ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія військових моряків: психологічний стан

Система педагогических воздействий командиров на психические состояния подчиненных
Психические состояния личного состава влияют на поведение воинов, на порядок и дисциплину в экипаже. Это особенно заметно, когда физические, моральные и психологические нагрузки на моряков достигают высоких пределов. В свою очередь и психические состояния во многом зависят от воинского порядка на корабле, от хода выполнения задач плавания, общей обстановки в экипаже. Моряк не только выполняет свои служебные обязанности, совершает те или иные поступки, переживает общие и личные успехи и недостатки. Под воздействием самой этой деятельности, предъявленных к нему требований, конкретных условий корабельной жизни его активность может повышаться или понижаться. Используя эти факторы, командиры могут оказывать определенное воздействие на психические состояния подчиненных.
В психологической литературе выделяются три основных направления непосредственного воздействия на человека и коллектив в целях управления формированием индивидуальных и коллективных психических состояний: психогигиенические и психопрофилактические мероприятия, и применение фармакологических средств. В зависимости от обстановки конкретное содержание мероприятий, осуществляющихся по этим направлениям, может быть различным. Но, в общем, все они предназначаются для облегчения условий деятельности и мобилизации внутренних сил человека на достижение поставленной цели. Психогигиена и психопрофилактика осуществляются в основном мероприятиями, направленными на улучшение организации трудовых процессов, обеспечение хорошего отдыха и быта, повышение действенности материальных и моральных поощрений, формирование высоконравственных взаимоотношений, создание благоприятного микроклимата в коллективе. Индивидуальная и коллективная психотерапия основывается чаще всего на мероприятиях по разъяснению трудных ситуаций, ослаблению влияния аффективного реагирования на них, предотвращению возникающих конфликтов. Фармакологические средства, оказывающие благоприятное воздействие на нервно-психическую деятельность, могут использоваться по решению врача. Оказание помощи подчиненным в саморегуляции своих психических состояний требует от командиров и офицеров-воспитателей определенного минимума психологической культуры и умение пользоваться основными приемами саморегуляции в конкретных условиях длительного плавания.
Эти же направления используются командованием кораблей для управления формированием психических состояний моряков в длительных плаваниях. В психогигиене, психопрофилактике, а также в отдельных случаях и психотерапии особая роль принадлежит мерам по укреплению организации службы и воинской дисциплины, внедрению в экипаже уставных взаимоотношений, развитию взаимопонимания между воинами и психологической совместимости в подразделениях, улучшению быта и досуга личного состава, учету индивидуальных и коллективных настроений и чувств.
Корабельная служба издавна отличается высокой организацией и твердым уставным порядком. Чем выше организация и четкость действий экипажа, тем сильнее уверенность моряков в своих силах, выше уровень их активности в решении задач плавания. Четкий и строгий режим вырабатывает привычку к собранности, спокойствию, деловой сосредоточенности. Выполнение уставных требований всегда связано с волевыми усилиями, необходимостью действовать в соответствии с отданными приказаниями и распоряжениями. Приобретая навыки и привычки жить по строгому уставному режиму, моряки привыкают к исполнительности, выдержке, настойчивости, терпению, обретают твердость духа.
Роль уставного порядка и воинской организации в предупреждении возникновения и развития отрицательных психических состояний моряков во многом зависит от уровня руководства экипажем и организаторских способностей командиров. Она особенно высока на тех кораблях, где строгость воинской организации и четкость всей служебной деятельности экипажа основывается на спокойной и уверенной работе по внедрению в жизнь уставных требований.
В целях непосредственного воздействия на поведение воинов устав предоставляет командирам определенные дисциплинарные права. Воинская система материального и морального стимулирования личного состава путем поощрений и взысканий имеет большое значение в управлении формированием психических состояний моряков. Пополняя духовные мотивы деятельности, поощрения и взыскания побуждают воинов соблюдать уставные требования, вести себя достойно. Но в качестве мер по психогигиене и психопрофилактике отрицательных психических состояний они могут применяться лишь при определенных условиях. К этим условиям относятся: значение дисциплинарного воздействия (поощрения или взыскания) для коллектива, его справедливость, соответствие уставным требованиям, форма объявления. На корабле часто простая благодарность командира, от души выраженная похвала в адрес подчиненного, объявление по трансляции о тех или иных правильных или неправильных действиях, заметка в боевом листке или стенгазете могут иметь огромный психологический эффект. Использование поощрений и взысканий как средства управления формированием психических состояний подчиненных требует от командиров глубокого знания их индивидуальных особенностей, высокого педагогического такта, умения правильно понять внутренний мир человека, расположить его к себе, завоевать его доверие и авторитет.
Индивидуальная работа по формированию психических состояний воинов основывается на чутком и внимательном отношении к ним, на обращении к их высокому сознанию и патриотизму. Этим, однако, не отрицается необходимость высокой требовательности и мер принуждения, когда этого требует обстановка. Глубокое раскрытие причин отрицательного психического состояния подчиненного может потребовать применения к нему определенных мер принуждения или даже дисциплинарного взыскания. В этом случае само взыскание можно рассматривать в качестве средства, направленного на изменение его психического состояния. Следует, однако, иметь в виду, что оно сыграет эту роль только в том случае, если командир поставит перед собой такую цель. Таким образом, воинская организация службы, четкая регламентация всей корабельной жизни в походе выполняют роль психопрофилактики отрицательных психических состояний личного состава при условии творческого выполнения каждым командиром и начальником своих уставных обязанностей по руководству подчиненными, созданию в подразделениях спокойной и деловой атмосферы.
Большое влияние на формирование психических состояний личного состава оказывают взаимоотношения. Использование взаимоотношений в качестве средства психогигиены и психопрофилактики отрицательных психических состояний основано на их роли в жизни корабельного коллектива. Учитывая, что в экипаже корабля, находящегося в длительном плавании, межличностные взаимоотношения предельно изолированы и характеризуются большой самостоятельностью, можно считать, что в них выражается сущность всего личностного общения, как на службе, так и в быту.
В любой воинской части взаимоотношения подразделяются на служебные и неслужебные. Служебные взаимоотношения формируются в процессе выполнения обязанностей по службе, неслужебные — в быту и во время отдыха. Оба вида этих отношений основываются на требованиях воинских уставов. Поэтому четкой грани между ними нет. Вместе с тем каждый вид имеет свои особенности. Так, к примеру, для служебных взаимоотношений характерны безусловное соблюдение порядка подчиненности, приказная и исполнительская формы общения, четкость и лаконичность во взаимных действиях. Взаимоотношения в быту, основываясь на уставных требованиях, больше подвержены влиянию индивидуально-личностных и социально-психологических факторов. Они регламентируются не только авторитетом власти, но и общими для всех людей моральными нормами и правилами поведения.
Походная обстановка способствует сближению служебных и неслужебных взаимоотношений в корабельном коллективе. Это происходит, во-первых, в силу сближения боевой и повседневной организации на корабле, во-вторых, в связи с изменением самого понятия служебного и неслужебного времени.
Сближение боевой и повседневной организации в длительном плавании происходит за счет более четкой, чем при стоянке в базе, регламентации всей корабельной жизни в интересах обеспечения постоянно высокой боеготовности. В этих условиях само понятие служебного и, неслужебного времени является относительным. Фактически моряк постоянно находится или при исполнении служебных обязанностей, или в готовности к немедленным боевым действиям. Поэтому, используя взаимоотношения, можно оказывать влияние на формирование индивидуальных и коллективных психических состояний личного состава. Если во взаимоотношениях преобладают принципы взаимной требовательности, уважения, внимания, чуткости, взаимопомощи, то и в психических состояниях воинов наиболее вероятными будут удовлетворенность службой, активность в делах, инициатива в общественной жизни. Если же во взаимоотношениях превалируют сухое администрирование, бюрократизм, недоверие, неуважение друг к другу, то и в психических состояниях это может вызвать постоянную настороженность, высокую напряженность, несдержанность, безразличие и даже апатию.
Особое значение принадлежит взаимоотношениям в профилактике таких напряженных психических состояний, как постоянное ожидание каких-либо трудностей, неудач, неуверенность в своих силах. Анализируя характер взаимного общения воинов в служебной и неслужебной обстановке, командир может повлиять на устранение причин этих отрицательных состояний путем усиления принципиальной требовательности, развития взаимного доверия и помощи, усиления внимания и чуткости как в отношениях между начальниками и подчиненными, так и между военнослужащими, равными по воинскому званию и занимаемой должности.
Большой вред психическим состояниям личного состава могут принести отношения беспринципности и круговой поруки, которые возникают иногда в неофициальных группах и компаниях. Это особенно опасно для групп одинакового года службы и компаний недисциплинированных моряков. Возникая и развиваясь на основе ложного авторитета отдельных лиц, взаимоотношения в таких группах оказывают отрицательное воздействие не только на психические состояния тех воинов, которые входят в них, но и на весь экипаж. Для его преодоления необходимо изменить сам характер этих взаимоотношений, подведя под них официальную уставную основу. Как правило, такое изменение требует применения жестких мер дисциплинарного воздействия, усиленного контроля за всей деятельностью подчиненных, внимательного изучения сильных и слабых сторон каждого воина и целенаправленной индивидуальной работы, по развенчанию неправильных жизненных установок, отсталых взглядов и вредных привычек.
Согласованность экипажа, взаимопонимание между моряками не возникают сами по себе. Они формируются в ходе боевой подготовки, и в процессе воспитательной работы. Корабельная служба, как и всякая другая общая деятельность, создает благоприятные предпосылки для сплочения экипажа. Но на различных кораблях они реализуются по-разному. Это зависит от действенности и целенаправленности работы командиров.
Быстрее всего согласованность и взаимопонимание достигаются по главным задачам, стоящим перед кораблем: боеготовности, бдительности, воинской организации, дисциплине. В длительных плаваниях эти задачи приобретают особую конкретность и зависимость от деятельности каждого члена экипажа. Моряки не только осознают, но и чувствуют неразрывную связь своей деятельности с делами всех Вооруженных Сил, с задачами Военно-Морского флота, с безопасностью государства.
Вместе с тем, согласованность и взаимопонимание по главным задачам еще не означают достижения высокой социальной сплоченности экипажа. На корабле есть всегда масса* повседневных, на первый взгляд обыденных, второстепенных дел, которые, хотя и не оказывают решающего влияния на результаты деятельности экипажа, все же могут привести к некоторому их снижению. Особенно сильно это может сказаться на психических состояниях воинов тогда, когда из-за отдельных упущений или невнимания со стороны командования на корабле постепенно, как бы исподволь развивается напряженность во взаимоотношениях, появляются повышенная раздражительность и нервозность. Нередко бывает и так, что внимание командиров целиком сосредоточивается на подготовке к выполнению задач в длительном плавании, на практической отработке экипажа. В то же время многие вопросы повседневной жизни моряков, различные хозяйственные дела и заботы выпадают из поля их зрения. Это может привести к тому, что взаимопонимание, выработанное по основным вопросам деятельности экипажа, будет ослаблено равнодушным отношением к повседневной жизни личного состава.
Это обусловлено тем, что взаимопонимание и согласованность между людьми, так же как и разобщенность, взаимная неприязнь, развиваются не только в результате сознательной деятельности, но и помимо сознания, путем естественного процесса взаимовлияния, на чувственной основе. Это тем более следует иметь в виду, что в экипаже корабля объединяются воины с различными индивидуально-психологическими особенностями, с разным уровнем развития, со своими особыми, неповторимыми личностными чертами и свойствами. Сплоченность экипажа во многом зависит от психологической совместимости между моряками.
Как и всякое другое социально-психологическое явление, психологическая совместимость в экипаже может развиваться самопроизвольно, стихийно или целенаправленно, сознательно. В первом случае она в значительной степени будет зависеть от положительных или отрицательных индивидуально- психологических качеств и свойств моряков, от их подсознательных, в большинстве интуитивных стремлений, от не подвергающихся критическому анализу чувств симпатий или антипатий. В этих условиях создаются одинаковые возможности для формирования положительных и отрицательных психических состояний.
Следует иметь в виду, что трудности в развитии совместной деятельности отдельных конкретных личностей могут быть обусловлены их индивидуально-психологическими особенностями (различные темпераменты, черты характера, свойства личности, способности). Но это не фатальные трудности. Абсолютной психологической несовместимости у людей нет и быть не может. Каждый человек не только способен, но и обязан управлять своим поведением и своими чувствами в строгом соответствии с требованиями совместной деятельности и жизни с другими людьми. Психологическую совместимость в экипаже необходимо развивать сознательно и целенаправленно.
В работе по формированию психических состояний важно знать не только отрицательные качества отдельных моряков, но и условия, в которых они проявляются. Ведь не всегда и не всякое отрицательное свойство личности обязательно оказывает вредное воздействие на коллектив. Бывает и так, что, зная свои недостатки, моряк прилагает усилия, чтобы подавить их. В сложных условиях плавания, при действии сильных и непривычных раздражителей он мобилизует свою волю, действует согласованно и безупречно. И наоборот, высокая напряженность может произойти у тех моряков, которые не вызывали раньше беспокойства. Случается иногда, что обычно спокойный и уравновешенный человек вдруг срывается, вступает в пререкания, проявляет недовольство, мешает коллективным действиям. Вслед за этим он быстро успокаивается и, как правило, глубоко переживает свой срыв. В чем причина такого поведения? Конечно же, не в недостатках характера и не в особенностях темперамента. Такое поведение может быть вызвано временными, ситуационными изменениями возбудимости, переутомлением, недомоганием, подавленным состоянием. Под влиянием тяжелых условий плавания, вызывающих повышенную нагрузку на психику, у моряков иногда возникает высокая психическая напряженность. Она проявляется в бурной реакции на окружающую обстановку и чаще всего в нарушениях уставных норм взаимоотношений. Предупреждение подобных случаев требует от командиров глубокого знания индивидуальных особенностей подчиненных, учета их причинной обусловленности. Но причинность любых явлений, особенно общественных, однозначна.
Во-первых, каждая причина порождает несколько следствий, а каждое следствие есть результат действия нескольких обстоятельств (ряда причин и условий). Эта многозначность проявляется в каждом конкретном акте поведения.
Во-вторых, имеется специфическая вероятностная сторона многозначности причинной связи. Она состоит в том, что при замене какого-либо условия даже при одной и той же причине получается иной результат. Поэтому так разнообразно поведение различных людей под влиянием «одних и тех же» причин и затруднительно его предсказание.
На корабле причинная зависимость коллективного поведения более стабильна, чем на берегу. В длительном плавании одинаковость внешних воздействий усиливается единством мнений взглядов привычек, настроений, чувств и состояний моряков. Конечно, и это единство включает в себя известную степень индивидуальности в поведении. Но в сложной совокупности всего многообразия причинно-следственных связей поведение моряков определяется все же наиболее значимыми для корабля воздействиями.
Силу этого воздействия, его направленность и возможную реакцию личного состава можно не только заранее предвидеть, но и с достаточной степенью надежности использовать в работе по формированию психических состояний моряков путем усиления сплоченности экипажа.
Психологическая совместимость обеспечивается творческой обстановкой в экипаже, активным участием в общественной жизни, включением всего личного состава в борьбу за повышение боеготовности корабля, за укрепление воинской дисциплины, порядка и организованности. Это воздействие включает в себя управление формированием и развитием общественного мнения в экипаже, его настроениями, социальными чувствами и состояниями. Управляя социально-психологическими процессами, командиры сплачивают корабельный коллектив на основе высокой гражданской ответственности воинов за выполнение своего долга перед Родиной.
В ходе активной мобилизации духовных сил экипажа обеспечивается его социально-психологическая однородность, утверждаются и развиваются боевые традиции.
Зависимость психических состояний человека от конкретных жизненных условий, от быта и досуга очевидна. В быту удовлетворяются основные жизненные потребности людей, в том числе такие без которых трудно представить современную жизнь, которые обеспечивают физическое, духовное и культурное развитие, постоянное совершенствование личностных свойств и качеств. Неудовлетворенная потребность может вызвать состояние недовольства, оказать влияние на влечения, желания, интересы, склонности людей, на их поведение и деятельность.
Как уже было отмечено, ограничение некоторых личностных потребностей человека в длительном плавании неизбежно. Психологическая особенность этого ограничения заключается в том, что для моряка многие из его потребностей существуют лишь как возможность, которая может стать действительностью только после возвращения в базу. Как бы долго ни продолжалось плавание, но стремление моряков к удовлетворению потребностей береговой жизни не исчезает, Оно сознательно передвигается во времени, волевым усилием глушится его острота, на него накладывается добровольный запрет, своеобразное табу. По существу, человек заставляет себя отказываться от некоторых благ береговой жизни. Но от этого потребности не утрачивают своего значения. Они проявляются в чувствах, в определенных состояниях моряков, в их тоске по берегу по родной природе, по любимым девушкам, невестам, женам и детям.
Осознанные в сложных нередко тяжелых жизненных обстоятельствах, характерных для длительного плавания, эти потребности преобразуются в новые мотивы поведения и деятельности. Моряк по-иному, не так как прежде, более осознанно, с большей ответственностью начинает относиться к своим обязанностям к товарищам и самому себе. В период плавания он не только тоскует по берегу, но и переоценивает в своем сознании бывшие потребности, а, следовательно, и свои бывшие влечения, желания, интересы, вплоть до идеалов, убеждений, мировоззрения.
Поэтому очень важно своевременно помочь моряку созданием таких условий, которые соответствовали бы локализации отрицательных факторов, предотвращали бы развитие состояний уныния, скуки, тоски, тревоги, неудовлетворенности своих потребностей. Умелая организация быта и досуга моряков хороший отдых создают в экипаже благоприятную психологическую обстановку, нейтрализуют влияние многих трудностей походной обстановки.
Забота о здоровом быте предполагает своевременное удовлетворение всех нужд и запросов моряков (в питании, удобстве в кубриках и каютах, вещевом довольствии и т. д.). В соответствии с Корабельным уставом командиры организуют и обеспечивают отдых подчиненных. Различают активные и пассивные формы отдыха. Взрослому человеку, как правило, достаточно 7—8 часов сна (пассивного отдыха) в сутки. Остальное же свободное время целесообразно заполнять активным отдыхом.
Активный отдых достигается разнообразием мероприятий, форм и методов их проведения. В одном случае обстановка потребует показа полюбившейся морякам кинокомедии, в другом — трансляции музыкальных записей, в третьем — проведения литературной викторины или читательской конференции. Корабельная жизнь в походе требует внимательного учета конкретных ситуаций, с тем, чтобы избранные формы и методы обеспечения досуга соответствовали степени и динамике утомления и усталости личного состава. При сильном утомлении, как правило, наиболее эффективны такие мероприятия, которые не требуют большого напряжения, воспринимаются легко и свободно. В других условиях, наоборот, целесообразно использовать формы отдыха, требующие определенного физического и умственного напряжения.
Следует учитывать, что многие мероприятия по боевой подготовке кроме своего прямого предназначения также могут играть роль активного отдыха. Например, хорошо организованные конкурсы на лучшего корабельного специалиста (по той или иной специальности), викторины по устройству корабля, состязания на шлюпках и т. д. Существенный заряд активного досуга сосредоточен в тематических вечерах, занятиях кружков просвещения, лекциях, докладах и беседах. Этой же цели могут служить хорошо подготовленные теоретические конференции и диспуты.
При продуманной и отлаженной организации моряки с большим рвением занимаются в свободное время изучением своей специальности, повышением теоретических знаний. Они с интересом слушают доклады на военные и технические темы, занимаются в школах классных специалистов, участвуют в обсуждении актуальных проблем дальнейшего повышения боеготовности, укрепления воинской дисциплины и организации службы на корабле.
Разнообразие и богатство общественной жизни коллектива достигаются широко развернутой и интенсивно проводимой культурно-массовой работой. Художественная самодеятельность, спортивные состязания, читательские конференции, тематические вечера, различного рода конкурсы и соревнования прочно вошли в походную жизнь на кораблях флота. Вся эта работа требует очень большого внимания командиров и офицеров-воспитателей. Там, где этим занимаются серьезно, она приносит хорошие результаты: более успешно преодолеваются состояния скуки и тоски, в общественной жизни экипажа преобладают инициатива и творческая активность. Хорошо организованная в походе художественная самодеятельность и другие виды творчества позволяют привлекать к этой работе не только активистов, но и значительную часть экипажа. А к проведению таких мероприятий, как читательские конференции, тематические вечера, викторины и т. д., привлекается большинство личного состава подразделений. Все это разнообразит впечатления, создает хорошую основу для развития способностей моряков. Так, на корабле, который был в длительном походе, в художественной самодеятельности принимало участие более 30 процентов экипажа. Выступления самодеятельности проводились регулярно не менее одного раза в месяц. Они неизменно вызывали большой интерес у моряков. Кроме того, активистами самодеятельности были созданы по боевым частям кружки танца, баянистов и гитаристов.
Разумная организация быта и отдыха имеет огромное значение не только для восстановления физических сил личного состава, затраченных в период несения вахты и выполнения распорядка дня. Она играет также существенную роль в восстановлении моральной, духовной энергии, в создании хорошего, делового настроения и бодрого психического состояния. Это в свою очередь положительно отражается на выполнении плана боевой подготовки и проведении общекорабельных работ.
В организации досуга на корабле многое зависит от работы местной трансляции, кинообслуживания. Значение хорошего кинофильма, актуальной радиопередачи, понравившейся песни или музыкального концерта нельзя переоценить. Услышав любимую музыку, моряк не просто радуется. Он заново переживает все то, что с ней связано, как бы побывает на берегу, в кругу родных и близких. Не случайно в длительных плаваниях моряки отдают предпочтение музыке и песням о Родине, о мирной жизни, о молодежи. Большим спросом пользуются также кинофильмы о стране, ее природе, ее прошлом, настоящем и сегодняшнем дне.
Психогигиена и психопрофилактика отрицательных психических состояний моряков может осуществляться также и многими другими средствами и методами непосредственного воздействия на личный состав. Среди них особая роль принадлежит усилению контроля за самочувствием моряков, медицинскому обеспечению, активному применению поощрений за самоотверженный и добросовестный воинский труд, разъяснению предстоящих трудностей плавания и мобилизации моряков на их преодоление.
Большое значение имеет также своевременное проведение психотерапевтических мероприятий, направленных на изменение уже сложившихся отрицательных психических состояний. Психотерапия в длительном плавании основывается на снятии остроты психогенных факторов, умелом применении наиболее рациональных способов разрешения трудных (напряженных) ситуаций в экипаже, ослаблении последствий аффективного реагирования отдельных моряков на различные неблагоприятные воздействия.
Индивидуальная психотерапия проводится в основном посредством целенаправленных бесед, разъяснения сложившейся ситуации, привлечения к активному участию в общественной жизни экипажа, предоставлением возможностей для занятия любимым делом, выполнением различных поручений. В отдельных случаях она может осуществляться применения административных мер воздействия, в том числе дисциплинарных взысканий, критикой неправильного поведения моряков, организацией психологического давления.
Особое место в психотерапевтических мероприятиях принадлежит аутогенной тренировке. Однако ее применение возможно лишь при условии предварительного обучения личного состава по заранее разработанной методике, учитывающей особенности корабельной службы, условия длительного плавания и характер выполняемых учебно-боевых задач.
Групповая психотерапия проводится в основном в форме собеседования при активном участии в обсуждении наиболее острых вопросов всего личного состава по подразделениям, группам и командам. Особое внимание при этом обращается на формирование у личного состава правильного отношения к объективным факторам, вызывающим неадекватную реакцию, на применение наиболее рациональных способов разрешения трудных социально-психологических ситуаций, возникающих в экипаже.
Частные цели групповой психотерапии могут достигаться на занятиях по специальности, во время тренировок и учений, при отработке совместных действий по боевым и повседневным расписаниям. Главное заключается в том, чтобы командиры подразделений и старшинский состав при подготовке и проведении занятий и тренировок специально ставили перед собой эти цели, а по ходу занятий добивались их осуществления.
Таким образом, обе формы психотерапевтической работы — индивидуальная и коллективная — должны быть направлены на укрепление уверенности моряков в успешном решении поставленных задач, развитие их активности и инициативы, формирование сознательного отношения к своим обязанностям, обучение их управлять своим психическим состоянием, предупреждать нервную реакцию на воздействие стрессовых ситуаций. Тем более что психическая напряженность вызывается не самой стрессовой ситуацией, а отношениями между мотивами и возможностью человека действовать в этой ситуации в соответствии с ними. Такая возможность в определенной степени обеспечивается умением управлять собой в любой сложной и опасной обстановке.
В психических состояниях личного состава отражается сложная динамика боевой деятельности и повседневной походной жизни экипажа, которая представляет собой диалектическое единство многочисленных положительных и отрицательных факторов. Глубокое знание этих факторов, их правильная оценка позволяют оказывать целенаправленное воздействие на психические состояния моряков путем борьбы с различными отрицательными (мещанскими, обывательскими, иждивенческими, эгоистическими) явлениями в коллективе. Эта работа не терпит формализма. При формальном отношении к делу могут приниматься любые хорошие решения. Но они останутся на бумаге, а в отдельных случаях даже могут вызвать обратный эффект, послужить причиной возникновения отрицательных психических состояний.
Формирование положительных психических состояний подчиненных — важнейшая уставная обязанность любого командира. И начинается это формирование с заботы о подчиненном, с внимательного отношения к его внутреннему состоянию, чувствам и переживаниям. Это самая тонкая и, пожалуй, самая трудная область в воспитательной деятельности.
Психика человека в трудной обстановке всегда очень чувствительна. Корабельная служба, походные условия усложняют решение многих задач, выполнение которых на берегу не составило бы большого труда. Первые неудачи, которые всегда возможны, вызывают у отдельных воинов излишние переживания, отрицательно сказываются на их состояниях. Нередко тяжелое состояние у матроса, старшины и даже у молодого офицера может возникнуть из-за непонимания отдельных требований, предъявляемых к нему, допускающихся по этой причине упущений по службе. В других условиях, скажем, во время пребывания корабля в базе этого могло бы не произойти, так как там имеются большие возможности для снятия чрезмерного напряжения и преодоления отрицательного влияния обстановки.
В длительных плаваниях особую роль приобретают внимание и такт командиров, чуткость моряков друг к другу. Флотская дружба, чувство локтя товарища помогают в преодолении трудностей плавания, улучшают психические состояния моряков, поднимают настроение. Это, в конечном счете, оказывает благотворное влияние на поведение и деятельность личного состава, на выполнение задач, поставленных перед кораблем. Продуманная работа командира, офицеров—воспитателей, флотских психологов, основанная на внимании к человеку, ставит надежный заслон на пути возникновения отрицательных индивидуальных и коллективных психических состояний. Главное — вовремя обнаружить это отрицательные тенденции, выявить причины и условия, их породившие. Это позволит быстро и оперативно провести необходимые психогигиенические и психотерапевтические мероприятия.
5.4. Практические рекомендации командирам корабельных подразделений.

Управление психическими состояниями личного состава, во многом зависит от их выявления, учета и анализа. Проведенным исследованием установлено, что в условиях длительного плавания для этого лучше всего использовать следующие методы:
• систематическое наблюдение за служебной деятельностью подчиненных, их повседневным поведением в различной обстановке, при выполнении своих функциональных обязанностей по всем корабельным расписаниям, особенно в сложных (стрессовых) ситуациях, а также во внеслужебное время;
• целенаправленные индивидуальные и групповые беседы по заранее предусмотренным вопросам, имеющим определенную значимость для экипажа, интересующим и волнующим личный состав;
• проведение периодических индивидуальных опросов по специально разработанному опросному листу, предусматривающему выявление уровня активности моряков в служебной и общественной деятельности;
• анализ служебных и внеслужебных межличностных взаимоотношений и проявляющихся в них особенностей отношения моряков к задачам плавания и к своим обязанностям;
• постоянный учет всех случаев несдержанности, нервозности, повышенной раздражительности, агрессивности;
• обобщение и систематизация по периодам плавания высказываний личного состава в служебной и внеслужебной обстановке, в том числе на занятиях по боевой и специальной подготовке, свидетельствующих об оценках выполнения промежуточных задач плавания подразделениями и всем экипажем, об отношении воинов к успехам и недостаткам в общей и индивидуальной деятельности, об уровне активности или пассивности отдельных моряков;
• изучение и анализ дисциплинарной практики, выявление основных причин проступков и упущений по службе характеристика конкретных действий моряков, за которые они были поощрены или наказаны.
На кораблях активно используются все перечисленные методы, но наиболее доступным и действенным из них является систематическое повседневное наблюдение. В целях обеспечения целенаправленности наблюдения как метода определения, учета и классификации психических состояний, подчиненных полезно пользоваться примерной Таблицей №1, С. 68, в которой специально выделены шесть основных, чаше всего встречающихся вида психических состояний личного состава в длительных плаваниях. Концентрация внимания на основных особенностях внешнего проявления психических состояний личного состава позволит командирам определить намечающиеся тенденции в их развитии и принять своевременные меры для локализации отрицательного влияния.
Следует иметь в виду, что указанные в таблице основные особенности внешнего проявления психических состояний по шести видам имеют относительный характер. В поведении и действиях каждого конкретного человека они всегда строго индивидуальны и могут значительно отличаться от того, как представлены на схеме. К примеру, направленность психических состояний и эмоциональных процессов чаще всего совпадает. Это дает основание утверждать, что отрицательным психическим состояниям соответствуют отрицательные переживания, а положительным — положительные. В то же время нередко могут быть случаи несоответствия этой направленности, когда при положительных психических состояниях наблюдаются отрицательные переживания, и наоборот. Поэтому использовать эту таблицу необходимо с учетом конкретных условий плавания и личностных характеристик каждого человека, к внешним проявлениям психических состояний которого она применяется.
Для оценки коллективных психических состояний всего экипажа и корабельных
подразделений (боевых частей и служб) лучше всего пользоваться следующими методами:
• обобщение индивидуальных психических состояний и выделение в них того общего, типичного, что характерно для большинства личного состава;
• выявление отношения коллектива к задачам, решаемым кораблем, выраженного в официальных документах;
• анализ общественного мнения и выраженного в нем отношения коллектива к задачам длительного плавания, а также к обстановке, складывающейся на корабле;
• оценка коллективных реакций на поступающую информацию, на успехи и недостатки в ходе плавания;
• характеристика коллективных переживаний (чувств, эмоций, настроений), вызванных объективными условиями (длительностью похода, климатическими, навигационными и погодными факторами, интенсивностью выполняемых учебно-боевых задач и т. п.);
• определение степени удовлетворенности коллектива общими потребностями и интересами;
• учет коллективных действий, свидетельствующих о проявлении коллективного энтузиазма, трудового подъема в экипаже и общественно-патриотической активности личного состава.
Морально-психолгическая подготовка проводится для формирования состояний готовности к предстоящей деятельности средствами формами и методами боевой подготовки и воспитательной работы. Поэтому необходимо четко определять направленность всех основных мероприятий на корабле и их возможное не только положительное, но и отрицательное влияние на личный состав. Наиболее эффективно психологическая готовность к походу, формируется:
• служебными формами воспитательной работы;
• культурно-просветительными мероприятиями, (просмотры художественных и документальных кинофильмов соответствующей направленности, встречи с участниками Великой Отечественной 'Войны и с моряками, отличившимися в длительных плаваниях, посещение флотских музеев и комнат боевой славы и т.п.);
• учениями и тренировками по отработке конкретных задач предстоящего длительного плавания;
• занятиями и тренировками по специальности с изучением особенностей работы техники и механизмов в ожидаемой обстановке;
• отработкой ходовой вахты и действий личного состава по боевым и повседневным расписаниям в условиях, максимально приближенных к районам дальнего плавания;
• предварительной отработкой походного распорядка дня и постепенным внедрением наиболее существенных его элементов на заключительном этапе предпоходного периода;
• проведением внезапных учений, насыщенных значительными факторами опасности и риска, особенно при отработке мероприятий по борьбе за живучесть корабля и технических средств;
• имитацией реальных условий предстоящего похода посредством применения сильных раздражителей.
В работе по морально-психологической подготовке к походу необходимо учитывать:
• уровень моральной устойчивости и духовной зрелости моряков;
• направленность личности, интересы, наклонности;
• ближайшие и перспективные жизненные цели, отношение к корабельной службе и своей специальности;
• уровень подготовки по специальности, боевой выучки и отработанности по всем корабельным расписаниям;
• индивидуальные особенности интеллектуального, нравственного и физического развития;
• особенности темперамента, характера и специфику поведения в сложной и опасной для жизни обстановке;
• особенности протекания психических процессов при воздействии внезапных и сильных раздражителей.
На кораблях, находящихся в длительных плаваниях, целесообразно вести систематическое измерение и учет следующих объективных факторов, оказывающих сильное воздействие на самочувствие и психические состояния моряков; температуры и относительной влажности воздуха, температуры забортной воды, интенсивности солнечной радиации, количества и соотношения штормовых и штилевых дней. При учете данных по температуре и относительной влажности воздуха желательно замерять их снаружи и в отдельных внутренних помещениях корабля, наиболее характерных для служебной деятельности и бытовых условий, в том числе в машинных и котельных отделениях, на камбузе, в кубриках и отдельных каютах. Полученные данные необходимо систематизировать, усреднять по каждому месяцу похода и заносить в специально заготовленные для этого бланки, форма которых может быть следующей (См. Таблицу №3).
Таблица 3
А) Среднемесячные данные наружного климата в районах плавания корабля
Учитываемые параметры Показатели по месяцам
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Температура воздуха (в град.)
Температура забортной воды (в град.)
Относительная влажность воздуха (в %.)
Солнечная радиация кал/см2
Б) Среднемесячные данные микроклимата во внутренних помещениях корабля
Наименование помещений Показатели по месяцам
Температура воздуха Относительная влажность воздуха
Машинное отделение
Котельное отделение
Камбуз
Кубрик
Боевой пост

Для учета количества и соотношения штормовых и штилевых дней можно пользоваться данными штурманской службы о силе ветра и состоянии моря. Однако эти цифровые показатели необходимо обобщать применительно к каждому кораблю и принимать в расчет лишь с их определенного значения, когда отрицательное влияние начинает заметно сказываться на поведении и деятельности моряков. Поэтому, на различных кораблях, волнение моря в несколько баллов может классифицироваться как штилевая погода.
Для принятия своевременных мер по предупреждению влияния отрицательных факторов желательно в продолжение всего похода, начиная с подготовки корабля к выходу в море и до возвращения в базу вести учет физиологических изменений, наступающих у личного состава в результате повышения интенсивности служебной деятельности, усложнения решаемых задач и ухудшения условий плавания. Для количественного определения этих изменений рекомендуется учитывать: случаи нарушения сна (бессонницу), появление систематических головных болей и общей слабости, потерю аппетита, показания артериального давления, снижение тренированности сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке (проба стоп-теста). Учет случаев бессонницы, головных болей и общей слабости желательно проводить не только по жалобам моряков и их обращениям к врачу, но и путем активного выяснения самочувствия подчиненных с помощью наблюдения за их поведением, анализа результатов деятельности, оценки работоспособности и проведения индивидуальных бесед. Для учета тренированности сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке можно заранее выделить личный состав наиболее характерных боевых постов в количестве, отвечающем возможностям медицинской службы корабля. Оценка воздействия этих изменений наиболее показательна, когда они систематизируются по периодам плавания и сравниваются с такими же явлениями и за такой же отрезок времени при отработке задач подготовки в базе. С этой целью целесообразно полученные количественные показатели фиксировать в специальном бланке, форма которого может быть следующей (Таблица 4, С. 123).
При планировании мероприятий по предотвращению возникновения и развития отрицательных психических состояний личного состава особое внимание следует обращать:
в первом периоде плавания — на облегчение адаптации моряков (особенно не имеющих опыта длительных плаваний) к походным условиям, создание в экипаже благоприятной деловой обстановки, предотвращение состояний беспокойства, неуверенности, растерянности;
во втором периоде — на закрепление состояний высокой деловой активности, сосредоточенности, бдительности путем повышения степени их осознанности и сознательного волевого регулирования каждым членом экипажа;
в третьем периоде — на предотвращение состояний самоуспокоенности, зазнайства, безразличия и апатии, а также повышенной нервозности, эмоциональной неустойчивости и раздражительности.
В зависимости от продолжительности предстоящего плавания, его интенсивности и сложности желательно заранее определять периоды возможного повышения психологической напряженности в экипаже, предусматривая соответствующие административные меры и воспитательные мероприятия по предотвращению возникновения и развития отрицательных психических состояний личного состава.

Таблица 4
Зафиксированные физиологические изменения Кол-во случаев за ____ месяцев похода Кол-во случаев за ____ месяцев в базе Обратилось к врачу В % к общей численности личного состава
В походе В базе
Головные боли
Бессонница
Общая слабость
Потеря аппетита
Артериальное давление
Проба стоп-теста

В связи с тем, что большое влияние на развитие психических состояний оказывают взаимоотношения, представляется целесообразным рекомендовать командирам, офицерам воспитателям и корабельным психологам проведение специальных мероприятий, направленных на их формирование. Среди них важная роль принадлежит мероприятиям по психотерапии неуставных взаимоотношений среди личного состава. При этом под психотерапией понимаются такие не врачебные мероприятия, направленные на изменение психологической обусловленности неправильного (неадекватного) поведения здоровых с медицине кой точки зрения людей, которые можно проводить в условиях обычной повседневной деятельности всем руководителям, имеющим определенный минимум психологического образования.
Подготовку и проведение мероприятий групповой и индивидуальной психотерапии неуставных взаимоотношений на корабле в длительном плавании целесообразно проводить по следующей методике:

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Система педагогических воздействий командиров на психические состояния подчиненных» з дисципліни «Психологія військових моряків: психологічний стан»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Інвестиційна стратегія
Задача о двух лодках
КРИТЕРІЇ ОЦІНЮВАННЯ РИНКОВИХ ПЕРСПЕКТИВ ІННОВАЦІЙНОГО ПРОДУКТУ
Лізинг
Аудит реалізації сільськогосподарської продукції


Категорія: Психологія військових моряків: психологічний стан | Додав: koljan (16.01.2012)
Переглядів: 1053 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП