ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Психологічні війни

Мифологический анализ
Следует особо остановиться на мифологии, поскольку
массовое сознание оперирует именно категориями этого
плана. Значимость их особо возрастет также в случае экс-
тремальных ситуаций типа войны, где мифология стано-
вится практически единственной формой организации
массового сознания. "Мифология катастрофы является
смесью официального и неофициального контекстов", –
отмечают исследователи по поводу гибели парома "Эсто-
ния" 1 . Это естественно, поскольку в таких ситуациях, ока-
завшись перед лицом хаоса, человек начинает повторять
более примитивные формы мышления и поведения. Мож-
но также привести мнение американского руководства по
психологическим операциям FM 33-I-I, сближающее темы
в рамках психологических операций и коммерческую рек-
ламу в США, которая, например, в случае прохладитель-
ных напитков направлена не только на тех, кто испытыва-
ет жажду в данную минуту, а и на тех, кто может
испытывать жажду в будущем. То есть это набор таких ми-
фологических конструктов, а не реальных потребностей.
Мирча Элиаде написал слова, которые в качестве эпи-
графа вполне подходят к данному параграфу: "Можно с
уверенностью предположить, что понимание мифа будет
отнесено к наиболее полезным открытиям двадцатого
столетия" 2 . Практически все тоталитарные системы уп-
равления массовым сознанием строились на серьезной
эксплуатации мифологического слоя сознания 3 .
Виктор Клемперер в своем дневнике отмечает выход
на совершенно иные структуры в случае воздействия у
Гитлера: "В объявлениях говорилось: "Торжественный
час с 13.00 до 14.00. В тринадцатый час Адольф Гитлер
придет к рабочим". Всякому ясно – это язык Евангелия.
Господь, Спаситель приходит к бедным и погибающим.
Рафинированность режиссуры вплоть до указания време-
ни. Не в тринадцать часов, а "в тринадцатый час" –
пусть это и содержит в себе некоторую неточность, запоз-
205
дание, – но ОН совершит чудо, для него запозданий не
существует. "Знамя крови" на партийном съезде в Нюрн-
берге – из той же оперы. Но теперь ограниченность цер-
ковного ритуала нарушена, старомодный наряд сброшен,
легенда о Христе транспонирована в текущую современ-
ность: Адольф Гитлер, Спаситель, приходит к рабочим в
Зимменштадт" 4 . В подобного рода случаях "возрожде-
ния" старых методов воздействия вероятным следует
признать следующий вид объяснения: работа с массовой
аудиторией кардинально отличается от работы с индиви-
дуумом, схемы, годные в одном случае, не являются та-
ковыми в другом.
Мифологические структуры представляют особый ин-
терес для психологических операций и паблик рилейшнз,
поскольку включение в воздействие такого рода структур
позволяет опираться на неосознаваемые явно аудиторией
информационные структуры. Подобные структуры ауди-
тория не может отвергнуть как по причине их неосозна-
ваемости, так и по причине неопровергаемости из-за ав-
тономности существования, не зависящей от отдельного
человека. Есть еще третья составляющая мифа, также
представляющая интерес для ПР. Это в определенной
степени его простота. Как пишет, к примеру, Т.В. Евге-
ньева: "В современной массовой политической психоло-
гии реальные социальные и этнические проблемы заме-
няются упрощенным представлением о вечной борьбе
двух мифологизированных общностей ("демократы –
коммунисты", "патриоты – космополиты", "наши – не
наши"), а отношение к иным этническим, конфессио-
нальным группам строится по принципу "мы – они".
("Они" нас грабят, съедают наши продукты, вывозят на-
ше сырье и энергию и т.д.). Стоит "нам" перестать помо-
гать "им" – и все наши проблемы будут решены немед-
ленно" 5 . Упрощенный вариант представления ситуации,
конечно, имеет больше шансов на выживание, поскольку
с легкостью может захватить массовую аудиторию.
Война в Персидском заливе потребовала от американ-
ских имиджмейкеров создания нескольких вариантов ми-
фа, которые бы способствовали вхождению американско-
206
го общества в войну. С одной стороны, следовало демо-
низировать Саддама Хуссейна. С другой, резко изменить
картинку Кувейта, в образ которого были вписаны нару-
шения прав человека, неприятие демократических орга-
низаций и т.д. Как потом оказалось, за месяц до начала
вторжения Амнести Интернешнл сообщала об арестах
диссидентов в Кувейте и пытках их в застенках. Самое
сильное воздействие на американское общество оказал
рассказ о 312 новорожденных, обреченных на смерть
иракскими солдатами.
Мифология свободы и защиты демократии во всем ми-
ре, созданная США, была подкреплена достаточно жутким
рассказом, воздействие которого можно объяснить приме-
нением ужасов войны к только что родившимся. Понятно,
что рассказ о солдатах не был бы столь действенным. То
есть здесь была найдена максимально воздействующая
структура. В результате семеро сенаторов цитировали эту
душераздирающую историю в своих выступлениях, приво-
дя законодателей к нужной резолюции.
Современный миф часто принимает формы, которые
описывают совершенно будничные события. Но при этом
он во многом активно опирается на определенные нети-
пичные ситуации, внедренные в современность. К при-
меру, рассказ об удачном фермере, успешном движении
миллионера в кандидаты в президенты (например, В.
Брынцалова) опирается на знакомую всем мифологичес-
кую структуру перехода в иное состояние, вариантом че-
го может служить знакомая всем Золушка. А. Пятигор-
ский рассматривает в составе мифа такую составляющую
как "не-обыкновенное" 6 . Отбирая самые яркие события
из жизни своих героев, масс-медиа движутся по пути их
мифологизации. Если же событие не является ярким, то
оно не представляет интереса ни для журналиста, ни для
читателя. То есть составляющие самого процесса комму-
никации (отбор характеристик события и написания о
них с точки зрения аудитории) очень активно формиру-
ют мифологическую среду. Тем более это касается, к
примеру, президентских выборов, являющихся апофео-
зом мифологического мышления.
207
Мы слишком рано списали мифы из арсенала сего-
дняшнего дня, оставив их только в рамках примитивного
мышления прошлого. Сергей Эйзенштейн, воздавая
должное Диснею, отмечал: "Кажется, что этот человек не
только знает магию всех технических средств, но что он
знает и все сокровеннейшие струны человеческих дум,
образов, мыслей, чувств. Так действовали, вероятно, про-
поведи Франциска Ассизского. Так чарует живопись Фра
Беато Анжелико. Он творит где-то в области самых чис-
тых и первичных глубин. Там, где мы все – дети приро-
ды. Он творит на уровне представлений человека, не за-
кованного еще логикой, разумностью, опытом. Так
творят бабочки свой полет. Так растут цветы. Так удив-
ляются ручьи собственному бегу" 7 .
Миф социалистический как и миф капиталистический
акцентируют внимание на будущем идеальном обществе.
"Сегодня" рассматривается как набор временных оши-
бок, подлежащих исправлению. Наличие такого мифа
легко делает реальную жизнь исключением из идеально-
го правила.
Мы жили в хорошо структурированном мифологичес-
ком пространстве, каким был СССР. "Мифологическое
пространство СССР в целом отвечало основным архети-
пическим образам коллективного бессознательного, оп-
ределяющим традиционное мировоззрение. Речь в дан-
ном случае идет о таких устойчивых мифах, как
"советский народ", "общество всеобщего равенства", об-
разы могущественного внешнего врага – капиталистиче-
ского мира с его эксплуатацией человека человеком" 8 .
О современном мифе рассуждает Мирча Элиаде, счи-
тая миф единственно верной моделью действительности.
Так, к примеру, о мифе коммунистическом он пишет:

"Что бы мы не думали о научных притязаниях Маркса, яс-
но, что автор Коммунистического манифеста берет и продол-
жает один из величайших эсхатологических мифов Среди-
земноморья и Среднего Востока, а именно: спасительную
роль, которую должен был сыграть Справедливый ("избран-
ный", "помазанный", "невинный", "миссионер", а в наше
время – пролетариат), страдания которого призваны изме-
208
нить онтологический статус мира. Фактически бесклассовое
общество Маркса и последующее исчезновение всех истори-
ческих напряженностей находит наиболее точный прецедент
в мифе о Золотом Веке, который, согласно ряду учений, ле-
жит в начале и конце Истории" 9 .

Миф совершенно свободно входит в нашу действитель-
ность, принимая разнообразные формы. Ведь миф о Зо-
лушке идентичен мифу о чистильщике сапог, ставшем
миллионером, он во многом похоже реализуется беско-
нечное число раз, когда мы читаем, к примеру, сообще-
ние о победителе олимпиады из глухого села. То есть пе-
ред нами вариант мифологической действительности, к
которому благоприятно расположено массовое сознание,
ибо все герои этой действительности побеждают благода-
ря своему труду и умению и несмотря на низкое социаль-
ное положение. Эта свободная повторяемость схем мифа
у разных народов и в разные времена говорит о его прин-
ципиальной универсальности.
Мирча Элиаде также подчеркивает "психотерапевтиче-
ское" значение такого повтора: "Каждый герой повторял
архетипическое действие, каждая война возобновляла
борьбу между добром и злом, каждая новая социальная
несправедливость отождествлялась со страданиями спаси-
теля (или, в дохристианском мире, со страстями божест-
венного посланца или бога растительности и т.д.)... Для
нас имеет значение одно: благодаря такому подходу десят-
ки миллионов людей могли в течение столетий терпеть
могучее давление истории, не впадая в отчаяние, не кон-
чая самоубийством и не приходя в то состояние духовной
иссушенности, которое неразрывно связано с релятивист-
ским или нигилистическим видением истории" 10 .
Миф представляет собой определенную грамматику
поведения, поэтому и невозможно его опровержение про-
сто на текстовом уровне, которое в ответ может тракто-
ваться как исключение из правил. "Будучи реальным и
священным, миф становится типичным, а следовательно и
повторяющимся, так как является моделью и, до некото-
рой степени, оправданием всех человеческих поступ-
209
ков" 11 . Но какие объекты попадают в эту грамматику?
Если все Золушки будут находить своих принцев, кто же
будет мыть посуду или приносить еду в кафе? Если все
чистильщики обуви станут миллионерами, кто будет чи-
стить обувь? Миф странным образом работает в нереали-
зуемом пространстве, для него скорее подходит определе-
ние новости как такой ситуации, когда человек укусил
собаку, а не собака человека.
Есть определенные символические характеристики, ко-
торые в состоянии для нас передать необходимую инфор-
мацию. Так, Михаил Ямпольский говорит о необходимо-
сти путешествия для трансформации героя – например,
Одиссей, Гамлет 12 . Красной Шапочке также требовалось
отравиться из дома, чтобы получить возможность нару-
шить запрет (по В. Проппу). Пространство нормы отли-
чается от пространства, необходимого для героя. Герою
нечего делать в троллейбусе, кроме показа контролеру
прокомпостированного талончика. Герою требуется танк,
пулемет, горячий конь, который может перенести его в
иное пространство, где будет возможность проявить свои
геройские качества. Ельцин на танке, Ельцин с вынесен-
ным вперед защитным экраном от пуль – возможность
для проявления геройства в отличие от Ельцина в каби-
нете с ручкой в руке.
Сегодняшняя мифология также действует на молодежь
в качестве образца для подражания. "Реальные и вообра-
жаемые герои играют важную роль в формировании евро-
пейского юношества: персонажи приключенческих рас-
сказов, герои войны, любимцы экрана и так далее. Эта
мифология с течением времени постоянно обогащается.
Мы встречаем один за другим образы для подражания,
подбрасываемые нам переменчивой модой, и стараемся
быть похожими для них. Писатели часто показывали со-
временные версии, например, Дон Жуана, политического
или военного героя, незадачливого любовника, циника,
нигилиста, меланхолического поэта и так далее – все эти
модели продолжают нести мифологические традиции, ко-
торые их утопические формы раскрывают в мифическом
210
поведении" 13 . Раньше я придерживался мнения, что по-
добные типажи более выгодны сюжетно, на них можно
строить рассказ с продолжением, то есть, что это система
рассказа диктует тип героя со своих позиций. Однако это
был бы слишком узкий взгляд, его следует расширить в
сторону реальности такого типажа хотя бы в мире симво-
лическом. Но мы видим и иной странный феномен – и
Павка Корчагин, и Павлик Морозов, с одной стороны, и
"топ-модель", с другой – все это в первую очередь реа-
лии невербального общения. Мы к примеру, не вспомним
ни одного слова Павки Корчагина из кинофильма, но хо-
рошо помним его стиснутые зубы. Или Зою Космодемь-
янскую, идущую босиком по снегу с доской на груди...
Это говорит не только о лучшей памяти на невербальные
события, но и о более древней форме функционирования
героя мифа. Это герой скорее без слов, чем со словами.
М. Элиаде говорит о мифологическом характере совре-
менной книги. "Каждый популярный роман должен
представлять типичную борьбу Добра и Зла, героя и не-
годяя (современное воплощение дьявола) и повторять од-
ну из универсальных мотивов фольклора – преследуемую
молодую женщину, спасенную любовь, неизвестного бла-
годетеля и тому подобное. Даже детективные романы (...)
полны мифологических тем" 14 . Добавим сюда и типич-
ные схемы интерпретации современной политики, где
интерпретация каждой из сторон также идет по линии
Добра и Зла, к примеру, хороший президент и плохой
Верховный Совет. Как пишет Т. Евгеньева: "Современ-
ная политическая мифология характеризуется наличием
множества претендентов на образ идеального героя-вож-
дя, каждый из которых предлагает свой собственный ва-
риант решения. (...) Степень мифологизации образа того
или иного политического лидера можно определить, про-
анализировав издаваемые, как правило, большим тира-
жом написанные им автобиографические сочинения. В
них выделяются те элементы, которые, по мнению либо
самого автора, либо его консультантов, необходимы для
большого соответствия роли вождя масс" 15 .
211
Список мифов, формирующих наше мышление, очень
велик. Г. Мельник перечисляет часть из них, относящих-
ся к периоду перестройки 16 :

"Россия была чудной, замечательной, расово и религи-
озно бесконфликтной, с бурно развивающейся промыш-
ленностью страной";

"Гады-супостаты – большевики пришли и все испор-
тили";

"Сталин был бездарен во всем: войну, что ему ставят в
заслугу, вовсе не выиграл, трупами советских солдат нем-
ца завалил";

"Вся наша жизнь была не жизнью вовсе, а провалом в
истории, безвременьем".

К. Юнг и М. Элиаде отмечают вневременной характер
мифа (коллективного бессознательного), откуда следует,
что "при малейшем прикосновении к его содержимому,
человек испытывает "переживание вечного" и что имен-
но реактивация этого содержимого ощущается как пол-
ное возрождение психической жизни" 17 .
Г.А. Левинтон видит в мифе в качестве его централь-
ной характеристики постоянную перекодировку в другие
мифы и ритуалы:
"Внутри корпуса мифов и ритуалов – сигнификатив-
ные отношения обратимы, данный миф обозначает (и пе-
рекодирует) ряд других мифов и ритуалов, причем, что
является означающим, а что означаемым, – зависит
только от того, какой миф или ритуал в данном случае
выбрал исследователь: он выступает в качестве означаю-
щего, остальные в качестве значений, т.е. внутри корпу-
са мифов и ритуалов сигнификативные отношения дву-
сторонни, "стрелки" (обозначающие на схеме эти
отношения) обратимы. Когда перед нами текст, который
может выступать только как означающее, тогда "стрелки"
уже необратимы, мы имеем дело не с мифом, а с фольк-
лором (нарративом). Нарратив обозначает миф или риту-
ал, но сам не является их значением" 18 .
Одновременно это говорит о том, что за всеми ними
стоит инвариант (корпус инвариантов), а конкретная ре-
212
ализация не может вынести наружу все. Она лишь опира-
ется на этот корпус.
Нам бы хотелось подчеркнуть такой важный аспект ми-
фа, как наличие в нем Рока или Судьбы, что проявляется
в невозможности уклониться от того или иного действия.
В норме человек волен выбирать, но в рамках мифичес-
ких координат у него это право исчезает. Герой при этом
действительно "героизируется", в ряде случаев идя на вер-
ную, с точки зрения нормы, смерть. И чаще ему удается
"смертью смерть поправ", выйти победителем из ситуа-
ции, не имевшей реального выхода. К примеру, В. Топо-
ров пишет об Энее: "Как это ни покажется странным, в
самые страшные, роковые минуты агонии Трои, когда
требовалось наибольшая ответственность и собственное
решение, Эней менее всего принадлежал себе. За него ре-
шал рок. Ни бежать прочь из Трои, ни бежать в самой
Трое от врагов Эней не собирался" 19 . Священное, как го-
ворит Мирча Элиаде вслед за Рудольфом Отто, "всегда
проявляет себя как сила совершенно иного порядка, чем
силы природы" 20 . В рецензии на одно из исследований
Мирча Элиаде развертывает мысль автора, пытающегося
разграничить сагу (миф) и сказку: "В саге герой живет в
мире, управляемом Богами и судьбой. Персонаж сказок,
напротив, свободен и независим от Богов, для победы ему
хватает друзей и покровителей. Свобода от воли Богов,
доходящая до иронии по отношению к ним, сопровожда-
ется полным отсутствием какой бы то ни было проблема-
тики. В сказках мир прост и прозрачен" 21 .
Мы можем увидеть сказочность (мифологичность?) да-
же в элементарных рассказах. Например, в рассказах
А. Кононова о Чапаеве, входивших в обязательную совет-
скую агиографию 22 . Вот один из рассказов – "Красный
автомобиль", где Чапаев с шофером едут в село, говоря о
том, что скоро будут пить чай. Заехав, они обнаружива-
ют, что ошиблись – село занято белыми:

"Чапаев оглянулся вокруг и понял, что дело неладно. У
церкви стоял и вглядывался в автомобиль человек с погона-
ми на плечах. В нем нетрудно было признать белого офице-
213
ра. Не сводя глаз с машины, он расстегнул висевшую у пояса
кобуру и вынул наган".
Шофер пытается заводить машину, и тут время начи-
нает растягиваться, подчиняясь своему собственному
ритму. Появились солдаты.
"В это время у церкви, где стоял офицер, раздался выст-
рел. Пуля пропела над самым ухом шофера. Но он уже завел
мотор и вскочил в кабину. Машину сильно рвануло – шофер
сразу взял самую бешеную скорость".
Проявление действий самого Чапаева затягивается. Но...
"Теперь со всех сторон бежали к ним белые. Но скоро ос-
тановились: машина круто повернула, Чапаев открыл стрель-
бу из пулемета".

Завершение героической ситуации всегда обладает
приятными ассоциациями для читателя, поскольку здесь
норма проявляется на фоне только что прозвучавшей не-
нормы.

"Чапаев вдруг засмеялся:
– Вот так напились чаю!
– Шофер не расслышал: скорость была бешеной, ветер
свистел в ушах. А когда машина пошла тише, шофер услышал:
По морям, по волнам,
Нынче – здесь, завтра там...
По-о моря-ам..."

М. Элиаде призывает к изучению связи между велики-
ми реформаторами и пророками и традиционными ми-
фологическими схемами 23 . Но эти связи есть и на любом
другом уровне – "Персонажи "комиксов" являются со-
временной версией мифологических или фольклорных
героев" 24 . Или они проявляются в том, что элиты стре-
мятся восхищаться теми явлениями культуры, которые
недоступны широким массам: "в глазах "других", в гла-
зах "массы" афишируется принадлежность к некоторому
тайному меньшинству" 25 .
Функции мифов в современном обществе выполняют
романы. В рамках нашего общества – это "мыльные опе-
ры". "Читатель входит в сферу времени воображаемого,
214
чужого, ритмы которого изменчивы до бесконечности,
так как каждый рассказ имеет свое собственное время,
специфическое и исключительное" 26 . Для мыльных опер
очень важна ситуация единения общества в одном прост-
ранстве и времени. Объединяющую функцию играет не
только совместный просмотр сериала, а также возмож-
ность последующего обсуждения его. Люди не хотят те-
рять нитей единства, поскольку именно они, а не сцена-
рии еретического поведения, являются центральными
для любого общества. В свое время Д. Кэмпбелл писал о
том, что гены "храбрости" должны постепенно исчезать
при развитии общества, поскольку люди, обладающие
ими, первыми идут на опасность и гибнут. "Трусы" чаще
остаются живыми, поэтому последующие поколения по-
лучают потомство именно от них 27 . Это та же самая
структура, где "еретик" наказывается. Общество за время
своего существования как бы наработало системы под-
держания единства, но не смогло заинтересоваться систе-
мами индивидуального поведения, которое всегда высту-
пает как нарушение нормы.
Миф – это психологически доступный всем ответ на
проблемы общей значимости. Он спасает и ограждает. Он
помогает не потерять веру в разумность мира. Ролан Барт
так говорит о задачах, которые решает "здравый смысл" –
"устанавливать простейшие равенства между видимым и
сущим, поддерживая такой образ мира, где нет ни проме-
жуточных звеньев, ни переходов, ни развития. Здравый
смысл – это сторожевой пес мелкобуржуазных уравнений:
нигде не пропуская диалектику, он создает однородный
мир, где человек уютно огражден от волнений и рискован-
ных соблазнов "мечты" 28 . И поскольку человек стремится
в этот "огражденный" мир, ему активно стараются по-
мочь. Когда же нет возможности сделать это реально, это
делается символически – как, например, "Каждой семье
отдельную квартиру к 2000 году". И это не ложь в чистом
виде, поскольку, как правило, речь идет или о далеком бу-
дущем, или о далеком прошлом.
В современном мире массовая коммуникация и массо-
вая культура нарастили новый аспект мифологичности.
215
Что наиболее характерно для мифологических текстов?
Нам представляются важными следующие два параметра:

они непроверяемы (как и сказания о чудесах, святых
и т.п.). Их принципиально нельзя опровергнуть, можно
только подтвердить новым примером. То есть, к приме-
ру, фильм "Кубанские казаки" был более сильной дейст-
вительностью, чем реальная, которую можно было при
необходимости объявить исключением. Тексты массовой
коммуникации также во многом оказываются непроверя-
емыми, поскольку они часто из другой точки пространст-
ва и времени, – и я не могу проверить лично, произо-
шел, например, переворот в Зимбабве или нет, я
вынужден верить сообщениям прессы;

для них характерна определенная узнаваемость – это
не новая информация, а как бы реализация уже извест-
ной нам схемы. Часто под эту модель, фрейм, стереотип
мы даже начинаем подгонять действительность. Напри-
мер, крушение поезда и гибель людей превращается в по-
двиг машиниста, стрелочника, или, в крайнем случае,
бригады врачей, спасавших жизнь потерпевшим. Или
происшедшая гибель аэробуса с российским экипажем:
мифологическое представление ситуации о доблестных
летчиках не позволяло нам допустить информацию, что у
штурвала реально оказался пятнадцатилетний сын кого-
то из команды

"Американское общество переполнено мифами", –
пишут Эрнсг Янарелал и Ли Зигельман 29 . Мифы форми-
руют культурный и социальный мир, задавая разрешен-
ные/запрещенные типы символических действий в дан-
ной культуре.
Так, война в представлениях таких авторов бестселле-
ров, как Джозеф Хеллер и Курт Воннегут, превращается
в метафору зверя/машины, авторитарную по своей сути и
являющуюся продолжением бюрократической, корпора-
тивной социальной структуры. "Литература о войне во
Вьетнаме в сильной степени характеризуется удивлением
выживания в странной и враждебной земле среди зага-
дочных людей, в конфликте, у которого нет определенно-
го значения" 30 .
216
В принципе мифопорождающие машины работают все
время. В какой-то степени представляется оправданным
представление, что массовое сознание по сути своей ми-
фично. Причем все яркие с точки зрения нации события
насквозь мифологичны. Вероятно, в это время мы наблю-
даем включение более древних способов переработки ин-
формации. При этом из-за существенной значимости от-
ражаемых событий без мифологической составляющей
сегодня не может обойтись и политика. Например, вот что
написано в разработке Специальной информационно-ана-
литической комиссии правительства России "Мифология
чеченского кризиса как индикатор проблем национальной
безопасности России" (май 1995 г.): "Сложившийся у ру-
ководителей большинства западноевропейских стран и
оказывающий большое влияние на "публичную внешнюю
политику" собственный устойчивый комплекс представле-
ний о характере действий России в Чеченской республике
по своей сути является мифологическим". В принципе уже
даже детская литература выступает как проводник той или
иной политической мифологии. "Тем самым детская лите-
ратура дает своим читателям введение в нарративы, кото-
рые наиболее хранимы как пути для объяснения и пони-
мания политики в Америке" 31 .
Не менее значимо и четко вводится та или иная модель
мира в вестернах и детективах. X. Химмельвайт 32 увидела
урок вестерна в победе добра над злом с помощью наси-
лия. В нем нет места внутренним конфликтам и нереши-
тельности. Детектив демонстрирует, что преступление не
приносит пользы тому, кто его совершил. Еще становит-
ся ясно, что действия преступников и представителей за-
кона не являются несходными. И те, и другие готовы к
обману и насилию. Еще одним уроком детектива стано-
вится знание того, что внешность обманчива: совершен-
но безобидное лицо может оказаться закоренелым пре-
ступником. Вестерн не показывает нам негативные
результаты насилия, в то время как в детективе камера
может застыть на лужах крови. Такова мифологическая
модель представления добра и зла, заложенная в детекти-
вах и вестернах.
217
Подчеркнем еще раз, что мифологическая коммуника-
ция весьма интересна для психологических операций,
рекламы и паблик рилейшнз, поскольку действует на
уровне, который может слабо опровергаться массовым
сознанием. С другой стороны, это как бы повтор сообще-
ния, которое уже закодировано в глубинах памяти, пото-
му оно не требует дополнительной информационной об-
работки.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Мифологический анализ» з дисципліни «Психологічні війни»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит додаткового капіталу
Мешканці верхніх поверхів старіють швидше, ніж їх сусіди знизу
Аудит формування фінансових результатів
Врахування матеріальних і нематеріальних грошових потоків
Довірчі (трастові) послуги


Категорія: Психологічні війни | Додав: koljan (02.10.2011)
Переглядів: 1582 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП