображения, приводящие к совершенно другому результату: я получаю приятные пе-реживания, представляя, как я поступлю или поступил бы в этой ситуации, и это представление в конце концов доводится до такой степени, что содержание ситуации преобразуется в свою противо-положность. Таким образом, стыд или обида мною даже не осознаются, а осознаются защитные мыс-ли и представления, которые ими вызываются. Когда я спрашиваю агрессивного человека, часто ли он испытывает стыд или обиду, то он отвечает: «Никогда!» Однако, обучившись совершать интрос-пекцию своего агрессивного мышления и после того, как ему разъяснили, какие трансформации пре-терпевает его мысль, он был в состоянии обнаружить эти глубинные эмоции. Чаще всего оказывает-ся, что он очень чувствителен к ним и болезненно реагирует на них.
Если бы каждый из нас имел возможность или научился выполнять акт прекращения мышления, исполнять стоп-реакцию, то он прекратил бы процесс научения, ведущий к закреплению актов пато-генного мышления, порождаемых отрицательной эмоцией. Но это не решает проблемы, так как нака-зуемая эмоция не исчезает, а только сдерживается, подавляется, и на сдерживание, так же как и на стоп-реакцию, наша душа должна будет тратить известную часть своей энергии, чтобы противосто-ять бессознательному. Читатель понимает, почему это происходит. Дело в том, что в этом приеме контроля нашего ума мы применяем первую насильственную парадигму управления: наказание не-желательного акта мышления. Если же применять ненасильственную схему управления, то мы долж-ны открыть путь течению мыслей, с помощью которого происходит ослабление неприятной эмоции. Однако это, как мы показали выше, способствует развитию защитного, чаще всего агрессивного мышления, или мышления самоутверждения. Это противоречие может быть разрешено, и мышление перестанет быть патогенным, если мы в состоянии отделить себя, отстраниться от мыслительного процесса, что без (234:) специального обучения сделать трудно. Но если мы можем отстраниться, то и последующее заключительное переживание устраняется. Отсюда понятно, что:
3. Патогенное мышление характеризуется полным от-сутствием рефлексии, т.е. способности рассмотреть себя и свое состояние со стороны. Для него характерна полная включенность в ситуацию даже после того, как она прошла или разрешилась определенным образом; если принять во внимание наше Я, то для патогенного мышления харак-терно полное слияние Я с образами, которые продуцируются в сознании. Эти образы заражаются энергией от нашего Я, приобретают исключительный «магнетизм», притягивают другие образы и образуют целые комплексы, насыщенные необыкновенной эмоциональной энергией. Эти ком-плексы приобретают особое значение и проявляют себя в том, что их актуализация в сознании вы-зывает чрезмерные, «ненормальные» реакции. Несмотря на то, что патогенное мышление причи-няет страдания, оно, став стереотипным, привычным, сохраняется, как и всякая привычка.
4. Для патогенного мышления характерна тенденция лелеять в себе и сохранять эти образования: обиду, ревность, страх, стыд. Налицо полное отсутст-вие стремления отделаться от этих переживаний, непонимание того, что именно эта тенденция по-степенно приводит к формированию патологии. Эта личностная особенность патогенного мышле-ния обычно сочетается с полным невежеством и иногда неприятием принципов психогигиены.
Мы заметили, что достаточно человеку понять, что практика бесконтрольной фантазии чревата неприятными последствиями, как само это сознание усиливает способность к контролю мышления и воображения. Принципы гигиены внедряются в наше сознание и становятся элементами саногенного поведения, если мы их усвоили.
Ребенок тянет в рот все подряд, чтобы ощупать губами, языком и глубже воспринять предмет, проверить тактильно свои зрительные образы; в этом опыте он насыщает зрение богатством прикос-новения и ощупывания. Но в определенном возрасте он узнает, что этого нельзя делать, так как это противоречит принципам гигиены, которой придерживаются родители. Поэтому подросший ребенок не допускает облизывания незнакомых предметов. Он усвоил саногенное поведение, точнее, сано-генный запрет, так как его внешнее поведение было доступно восприятию окружающих и определен-ным образом понималось ими. Однако акты мышления, противоречащие принципам психогигиены, не воспринимаются окружающими не только потому, что они трудно распознаваемы, но и еще пото-му, что взрослые не понимают патогенного характера этих актов. Когда гигиенист говорит, что усло-вием здоровья является чистота окружения, чистота пищи, чистота мышления, то мало кто придает последнему требованию особое значение. Поэтому патогенное мышление, свойственное данной культуре, является естественным и развивается спонтанно. Действительно, (235:) если окружающие считают, что обида должна быть отомщена, то соответственно работают и мысли человека, даже если он их не выдает внешне в речи, обсуждая с близкими планы мести.
5. Следующей и главной особенностью патогенного мышления является неосознанность тех умственных операций, которые порождают эмоцию. Че-ловек, не знающий, как порождается эмоция, не в состоянии ни понять, ни контролировать эти ав-томатизированные действия нашего ума. Поэтому он относится к эмоции как к реальности, кото-рая не зависит от его души, порождается сама собой, и с ней он не в состоянии справиться. Тыся-челетняя традиция считает эмоции самостоятельной сущностью, особой сферой нашей души и идет от платоновских представлений, сохраняясь по сегодняшний день не только в обыденном сознании, но и в научной психологии.
Мы описали в общих чертах особенности патогенного мышления, не касаясь его содержания, лишь по внешним признакам. Содержание патогенного мышления составляет множество программ мышления, приобретающих стереотипный характер, мало зависящих от ситуации и не учитывающих индивидуальные особенности как самого носителя стереотипа, так и обстоятельств, относительно ко-торых высказывается суждение. Этим стереотипам придается значение «объективных законов», над происхождением которых не задумываются. Патогенное мышление культурными стереотипами при-дает мышлению автоматический характер, в котором выводы не учитывают обстоятельств, конкрет-ности и протекают с механической последовательностью силлогизма, вроде; «Люди должны посту-пать справедливо, мой муж поступил со мною несправедливо, следовательно, он должен быть нака-зан»; «Любовь всегда связана с самопожертвованием, в данном случае моя жена не желает жертво-вать своим отношением к ребенку, следовательно, она меня не любит, а любит только сына»; «Этот человек невоспитанный, у него плохие манеры, от него нельзя ждать ничего хорошего»; «Она дала слово любить меня до гробовой доски, но она меня не любит; ей нельзя доверять, она не выполняет свое слово и не следует долгу»; «Порок должен быть немедленно наказан, чтобы ему не дать разрас-таться» и многое другое. Нетрудно понять, что все эти суждения являются результатом применения первой, насильственной парадигмы управления поведением других; в качестве желательного поведе-ния выступает нечто, соответствующее стереотипу, а отсутствие такового должно обязательно при-водить к наказанию.
Посмотри, читатель, какие черты этого мышления есть в тебе. Если ты убедился в том, что это плохие черты, то имеет смысл задуматься на. тем, чтобы устранить их в себе и овладеть с а но-генным мышлением, т. е. таким мышлением, которое способствует оздоровлению психики, снятию в ней внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и многого другого. (236:)
Самовоспитание состоит не только в том, чтобы выработать в себе какие-то новые черты или уст-ранить или ослабить дурные привычки, которые обнаруживаются вовне и шокируют других или вас самих, но и в том, чтобы устранить внутренние комплексы, внешне не обнаруживающие себя, но препятствующие хорошему самочувствию, ощущению уверенности в себе. Они повышают тревож-ность и беспокойство в обстоятельствах, которые разумом мы признаем сносными, например процесс экзаменов.
Самовоспитание не может пройти мимо такой работы, как повышение уверенности и снижение тревожности. Этому может способствовать саногенное мышление, основами которого можно овла-деть самостоятельно, хотя под руководством специалиста этот процесс происходит эффективнее. Тревога всегда связана с ожиданием неприятных переживаний. Она — безобъектный страх. Поэтому в тревогу может перерастать ожидание как боли, обиды, так и зависти, стыда, неудачи и многих дру-гих эмоций. Если человек приобретает способность управлять своими эмоциями, то значительная часть его тревожности устраняется. Если я спокойно могу размыслить стыд или обиду, то страх перед обидой или стыдом не возникнет и не будет порождать состояния тревоги. Но чтобы уметь «размыс-лить» свои эмоции, нужно овладеть методами саногенного, оздоравливающего мышления.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Черты патогенного мышления» з дисципліни «Сходження до індивідуальності»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Загальна характеристика стільникової мережі зв’язку
Основні поняття системи супутникового зв’язку
Заходи щодо запобігання ризикам або їх зменшення
Формування банківського портфеля цінних паперів та управління ним
Аудит обліку витрат на формування основного стада


Категорія: Сходження до індивідуальності | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 1031 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП