ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Границы применения: когда медиаторство может быть эффективным
Более обоснованная и корректная формулировка вопроса, видимо, сводится
к тому, существуют ли ограничения по использованию процесса медиаторст­
ва и при каких условиях он оказывается более эффективным. Глава 9. Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция 3 6 7
Начнем с ограничений. Нельзя не обратить внимание на замечание Рубина
о том, что идеологическая безупречность образа миротворца, имеющего доб­
рые намерения, великодушного, компетентного (автор имеет в виду прежде
всего участие третьей стороны в решении международных проблем), нередко
мешает сторонникам разрешения конфликтов с помощью внешнего вмеша­
тельства увидеть возможные трудности или негативные последствия этого
процесса, которые должны быть приняты во внимание. По мнению Рубина,
к ним по крайней мере относится следующее. Во-первых, вмешательство
третьей стороны нарушает определенную стабильность внутри диады, что не­
сет в себе некоторую опасность. Во-вторых, третья сторона (при всей своей
нейтральности) может иметь свои собственные интересы в этой ситуации, на­
пример стремление сохранить свою позицию посредника, что может повли­
ять на затягивание процесса разрешения конфликта (еще раз напомним, что
Рубин рассуждает о практике международных отношений). В-третьих, вме­
шательство третьей стороны и используемые ею средства могут привести
к заключению соглашений, которые будут скорее результатом внешнего воз­
действия, чем внутренней мотивации участников ситуации, что может ска­
заться на прочности этих соглашений. Наконец, Рубин говорит и о потенци­
альной опасности медиаторского процесса с точки зрения неадекватного при­
менения средств вмешательства. Так, он ссылается на давнюю работу Дойча
и Краусса, в которой было показано, что усилия медиаторов, направленные
на «проговаривание» конфликта сторонами, могут быть несвоевременными
и привести к интенсификации конфликта (Rubin, 1994, р. 42-43).
Примечательно, что обсуждение вопросов о потенциально негативных ас­
пектах участия третьей стороны в разрешении конфликтов неизменно закан­
чивается заверением в общей конструктивной и эффективной роли медиа-
торства (Rubin, 1994, р. 43; Kressel, Pruitt, 1985, p. 185).
Так при каких же условиях медиаторство является эффективным?
Одно из наиболее общепризнанных положений, касающихся факторов эф­
фективности медиативного процесса, сформулировано Кресселем и Пруитт:
«Чем хуже состояние отношений сторон, тем пессимистичнее перспективы,
что медиация будет успешной» (Kressel, Pruitt, 1985, p. 185). Действительно,
значительное число факторов, коррелирующих с результативностью медиа-
торства, связано именно с характером отношений сторон.
В ряде исследований медиаторства в области решения вопросов развода,
раздела имущества, опеки над детьми и т. д. показано, что успешность резуль­
тата переговоров может быть прогнозируема на основе способности сторон к
кооперации друг с другом. Напротив, те пары, которые считают взаимодейст­
вие друг с другом почти невозможным, история отношений которых включа­
ет разногласия и споры до и после развода, а также случаи физического наси­
лия, демонстрировали наиболее слабые результаты медиативных процедур.
В области трудовых отношений медиаторство дает худшие результаты в слу­
чаях, когда стороны конфликта имели множество нерешенных проблем и вы­
сокий уровень «враждебности». Сравнение разных типов отношений позво-3 6 8 Часть III. Разрешение конфликтов
лило сделать некоторые выводы о том, что стороны с тесными интерперсо­
нальными отношениями даже в условиях сильного конфликта легче входят
в медиативный процесс, чем стороны с менее интенсивным конфликтом, но
не связанные близкими отношениями. При этом, однако, успешное решение
является более трудным.
Другим явным фактором эффективности медиативного процесса является
мотивация сторон к урегулированию разногласий и принятию соглашений, что
доказано в том числе и специально проведенными экспериментальными ис­
следованиями (Weingart et al., 1993). Это относится как к трудовым, так и к се­
мейным отношениям. При этом мотивация сторон может усиливаться внеш­
ними обстоятельствами. Например, в условиях промышленной забастовки, по
мнению ряда исследователей, стороны более склонны к поиску соглашения
(Kressel, Pruitt, 1985, p. 186). Напротив, низкая мотивация сторон, например
разводящихся супругов, когда один из них сохраняет привязанность к друго­
му и не желает развода, уменьшает шансы медиативного процесса на успех.
Еще один признанный мощный фактор успешности медиаторства — это
доверие сторон к медиативному процессу. Если обращение к медиаторам яв­
ляется совместной просьбой сторон, шансы на успех медиации выше, чем
в случае обращения одной стороны (там же, с. 186). И наоборот, отсутствие
доверия к медиаторству и низкий энтузиазм по отношению к нему снижают
результативность.
Отдельные аспекты обсуждения условий эффективности медиаторства
совпадают с ранее приводившимся описанием факторов легкости/трудности
разрешения конфликтов. Однако их выводы не всегда согласуются. Так, ме-
диаторство в условиях ситуаций с ресурсными ограничениями считается
потенциально более трудным, что соответствует представлениям конфлик­
тологов. В то же время относительно успешности медиаторства в решении
принципиальных проблем высказываются разные мнения.
Еще один фактор, оказывающий влияние на эффективность медиаторст­
ва, — это характеристики самого медиативного процесса, деятельности ме­
диаторов, используемых ими тактик и т. д., которые будут предметом нашего
внимания в следующем разделе. При этом, с одной стороны, роль данного
фактора признается очевидной, с другой — исследования в области ситуаци­
онных детерминант успешного медиаторства лишь начинаются. Немногочис­
ленность исследований по данной теме, по мнению специалистов, в немалой
степени связана с методическими трудностями их изучения, которое в основ­
ном строится на основе самоотчетов медиаторов. Многие работы посвящены
особенностям самого медиатора, поскольку, так же как в практической психо­
логии, «личность психолога есть неотъемлемая часть метода» (Донцов и др.,
1994, с. 11), медиатор — это носитель определенного опыта, что не исключает,
конечно, возможности специального обучения и подготовки медиаторов
(Argyle, 1984).
Вместе с тем, несмотря на явно недостаточную исследованность медиатор­
ства, его принципиальная эффективность не подвергается сомнению. Тем бо-Глава 9. Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция 3 6 9
лее важно понимать его природу и возможности использования. Приведем
пример. Участники Круглого стола по социальным конфликтам, проведенно­
го в 1991 году Институтом социологии и Международным центром обще­
человеческих ценностей, признали необходимость «развернуть широкую сеть
государственных и частных организаций, способных оказать посреднические
услуги в цивилизованном регулировании и разрешении конфликтных ситуа­
ций», которая названа ими «конфликтологической экспертно-консультаци-
онной службой» (Социальные конфликты, 1991, с. 7).
При этом, однако, принципы и задачи такой службы, как представляется,
не вполне адекватно понимаются и оцениваются даже авторами самой идеи.
Так, по мнению участников обсуждения проблем социальных конфликтов,
посредник на Западе «выслушивает обе стороны конфликта и находит выход
из него, приемлемый для обеих сторон», а поскольку нам недостает подобной
рациональности, то даже привлеченный посредник «не может разобраться, кто
прав, кто виноват». Первичная задача науки в этой связи — это «прояснение
конфликтных ситуаций»: «Сейчас язык и доводы науки могут понять в основ­
ном либо интеллигенция, либо администрация. Для массы же простых людей
он все еще не слишком понятен, а потому и сама наука еще очень плохо вы­
полняет свою задачу прояснения конфликтных ситуаций» (там же, с. 81-82).
Приведенный пример, на наш взгляд, иллюстрирует нечеткое представле­
ние о работе посреднических служб и явное смешение роли посредника и ар­
битра. Во-первых, предполагается, что задача посредника — найти выход, во-
вторых, что нужно решить, кто прав и кто неправ, и в-третьих, разрешение
конфликта связывается с правильным объяснением конфликта его участни­
кам, что, видимо, и должно тут же привести к его завершению. Понятно, что
использование ошибочных принципов в организации посреднической служ­
бы чревато компрометацией самой идеи медиаторства.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Границы применения: когда медиаторство может быть эффективным» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Еталонна модель взаємодії відкритих систем (ЕМВВС, OSI — Open Sys...
Маятник в воде
Сдвинуть земной шар
Аэродинамическая труба
Аудиторські процедури: зміст і послідовність проведення


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 724 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП