ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Торгівельна справа: економіка і організація

Основные показатели современного состояния потребительского рынка
В условиях экономической нестабильности в стране, реформирования отношений собственности и ряда других макроэкономических факторов, определяющих параметры функционирования национального хозяйства, ситуация на потребительском рынке значительно изменилась.
К особенностям состояния рынка переходного периода можно отнести:
в области предложения —
• устойчивую тенденцию спада товарного производства в отечественной промышленности и сельском хозяйстве, усиленную структурным характером процесса;
• сокращение поступления товаров по межправительственным соглашениям из стран СНГ;
• незначительный объем закупок по импорту за счет централизованно выделяемых валютных средств;
• заметный недостаток предложения дешевых товаров массового спроса, прежде всего товаров первой необходимости и детских товаров;
• снижение качества товаров, в том числе импортных; появление на рынке множества фальсифицированных товаров;
• относительную насыщенность рынка потребительских товаров;
в области спроса —
• снижение платежеспособного спроса в связи с падением уровня жизни основной части населения;
• резкую дифференциацию спроса как по объему, так и по структуре по группам населения, имеющим различный среднедушевой доход.*

* Перераспределение спроса в сторону товаров первой необходимости для основной массы населения с одновременным появлением слоя населения с высокими и сверхвысокими доходами, предъявляющего спрос на дорогостоящие качественные товары.

Анализ диспропорций, возникших в процессе развития потребительского рынка, выявил их прямую связь с процессом экономических реформ. С одной стороны, количество товаров, вовлеченных в рыночный оборот, резко увеличилось; с другой стороны, покупатели и производители (продавцы) стали самостоятельно решать вопросы закупок и поставок.
Определяющее значение при формировании цен на товары имеют не столько потребительские качества товаров и общественно необходимые затраты на их производство, сколько условия приобретения и доставки товаров на рынок продавцами.
Таким образом, насыщение и стабилизация положения на рынке стали во многом определяться действиями оптовых посредников, их количеством и организационно-экономическими условиями деятельности.
Специфической чертой современного этапа переходного периода является наличие так называемого неорганизованного рынка (в том числе и "челночного бизнеса"). О его важной роли в формировании товарного предложения свидетельствует тот факт, что в 1994 г. оборот от неорганизованного ввоза и продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках составил 82 400 млрд. руб., или 38,6% от общего объема розничного товарооборота во всех каналах реализации.* Более того, за 1991—1994 гг. сложилась, как видно на рис. 2.4, устойчивая тенденция его роста.

* См.: Россия в цифрах. 1995: Краткий статистический сборник/Госкомстат России. — М.,1995. — С.108.


Рис. 2.4. Динамика доли неорганизованной продажи товаров в общем объеме розничного товарооборота, %
В 1995 г. в сфере обращения на самостоятельном балансе числилось 85,1 тыс. различных торговых предприятий и 8,9 тыс. предприятий общественного питания. Среднесписочная численность работников составляла соответственно 2545 и 387 тыс. человек. В негосударственном секторе было занято 83% от общего числа торговых предприятий, в том числе в розничной торговле — 84%, в общественном питании — 75%.
Процесс приватизации государственной собственности в отраслях народного хозяйства получил наибольшее развитие в сфере обращения — в 1995 г. лишь 13% розничного товарооборота приходилось на предприятия государственной торговли. Темпы расширения негосударственного сектора в торговле приведены на рис. 2.5.

Рис. 2.5. Распределение розничного товарооборота по формам собственности, %
Особенности переходного периода нашли отражение в динамике основных показателей, характеризующих изменение состояния товарного рынка за последние годы. Одним из важнейших показателей является розничный товарооборот (табл. 2.1).
Таблица 2.1.
Динамика розничного товарооборота во всех каналах реализации*
Показатели 1991 1992 1993 1994 1995
Розничный товарообо 529 5600 58762 213430 553 466
рот, всего, млрд. руб.
Сводный индекс потре 2,6 26,1 9,4 3,2 2,3
бительских цен (в ра
зах к предыдущему
году)
Индекс физического 129 125 127 127 118
объема розничного
товарооборота
(1985= 100%)
Доля продовольствен 47 55 45 46 48
ных товаров,%
Доля непродовольст 53 45 55 54 52
венных товаров, %

* Российский статистический ежегодник: Стат. сб./Госкомстат России. — М.: Логос, 1996. — С. 316—317.

Данные таблицы свидетельствуют об устойчивой тенденции падения уровня жизни населения в 1991—1995 гг. — индекс физического объема розничного товарооборота в 1995 г. снизился по сравнению с 1991 г. на 11 пунктов. Из рассматриваемых пяти лет самым трудным оказался 1992 г., что нашло отражение в структуре потребления продовольственных и непродовольственных товаров. Это единственный год, когда затраты на продукты питания достигли своего пика — 55% от общих расходов.
Важным показателем состояния потребительского рынка является коэффициент насыщенности розничной торговли, который рассчитывается как отношение количества городов, в которых на момент регистрации товар был в продаже, к общему числу обследуемых городов* (рис. 2.6).

* Россия в цифрах. 1995: Краткий статистический сборник/Госкомстат России. — М.,1995. — С. 112.


Рис. 2.6. Коэффициент насыщенности розничной торговли (включая рынок), %
Приведенные данные свидетельствуют о высоких темпах насыщения рынка. Если, по данным экспертов, в 1992 г. продовольственные товары отсутствовали в каждом втором из 130 обследуемых городов, то спустя всего 2 года — лишь в 15 городах. Наличие непродовольственных товаров на рынке 92% обследованных городов в 1995 г. по сравнению с данными 1992 г. (70%) позволяет, кажется, сделать вывод, что эта рыночная ниша на данный момент практически заполнена. Однако детальное изучение вопроса показывает сохранение напряженности в обеспечении населения основными товарами (табл. 2.2).
Таблица 2.2.
Уровень наличия основных потребительских товаров на предприятиях розничной торговли в 1995 г. (°/о)*
Январь Декабрь
Продовольственные товары:
говядина 41 55
животное масло 54 82
растительное масло 69 83
яйца 58 62
сахар 60 85
Непродовольственные товары:
куртки мужские 68 69
костюмы мужские 52 59
пальто женские демисезонные 56 57
полуботинки мужские 59 68
сапоги женские демисезонные 74 64

* Российский статистический ежегодник: Стат. сб./Госкомстат России. М.: Логос, 1996.—С. 320.

Из таблицы следует, что население еще имеет проблемы в приобретении говядины, яиц, а также ряда промышленных товаров первой необходимости.
Отмечается нарастающее усиление зависимости потребительского рынка от импортных товаров, что проявляется в снижении в общем объеме реализации доли товаров, производимых в России (табл. 2.3).
В 1995 г. в общем объеме товарных ресурсов поступление по импорту составило 54%. Поскольку оплата импортных поставок происходит в значительной степени за счет доходов от реализации за рубежом минеральных продуктов, металлов, драгоценных камней и изделий из них, а экономическое состояние этих отраслей имеет тенденцию к сокращению объемов добычи и переработки, то решение проблемы расширения отечественного производства товаров народного потребления имеет первостепенное значение.
Таблица 2.3.
Структура товарных ресурсов розничного товарооборота, %*
1994г. 1995 г.
Всего товарных ресурсов 100 100
В том числе:
собственного производства 52 46
поступление по импорту 48 54

* Российский статистический ежегодник: Стат. сб./Госкомстат России. М.: Логос, 1996.—С. 320.

Падение уровня жизни населения нашло отражение и в предъявляемом спросе на продукты питания (табл. 2.4).
Таблица 2.4.
Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах всех категорий (в среднем на члена домохозяйства в год; кг)*
Продукты питания 1991 1992 1993 1994 1995
Мясо и мясопродукты 65 58 57 58 53
Молоко 348 294 305 305 249
и молочные продукты
Яйца, шт. 229 243 236 210 191
Рыба и рыбопродукты 14 12 11 9 9
Картофель 98 107 112 113 112
Овощи и бахчевые культуры 87 78 77 71 83
Хлебные продукты 101 104 107 101 102

* Российский статистический ежегодник: Стат. сб./Госкомстат России. М.: Логос, 1996. — С. 316—322.

За 1991—1995 гг. качество питания населения заметно ухудшилось. Сократилось потребление таких важных в жизнедеятельности человека продуктов, как рыба, яйца, молоко, фрукты — соответственно на 35,7, 16,6, 28,5 и 14,3%.
Низкий платежеспособный спрос основной массы населения выразился и в стремлении восполнить ежедневный рацион за счет наиболее дешевых продуктов — картофеля и хлеба. Потребление картофеля возросло на 14,3%, а потребление хлебопродуктов после "всплеска" в 1992—1993 гг. стабилизировалось в 1994—1995 гг. примерно на одном уровне.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные показатели современного состояния потребительского рынка» з дисципліни «Торгівельна справа: економіка і організація»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит дотримання нормативних вимог П(С)БО 1 «Загальні вимоги до ф...
Метафора і метонімія
Теорія оптимізації портфеля інвестицій
Послуги стільникових мереж
Аудит фінансових інвестицій


Категорія: Торгівельна справа: економіка і організація | Додав: koljan (28.10.2011)
Переглядів: 1271 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП